weg
second_menu Главная Форум Вход О проекте second_menu
Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая
Реклама
worldelectricguitar в вконтакте
Угол наклона грифа

Jablog.ru

Со временем и под натяжением струн, акустическая гитара, так или иначе, меняется, а в частности, её корпус. В отличие от нас, старых гитаристов, инструмент начинает демонстрировать свой возраст. Пузо выпячивается, плечи прогибаются, шея склоняется вперёд. Согласен, не самое лучшее сравнение. Хотя гитару можно рассматривать как организм.

Под натяжением шести струн, «плечи» около грифа гитары немного прогибаются вперёд. Дерево верхней деки вокруг резонаторного отверстия чуть-чуть проваливается вниз, а дерево вокруг подставки и за ней становится выпуклым. Нижняя дека наоборот сглаживается и фактически становится чуть длиннее. Каждое из этих изменений влияет на гриф. Даже если он вам кажется прямым, есть вероятность, то ниже 14-ого лада он уже начинается прогибаться.

Я бы хотел тут повторить то, что я писал в статье про отстройку анкера. Анкерный стержень не влияет на угол наклона грифа. Он помогает не гнуться самому грифу и с его помощью можно контролировать прогиб грифа от верхнего порожка до 15-16 ладов (то есть на 1-2 лада дальше того места, где накладка грифа лежит уже на корпусе гитары). Анкер изменяет угол наклона только гибкой части грифа.

По моему опыту, почти всем обычным акустическим гитарам с металлическими струнами со временем необходимо делать переустановку грифа (neck reset). Как правило, гитарам облегченной конструкции переустановка требуется раньше, чем тем, что потяжелей. Например, Martin живут без переустановки грифа в среднем 20-25 лет, но после такой процедуры время и натяжение струн продолжают влиять на корпус гитары и не всегда легко угадать, как инструмент поведёт себя. В любом случае, добротно сделанные гитары смогут пережить своих хозяев…

По мере того, как гриф немного выворачивается относительно верхней деки, увеличивается высота струн, особенно высоких позициях ( от 6 лада и ниже). На самом деле, если знать, что делаешь, то легко выявить необходимость переустановки грифа, глядя на высоту струн.

Я пользуюсь тремя разными способами, чтобы выяснить есть ли проблемы с углом наклона грифа. Чаще всего пользуюсь третьим при первичном осмотре гитары. Имейте в виду, что предварительно нужно правильно отстроить анкер, это очень важно.

«Прицеливаясь» грифом так, чтобы уголки ладов были в одну линию, я обращаю внимание на то, есть ли явный изгиб грифа в том месте, где он крепится к корпусу:

Высота струн на акустической гитаре

В этом месте гриф слишком толстый, чтобы анкер мог его согнуть, но если гриф не выровнен относительно корпуса, то окончание накладки может выгибаться наружу. Бывает, что прогиба не видно из-за строения гитары, например, слишком большая часть накладки лежит на корпусе. Но если есть прогиб накладки над корпусом гитары, то тут явные проблемы с углом наклона грифа.

Если же гриф на глаз оказался ровным, то я беру линейку на 60см:

Высота струн на акустической гитаре

Я не смогу ей воспользоваться, если накладка изогнута, потому что линейка не будет касаться всех ладов, и невозможно правильно оценить угол наклона грифа. Поэтому убедитесь, что с накладкой и ладами всё в порядке.

Теперь ставлю линейку на деревянную часть подставки:

Высота струн на акустической гитаре

Большинство гитар устроено так, что если линейка легла на подставку и касается всех ладов, то я могу быть уверен, что с углом наклона всё в порядке. К сожалению, эта гитара ясно даёт нам понять, что нужна переустановка грифа:

Высота струн на акустической гитаре

Линейка висит в 0,3см (1/8”) от корпуса.

Этот способ достаточно прост, но при его использовании не учитывается толщина самой подставки. Если она была уменьшена, а линейка легла как надо, то угол наклона грифа может быть и не идеален. Можно измерить высоту подставки (без учета высоты нижнего порожка) и надеяться, что будет где-то от 8 до 9,5 мм (5/16" - 3/8"), или использовать способ полегче.

Вот способ, который не связан ни с ладами, ни с накладкой, ни с высотой подставки.

Сперва, убедитесь, что гриф прямой, потом посмотрите, какая высота струн над 12-ым ладом. Например, она в пределах нормы, то есть от вершины 12-ого лада до нижнего края шестой струны у нас где-то от 2,4 до 3,2 мм (3/32” - 4/32”). Теперь посмотрим, какая высота этой же струны ближе к подставке.

Если от корпуса гитары до нижней границы шестой струны 12,7 мм (1/2"), то угол наклона грифа правильный:

Высота струн на акустической гитаре

Если расстояние меньше сантиметра (3/8”), то с углом наклона очевидно проблемы:

Высота струн на акустической гитаре

На фото струны очень близко к корпусу, значит, подставку и/или порожек понижали.

Если под рукой нет линейки, то можно на глаз или пальцем измерить расстояние, меньше ли оно 1см или больше.

Высота струн на акустической гитаре

Вот еще некоторые моменты, указывающие на проблемы угла наклона:

Расстояние над 12-ым ладом очень большое, больше 3,8мм (4/32”)

Высота струн на акустической гитаре

НО ПРИ ЭТОМ нижний порожек ОЧЕНЬ низкий:

Высота струн на акустической гитаре

Существуют проблемы связанные и с «обратным» углом наклона грифа, которые возникают либо при низкокачественном производстве, либо в результате неудачного ремонта. Это видно, если нижний порожек очень высокий, а высота струн наоборот, чрезмерно низкая.

Высота этого порожка в порядке, и ее не стоит увеличивать, так что, если высота струн нормальная, то и угол наклона грифа скорее всего тоже правильный:

Высота струн на акустической гитаре

Однако, если струны очень низко, то я бы посоветовал переустановку грифа.

Тут нужно понимать, что все эти показатели не абсолютны. Большинство акустических гитар имеют параметры схожие с гитарами Martin, но для других типов гитар будут уже другие рекомендации. Также играют роль личные предпочтения музыканта в высоте струн. Можно легко пережить, если угол наклона грифа немного неправильный. В конце концов, для гитариста неправильный, а для другого - самый раз. Что подойдёт для задорного исполнителя кантри, может быть неприемлемо для джаз-гитариста.

Также, в статье я имел в виду здоровые инструменты, которые содержатся при нормальной влажности. Высокая или низкая влажность имеет большое влияние на гриф.

В таком деле лучше всего поможет опыт, когда через руки проходят тысячи гитар. Опытный мастер развивает интуицию и буквально чувствует подобные проблемы, учитывает десятки нюансов. У каждого производителя свои стандарты, свои гарантии и степень ремонтопригодности инструмента. А каждый мастер выбирает свой способ ремонта, который зависит типа, стиля, возраста, производителя и состояния инструмента.

Я надеюсь, что прочитав эту статью, вы начнете думать о своей гитаре, как о изменяющейся системе. Гитара будет служить дольше и лучше, если время от времени проверять её отстройку, как мы время от времени ходим к доктору или делаем диагностику своего авто.

Оригинал статьи
Автор: Frank Ford
Перевёл: Максим Ярушкин

guitar

V1
Поиск на сайте
Email
Вконтакте YouTube Twitter
RSS
Mail.ru V2
© 2016 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин