weg
second_menu Главная Форум Вход О проекте second_menu
Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая
Waldorf Rocket

moinf.info

Waldorf Rocket

Прошедший осенне-зимний сезон в индустрии музыкального оборудования оказался богат сюрпризами. Сразу несколько европейских компаний после продолжительного "цифрового затишья" отметились созданием реальных аналоговых синтезаторов. Новость, безусловно, приятная, учитывая, что в последние годы спрос на такие инструменты несколько превышал предложение. Французская компания Arturia выпустила синтезатор Minibrute (см. мартовский номер МО за этот год). Английская Novation показала на последней зимней выставке обновленную клавишную версию Bass Station II, хотя к нам в страну этот инструмент на данный момент еще не приехал. Немецкая компания Waldorf выпустила настольный синтезаторный модуль Rocket, который уже появился на отечественном музыкальном рынке. Вот об этом-то инструменте и пойдет речь в данной статье.

Waldorf Rocket представляет собой компактный настольный синтезатор. Это небольшая черная коробочка весом 0,9 кг и размерами 18,5 x 18,5 x 6,5 см (высота дана с учетом ручек потенциометров). Синтезатор построен по классической аналоговой схеме субтрактивного синтеза, и его предполагаемая роль - одноголосный инструмент для басовых и солирующих партий. Однако я бы хотел до определенного момента воздержаться от таких определений как "аналоговый" и "одноголосный", поскольку синтезатор вовсе не так прост, как представляется с первого взгляда.

Поскольку он не имеет собственной клавиатуры, нужно запастись внешней, если, конечно, вы не собираетесь использовать инструмент исключительно для проигрывания готовых MIDI - дорожек из компьютера. Для приема MIDI-команд пригоден как стандартный MIDI-вход (DIN 5), так и порт USB B, в зависимости от того, используете ли вы MIDI-клавиатуру или подключаетесь непосредственно к компьютеру с программным секвенсором. Электропитание подается именно через порт USB, поэтому если подключить синтезатор к компьютерному порту, то он сразу автоматически включится и будет готов к работе. Если же подключение к компьютеру не требуется, то для подачи питания используется специальный адаптер с кабелем USB. Оба эти предмета входят в комплект поставки. Кстати, адаптер имеет еще и набор сменных вилок для подключения ко всем мыслимым видам розеток. Нам это, конечно, без надобности, но чувствовать заботу о потребителе всегда приятно.

Хочу, кстати, отметить еще две интересные особенности. Во-первых, сам синтезатор собран непосредственно в Германии, а вовсе не там, откуда мы уже привыкли получать различное электронное оборудование. А во-вторых, на табличке, находящейся на нижней части корпуса, указано, что для питания необходим источник напряжением 5 В с максимальным током 0,5 А, что соответствует стандартной спецификации для шины USB. Однако штатный адаптер рассчитан на нагрузку 1 А, и синтезатор очень хорошо с ним работает. Так же, как и с любым аналогичным адаптером для USB-устройств, который можно купить в магазинах бытовой электроники. Это проверено на практике. Так что, если вы привыкли верить заявлениям производителя о том, что необходимо использовать строго определенный источник питания, или, скажем, потеряли штатный адаптер, то можете вздохнуть с облегчением. У вас есть пространство для маневра.

Лицевая панель и управление синтезом

Waldorf Rocket, как и положено портативному устройству, имеет весьма небольшое количество органов управления, распределенных по секциям. Границы секций обозначены белыми и зелеными линиями, на которых выведены зеленые прямоугольники с названиями.

При беглом взгляде на лицевую панель можно получить лишь самую общую информацию (рис. 1). Видно, что синтезатор имеет один осциллятор с двумя формами волны, портаменто (Glide), один мультирежимный фильтр с резонансом, один генератор огибающей, один модулирующий генератор (LFO) и арпеджиатор. В общем, негусто.

Waldorf Rocket

Однако, весь этот минимализм - кажущийся. Хотя бы потому, что этот якобы одноосцилляторный синтезатор умеет создавать унисоны, интервалы и аккорды, имеет функцию синхронизации осциллятора, а арпеджиатор играет не только простейшие ходы, но и разнообразные паттерны. Есть и еще кое-что, но лучше обо всем рассказать по порядку.

