|
Проволока для звукоснимателей |
jablog.ru
Сайт (и блог) Seymour Duncan, как по мне, может считаться эталоном корпоративного сайта. Там практически не встретишь сухих пресс-релизов и сухих новостей компании. Там то, что интересно музыкантам, и то в чем понимают и разбираются парни из Seymour Duncan. Конечно, не без пиара своих продуктов, но ведь ради этого все и затевалось, верно?
В общем, знающим английский рекомендую туда заглядывать. Ну а для остальных я решил перевести оттуда статью, показавшуюся мне интересной. Конечно, для многих это откровением не будет, но, как говорится, повторение – мать учения.
Проволока для звукоснимателей
В обычном гитарном звукоснимателе не так уж много составных частей: магниты, проволока и катушка или каркас для катушки, чтобы соединить их друг с другом. Но эти простые компоненты формируют сложную интерактивную систему, где одно небольшое изменение в материалы может очень сильно повлиять на конечный звук.
Возьмем, к примеру, проволоку. За свои 33 года работы в Seymour Duncan мы потратили бесчисленное множество часов, прослушивая и документируя то, как различные типы проволоки влияют на звук звукоснимателя. Калибр (или размер, толщина) проволоки, тип и толщина её изоляции, чистота и мягкость меди – все это влияет на звук в малых, но в то же время в важных параметрах.
Толстая или тонкая?
Мы используем широкий диапазон калибров проволоки для наших звукоснимателей. Обычно от 41 до 44 AWG (AWG – American Wide Gauge. Американский стандарт калибра проволоки и проводов. Чем больше значение, тем тоньше проволока). Такую проволоку обычно делают из больших бибин с проволокой калибра 6, которая по толщине примерно с мизинец (около 4,1 мм). Её протягивают сквозь специальные металлические зажимы снова и снова, пока толщина не станет сравнима с толщиной волоса на вашей голове.
Проволока для звукоснимателя практически такая же тонкая, как волосок
С годами мы определили какие калибры больше всего подходят для того или иного звука. Вот вам пример. Два звукоснимателя имеют одинаковое количество витков или одинаковые магниты. Но используя различный калибр проволоки мы можем заставить один звучать более толсто, с более мягким и гладким верхом.
Если не принимать во внимание тональные характеристики, то мы иногда используем более тонкую проволоку из соображений размера. Чем больше витков в звукоснимателе, тем больше у него будет выход. Поэтому, если нужно сделать очень компактный, но в то же время «горячий» звукосниматель, то, возможно, нужно будет использовать более тонкую проволоку. Например, одному клиенту нужен был звукосниматель на гитару Dobro. Он хотел максимально большой выход со звукоснимателя, однако же наибольшая высота датчика не должна была быть больше 0,210” (5,3 мм). Используя достаточно тонкую проволоку и специальное строение магнита, мы смогли сделать мощный и очень компактный звукосниматель, который отлично разместился в узком пространстве под струнами. Мы сделали просто огромное количество датчиков на заказ с подобными требованиями.
Про изоляцию
Существует по крайней мере 18 различных типов изоляции проводов: полиуретан, нейлон, поли-нейлой, полиэстер, Тефлон и многие другие. Изоляция оказывает громадный эффект на звук звукоснимателя. С годами мы научились использовать различные типы изоляции, чтобы доводить звук до нужных тональных характеристик. Например, мы часто используем проволоку с мощной изоляцией, чтобы получить более детализированный верх.
Разная изоляция проволоки дает разный звук
Однако не изоляцией единой… Провода с адгезивной изоляцией тоже есть на рынке. У них адгезивная покрытие, которое может наносится различными способами. Имя специальные инструменты, можно наматывать отдельно стоящие катушки без необходимости делать конструкции из различного рода бобин. Это может быть полезно в каких-то случаях, но мы избегаем использовать провода такого типа, т.к. намотка таких проводов и то, как они ложатся в витки получается менее качественной, по сравнению с обычной проволокой.
Хороший персонал
Независимо от типа проволоки мы сотрудничаем с поставщиками, которых, как и нас, волнует качество, и мы не против платить больше, чтобы получить качество проволоки, превышающее стандарты индустрии. Кроме того, мы проверяем каждую партию проволоки, которая попадает к нам на склад. Мы измеряем общую толщину, и сопротивление на фут до 3х знаков после запятой, чтобы удостовериться, что она удовлетворяет заявленным характеристикам.
