ytime
Кинутый рок-героями 1960-х, клич: "Жить быстро, умереть молодым!" в полной мере реализовали ещё рок-н-ролльщики 1950-х, хотя никто из них "жить быстро" не планировал. Не стал исключением и Эдди Кокран, жизнь которого прервалась в возрасте 21 года.
Тем не менее, этот стильный и не по годам серьёзный парень успел всего за два года оставить достаточно яркий след в истории рок-н-ролла. Эдди родился 3 октября 1938 года в городке Альберт Ли штата Миннесота. Уже в подростковом возрасте он чётко знал, что будет заниматься музыкой. Однажды, мать Эдди, озабоченная тем, что сын днями напролёт играет на гитаре, сказала: "Неужели гитара - это главная вещь в нашем доме?". "Вещь? - обиделся Эдди. - Эта гитара - мой друг".
Поначалу юношу привлекал стиль кантри, но очень скоро он перепрофилировался на рок-н-ролл, который очаровал его жёстким ритмичным звучанием. Эдди собрал группу и попытался покорить Лос-Анджелес.
Первые пластинки успеха не имели, но вскоре на юношу обратил внимание продюсер Борис Петров. Он предложил Эдди сняться в музыкальном фильме 1956 года "Эта девушка не может иначе". Туда же были приглашены и другие рок-н-роллеры вроде Фэтса Домино и Литлл Ричарда. Специально для фильма Нед Фэртайд (штатный автор лейбла AMI) и Кокран записали знаменитый «Twenty Flight Rock». Тот самый "Рок 20-го этажа", который сыграл немалую роль в истории БИТЛЗ. Именно своим исполнением этой песни юный Пол МакКартни поразил юного Джона Леннона и положил начало их плодотворной дружбе.
«Twenty Flight Rock» имеет успех, и в 1957 году Эдди начинает работать на лейбле "Liberty". Тогда же выходит ещё один сингл «Sittin’ in the Balcony» ("Сидя на балконе"), который стал №18 в США.
Однако самые удачные хиты Кокран создал в сотрудничестве с Джерри Кейпхартом, который стал не только менеджером Эдди, но и его соавтором. Однажды, весной 1958 года они собрались вместе и решили поджемовать. Эдди стал наигрывать гитарный ход, который так понравился Кейпхарту, что тот убедил Кокрана сделать из него законченную песню. За час песня была готова и на следующий день уже записана в студии.
Запоминающийся жёсткий рифф был не единственной изюминкой новой композиции. Не менее интересным было и её содержание. Уже в самом названии сочетались столь разные понятия, как Summertime (лето) и Blues (грусть, хандра). Несмотря на мажорную мелодию, Кокран пел от лица молодого человека, вынужденного всё летнее время пахать в попытке заработать "рваный доллар". Он даже хочет пожаловаться на свою проблему в ООН и звонит своему конгрессмену. Но тот лишь разводит руками: "Рад бы помочь, сынок, но ты слишком молод, чтобы голосовать". Таким образом, Кокран умудрился затронуть в песне, нехарактерную для раннего рок-н-ролла, социальную проблематику, хотя и подал её с изрядной долей иронии.
Джерри Кейпхарт:
«Существовало множество песен о лете, но не было ни одной, где говорилось бы о его горестях. Среди всех сезонных песен о лете никогда не было блюза. Были о зиме, осени...».
Хандра летней порой (перевод Илья Тимофеев)
Я подниму шум, я подниму крик
О том, как тружусь всё лето в попытках заработать доллар.
Каждый раз как я звоню своей малышке назначать свидание,
Мой начальник говорит: "Дудки, сынок, будешь работать допоздна".
Я, бывает, вопрошаю: как же мне быть?
Но нет лекарства от летней хандры.
Мамка с папкой говорили: "Сынок, ты должен добыть немного денег,
Если хочешь взять покататься машину в следующее воскресенье".
А я не пошёл на работу, сослался начальнику на недомогание.
"Что ж, не получишь машину, раз ни грамма не работал".
Я, бывает, вопрошаю: как мне с этим быть?
Но нет лекарства от летней хандры.
Возьму пару недель отдыха и проведу прекрасные каникулы.
Обращусь со своей проблемой в ООН.
Я позвонил своему конгрессмену, и он ответил, цитирую:
"Рад бы помочь, сынок, но ты слишком молод, чтобы голосовать".
Я, бывает, вопрошаю: как мне дальше быть?
Но нет лекарства от летней хандры.
Летом (а когда же?) 1958 года «Summertime Blues» вышла синглом и добралась до 8-й строчки американского и 18-й британского хит-парадов. "Летняя хандра" стала самым большим достижением Кокрана в США и до сих пор остаётся самой известной из его песен.
Впоследствии на неё было создано немало каверов, однако самым необычным и успешным стал кавер группы BLUE CHEER. Он был записан в 1968 году и по-хорошему шокировал многих слушателей. В руках BLUE CHEER рок-н-ролл Кокрана превратился в тягучий и шумный хард-боевик с характерными гитарными запилами и барабанными дробями.
Этот кавер стал высшим достижением BLUE CHEER за всю карьеру (№13 США), а некоторые критики считают его одной из первых записей в стиле хард-рок.
Но вернёмся на 10 лет назад. В конце 1958 года Кокран с Кейпхартом записывают ещё один ударный рок-хит «C’mon Everybody» ("Давайте все вместе"). Ритмически он чем-то походил на «Summertime Blues», однако текст был более традиционным - про веселье на вечеринке. В США песня большим хитом не стала (№35), зато отлично пошла в Англии (№6).
Чувствуя, что на родине его популярность снижается, Кокран переносит свои основные гастроли в благодарную Великобританию.
Надо сказать, что в конце 1950-х это была общая тенденция. Когда 3 февраля 1959 года в авиакатастрофе разбились Бадди Холли, Ритчи Валенс и Биг Боппер, американский рок-н-ролл за один раз потерял три своих "звезды". После чего его популярность в США резко упала, зато в Британии только набирала силу.
Под впечатлением от трагедии Кокран напишет балладу «Three Stars» ("Три Звезды"), даже не подозревая о том, что вскоре присоединиться к загробному сонму рокеров...
Весной 1960 года Эдди гастролировал по Британии вместе со своим американским коллегой Джином Винсентом. 16 апреля такси, в котором находились Винсент и Кокран со своей невестой Шарон Шили, на огромной скорости врезалось прямо в фонарный столб. По горькой иронии судьбы не пострадал только один человек - водитель. Шили и Винсент получили травмы (последний особенно тяжёлые). А вот Кокран, попытавшийся в момент аварии прикрыть невесту, был выброшен из машины и вскоре от полученных травм скончался. Позже у злополучного столба на Роуден Хилл (Чиппенхем) была установлена мемориальная доска памяти Эдди.
Знающие люди говорят, что со смертью Кокрана мировой рок-н-ролл потерял не только замечательного автора-исполнителя, но и ценного музыкального новатора. Известно, что Эдди одним из первых в рок-н-ролле стал экспериментировать с технологией записи (например, сам исполнял партии нескольких инструментов и записывал их наложением). Сам Кокран при жизни не раз говорил, что, если ему не суждено стать рок-звездой, то из него получится отличный студийный музыкант.
Автор: Сергей Курий, "Время Z" 2014/№1
|