Итак, осциллятор может производить в качестве основы пилообразный или прямоугольный сигнал, в зависимости от положения рычажка селектора. Для дальнейшей работы с волновой формой есть два потенциометра с маркировкой, соответственно, Wave и Tune. Функции, которые они выполняют, зависят от формы волны, а также от угла поворота ручек. Для определенности примем вначале, что оба потенциометра повернуты в крайнее левое положение.

Если используется прямоугольный сигнал, то функции распределяются таким образом. Потенциометр Wave от крайнего левого до среднего положения изменяет коэффициент заполнения (скважность) импульсов от 0 до 50%. В среднем положении ручки импульс имеет квадратную форму; в крайнем левом ширина положительной части импульса становится нулевой, и наступает так называемое вырождение сигнала. В этом частном случае сам синтезатор, естественно, совсем не производит звук. Но зато именно при таком положении потенциометра открывается внешний звуковой вход (см. разъем VCF In на задней панели), и сигнал с него направляется на обработку в секцию фильтра.

Если продолжать крутить ручку Wave от среднего положения вправо, то вместо ручного управления запускается автоматическая модуляция ширины импульса от скрытого генератора. Иными словами, включается PWM, пока что на малой фиксированной скорости. Вначале при вращении ручки изменяется только глубина модуляции, от едва заметной до вполне уверенной. При дальнейшем повороте ручки (это примерно последняя четверть от полного хода) начинает увеличиваться только скорость модуляции.

Теперь более понятны условные обозначения, нанесенные вокруг рукоятки Wave. Слева нарисованы импульсы различной ширины, а пиктограммы справа содержат волнистые линии, обозначающие автоматическое управление.

Теперь перейдем к потенциометру Tune, который, судя по кольцевой маркировке, тоже имеет две разные зоны управления. Левая зона называется "detune". Стоит сдвинуть ручку с нулевого значения, как сразу же запускается скрытый добавочный осциллятор с прямоугольным сигналом, в результате чего формируется двухточечный унисон, известным образом изменяющий тембр звука. Вращение ручки вплоть до среднего положения плавно меняет степень расстройки добавочного тона по центам, создавая разнообразные певучие или же диссонирующие тембры. При переходе ручки через середину, в зону "chord", расстройка начинает меняться скачкообразно, по полутонам, что позволяет автоматически сформировать от взятой ноты любые музыкальные интервалы.

Унисоны и интервалы можно формировать как на "ровном" сигнале, так и при включенной PWM - эти функции друг другу не мешают.

Если переключить волновой селектор на пилообразный сигнал, то эти же два потенциометра будут работать несколько иначе. Пила в чистом виде производится только тогда, когда ручка Wave находится в среднем положении (один зуб на кольцевой маркировке; на этот раз нужно смотреть внутреннюю окружность), а ручка Tune - в крайнем левом. Если начать сдвигать ручки с указанных позиций, то начинается в некотором смысле беспредел, поскольку со звуком можно сделать неожиданно много всего. Причем, текущая функция одного потенциометра зависит от того, чем в данный момент занимается другой потенциометр.

Итак, находясь в вышеозначенной исходной позиции, слегка сдвигаем ручку Wave из среднего положения влево. Это действие включает режим Saw Sync Mode, то есть активирует узел синхронизации и запускает скрытый осциллятор, используемый в качестве ведомого. Если теперь начать крутить ручку Tune, то она-то как раз и будет изменять высоту тона ведомого осциллятора, и, следовательно, - формировать тембр. Если продолжить вращать далее влево ручку Wave, то она будет управлять работой скрытого генератора амплитудной огибающей (Sync Envelope Time). Этот параметр определяет динамику изменения звука во времени, устанавливая, как долго в суммарном сигнале будет присутствовать звук синхронизированного осциллятора. Вначале, вблизи средней отметки потенциометра, скорость спада огибающей очень велика, и в формируемом звуке можно услышать характерный звонкий "вжик" ведомого осциллятора, после чего звучит только основной осциллятор. Чем дальше влево, тем меньше скорость спада и, соответственно, тем более плавно изменяется тембр звука от жестких оттенков до чистого тона основного осциллятора. На кольцевой маркировке можно увидеть отметку "1s", действительно соответствующую одной секунде, и отметку "бесконечность", находящуюся в самом низу. Последняя означает, что если регулятор Wave повернуть до упора влево, то сигнал синхронизированного осциллятора уже не будет плавно затухать, а будет постоянно подмешан к сигналу основного осциллятора. В этом случае общая тембровая окраска останется статичной, и будет определяться только углом поворота потенциометра Tune.

