|
«Машинопись»: мнения рок-звезд о «Машине времени» |
octopus.ru
В день рождения Андрея Макаревича 11 декабря «Машина времени» отметила в СК «Олимпийский» своё 40-летие. К этому событию был приурочены два релиза: альбом «машинистов» «Машины не парковать» и уникальный трибьют «Машине времени» «Машинопись», включающий 40 кавер-версий различных групп. Издание, выпущенное «Фирмой грамзаписи Никитин», сам Андрей Макаревич назвал со сцены «Олимпийского» «исключительным и не имеющим аналогов в российской музыке».
«Сборник решено было выпускать на двух дисках, но на сегодняшний день песен набралось значительно больше, – рассказал глава «Фирмы грамзаписи Никитин» Алексей Никитин. – Артисты продолжают и продолжают присылать записи: из-за плотного гастрольного графика или по другим причинам не все успели передать нам треки до релиза. Имея такой интересный материал, мы не можем позволить себе не донести его до поклонников «Машины Времени», поэтому весной планируется переиздание «Машинописи» на трёх CD».
Продажи пластинки уже начались по всей стране. А вот что рассказывают музыканты о своей работе над легендарными песнями.
Питерская группа Billy’s Band предоставила для трибьюта «Машине времени» собственную версию песню «За тех кто в море». Кавер на песню «За тех, кто в море изначально входит в альбом Billy’s Band «Чужие» (2007).
«Эта история давняя, – пускается в воспоминания Билли Новик. – Тянется она с года 2006-го, когда в московском Манеже была выставка дайвинг-оборудования. Накануне мне позвонила одна телеведущая, пригласила на это мероприятие и сказала, что Андрей Макаревич тоже увлекается дайвингом. Эта ведущая спросила, нет ли у нас какой-нибудь песни, которая была бы про море, на что я ответил: «У нас все песни могут быть про море, смотря как их представить». Она возразила: «Понятно-понятно, но, может, у вас что-то есть более конкретное?». Мы подумали о том, что если собираются два таких тега, как Андрей Макаревич и слово «море», то в итоге получается «За тех, кто в море». Тогда мы перезвонили ведущей и предложили сделать эту песню специально для выступления. Телеведущая уточнила это у Макаревича, на что он ответил: «Аа, это ж Billy’s Band, я их знаю, нормальные ребята, им можно – им ВСЁ можно!». Мы пару раз порепетировали и сыграли на этой выставке дайвинг-оборудования, на которой действительно был Андрей Макаревич. Он подошел к нам сразу же после того, как мы сыграли эту вещь, и сказал, что ему очень понравилось. Так мы, в общем-то, и познакомились. Прошло три года и приятно, что Макаревич помнит о том, что у нас есть такая песня. Кстати говоря, мы с ним после этого виделись несколько раз, и создается ощущение, что есть у нас с ним какая-то взаимная симпатия (я имею в виду в смысле «стенка на стенку», то есть – группа к группе!). Андрей сходил на наши концерты в Москве Мы об этом узнали уже тогда, когда начали звонить журналисты, но нам это всё очень приятно. Для нас это – большая честь, ведь «Машина времени» – это же отцы!»
В канун юбилея лидер Billy’s Band высказал Андрею Макаревичу и «Машине времени» очень нетривиальные пожелания. «В последнее время я все больше раздумываю над словами Андрея Макаревича, которые он мне сказал во время нашей предпоследней встречи, – говорит Билли Новик. – Касательно группы Billy’s Band он очень печальным тоном произнес: «Ребята, я вас прошу только об одном – не уходите от грязи!». И вот я думаю, раз у него такой печальный голос, может, группе «Машина времени» не хватает грязи? Может, этого и пожелать им чуть-чуть побольше. Я, конечно, не отслушиваю 100% материала, которые они выпускают, но последние пара альбомов я после личного знакомство с «машинистами» воспринимаю уже в несколько ином ключе. Так что пожелаю грязи. Если, кроме меня, этого Макаревичу никто не желает, значит, это сделаю я».