Измерение толщины проволоки
Само собой, что для винтажных звукоснимателей мы используем проволоку, сделанную по стандартам «тех времен». Например, мы используем изоляцию Formvar (поливинилформальдегид, формвар), которая использовалась на старых Стратах и на некоторых звукоснимателях Jazz Bass. Но, если говорить про винтаж, то наиболее известна обычная лаковая изоляция с её темно-бардовым цветом покрытия. Такая изоляция была распространена в 50е и 60е, до того, как изобрели другие типы изоляции. Она использовалась во всех старых P.A.F Gibson и во многих ранних инструментах Fender. Мы используем обычную лаковою изоляцию на звукоснимателях для Telecaster STL-1 и STR-1, винтажных PAF, например, ’59 и Seth Lover, многих Antiquity моделях, и, конечно, на многих моделях Custom Shop.
Как найти хорошую лакированную проволоку?
На сегодняшний день лакированная проволока не требуется почти никому (за исключением тех, кто неравнодушен к звуку). Прежде чем паять такую проволоку, ее нужно ошкурить, а это требует дополнительного ручного труда, и не многие компании идут на это. В результате, есть всего несколько компаний, которые производят настоящую лакированную проволоку.
Лакированная проволока должна быть зачищена перед пайкой
У многих производителей есть проблемы с качеством. Например, есть один, название которого мы не будем называть, к которого в проводе полно пустот, так что его, фактически, нельзя использовать. Также есть производители, у которых проволока только выглядит правильно – отличный темно-бордовый цвет, но это и рядом не настоящий лак. В общем, мы покупаем большие партии у компании, которая, как мы выяснили, является отличным производителем хорошо прокаленной проволоки без пустот. (Прокаливание – это процесс нагревания и последующего охлаждения проволоки с определенными условиями среды, чтобы восстановить мягкость и гибкость проволоки, а также убрать деформационно-закалочные напряжения. Непрокаленную проволоку очень трудно наматывать ровно с правильными слоями.)
Не только медь
Для наших звукоснимателей Zephyr мы используем серебряную проволоку. Серебро – это материал, который имеет еще меньшее сопротивление на единицу длины, нежели медь.
Symour Duncan Zephyr с серебряной проволокой
К сожалению, серебро очень дорого на сегодняшний день, но между медью и серебром есть существенные звуковые отличия.
У звукоснимателей с серебряной проволокой мощная динамика, взрывная атака, и комплексный гармонически насыщенный звук, с отличной читаемостью нот в аккордах. Серебро мягче, чем медь, поэтому он отлично мотается. Я использую серебро, если об этом просят клиенты или, когда нужно увеличить отклик звукоснимателя в обоих концах звукового спектра частот.
Проволока – еще не все, нужно правильно ее намотать
Звук звукоснимателя – это не только вопрос выбора нужной проволоки, изоляции и числа витков. Важно еще и то, как вы наматываете проволоку. Помимо всего прочего, это определяет емкость звукоснимателя, т.е. емкость конденсатора, у которого в качестве пластин – слои проволоки. Что, в свою очередь, определяет резонансную частоту катушки и диктует точку завала в высоких частот в АЧХ. Таким образом, это один из факторов, который позволяет нам настроить отдачу датчика по верхам.
Техника намотки звукоснимателя тоже влияет на конечный звук
С годами мы разработали некоторые очень интересные способы, позволяющие нам добиться разного звучания от наших звукоснимателей, будь то ручная намотка, или точнейшая намотка с помощью наших станков. Каждый звукосниматель SD, неважно, поточное ли это производство или Custom Shop, намотан с учетом того, что сказано выше.
Создание идеального звукоснимателя
Придание звукоснимателю определенного звука – это работа, требующая деликатного звукового баланса, постоянный поиск компромиссов. Но благодаря всем этим годам прослушивания и анализа, вы можем управлять всем этим комплексом взаимодействий – проволоки и техники намотки. Мы выбираем материалы и технику производства, чтобы сделать именно тот звук, которые вы ищите.
Басист Кевин встретил Сеймура в местном музыкальном магазине, где Сеймур производил ремонт. «Я постоянно носил к нему свой бас Gibson», - вспоминает он. «Он бы точно так же, как и я одержим поиском правильного звука». Кевин присоединился в молодой команде Seymour Duncan в 1979 b несколькими годами позже стал главным инженером.
Кевин и Сеймур в начале 80х
Как говорит, Cathy Duncan со-основатель и долгое время президент компании, у Кевина были нужный талант в нужное время. “Как только мы стали расти, нам стал нужен кто-то с аккуратностью и четкостью Кевина. В то время многие технические стандарты были довольно свободными, но целили гораздо выше. Тогда говорили, что винтажные звукосниматели различаются также, как снежинки, и, в общем-то, нормально, если вам достаточно повезет, то можно сделать хороший звукосниматель. Благодаря упорству и аккуратности Кевина, мы можем давать музыкантам идеальную снежинку каждый раз».
Автор: Kevin Beller. Вице-президент Symour Duncan по разработке новых продуктов и инженерии.
(seymourduncan.com)
|