Дальше еще интереснее. Вновь установим потенциометры в исходную позицию, отключив тем самым синхронизацию, а затем сдвинем ручку Wave из среднего положения уже не влево, а немного вправо, туда, где нарисован сдвоенный зуб. Тем самым мы включили режим унисона и запустили скрытый осциллятор. Чем дальше вправо мы повернем ручку Wave, тем больше дополнительных скрытых осцилляторов будет подключено. В пределе, к основному тону подмешивается семь дополнительных, что дает восьмиголосный унисон.

В режиме унисона потенциометр Tune заведует глубиной взаимной расстройки дополнительных осцилляторов и имеет две зоны управления. Левая половина, обозначенная "detune", заведует тонкой расстройкой, по центам. При переходе в правую зону ("chord") включается режим шаблонных настроек, по полутонам. В этом случае при повороте ручки вместо слитного унисона синтезатор производит предустановленные интервалы или аккорды. Что именно - зависит от количества дополнительных голосов, то есть от угла поворота потенциометра Wave. Скажем, если унисон был двухголосный, то будут генерироваться различные интервалы: терции, квинты, октавы, - любые. Если унисон трехголосный, то - трезвучия, как мажорные, так и минорные. И так далее.

Сложно? Только на бумаге. В реальности к этим хитростям быстро привыкаешь. Особенно к последней, самой неожиданной.

В режиме "пилообразного унисона" есть еще одна функция. Чтобы до нее добраться, нужно просто повернуть в крайнее правое положение обе ручки, и Wave, и Tune. При этом, как мы уже знаем, пилообразный сигнал генерируется одновременно восемью осцилляторами, и если нажать клавишу на MIDI-клавиатуре, то все восемь голосов будут звучать одним жирным унисоном. Однако именно в этом режиме все осцилляторы работают независимо, без каких-либо специальных шаблонов. Если взять на клавиатуре аккорд, то будет звучать именно аккорд. Если взять разными руками два аккорда, то именно их вы и услышите. Поскольку голосов восемь, то и извлекать из синтезатора можно одновременно до восьми звуков любой высоты.

Теперь понимаете, почему вначале я не хотел говорить слово "одноголосный"? Ведь синтезатор умеет быть многоголосным!

Однако нужно отметить, что определение "восьмиголосная полифония" будет все же не вполне верным. Возможно, здесь подошло бы определение "псевдополифония". Ведь реально полифонические инструменты способны отдельно отрабатывать каждый голос, используя независимые генераторы огибающих. Здесь же огибающая для всех общая, соответственно, изменения амплитуды и параметры фильтра для всех голосов будут отрабатываться синхронно. Тем не менее, по-настоящему играть аккордами это не мешает. Что и будет продемонстрировано далее.

Фильтр, в отличие от осцилляторов, устроен традиционно. Тип фильтра выбирается рычажком селектора. В спецификациях указывается, что это четырехполюсный истинно аналоговый фильтр с резонансом. При максимальных значениях резонанса фильтр самовозбуждается и генерирует синусоидальную волну.

Есть отключаемая функция отслеживания клавиатуры, Keytrack. При стопроцентном значении этого параметра самовозбужденная синусоида генерируется в равномерно - темперированном строе, то есть высота тона определенным образом зависит от нажатой клавиши.

Частоту среза фильтра можно модулировать генератором огибающей. Уровень воздействия регулируется потенциометром Env Mod.

Фильтр может обрабатывать приходящий извне сигнал. Для этого, как указывалось ранее, нужно присоединить источник сигнала к входу VCF In, выбрать селектором импульсную форму волны и выкрутить на самый минимум ручку Wave. Собственная генерация звука прекращается, и на фильтр поступает звук с внешнего входа.

Стоит отметить также, что синтезатор распознает MIDI-сообщения Aftertouch. Они постоянно назначены на управление частотой среза фильтра.

