|
Марк Болан - Тираннозавр Рекс и Человек |
Муз. газета
Одна из самых культовых фигур британского (как и мирового) рока Марк Болан тем не менее плохо известен у нас. Почему? Вообще-то те, чья рокерская молодость пришлась на первую половину семидесятых годов, хорошо знают фронтмена знаменитой лондонской группы T. REX. Но жизнь Марка Болана - как мирская, так и музыкальная - оказалась хоть и ярко шокирующей, но, к сожалению, как и у многих собратьев по рок-сцене, недолгой. В бурные семидесятые было кому восполнить пробел, образовавшийся на месте очередной упавшей звезды, хотя место Болана так и осталось никем не занятым.
Рожденный в 1948 году Марк Фельд уже в ранней юности привлекал внимание как неординарный бой, одевающийся по последнему писку моды. Он слыл первым лондонским стилягой среди сверстников в начале шестидесятых. Его, как человека молодежной английской тусовки, часто приглашали на эпизодические роли в телесериалах и массовках. Он был и излюбленной фотомоделью журналов мод, которым явно приглянулась миловидная мордашка с выразительными глазами круглолицего юного Марка. Но не фотомоделью мечтал он стать, а рок–музыкантом. Родители купили ему ударную установку, но Марк стал играть на гитаре. В 1965 году он, явно не удовлетворенный бухгалтерской фамилией своих предков, берет псевдоним Болан, позаимствовав его из сказок Толкиена. И тут же Марк записывает и свою первую пластинку "Wizard" (Волшебник). Дело в том, что 17-летний Марк только что вернулся из Франции, где он и познакомился с таинственным человеком, которого так и звали - Волшебник.
Беседы на парапсихологические темы с ним, видимо, здорово запали в душу юноше, и имя Wizard еще не раз попадется в названиях его песен. Возможно, таинственный француз и вправду заколдовал на удачу Марка (а может, и купил его душу?), но в дальнейшей головокружительной карьере молодого англичанина и впрямь все выглядело наполовину волшебно: волшебные тексты его непревзойденной поэзии, населенной эльфами, гномами, шелковыми колесницами и единорогами; сказочная мистическая музыка его ранних альбомов; таинственный магнетизм голоса Марка и его мелодий, заработавших почти волшебную славу...
Но это все чуть позже. Пока же Марк Болан варился в самой гуще лондонской хипповой тусовки, которая была тогда центром мира для всей молодежи планеты. В 1966 и 1967 годах Марк также выпускает по одной одиночной пластинке, "The Third Degree" и "Hippy Gumbo" соответственно. Уже на этих первых пластинках ярко выражен знаменитый хрипловато - дрожащий вокал Марка, узнаваемый из тысячи. Но в те времена пластинки эти большого успеха не имели, как и не имели успеха вообще, хотя благодаря этим записям он расширил круг знакомств среди ди-джеев и музыкантов. После выхода "Hippy Gumbo", где Марк поет в стиле блюз под одну лишь гитару, его приглашают в группу JOHN`S CHILDREN (Дети Джона). И с января по конец лета 1967 года Марк Болан играет на гитаре в этом рок-бэнде, заставив говорить о себе в более возвышенных тонах. А случилось вот что. Во время концерта группы THE WHO "детям" предстояло разогревать публику в первом отделении. Но публика так разогрелась под впечатлением девятнадцатилетнего гитариста "Детей Джона" Марка Болана, который устроил на сцене настоящий театр одного актера, что выступление ТHE WHO было сорвано. Июньский хит JOHN`S CHILDREN под названием "Desdemona", возможно, благодаря Марку хорошо раскупается, и сингл попадает в национальный британский рок - чарт. Но Марка это уже не впечатляет. Он уходит из группы и вместе с еще одним хиппарем - наркотом Стивом Перегрином Туком создает свою группу-дуэт TYRANNOSAURUS REX. Перегрин Тук - это еще один псевдоним из сказок Толкиена про хоббитов, а tyrannosaurus rex - латинское название самого мощного хищника-динозавра конца Мелового периода - королевского тираннозавра. Итак, их первый акустический сингл "Debora" вышел в мае 1968 года, ровно тридцать лет назад (британские тирексоманы в данный момент отмечают сию дату) и в английском хит-параде занял 34-ю строчку.