Группа Uma2rmaH для трибьюта «Машине времени» записала песню Андрея Макаревича «Свеча».
«Нам предложили поучаствовать в трибьюте и, конечно, мы сразу же согласились, потому что группу МВ мы очень любим и дружим с ними, – рассказал вокалист группы «Уматурман» Владимир Кристовский. – Я уже, честно говоря, не помню, сколько было песен дано на выбор, но список был довольно большим, что немудрено. А песня «Свеча» – одна из моих любимых. Просто она мне очень подходит, прямо про меня там все слова. “Бываю дни, когда опустишь руки..” – это постоянно со мной происходит (смеется). Мы не меняли тональность и голосоведение – все осталось оригинальным. Немного изменили лишь аранжировку, ритмику и размер. Добавили некоторые инструменты».
Борису Гребенщикову не в первый раз доводится перепевать песни «машинистов». В 1996-м на сцене ГЦКЗ «Россия» БГ на пару с Андреем Макаревичем записал альбом «Двадцать лет спустя». Помимо своих песен, лидер «Аквариума» тогда исполнил под гитару «Свечу» «Машины времени». Несмотря на это, для нынешнего трибьюта Гребенщиков подобрал относительно недавнюю песню «машинистов» «Вверх» – из альбома 2001 года «Место, где свет».
«Мы с Андреем и остальными ребятами дружим более тридцати лет, – комментирует ситуацию Борис Гребенщиков. – Но при этом в плане творчества мы всегда были абсолютно разными. Поэтому я очень долго искал его песню, которую могу спеть как свою. И только когда добрался до песни «Вверх», понял – это может быть моим».
Группа «Браво» записала для готовящегося трибьюта «Машине времени» очень необычную версию песни «Наш дом» («Годы летят стрелою»).
«Выбрали ее потому, что в то время, когда я начал играть на гитаре, группа «Машина времени» как раз была самой топовой, на пике. – говорит лидер «Браво» Евгений Хавтан. – Поэтому когда мы встали перед выбором, решили остановиться на какой-нибудь из старых песен. По большому свету, мы выбирали между «Битвой с дураками» и «Годы летят стрелою». Из последней мы сделали просто другую песню, сыграв ее в стиле ска. Но при этом оставили настроение оригинала».
Волею судеб «Машина времени» оказалась первой отечественной рок-группой, которую Евгений Хавтан услышал поющей на русском языке. «Немаловажным фактором было то, что МВ считалась тогда неофициальной, – признается лидер «Браво». Потому что официальных групп я не слушал никогда. Всем был известен Beatles, я слушал Deep Hurple, а где-то между ними находилась «Машина времени», которая пела на русском языке. Она была безумно популярна, когда я учился в школе и, конечно же, оказала влияние и на меня. Желаю им и спустя 40-лет по-прежнему записывать хорошие песни и новые альбомы, но не забывать аккорды и слова песен старых».
Украинская группа «Бумбокс» записала для трибьюта «Машине времени» свой вариант песни «Звезды не ездят в метро». «Достаточно послушать нашу версию – и все становится ясно, – лаконично объясняют вокалист «Бумбокса» Андрей Хлывнюк свой выбор. – Мы, если так можно сказать, сделали jump-версию. А песню выбрали из-за отличной фразы “Звезды не ездят в метро”, которая и послужила названием. У меня такое ощущение, что «Машина» была всегда. Есть песочница. Есть джинсы. Есть мороженое. И есть «Машина Времени». Вспоминаю, как он однажды Андрей Макаревич готовил в программе «Смак» уху и так про нее рассказывал, что я вышел из дома, зашел в кафе – и тут же съел тарелочку-другую. Вот она великая сила телевизора!»
Группа «Воскресение» исполнила для трибьюта «Машине Времени» песню «Флаг над замком». В 1975 году вокалист «Воскресения» Алексей Романов играл в «Машине времени», и испытывал на этом поприще определенные трудности.
