weg
second_menu Главная Форум Вход О проекте second_menu
Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая
Президенту лучше не слушать: как политизируется русский рок

rollingstone.ru

Юра

Музполитдвижение в России набирает обороты

Политическая жизнь в России кипит активнее, нежели в остальном мире. Градус накала политической обстановки здесь выше, чем в среднем по планете Земля. Это хорошо видно по тому, как трансформировалась рок-музыка в нашей стране за последние 10-15 лет.

Русский рок со времен своего основания всегда искал идеологического врага, и в России 2000-ых сложился целый пласт музыки оппозиции. Музыканты стали чаще обращаться к политической проблематике, заметно активизировались протестные настроения в песенном творчестве даже самых далеких от политической жизни артистов. Мотивы недовольства, бунта и анархических настроений стали, если можно так выразиться, модными и носят тенденциозный характер.

Понятно, что рок-музыка изначально вышла из протеста системе, однако когда прежний идеологический враг – Советский Союз – был повержен, политика отошла на задний план, на сцену взошли совершенно аполитичные Земфира, «Мумий Тролль», «Сплин».

Но сегодня актуальных, животрепещущих поводов в России хватает. Русский рок как музыка интеллектуальная, думающая, диалогичная, нашел себе нового противника в лице нынешней власти. Да, мы узнали много новых имен музыкантов, а рок-культура обогатилась не одним десятком новых хитов. Но честная ли это музыка или дань времени и моде? Почему протестный рок вновь вылез из подвалов на большую сцену?

Вызов обществу всегда был фирменным знаком рок-культуры, которой свойственны непечатные выражения, провокационные жесты и стеб в адрес вышестоящих. Критический пафос творцов и исполнителей рока чаще всего направлен на отрицание социальных институтов (таких, как полиция, судебная система, образование). А потому интересно разобраться, как эта культура развивалась, следуя за политическими событиями в стране.

С 2000-ых годов до наших дней наблюдается постепенная, но довольно заметная трансформация рок-творчества в сторону усиления недовольства режимом ВВП.

На первом этапе после избрания Путина президентом на первый срок, можно заметить народное «любование» в шутливо-игровой форме. Пожалуй, самый известный случай - песня о девичьих грезах «Такого, как Путин!», спетая уже бесчисленным количеством музыкантов от «Поющих вместе» до «Ранеток». Последние никогда политических заявлений не делали, а на «Музыкальной ринге НТВ» вдруг спели «Мы ранетки, такие как Путин».

Или другой забавный случай с популярной пародией Utah Records на песню Валерия Кипелова «Я свободен». Музыканты иронично отзываются о честности выборов, а припев только лишь декоративно возвышает образ президента: «Я с Володей, словно птица в небесах / Я с Володей, я забыл, что значит страх».

Но это всё песни-шутки. В середине 2000-ых в музыкальной сфере становятся заметны более радикально настроенные исполнители. На большую сцену выходит плеяда молодых, но своенравных музыкантов, готовых отстаивать свои бунтарские нравы. Например, в 2005 году в альтернативном роке отметилась группа «Lumen» с альбомом «Свобода». В одной из наиболее запоминающихся и сильных песен «Государство» провозгласили собственные ценности: «Здесь типа демократия, на самом деле – царство. Я так люблю свою страну и ненавижу государство».

Можно вспомнить примеры других андеграундных групп, протаптывавших свой творческий путь из no-name к известности через политическую лирику: «Свиньи в космосе», «Последние танки в Париже», «Барто» и т.п. Часто такие песни содержали нецензурные выражения, это добавляло песням жесткости и эпатажа, это запоминалось сильнее.

