|
В Москве прошел концерт Steve Vai |
MuzTorg.ru
В четверг 6 июня в Москве прошел концерт Steve Vai. Во многом это выступление было необычным. Начнем с того, что в этот раз Steve Vai приехал в столицу с оркестром. Мы ранее уже видели Стива разным - он был с концертами, мастер-классами, в рамках G3, с разными музыкантами. В этот раз на сцене было аж 50 человек и оно оказалось грандиозным шоу по всем параметрам.
Нельзя сказать, чтобы программа была совсем новой. Но с другой стороны, как можно назвать старыми песни, для аранжировки которых Стив проделал колоссальную работу, собственноручно сочинив партии каждого из пяти десятков музыкантов? Струнная группа, духовая, четыре (!!!) барабанщика, арфа, ксилофон - самый что ни на есть взрослый состав.
В наше время, в общем, никого не удивишь выступлением рок-музыканта с оркестром. Это началось полвека назад, когда Deep Purple открыли новую музыкальную страницу, сыграв с составом классических музыкантов. В наше время одним из наиболее известных актов подобного рода является альбом Metallica "S&M". Ну, а если говорить об инструментальной гитарной музыке, то тут, несомненно, невозможно не вспомнить Yngwie Malmsteen - у меня есть его DVD "Concerto Suite for Electric Guitar and Orchestra in E Flat Minor". Очень интересное действо.
Я ничего не хочу сказать плохого в адрес других рокеров с оркестрами, однако, на мой взгляд, выступление Steve отличалось. Возможно из-за того, что партитуры писал он сам, а не приглашенный дирижер, аранжировщик или еще кто-то, у Steve получилось полностью раствориться в оркестре. Это не выглядело как совместное выступление музыканта и оркестра. Это был просто оркестр, солистом которого был Стив. И это было более цельным, нежели предыдущая работа Вая на этом фронте - имеется в виду запись с Holland Metropole Orchestra в июне 2005.
Оркестр (Evolution Tempo Orchestra) на этот раз был румынским. И если в случае с голландским оркестром были шутки относительно травы и разврата, то в этот раз было несколько шуток относительно того, что Стив выбрал наиболее недорогой по части гонораров европейский коллектив подобного рода. Я лично в переписке со Стивом пошутил, что хотел бы попасть на этот концерт исключительно по причине румынских корней по отцовской линии - хочется хоть раз посмотреть и послушать братьев по крови. Вай тоже съюморил в своем духе, организовав мне сначала билеты и проходки за сцену на концерт в Бухаресте, где пройдет заключительный концерт этого тура.
А вообще в туре, помимо России и Румынии, будет совсем немного стран. Концерт в Польше, еще один в Испании и семь выступлений в Италии. Можно сказать, что это "пристрелочный", "разминочный" тур перед тем как попробовать организовать подобного рода гастроли в США или Японии. Концерт в Москве был первым в туре. Стив дебютировал с новой программой. И происходило это в его день рождения. В свое время Вай в интервью столько веселого о себе наговорил, типа разведения пчел и дня рождения 06.06.60., что это не выковырять из голов фанатов ни какой мотыгой. Все выступление музыканта люди кричали ему Happy Birthday, хотя для самого Стива, как мне показалось, это не было каким-то особенным поводом. Он как всегда был весь в музыке.
Громадный зал был заполнен лишь на треть. И это было грустно, хотя и не совсем заметно в темноте. Балконы ломились от публики, а в партере море пустых мест на всех рядах - проходи и спокойно садись хоть на первый ряд. Очень дорогие билеты - от 3000 до 14000 рублей. Для нашей страны это пока неподъемно. Тем более Стив Вай совсем не Стас Михайлов и даже не Григорий Лепс. И слава богу.
Кто-то из фанатов чуть ли не матом ругал организаторов за эти цены. Но мне кажется, их тут винить не стоит. Аренда "Крокуса" видится мне невероятно дорогой. Аренда аппаратуры для оркестра тоже совсем не маленькой (все инструменты снимались микрофонами). Про гонорар, затраты на перелет и отели для такой толпы народу и говорить нечего. Чтобы все это отбить, билеты должны были быть дорогими. Оркестр хоть и из Румынии, но ведь все равно это не строители из Молдавии, которые за копейки работают в Москве, живут в сараях и перемещаются на багажных полках поездов.
Однако, несмотря на малочисленную аудиторию, а возможно и вопреки ей, концерт прошел замечательно. Звук был хороший, музыканты играли с настроением, и Стив был в ударе. Мой разум метался в тесной клетке между наслаждением от музыки и перманентным удивлением, насколько круто Стив играет - уровень его концентрации и контроля за всеми нюансами просто фантастический. День спустя я написал Ваю, что в очередной раз так сильно впечатлен его игрой, что не мог уснуть всю ночь, вспоминая волшебные мелодии и кусок торта из гримерки.
На концерте Стив использовал шесть гитар. Два вполне традиционных Jem: свою любимую EVO и цветочную FP2, на которой он играл в заключении; и два Jem со встроенным датчиком типа сустейнер (именно такие нужны для For The Love Of God, например) - это были FLO III и салатовый индонезийский JEM. Также была именная акустика Ibanez и нечто, что я потом, порывшись в интернете, опознал как Jerry Jones Electric Sitar. Звучал он действительно как-то средне между ситаром и банджо. Стив играл на нем и на акустике только в одном номере, именно для него понадобился стул, который весь вечер как-то нелепо стоял на сцене. Еще этот электроситар использовал второй гитарист в For The Love Of God.
К сожалению, на концерте было запрещено фотографировать, поэтому все, что я могу вам предложить, это немного изображений Стива после концерта, где он сидит с моей гитарой. Как видите, настроение у него весьма хорошее и, можно сказать, действительно праздничное. Я спросил, стоит ли нам ожидать когда-нибудь выхода DVD с выступлением Вая и этого оркестра. "Обязательно", - ответил он. Что ж, подождем. Ведь диск в любом случае будет более доступным, нежели билет на этот концерт.
Автор текста: Сергей Тынку
|