«Много-много лет назад я был участником «Машины времени» и просто эта песенка мне что-то все никак не давалась, – откровенно признается вокалист «Воскресения» Алексей Романов. Так что сейчас я решил взять своеобразный реванш. У меня даже не было абсолютно никаких сомнений по поводу того, какую песню исполнять для трибьюта. Хвастаться я не умею, поэтому не буду. Единственное, что могу сказать о своей версии, это то, что там неплохо сыграно на губной гармошке. Во всем остальном я могу сомневаться, а на гармошке я играть не умею, поэтому горжусь этой партией. Я постарался минимально вторгаться в пространство этой песни и не проявлять никакого актерства и никакой отсебятины, а постарался все сделать формализовано и по-исполнительски честно».
Александр Градский исполнил для трибьюта «Машине времени» сразу две песни – «Мой друг (лучше всех играет блюз)» и «Снег», объединив их в один трек «Посвящение МВ».
«Личное знакомство с «Машиной времени» у меня состоялось лет 40 назад, признается Градский. – Периодически мы обмениваемся друг с другом разными подарками. Недавно Андрей Макаревич мне сделал подарок – оформил альбом с рок-оперой «Мастер и Маргарита», нарисовал для него рисунки. А я тоже сделал Андрею подарок – «Посвящение МВ». Это совершенно нормально для людей, у которых давно сложились нормальные дружеские отношения».
Лидер группы «Мумий тролль» Илья Лагутенко вместе с группой «Аэронавтика» песню «Полный штиль» для трибьюта «Машине времени». «Разговоры о нем шли уже несколько лет, – рассказывает Илья Лагутенко о предыстории своего участия в проекте «Машинопись». – Андрей Макаревич рассказал мне о нём на дне рождения Артемия Троцкого, где подтвердил, что затея имеет место быть, но все большей частью зависит от желания звукозаписывающей компании выпускать подобный сборник. Записи «Машины» 80-х годов были первыми записями рока на русском языке, которые мне довелось услышать в моей жизни. Я пообещал, что даже в отсутствие бюджетов и времени смогу придумать что-то интересное. Будучи мальчиком из Владивостока, могу сказать, что мне определенно нравились все “морские” песни «Машины». «Штиль» был особенно популярен на школьных танцах как медленный танец. Я всегда был стеснительным мальчиком и не решался приглашать девушек, поэтому, видимо, «Штиль» – это такая месть. Для меня это танец 21 века – никаких сантиментов, а рывок в неизведанное».
Илья Лагутенко вспомнил очень интересную историю из своей жизни: «Это было в далеком 83-ем году, во Владивостоке. В те времена на Дальний Восток очень редко приезжали гастролеры с концертами. Потому, когда однажды сказали, что к нам едет выступать – и не кто-нибудь, а легендарный Андрей Макаревич с «Машиной времени», я сразу понял, что билетов мне не достанется. А попасть на концерт ужасно хотелось. А Макаревича в те времена слушала вся страна. На катушках, с не очень хорошим звуком. Причем, записаны были вперемешку песни «Машины времени» и группы «Воскресенья», поэтому их очень часто путали. Билетов на концерт мне не досталось, а поскольку услышать «Машину» вживую очень хотелось, то я одолжил у друга билеты, и прямо на уроке – шариковой ручкой и химическим карандашом – их перерисовал. Мои – нарисованные получились почти как настоящие. И вот я вместе с двумя моими приятелями, зажав в кулачке фальшивые билеты, отправились на концерт. А в голове вертелась одна мысль – что будет, если заметят, что билеты нарисованные и не пустят…. А концерт «Машины времени» вызвал такой ажиотаж во Владивостоке, что перед стадионом Динамо, где они должны были выступать, собралась огромная толпа. Была такая давка, что бабушки-билетерши просто открыли ворота и запустили всех внутрь. Концерт был замечательный. А по этим билетам, мы сходили на следующее выступление. «Контроль»-то остался целым…»
Вокалист «Морального кодекса» Сергей Мазаев перепел одну из самых известных песен «Машины времени» «Солнечный остров». «Для меня песня «Ты или я (Солнечный остров)» – это вообще лучшая песня того времени! – признался Сергей Мазаев. – Это гимн свободы. Пример стопроцентного рок-н-ролла! Очень качественный, фирменный блюз. «Солнечный остров» отодвигала горизонт того занавеса, перед которым мы все находились, это как глоток свободы! Настоящий гимн всей авангардной молодежи».