А потом еще интереснее. В 2007 году белорусская группа «Ляпис Трубецкой» кардинально меняет стилистику своего творчества. Переход от шутливых и лирических баллад к хлесткой социальной сатире произошел быстро и безболезненно - музыканты морально уже были готовы поделиться своими размышлениями, выдав серию успешных хитов на волне критики строя - «Капитал», «Манифест», «Belarus Freedom», «Буревестник» и другие. Пик достигнут в 2012 году с выходом альбома «Рабкор». Название, как можно догадываться, несет двойное содержание: музыкант освещает в своем творчестве политические события как рабочий корреспондент, и формирует новое направление музыки - музыки рабочих, по аналогии с хардкором, металлкором и т. д.

Отметим и альтернативного фристайлера Noize MC, который начинал со стебно-слезливых песен про любовь и шутливых про общагу и Бритни Спирс. Однако и у него произошел перелом в творческой проблематике. Музыкант записал «Гимн понаехавших провинциалов» и скандальный «Мерседес S666», а последний альбом «Неразбериха» (2013) стал, пожалуй, самым политическим его творением.

Чем дальше - тем жестче: колкая, злободневная сатира начала 2000-ых сменилась открытым протестом, где откровенно воспевается требование отправить в отставку действующих властей. Вспомнить хотя бы Васю Обломова и его провокационные «Кто хочет стать милиционером?» и «Пока, Медвед».

Критика власти через музыку продолжает набирать обороты. Чаще всего люди статусные и известные высказываются прикрыто, сдержанно. Андрей Макаревич в 2011 году записал шуточную «К нам в Холуево приезжает Путин», а позднее и другие иносказательные, но понятные по идеологическому вектору композиции - «Крысы» (2012), «Сказка о законодателях», «Путин и рыбак» (обе 2013).

Хотя надо отметить, что и среди передовых рокеров встречаются по-разному настроенные музыканты. Юрий Шевчук («ДДТ») и Михаил Борзыкин («Телевизор»), к примеру, вообще с линии фронта никуда не уходили, не пытались юлить, а всегда открыто обозначали свою позицию. Но есть и прямо противоположные представители «кремлевских» рок-тусовок.

В наши 2010-ые годы музполитдвижение продолжает бравое шествие. И дело тут не только в мерцавших во всех новостях «Pussy Riot». На волне президентских выборов группа «Рабфак» подарила миру полный светлого цинизма интернет-хит «Наш дурдом голосует за Путина» и ряд других бравых песен, а один из основателей «Агаты Кристи» Глеб Самойлов создал провокационный проект «The Matrixx» с призывами вроде «делайте бомбы, а не секс».

Роль одной из главных консолидующих сил сыграл Василий Шумов, призвав музыкантов страны объединиться для создания «Белого альбома» - сборника песен, символизирующего по цвету оппозиционное начало. При помощи музыкального критика Артемия Троицкого альбом объединил аж более 300 музыкантов и вышел в 4 частях. Троицкий, к слову, и сам не прочь поучаствовать в музыкально-политических играх: совместно с Хором имени будущего и «Вивисектором» записал запоминающуюся незамысловатым мотивом песню «Ша Пу На На» («Шайку Путина на нары»).

Идея «мы против них» вернулась в рок-музыку. Критика доминирующих в обществе идеологических схем с позиций простого человека, гражданина – оказались востребованы обществом.

С одной стороны, эта политическая активность в творчестве даже положительно повлияла на русский рок - он снова становится музыкой протеста, как было в СССР. Музыканты стали плодовитее на основе реальных событийных проблем и фактов.

Но с другой стороны, дух коммерции царит и в мире культуры тоже. И он превратил подпольный андеграунд в хорошо продаваемый товар. Словом, сегодняшний рок - не столько идеологический соперник культуры мейнстрима, сколько товар культурной индустрии. Писать провокационные, оппозиционные песни становится модно и востребовано, потому что эти настроения близки значительной части аудитории.

А где правда? Наверное, как обычно, где-то посередине.

Слушайте честную музыку.

Автор текста: Артур Зайнетдинов


V1
Поиск на сайте
Email
Вконтакте YouTube Twitter
RSS
Mail.ru V2
© 2024 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин