Guitars Magazine
НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО КАЖДЫЙ ГОД ПОЯВЛЯЮТСЯ НОВЫЕ МОДЕЛИ ГИТАР, ОЧЕНЬ НЕМНОГИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ДВИГАЮТ ДИЗАЙН ГИТАРЫ ВПЕРЕД. И В ЭТОТ ОГРАНИЧЕННЫЙ СПИСОК ТЕПЕРЬ ВХОДЯТ И VOX. ИНФОРМАЦИЯ О ТОМ, ЧТО VOX СОБИРАЮТСЯ ПРЕДСТАВИТЬ НЕЧТО, ЦИРКУЛИРОВАЛА В ИНДУСТРИИ ЦЕЛЫЙ ГОД. НО НЕ СТОИТ ПОЛАГАТЬ, ЧТО ЭТО БЫЛА ПОДГОТОВКА К ЗАВОЕВАНИЮ МАССОВОГО РЫНКА. СЕРИЯ VIRAGE ВЫПУСКАЕТСЯ В ОГРАНИЧЕННЫХ КОЛИЧЕСТВАХ, И ЗАДУМАНА КАК ЭЛИТНАЯ И ЭКСКЛЮЗИВНАЯ. ПОСМОТРИМ, НАСКОЛЬКО УДАЛОСЬ ЗАДУМАННОЕ.
VIRAGE DC
Не надо быть экспертом, чтобы увидеть очевидные корни этой модели: Gibson ES-355, один из лучших в истории дизайнов полуакустики, в котором целых полвека назад Gibson скрестили традиции своих арчтопов с новинкой того времени – электрогитарой с цельным корпусом Les Paul. Но обозвать Virage dC очередным клоном ES-355 – было бы серьезно покривить против истины.
Прежде всего, знакомый симметричный корпус ES-355 ужат процентов на десять, что дает ширину корпуса 368 мм (против 406 мм) и длину 446 мм (против 483 мм). Во-вторых, корпус сделан из массива дерева, а не кленового ламината. Он производится станками с ЧПУ на основе сложных программ, по которым обе половины – верхняя и нижняя – вытачиваются снаружи и изнутри (включая уникальный раздвоенный центральный блок). Вся форма, включая по- скрипичному сильно выпуклый верх, и менее выраженный, но все равно существенный профиль тыльной стороны, имеет изящные обводы. Не случайно название, позаимствованное у одной из моделей Aston Martin, в своем буквальном смысле переводится с французского как «кривая линия».
Две половины склеиваются так, что место стыка заметно только по различию рисунка волокон ясеня, проступающих через полупрозрачный акриловый «блонд» покрытый блестящим лаком. И верх и низ состоят из двух кусков со склейкой не по центру, что не портит, впрочем, впечатления (и возможно имеет под собой обоснования с точки зрения конструкции), хотя через санберст на SC видно, что у этой модели склейка уже по центру. И, надо подчеркнуть, что все эти нюансы становятся заметны только если буквально обнюхивать инструмент вплотную.
Геометрия корпуса фанатстическая – она не менее футуристична, чем у Parker Fly, но при этом намного комфортнее в восприятии. В целом конструкция дает невесомый инструмент, который кажется вибрирует сам по себе. Ближайшим аналогом (не берем в расчет куда более дорогие инструменты ручной работы) будет PrS hollowbody, но надо отметить, что очертания у Virage намного более изысканы. Очень мудрый шаг – сочетать такой модернизм с духом дизайна 50-летней давности и всеми его классическими чертами, такими как двойная белая окантовка, которая у каждого гитариста навеки запечатлена на внутреннем жестком диске и хранится в разделе «крутизна».
Взвешенный баланс между старым и новым выражается в полностью стандартном махагоновом грифе с очень комфортным, выраженнымС-образным профилем (примерно 20.6 мм у первого лада и 23.2 у 12-го) с окантованной палисандровой накладкой и выполненной в ретро- стиле головой с симметричным расположением колков, которая имеет угол наклона примерно 10.5 градусов: меньше, чем у les Paul, сильнее, чем у PrS. Пятка выбрана и окантовка продолжается не по краю корпуса а по границе выборки. Необычно, но с точки зрения удобства игры – превосходно. Окантовка очень аккуратная, как и лады (примерно 2.7 мм ширины и 1.05 мм высоты: приятное знакомое ощущение от средних джамбо). Маркеры тоже сделаны очень аккуратно, с черной «волной» по центру (форма присутствует и на оригинальных бутонах колков, в логотипе на голове и форме двух эф), которая контрастирует со скошенными перламутровыми блоками. Даже в голове грифа присутствует определенный классицизм, и большое серебристое лого VOX специально расположено перпендикулярно оси грифа. Это очень продуманный и взвешенный дизайн, и это только цветочки!