Для юбилейного трибьюта «Машине времени» «Машинопись», группа «СерьГа» записала вместе с Гариком Сукачевым песню «Гимн забору». «Честно говоря, никто мне ничего не предлагал, я сразу как-то сразу взял на себя смелость ориентироваться в материале сам, – признается лидер «СерьГи» Сергей Галанин. Единственное, сначала я хотел спеть свою любимую песню «Люди в лодках», но в итоге мы не нашли для нее каких-то интересных «фишек», аранжировочных ходов. Потом вдруг, ни с того ни с сего, я вспомнил про одну из самых знаковых песен Андрея Макаревича «Гимн забору». Когда-то мы даже с Женькой Хавтаном из «Браво» ее играли вместе в одном ансамбле. Так что она достаточно древняя и в этом смысле – проверенная временем, с неподдающимся ржавчине текстом. Она как-то сразу у нас получилась, даже не пришлось особо мудрить»
Сергей Галанин признается, что «Гимн забору» у него получился в стиле группы «Бригада С», в которой он некогда играл на бас-гитаре. «Правда, мы записывали эту вещь без привлечения духовых, поскольку в этом случае был бы уже прямой намек на «бригадное» творчество, – уточняет он. – Но все это мы с «СерьГой» сделали своими силами, хотя я сразу подумал, что с Гариком Сукачевым она прозвучала бы великолепно. Однако я не стал ему звонить, так как знал, что ему тоже предложили какой-то свой материал. Тут вдруг звонит сам Гарик и предлагает поучаствовать в трибьюте вместе. Я похвастался ему, что записал «Гимн забору», и он предложил влиться в процесс. Мы встретились, я распределил между нами текст, с точки зрения тональностей, и все получилось довольно легко. Хотя я немного изменил тональность, и для Гарика она оказалась низковатой, он быстро адаптировался, и часа за полтора мы все записали. С приходом Гарика «давление» на песню со стороны «Бригады С» усилилось, и я весьма этому рад. Это такой намек на то, что мы когда-то эти песни играли – и не разучились по сей день. Несмотря на то, что и я, и Гарик, движемся в разных направлениях, мы все же помним наше веселое совместное творчество».
Лидер «СерьГи» сообщил, что постарался не вносить в «Гимн забору» кардинальных изменений, добавив туда от себя лишь залихватский проигрыш. «Это было сделано для того, чтобы немного увести слушателя от социальности текста, – поясняет Галанин. – Ведь умный человек и так все слова поймет, но если ты будешь говорить на серьезные темы с легкостью, то можешь охватить и более широкую аудиторию. Причем, вокальную манеру я рассматривал, исходя из моего уважения к Майку Науменко, добавив в песню повествовательные эффекты. Интересно, что запись первого куплета я первоначально использовал как демо для других музыкантов «СерьГи» при работе над аранжировкой. Но он получился настолько удачным, что мы оставили именно эту версию».
Группа «Рубль» записала свою версию песни «Битва с дураками». «Песня для трибьюта всплыла как-то случайно, – рассказывает Сергей Шнуров. – Изначально я думал про «Марионетки». Мне казалось это созвучным современному положению вещей, но мой друг Дима Гугучкин посоветовал обратить внимание на «Битву с дураками». В итоге, я не смог пройти мимо такой великой вещи. Я послушал, подумал – да, это нам очень подходит по тексту, по настроению. Уже в последний момент я узнал, что во время путча в 1991 году одна из радиостанций сутками крутила именно эту песню».