Далее снова выявляются нетрадиционные решения. Заглянув в соседнюю секцию генератора огибающей, можно убедиться, что здесь есть собственные хитрости. На самом деле огибающих здесь две, для фильтра и усилителя. Но органы управления у них совмещены. Причем, время атаки обеих огибающих никак не регулируется. Оно сразу и навсегда установлено в некое минимальное значение ("в ноль", как пишут в документации), и, в общем-то, желания его найти и отрегулировать у меня ни разу не возникло. Атака четкая, без претензий.

Учитывая общую специфику инструмента, можно считать, что главный орган управления огибающих - это потенциометр Decay. Собственно, в этой секции и крутить-то больше нечего. Оба генератора совместно используют значение этого потенциометра и положение переключателя Release. Если его включить (Release в положении On), то ручка Decay совместно управляет фазами спада и затухания в обоих генераторах. Переключатель Sustain добавляет нерегулируемый сегмент поддержки, но только в амплитудной огибающей. Громкость взятой ноты в этом случае остается максимальной, пока нажата клавиша. Если же поддержку отключить (рычажок Sustain в положение Off), то громкость звука при нажатой клавише будет плавно уменьшаться в соответствии с положением регулятора Decay.

Рычажок Boost, пристроившийся слева к этой секции, управляет сатуратором. Его включение слегка искажает звук и насыщает его дополнительными гармониками, примерно как в легком эффекте овердрайва. Схемотехнически сатуратор расположен после фильтра, соответственно, экстремально резких тембров не производит. Однако на слух его работа вполне очевидна.

Секция LFO/Arp предлагает еще один шедевр совмещенного управления. Два потенциометра и два трехпозиционных тумблера управляют как процессом модуляции от имеющегося LFO, так и арпеджиатором. Но не одновременно: доступно или одно, или другое. Некоторая часть функций в пояснениях не нуждается в силу их очевидности. Кроме того, маркировка, относящаяся к LFO и к арпеджиатору, выполнена разным цветом, и ее удобно считывать. Однако стоит отметить несколько важных моментов.

Первичным выбором режима работы всей секции заведует рычажок селектора Target. В среднем или верхнем положении (это означает, что LFO включен, а арпеджиатор - выключен) он выбирает цели модуляции, соответственно, фильтр или осциллятор. При переключении селектора в нижнее положение он отключает модуляцию и активирует арпеджиатор.

В режиме LFO потенциометры Depth и Speed заведуют глубиной и скоростью модуляции. Скорость модуляции в ручном режиме регулируется в диапазоне 0,05-50 Гц, но если на MIDI-вход поступают сообщения MIDI Clock, то включается автоматическая привязка, и скорость настраивается уже в долях темпа.

Чтобы полностью отключить модуляцию, не включая вместо нее арпеджиатор, нужно повернуть оба потенциометра в крайнее левое положение. Если же до упора влево вывести только один потенциометр, Speed, то полностью останавливается лишь LFO, то есть низкочастотный генератор. Однако модуляция как таковая не отключается, а лишь переходит в новый режим работы. В этом режиме при каждом последующем нажатии ноты генерируется случайное значение параметра Depth в пределах диапазона, который определяется текущим положением потенциометра. Чем сильнее повернута вправо ручка Depth, тем больше разброс значений. Если селектор цели модуляции установлен в значении Osc, то последовательные нажатия одной и той же клавиши будут всякий раз генерировать разновысотные звуки. Если на селекторе выбран фильтр, то случайной будет частота среза. Поправка: случайной, но с учетом формы волны LFO, выбираемой рычажком Shape.

В режиме арпеджиатора верхний потенциометр (Range) имеет две зоны управления. Левая зона, с цифрами 1-4 на маркировочной дуге, устанавливает октавный диапазон, в пределах которого работает арпеджиатор. То есть максимум здесь - четыре октавы. Если довернуть ручку в правую зону, то все октавные диапазоны, равно как и простые типы арпеджио, отменяются. Вращением ручки от среднего до крайнего правого положения можно последовательно выбрать любой из восьми предустановленных сложных паттернов. Если повернуть ручку Glide из секции осциллятора, то портаменто будет отрабатываться не на каждой смене ноты, а выборочно, поскольку скольжением принудительно управляет паттерн арпеджиатора.

Скорость работы арпеджиатора может устанавливаться вручную (24-600 долей в четверти, нотами в 1/8), либо привязываться к сигналу MIDI Clock на входе. В последнем случае регулятор Speed начинает функционировать как "clock divider", перебирая разные длительности нот.