Помимо особой формы колков, самым заметным оригинальным элементом дизайна можно назвать и литой алюминиевый бридж. Анодированное покрытие (матовый никель) моментально придает всей картине особый шик. С точки зрения того, как бридж крепится к блестящим никелированным латунным опорным винтам, он напоминает конструкцию wrap- around, но в отличии от нее, струны не оборачиваются вокруг, а идут через являющийся частью бриджа струнодержатель. В целом высота бриджа регулируется проще, чем у Gibson, при помощи небольшого шестигранного ключа, и, как в случае с отдельным струнодержателем, есть возможность глушить струны ребром ладони за седлами.
Звукосниматели тоже являются полностью оригинальной разработкой, концептуальным решением одного из участников команды разработчиков Эрика Киркланда, воплощенным в реальность Стивом Блюхером из diMarzio, которые делают эти датчики эксклюзивно для Vox. Вкратце, это три катушки, каждая с рельсовым сердечником.
При помощиподатливыхпереключателей режимов (отдельный на каждый датчик) можно получить три типа звука, которые Vox характеризуют как чистый, кранч и лидовый (хотя уместнее смотреть на режимы как на сингл, Р-90 и мощный хамбакер соответственно, чтобы получить представление о звуке). Если пронумеровать катушки от 1 до 3 (ведя отсчет со стороны бриджа в случае бриджевого датчика и со стороны грифа в случае некового), то в лидовом режиме работают последовательно подключенные катушки 2 и 3, в кранче – последовательные 1 и 3, и катушки 2 и 3 в параллели в чистом режиме (все режимы с подавлением шума, как в хамбакере). Звукосниматели крепятся непосредственно к корпусу через тонкую резиновую прокладку – это характерно больше не для хамбакеров, а скорее для «мыльниц» Р-90 (с которыми эти датчики сходны по размерам). Возможности регулировки высоты датчиков минимальны.
Остальная электроника помимо этих звукоснимателей проста – еще один металлический трехпозиционник, что стандартно переключает датчики, и ручки громкости и тембра. Только находящийся сбоку корпуса джек на толстой пластиковой овальной пластине выглядит немного непродуманным – металлическая пластина была бы и прочнее и больше вписывалась бы в дизайн.
VIRAGE SC
Более узкая по нижнему диаметру почти на 25мм, SC Virage имеет практически те же характеристики за исключением корпуса.
Если отвлечься от разницы в очертании корпуса, геометрия топа очень похожа, и точно так же, как DC гитара слегка облегает ваше тело. Талия корпуса почти одинакова у обеих моделей (примерно 60мм по-лесполовски), задняя сторона чуть более плоская у SC, без окантовки, а скрипичные обводы уступили место фаскам по всей кромке тыльной стороны. За счет этого SC несколько более массивна как визуально, так и на вес – 3.2 кг против 2.7 кг, но по-прежнему остается легче, чем современный Les Paul (типично 4-4.5 кг). центральный блок, просматривающийся через эфу в верхней половине топа, выглядит тоже массивнее, а тыльная сторона меньше выбрана, что должно компенсироваться упомянутыми фасками, заменившими изгибы dC.
В то время, как dC имеет закрытую конструкцию (вся распайка и разводка была сделана скорее всего, через эфы или прорези для датчиков), у SC имеется крышка сзади, открыв которую можно видеть и «пустоту» и ясень топа и махагон корпуса.
Вклейка грифа имеет такой же контур, как у DC, но не имеет окантовки, и выглядит не так необычно. Точно так же она обеспечивает хороший доступ, а поскольку ремень крепится по- другому, а корпус тяжелее, SC лучше сбалансирована на ремне.