Любопытно, что до последнего времени отношения между Андреем Макаревичем и Сергеем Шнуровым отнюдь нельзя было назвать безоблачными. Так, в 2003-м в песне «Ленинграда» «Меня зовут Шнур» Сергей Шнуров залихватски спел: «Машина времени» застряла в своем времени, и им не избавиться от этого бремени». Этот выпад сам Андрей Макаревич прокомментировал следующим образом: «Меня совершенно не интересует ни Шнуров, ни то, что он делает. Другое дело мнение моих знакомых. Конечно, приятно, когда что-то новое сделал – и Боре Гребенщикову, Максу Леонидову или Леше Кортневу понравилось. Но и к ним я не прислушиваюсь. Мое собственное мнение – самое главное. Его ничем не сломать». Теперь Андрей Макаревич даже выделил «РУБЛевскую» «Битву с дураками» среди других вещей трибьюта: «Шнур сумасшедшую версию сделал. Я вообще не поклонник группы “Ленинград”, если честно, но Шнур тут просто шикарно выступил. Никто нас не копировал – и в этом кайф!»
Александр Ф. Скляр записал для трибьюта «Машине времени» очень своеобразную версию песни «Марионетки». «Мне позвонили из Фирмы грамзаписи Никитин и сказали, что есть такая идея сделать трибьют, – рассказал Александр Ф. Скляр о своем участии в этом проекте. – Я поинтересовался, можно ли взять песню «Марионетки». Мне ответили, что, к сожалению, некоторые песни уже разобраны, а «Марионеток» уже взял Сергей Шнуров. Мне ничего не оставалось, как запросить полный список тех песен, которые еще остались. Довольно долго я рыскал по этому списку, и в результате конкретно так ни на чем и не остановился. То есть, у меня были 2-3 песенки, которые я, по идее, мог бы оттуда взять, но сказать, что она на 100% «мои» я не мог. Поэтому я пребывал в некотором замешательстве, пока через какое-то время мне не перезвонили из «Никитина» и не сказали, что Шнур «Марионеток» делать в итоге отказался и что я могу взять эту песню. На том и порешили».
Столь пристальный интерес со стороны А.Ф. Скляра к «Марионеткам» оказался отнюдь не случаен. «Дело в том, что эту песню на первом курсе института я исполнял на новогоднем вечере самодеятельности, – признается музыкант. – В тот момент, когда я ее пел, я совершенно не знал, что вторым пунктом нашего вечера будет выступление группы «Машина времени». Именно в тот момент, когда я исполнял «Марионеток» на сцене, в зал вошла группа «Машина времени» в полном составе и уселась в первом ряду на места для почетных гостей. Получается, что эту вещь я, еще будучи «зеленым» пацаном, исполнял визави Андрею Макаревичу (смеется). Конечно, мне тогда было жутко неловко, и я очень стеснялся. Как бы то ни было, я допел её на том вечере до конца, а этот факт отложился в моей памяти на долгие годы».
Работая над кавером «Марионеток», Александр Ф. Скляр ушел довольно далеко от оригинала. «Была задача найти ключ, потому что для меня было совершенно очевидным, что просто ее взять и перепеть ее в каком бы то ни было стиле – это все не то, – размышляет Скляр. – Необходимо было найти к «Марионеткам» какое-то другое видение. На репетиции я со своими музыкантами нащупал это прочтение. Мы представили как бы другую сторону этой вещи – песня, которая пропета самими марионетками. Не автором о марионетках, а марионетками самими о себе. Поэтому она получилась такой грустной и, в некотором смысле, даже – безысходной. Если у автора есть шанс считать, что он не попадет в разряд марионеток, то у самих кукол, которые поют сами о себе, таких иллюзий уже быть не может. Отсюда и возникло это тоскливо-пронзительное звучание с таким трип-хоповым накатом. Эта песня не поется, а плачется, стонет сама о себе. Мы все понимаем, что прошли долгие годы. Сейчас и Андрей Макаревич, и я являемся почти сверстниками. У каждого из нас много чего за плечами, поэтому хотелось сделать песню взрослой – без этого молодежного запала, который ей был изначально присущ».