Пока молодежь раскупает "Дебору", хиппатско–акустическо–андерграундский дуэт выступает в театре пантомимы и записывает свой первый альбом. В театре пантомимы они играют и часто поют с еще одним молодым человеком нетрадиционной сексуальной ориентации, никому не известным пока Дэвидом Джонсом, который предпочитает, чтобы его все звали Дэвид Боуи, так как Джонсов слишком много в Англии. Дэвид танцует под там-тамы Стива и гитару Болана, поет вместе с Марком, с которым подружился и музыку и манеру поведения на сцене которого будет еще долго копировать. Ну а тем временем в свет выходит первый альбом TYRANNOSAURUS REX под длинным, типично болановским названием "My People Were Fair And Had Sky In Their Hair, But Now They`re Content To Wear Stars On Their Brows" (что я бы перевел как "Мои люди русоволосы и заплетали небо в косы, а теперь они довольны, что звезды в ряд в бровях сидят"). Пластинка эта с приятным псевдовосточным андерграунд-роком и текстами про эльфов и гномов, исполненная в эдакой эротическо - магнетическо-мистической манере, заняла аж пятое место английского списка. А аналогичный альбом следующего года "Unicorn" (Единорог, март 1969 г.) стал еще более значимым событием. Он попал на 12-е место, но уже американского хит–парада. Рок-мир хоть и вращался вокруг Лондона, тем не менее для коммерческого успеха Америка оставалась страной номер один. И поэтому любой английский рокер променял бы самые почетные британские чарты на лучшую тридцатку американского списка. Успех "Единорога" способствовал поездке дуэта в США летом 1969 года. После этого Стив Тук решает уйти от Болана, видимо, посчитав, что хорош оставаться в тени композитора, поэта и исполнителя собственных песен. Тук организует свою группу PINK FAIRIES. Марк берет себе в партнеры другого бой–френда Микки Финна и, сократив название группы до Т. REX, выпускает в октябре 1970 года сингл "Ride A White Swan", который занимает вторую строчку национального списка. Выходит и одноименный, с новым сокращенным названием альбом Т. REX. Эта пластинка уже заметно отличается от двух предыдущих прежде всего тем, что дуэт обзаводится виолончелями и электрогитарами.
Выходит и книжка стихов Болана "Warlok Of Love" (Кудесник любви). Ее ставили в один ряд с классиками британской поэзии. Но Марк, кажется, ни минуты не стоит на месте. Вскоре его и это не удовлетворяет, и он в декабре 1970 года доводит состав группы до квартета и под уже традиционные рок-н-ролльные инструменты записывает свой знаменитый альбом "Electric Warrior" (Электрический воин). Выход этой буги–вуговской пластинки в 1971 году стал настоящей сенсацией. Казалось, что слабых проходных вещей в альбоме вообще нет. Все песни альбома - хиты. Тем не менее "Hot Love" и "Get It On" стали суперхитами по обе стороны Атлантики. Тирексомания развернулась необычайная. Даже сами экс-битлы удивились. Поль МакКартни, к примеру, назвал Т. REX новым поколением BEATLES, а Ринго Старр, занявшийся после их распада кинематографом, схватил свою камеру и своих операторов и бросился снимать фильм о Марке Болане "Born To Boogie" (Рожденный играть буги), ставший в 1972 году самой кассовой вещью, которую Ринго когда-либо записал на кинопленку.
То, что вытворял на сцене Болан, стали именовать глиттер-роком, от английского слова glitter, блестящий. Марк наряжался в яркие блестящие наряды, и, как мне сказали в Англии, его вдова до сих пор хранит в шкафу все его сценические костюмы.
- Пожалуйста, сядьте, а то задним рядам не видно! - говорил в микрофон Болан на своих концертах сквозь свист, вопли и визг зрителей, забирающихся с ногами на кресла и спинки сидений.
В 1972 году Т. REX выпускают альбом "Slider". И несмотря на то, что он редко уступал "Воину" (лучшие пластинки просто–напросто уже невозможно было выпустить), популярность группы остается бешеной. В 1973 году доходы английской легкой промышленности от продажи одних только пластинок Т. REX составили аж 3 процента от общего объема! Однако в 1974 после неудачной пластинки Марка рецензии на его концерты резко падают. Дело в том, что в это время лучшей капеллой года была признана группа Фрэнка Заппы с его экспериментами с космическим роком. Болан решает сделать нечто подобное, но просчитался. Тем более что резко обострился явно творческий кризис Т. REX. Тогда от него уходит Мик Финн, и Марк распускает группу в марте 1975 года. Также он разводится с женой и вновь женится уже на чернокожей певице Глории, которая сопровождала Марка на бэк–вокале на концертах и записях. И в 1977 году выходит очередной альбом Марка Болана и Т. REX "Dandy In The Underworld", пластинка, признанная удачной.
20 марта 1977 года группа Марка дала свой последний концерт, а 16 сентября все последний раз видели живым и самого Марка. Он ехал с женой в машине и спал. Женщина не справилась с управлением и, чтобы не столкнуться с грузовиком, врезалась в дерево. Сама Глория отделалась ранениями, а вот Марк Болан уже не проснулся никогда. А может, он и не умер и его забрал тот самый колдун из Франции?
Ну а второй "тираннозаурус рекс" Стив Перегрин Тук, с которым Болан записал свою знаменитую "Дебору" и первых два альбома, ставших знамением андерграунда английских и американских хиппи, всего на три года пережил своего товарища. Наркотики сделали-таки свое дело, и Стив умер в 1980 году от рака. Но то, что сотворили два хиппи в конце шестидесятых, вряд ли когда-нибудь умрет.
Автор: Михаил Голденков
|