Звук
Во многом это все равно, что иметь три гитары в одной, за что спасибо трем режимам датчиков, но как только начинаешь играть, благодаря большой, резонирущей, акустической платформе, на ум приходит еще многое. Вкратце, лидовый и кранчевый режимы близки по мощности выхода, но кранч пошире и ярче, а лид более сфокусирован и мягок. Чистый звук намного тише, как и можно было бы ожидать, но без фона. Казалось бы все...
Но чистый сингловый звук (больше фендеровский, чем Р-90) на полуакустике? Вот тут и начинается весь ништяк. На сплошном корпусе вы бы ожидали более яркий и прямолинейный звук, а здесь есть тембровая глубина, и хотя бриджевый датчик сохраняет остроту и четкость, он очень интересно звучит. Другая крайность – нековый датчик в лидовом режиме с убранным тембром – это мягкий «женский» саунд, но прибавьте гейна и получите этот насыщенный сустейн, который – если чуть прибавить яркости тембром – становится прозрачнее, такой эмоциональный клэптоноподобный звук. Такой сильный контраст в полной мере иллюстрирует спектр звучания этой системы звукоснимателей.
При одновременном включении датчиков смешивание различных режимов звучания дает очень мощную палитру текстурированных звуков, поскольку вы можете сочетать как одинаковые, так и разные режимы звукоснимателей. Есть где разгуляться – от олдового соула и фанка до современных более плотных риффовых звуков, особенно если вы не забываете использовать ручки тембра и громкости – и можно накопать ретро-звуки в духе классических полуакустик Epiphone, Gibson, Gretsch и Rickenbacker.
Лидовые режимы звучат не так широко, как классический PAF-подобный хамбакер, но в контекст гитары они вписываются превосоходно – не чересчур мощные или серединистые и передают классическое хамбакерное звучание, и, хотя с PAF на хорошей ES-335 им не потягаться, они все равно звучат музыкально и стилистически применимо. Точно так же режим кранча чуть более резок, но не слишком ярко, и приятно открыт и прозрачен.
Становится понятным, как полезно это переключение режимов будет в процессе записи различных гитарных партий. Переключение с лида на кранч дает не слишком сильное, но заметное изменение звучания, и позволит быстро, через тот же усилитель, записать плотные, текстурированные наложения партий.
У SC, само собой, та же конфигурация электроники, но по конструкции это другой инструмент – менее чем «полу» акустический, с меньшим количеством резонанса «банки», более тихим и ярким характером звука при подключении. Немного больше низа, что в сочетании с большей яркостью, дает более широкий, менее сфокусированный звук.
Снова универсальность и разнообразие будут ключевыми характеристиками, а чуть более низкая высота струн подчеркнет «электрический» характер звучания. Звук более кусачий: вам возможно захочется прибрать верх либо на гитаре, либо на усилителе. Но эта яркость дает вклад в чистые режимы, особенно при обилии обработки – такая модерновая версия dC, с уклоном в черное дерево и клен по сравнению с палисандром и махагоном, если говорить образно.
Обе модели имеют свои плюсы и минусы. Хотя громкость и тембр работают очень ровно, сами маленькие ручки и несколько тугой ход потенциометров, делают быструю регулировку труднее, чем следовало бы. dC несколько хуже сбалансирована на ремне, но ее легкий вес это легко компенсирует. Непохоже и чтобы у нее были проблемы с обратной связью – просто DC чуть раньше чем SC начинает заводиться. Гитары несколько разные, но обе полны вдохновляющего звучания.
Заключение
Цены, установленные производителем, соответствуют категории, в которой находятся лучшие гитары мира. Это, наряду с достаточно новаторским дизайном, потребует от гитаристов определенных усилий, чтобы переключиться с Gibson, PrS и других лидеров в этой области. При этом, гитарам есть что предложить – они сделаны из массива дерева, а не ламината, у них очень универсальная электроника – чтобы потеснить бутиковые бренды на витрине.
Но если отвлечься от цены – это потрясающие инструменты от дизайна до исполнения. Их общие характеристики очень сходны, хотя в чем-то резонанс и элегантность dC смотрятся выигрышнее, чем у SC. Это конечно дело вкуса, но DC явно попадает в число самых удачных инструментов, созданных индустрией.
Автор текста: Сергей Тынку
|