Светлана Сурганова записала для трибьюта «Машине времени» собственный вариант песни «Весь мир сошел с ума». «Мне показалось, что это очень символичное название, учитывая, что наш новый альбом называется «Чужие как свои», – откровенно признается Светлана Сурганова. – Чувствуется, что в то время «Машина времени» много слушала Pink Floid. Эта флойдовская нотка мне очень импонирует. Да и тема песни – лучшие люди построили город, а потом сами его уничтожили – весьма актуальна. Хочется напомнить людям об ответственности. Мне нравится светлый, позитивный настрой «Машины времени», даже если они поют на социальные темы. Есть проблема, но нет безысходности…»
Группа Стаса Намина «Цветы» записала для трибьюта «Машине версию» свой вариант известной песни «Я сюда еще вернусь». «Свой предыдущий юбилей «Машина времени» праздновала у нас, в Театре Стаса Намина, – рассказывает директор группы Виталий Панченко. – Поскольку туда была приглашена и группа «Цветы», то мы сделали именинникам подарок: взяли их песню, придумали свою аранжировку, выучили и сыграли на праздничном концерте. Но тогда партию вокала исполнил у нас Андрей Макаревич! Ему это очень понравилось и заполнилось, и когда дело дошло до выпуска трибьюта, он сам нам предложил записать «Я сюда еще вернусь». В студии песня была сделана уже сейчас, а часть партий писалась даже на знаменитой Abbey Road в Лондоне, где «Цветы» как раз писали свой диск».
Группа «Чиж и Ко» записала для трибьюта «Машине» времени свою версию песни «Эти реки никуда не текут». «Насколько я помню, у нас был какой-то список, из чего выбирать, но мы как-то не особо его и придерживались, – говорит Сергей Чиграков. – Так или иначе, мы остановились на песне «Эти реки никуда не текут». Просто легла к ней душа – и все! Это отнюдь не говорит о том, что именно она у «Машины» самая лучшая – нет, там все песни очень классные. Но нужно же еще делать скидку на то, сможем ли мы это отобразить, в наших ли это пределах сделать это хорошо. Снимать в копейку и петь голосом Макаревича эту песню вновь смысла не было. Так что мы сыграли ее более блюзово. Но при этом мы не хотели никого переплюнуть, а просто выразили в ней свое представление о блюзе. А переигрывать кого-то бесполезно, да и не стоит. Ну нет такого понятия, как победитель в музыке. Если бы я эту песню написал, я бы ее сыграл более жестко – так, как мы ее и записали. Кстати, мы так поступаем со всеми трибьютами».
На вопрос о том, какое влияние оказала «Машина времени» на творчество группы «Чиж и Ко», Сергей Чиграков иронично отвечает: «Конечно, мимо-то уж точно не прошла! В свое время я жил в Дзержинске, и туда «Машина» доходила в гораздо большем объеме, нежели, скажем, музыканты ленинградского направления рока. Поэтому творчество «машинистов» было всегда, что называется, под рукой. Под их влиянием я написал штук, наверное десять песен. Это были своеобразные подражания Макаревичу, Подгородецкому, Маргулису или Кутикову. Все, это, конечно имело место – пусть даже не в музыке, но в стихах или мировоззрении. От этого никуда не деться да я, собственно, никогда этого и не скрывал. И уж тем более, грешно мне этого стыдиться. Слава Богу, что на меня оказали влияние лучшие представители отечественной рок-музыки. Что пожелать им в канун юбилея? Желать им столько же лет на сцене протрубить – это фиг знает… Все-таки, работа это тяжелая, как ни крути. Но уж коли дело поворачивается так, что они все играют, играют и наиграться не могут, то в этом случае я желаю им хорошего звука, хорошего зала и хорошего зрителя».
21.12.2009
|