Завершая тему модуляции, стоит добавить, что синтезатор имеет еще один скрытый LFO, управляющий вибрато. Чтобы услышать вибрато, нужно, как обычно, повернуть колесо модуляции на MIDI-клавиатуре. Скорость модуляции можно задать, передав нужное значение контроллера MIDI CC# 80.

Все, на этом органы управления закончились. Маленькая желтая кнопка Launch, расположенная в правом нижнем углу лицевой панели, при кратковременном нажатии генерирует MIDI-ноту с номером 60 (то есть С3). Это удобно для проверки или настройки инструмента в отсутствие клавиатуры. По совместительству эта кнопка служит световым индикатором входящих MIDI-сигналов.

Кстати, кнопка Launch "запоминает" последний принятый номер MIDI-ноты, и при нажатии воспроизводит именно ее. Но эта память сохраняется только до поступления новой ноты или до выключения питания.

Эта же кнопка может использоваться для передачи дампов состояния, которые можно записать в секвенсор, а впоследствии загрузить обратно. Впрочем, сама идея организации внешнего банка пэтчей для Waldorf Rocket выглядит несколько странной. Составители документации из Waldorf, по своему обыкновению, даже пошутили на эту тему, озаглавив один маленький раздел фразой "А где же пресеты?" Содержимое раздела, размером в один абзац, поясняет, что пресетов не существует в силу особенностей конструкции. И что выкрутить нужный звук можно безо всяких дампов, прямо на панели и всего за несколько секунд.

Добавлю от себя, что поскольку органов управления мало, ошибиться с настройкой практически нереально.

Коммутация

Что касается коммутации, то Waldorf Rocket и здесь придерживается здорового минимализма (рис. 2). Он имеет вход и выход MIDI (DIN 5), аудиовход и выход (джеки), выход для наушников (миниджек), разъем USB B. Последний, как уже упоминалось, служит для подачи питания, а при необходимости - в качестве MIDI-порта (драйверов не требуется). Уровень выходного сигнала для наушников регулируется соответствующим потенциометром на лицевой панели, линейный выход не регулируется.

Waldorf Rocket

Над MIDI-разъемами можно заметить маленькую кнопочку, а вернее - прямоугольный вырез в корпусе, под которым спрятался ее толкатель. Нажать кнопку можно лишь острием карандаша или, скажем, разогнутой скрепкой. Задача этой кнопки - назначить нужный MIDI-канал для приема сообщений. Она и промаркирована соответствующим образом: Set Channel. Для смены канала нужно удерживать кнопку в нажатом состоянии и в это время нажать любую клавишу на присоединенной клавиатуре. Синтезатор сам распознает номер канала и настроится на прием.

Немного о звучании, или коробочка с сюрпризом

Некоторое представление о способностях синтезатора можно составить уже исходя из описания его возможностей. Несмотря на малый размер и скромное количество органов управления, Waldorf Rocket неожиданно зарекомендовал себя как весьма серьезный и разносторонний агрегат. С одной стороны, его бесспорно сильной стороной является создание басовых звуков, причем самого разного калибра. С другой стороны, инструмент обладает удивительной гибкостью темброобразования, что обусловлено неортодоксальной схемотехникой. И все это уместилось в маленькой коробочке!

Меня с самого начала удивило то, что производитель в документации ни разу не указал на "аналоговость" осцилляторов. Про фильтр - да, сказано открытым текстом. Про осцилляторы - ни слова. Поэтому, если меня спросят, какие же осцилляторы стоят в Waldorf Rocket, то я отвечу, что доподлинно мне это неизвестно. Судя по тому, что синтезатор делает в басовом диапазоне, это явно аналоговые схемы. Но если вспомнить, что "легким движением руки" один осциллятор превращается в восемь, да еще все они начинают работать в многоголосном режиме, то сразу возникает вопрос: как это сделано, если схемы действительно аналоговые?

Впрочем, лично меня такой вопрос волновал всего несколько минут. Их как раз хватило на то, чтобы принять основной факт: синтезатор действительно может делать и то, и другое. А уж как именно он это делает - не столь важно. Пусть даже это на какое-то время останется загадкой. Главное то, что эта маленькая коробочка радует слух, оправдывая свое название.

А теперь, чтобы не быть голословным, предлагаю перейти к звуковым примерам.

Звуковые примеры

В этот раз я решил ограничиться минимальным количеством статичных примеров звучания синтезатора, подготовив больше "живых" образцов, то есть с кручением ручек, с использованием арпеджиаторов и внешней обработки. Кроме одиночных звуков я также записал несколько демонстрационных композиций, в которых Waldorf Rocket играет "первую скрипку", или же работает один за всех.

Первый пример - аналоговая "бочка", она же бас-барабан. Выруливается на самовозбужденном фильтре с резкой артикуляцией от генератора огибающей. Скорость спада и глубина модуляции определяют, соответственно, "тягучесть" удара и его тембровый характер. При неглубоком раскрытии фильтра удар получается глухой, а если его раскрыть полностью, то получается яркий скользящий импульс. Я записал несколько ударов с различным временем спада и разной степенью открытия фильтра. Звук выбрал не самый экстремальный из имеющихся, но характер уловить можно. Файл называется Kicks.

Следующий пример - басовый звук, построенный на импульсной волне (скважность около 40%). Здесь записана простая повторяющаяся фраза, вначале обычным звуком, а затем с включенным бустером (тумблер Boost). Несмотря на то, что синтезатор играет очень низкие звуки, да еще несколько "пустоватым" тембром, свойственным квадратной волне, атака остается упругой. Перегрузка в данном случае дает характерный "грязный" тембр. Файл называется Bass_Pulse_Boost.

Следующий пример показывает процесс изменения импульсной волновой формы. Вначале использована очень малая ширина импульса, на грани срыва генерации. Это слышно по характерному остро щелкающему тембру. Затем форма приближается к классической квадратной, после чего подвергается разнообразным манипуляциям. Это введение расстройки (Detune), широтно-импульсная модуляция, изменение параметров обеих огибающих и небольшая перестройка фильтра. Все действия происходят при включенном арпеджиаторе. Комментировать изменения звука сложно, их лучше просто услышать. Файл называется PulseWave_Arp1.

Еще один пример с импульсной волновой формой и арпеджиатором показан в файле PulseWave_Arp2. Но здесь исходная волна претерпевает меньше изменений, лишь легкое изменение скважности и неглубокую расстройку. Арпеджиатор работает, главным образом, для поддержания ритма, и с его помощью я формирую басовую секвенцию: одним пальцем поддерживается повторяющийся низкий звук, а два других, рассчитав моменты, вклиниваются в паттерн арпеджиатора, меняя высоту звучащей в данный момент ноты. Получается вполне четкая последовательность, а благодаря арпеджиатору на нее практически не нужно тратить силы. Играть то же самое "живьем", да еще и ровно, было бы и сложнее, и менее интересно.

Теперь займемся пилообразной волной. Здесь я тоже решил использовать арпеджиатор, причем не простой стандартный рисунок, а один из заводских паттернов. Поскольку паттерны где-то в своих недрах содержат управляющую информацию для функции портаменто, я подкрутил ручку Glide, чтобы эффект стал ощутимым. Отмечу, что, в зависимости от паттерна, наиболее четко скольжение частоты прослеживается лишь при определенной скорости спада огибающей, да еще и при включенном затухании. Соответственно, поворачивая в процессе игры лишь один потенциометр Decay, можно чувствительно менять рисунок арпеджио.

Собственно, этим я и занимался. Вначале сконструировал звук для баса, а в процессе игры менял параметры огибающей, а также перестраивал работу самого осциллятора. Запись начинается упругой басовой секвенцией. Затем, примерно с 12-й секунды осциллятор перешел в режим суперпилы, и на протяжении примерно десяти секунд я лишь менял количество и глубину расстройки дополнительно введенных скрытых осцилляторов. С 24-й секунды центовая расстройка перешла в полутоновую, то есть осциллятор начал генерировать интервалы и аккорды, в зависимости от положения регуляторов. И эти аккорды укладывались в сетку арпеджио вместо одиночных нот. В течение пятнадцати секунд я почти ничего не делал, лишь потихоньку подкручивал два потенциометра, управляющие осциллятором.

В самом конце примера я для контраста вновь "пристроил" чистый бас. Переход получился эффектным: после довольно мягкого унисона в аккордах кажется, что чистый бас просто вгрызается в пространство. Не этим ли обусловлено название синтезатора? "Ракета" - действительно очень подходящее имя. Файл с этим примером называется SawWave_Arp.

В файле SawBass_on_Drum записана простая партия баса (пилообразная волна), наложенная на барабанный луп.

Следующие два примера демонстрируют работу портаменто. Здесь можно услышать, как изменяется артикуляция фразы в зависимости от приема игры: стаккато или легато. Для усиления восприятия в обоих случаях довольно глубоко использовался эффект задержки, взятый с внешнего процессора эффектов. Файлы называются Glide_Delay1 и Glide_Delay2.

Еще один пример посвящен работе осциллятора в режиме расстройки пилообразной волны. Для оживления артикуляции я специально подобрал параметры фильтра и его огибающей. Кстати, если не ошибаюсь в оценке, лет сорок назад такой звук запросто могли бы назвать имитацией скрипки. Или, скорее, виолончели, - диапазон все-таки ниже скрипичного. Тогда от аналоговых синтезаторов время от времени требовали подобные вещи, ведь привычных семплеров еще не было. Сейчас, конечно, такой звук интересен сам по себе, а вовсе не как имитация скрипки (на которую он, кстати, нисколько и не похож). На мой взгляд, фаза атаки здесь получилась выразительная, экспрессивная. Файл называется DetuneSaw+FilterEnv.

Следующий пример посвящен работе полосового фильтра. Мне показалось интересным, как он реагирует на паттерн арпеджиатора, когда во время игры изменяешь время спада огибающей и продолжительность портаменто. В качестве основы использован сильно расстроенный унисон на пилообразной волне. Файл называется ArpPattern_BP_Filter.

В файле Arp_Chord_Delay показан образец работы арпеджиатора в случае, когда осциллятор работает в режиме генерации аккордов. То есть, я беру на клавиатуре обычный аккорд, например, трезвучие, и каждая клавиша, в свою очередь генерирует не одну ноту, а целый аккорд. При записи дополнительно использован эффект Delay. Некоторые диссонансы возникают здесь из-за явного несоответствия генерируемых аккордов тому аккорду, который я взял на клавиатуре. Например, если ступени различаются на секунду.

Оставшиеся примеры - это миниатюрные композиции. В первой из них (файл Mix_Demo1) Waldorf Rocket принял лишь эпизодическое участие. Здесь записана шуточная вариация известной рок-н-рольной темы. Синтезатор играет партию баса и главную тему, - обе они расположены в центре панорамы. Основная тема была сыграна, что называется, "одним пальцем", поскольку осциллятор работал в режиме генерации мажорного аккорда. Партия ударных - это библиотечный луп, а вспомогательные партии электрооргана, разбросанные по панораме, я доиграл на синтезаторе Novation KS.

Вторая композиция (файл Mix_Demo2) несколько более серьезная, хотя и не попадает в какой-то определенный жанр. Поначалу я хотел записать что-нибудь простое, тяжеловесное, примерно таким образом, чтобы были ударные с басом, плюс какое-нибудь неспешное гармоническое движение. Просто в басовом регистре Rocket работает очень серьезно, и прописывать его в паре с барабанами оказалось весьма интересно. Но по окончании этого этапа мне показалось, что получилось очень сурово и однопланово, поэтому я решил в некоторой степени сбалансировать частотные составляющие. Так и образовалась эта композиция.

Большинство партий здесь сыграно на Waldorf Rocket. Он не был задействован лишь для партии ударных (это готовый луп из библиотеки ударных, без дополнений), для гармонии и для нескольких дополнительных штрихов. Основной подклад сыгран звуками Novation KS. Заодно этот инструмент немножко поучаствовал в раскрашивании верхней части звукового диапазона.

А вот все остальное - Waldorf Rocket. Это, прежде всего, плотный бас, играющий в паре с ударными инструментами. Это широкий бас "detuned saw" с разверткой ВЧ-фильтра, использованный в самом начале и в самом конце композиции, где его можно услышать в отдельности, а также в некоторых других местах (где он частично замаскирован). Это "летающие" темы, заполняющие верхнюю часть спектра и возникающие то вблизи, то в отдалении. Они были сыграны с применением арпеджиатора и эффекта задержки. Эти партии я дополнил звуками Novation, которые можно узнать по более мягкой атаке. Первая его фраза, совсем короткая, звучит с 42-й по 45-ю секунду воспроизведения. Кроме того, нечто вроде колокольчиков в финальной части композиции (но не колокольчики, конечно, хотя и позванивают) - это тоже Novation KS. Вот, кстати, еще подсказка, как легче разобрать, где чьи звуки в верхах: обе партии Novation KS, лежащие в этом же диапазоне, сыграны вручную, без арпеджиатора Waldorf. Соответственно, не содержат его рисунок.

Еще одна партия Waldorf Rocket начинается в момент кульминации, на 68-й секунде воспроизведения. Это последовательно идущие три звука, довольно продолжительные. Они сделаны из сильно расстроенной "суперпилы" со скользящей разверткой полосового фильтра. (Сразу после настройки этого тембра я вспомнил, что Paul Oakenfold давным-давно применил похожий звук в стартовой части одной из композиций своего сборника "Bunkka". Эта композиция использовалась в фильме "Идентификация Борна" в эпизоде автомобильной гонки по Парижу, после которой главному герою пришлось бросить машину в подземном гараже.)

Кстати, нужно еще отметить, что основной бас в данной композиции играет в двух вариантах. Во второй ее части (после 51-й секунды) к настройкам синтезатора добавился эффект Boost. Поскольку уровень сигнала от этого повышается, его потом пришлось снизить примерно до исходного состояния. Если вслушаться в басовую партию, то можно заметить, что звук с включенным овердрайвом стал плотнее и немного ярче, однако не приобрел разрыхляющих искажений. И это очень хорошо, поскольку в противном случае удар большого барабана, подчеркиваемый басом, тоже мог бы пострадать.

Третья композиция файл (Mix_Demo3) сыграна полностью звуками Waldorf Rocket. Здесь, в частности, можно услышать, как звучит синтезатор в многоголосном режиме, когда я нажимаю несколько клавиш, а он играет соответствующее количество предписанных звуков, без самодеятельности. Тембр этой партии сделан очень плотным и густым, потому что для целей композиции мне было нужно заполнить низ и всю нижнюю середину.

Композиция не имеет очерченной ритмической основы. Ударные инструменты и перкуссия здесь не используются. Это свободная фантазия. Ее можно назвать, скажем, "Размышления", - она действительно раздумчивая и неторопливая.

Вначале идет небольшое вступление, где обрисовывается несложное гармоническое содержание. На этом этапе звучит многоголосный подклад, а также округлый бархатистый бас с долгим затуханием, построенный на широких "пилообразных" унисонах.

Далее вступают мелодические темы. Тема первого плана звучит мягким, "маслянистым" тембром. Тема второго плана играет вдали, высоким, немного пронзительным голосом, хотя расстояние его смягчает. Сыграв свою партию, тема первого плана смещается еще ближе и раздается вширь, заполняя собой стереопанораму, но она же всплывает рефреном и в некотором отдалении. В это же время на заднем плане появляются второстепенные темы, постепенно усиливающие напряжение, которое, однако, спадает само, без финальной развязки.

Это я примерно описал структуру композиции, чтобы облегчить разбор партий при прослушивании. Но вообще-то цель была проще: записать композицию целиком звуками одного синтезатора, причем так, чтобы это было красиво и цельно, вот и все. Если получилось, значит, цель достигнута. Ну а выводы каждый может сделать самостоятельно.

1 - Kicks
2 - Bass_Pulse_Boost
3 - PulseWave_Arp1
4 - PulseWave_Arp2
5 - SawWave_Arp
6 - SawBass_on_Drum
7 - Glide_Delay1
8 - Glide_Delay2
9 - DetuneSaw-FilterEnv
10 - ArpPattern_BP_Filter
11 - Arp_Chord_Delay
12 - Mix_Demo1
13 - Mix_Demo2
14 - Mix_Demo3

Заключение

Уж не знаю, что еще можно рассказать об этом инструменте. Свои впечатления, вроде бы, уже передал. Ах да, забыл сказать еще об одном "недокументированном" свойстве синтезатора. Это его розничная цена. Она оказалась второй неожиданностью, после его возможностей. Хотелось бы пожелать, чтобы такие сюрпризы случались чаще.

Автор: Владимир Сапрыкин


V1
Поиск на сайте
Email
Вконтакте YouTube Twitter
RSS
Mail.ru V2
© 2024 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин