weg
second_menu Главная Форум Вход О проекте second_menu
Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая
Steinberg Cubase 7.5

moinf.info

Steinberg Cubase 7.5

Внимательные читатели могли заметить в тексте статьи о MIDI-контроллере Nektar Panorama P1, опубликованной в апрельском номере МО за этот год, упоминание о том, что для тестирования этого устройства я использовал демонстрационную версию 7.5 программы Cubase. Конечно, это не особенно значительное обновление по сравнению с версией 7, статья о которой была в апрельском номере за 2013 год, но раз уж программа все равно установлена, имеет смысл посмотреть, что же в ней нового.

Как обычно, помимо Cubase 7.5 выпущена новая версия и облегченного варианта программы, Cubase Artist. Различия между ними остались прежними, что же касается нововведений, Cubase Artist получила почти все из них, за исключением функции для совместной дистанционной работы через интернет VST Connect SE 2.

Минимальные системные требования практически не изменились по сравнению с Cubase 7, только вместо Mac OS X 10.7/10.8 теперь указаны версии 10.8/10.9. Требования к Windows остались прежними (версии 7/8), но, как и в предыдущем случае, это не вызвало проблем при использовании на моем компьютере с операционной системой Windows Vista SP2.

Отмечу, что программа Cubase 7.5 устанавливается в собственную папку и может использоваться одновременно с версией 7.

TrackVersions

Функция TrackVersions предназначена для управления вариантами треков. Если в окне проекта навести курсор на название трека, то с правого края названия появится стрелка, нажатием которой открывается меню с соответствующими командами (рис. 1). Кроме того, управление вариантами возможно из специального раздела панели инспектора и из меню Project - TrackVersions. Функция действует практически для любых треков: аудио, MIDI, инструментальных, аккордовых, а также треков темпа и размера.

Steinberg Cubase 7.5

Рис. 1

С помощью имеющихся команд можно выбрать один из вариантов ("активировать" в терминологии Cubase), создать новый (пустой), скопировать или удалить существующий вариант. При создании вариант получает название и идентификационный номер (iD). Названия можно легко редактировать (например, в окне инспектора или выбрав команду Rename Version), а вот iD просто так не редактируются и, по идее, являются уникальными для каждого варианта. Однако тут есть два исключения.

Если выделить несколько треков и выбрать команду создания нового варианта, то созданные варианты треков будут иметь одинаковые iD. Впоследствии это можно использовать, например, для того, чтобы активировать сразу на нескольких треках варианты с одинаковыми идентификационными номерами - надо выделить эти треки и выбрать соответствующий вариант на одном из них (интересно, кстати, что если выбрать вариант с iD, которого нет на каких-то выделенных треках, то появится диалоговое окно, в котором можно выбрать для этих треков разные способы создания новых вариантов с присвоением им того же идентификационного номера). Или посредством команды Select Tracks containing Versions with Same ID можно выделить треки, имеющие варианты с таким же iD.

Второе исключение касается изменения iD. Напрямую редактировать их нельзя, но при помощи команды меню Project - TrackVersions - Assign Common Version ID можно присвоить одинаковые идентификационные номера всем активным вариантам выделенных треков.

Можно копировать выделенную область данных или отдельные объекты из одного варианта трека в другой (в том числе на другом треке), преобразовывать варианты в субдорожки (Lanes) и наоборот.

Перечисление возможностей не дает представления о том, зачем нужны варианты треков, когда есть субдорожки. Но на практике становится понятно, что субдорожки больше подходят для записи дублей одной и той же партии, тогда как варианты - для опробования разных партий. В принципе, функция TrackVersions не дает ничего такого, что нельзя было бы сделать другими средствами (например, копированием трека), но значительно упрощает этот процесс.

Управление показом треков

В версии 7.5 появились средства управления показом треков, во многом аналогичные средствам управления показом каналов в микшере. К ним относятся фильтры треков по типам, закладка Visibility панели инспектора и команды меню Track Visibility Agents. Нелишним будет отметить, что скрытые треки не заглушаются, их содержимое продолжает воспроизводиться.

Фильтрация треков по типам производится в списке, открывающимся нажатием кнопки Filter Track Types. Этих кнопок, на самом деле, две: одна расположена непосредственно над списком треков, а другая - на инструментальной панели, слева от кнопки Configurations. Но список они открывают один и тот же, так что можно пользоваться любой из них.

Закладка Visibility панели инспектора предназначена для управления показом отдельных треков. Причем включать/выключать показ можно как для одного трека, так и для группы выделенных треков. Если же кликнуть на каком-то треке при нажатой клавише Shift, то будут скрыты все остальные треки. Над списком треков есть два числа, указывающие количество треков, скрытых посредством закладки Visibility, и общее количество треков. Кликом по этим числам можно показать все треки.

Меню Track Visibility Agents (рис. 2) вызывается нажатием одноименной кнопки, расположенной справа от кнопки Configurations. В этом меню содержатся команды, управляющие показом треков в зависимости от разных условий (также эти команды есть в контекстном меню закладки Visibility, вызываемом правым кликом по ее названию). Например, можно показать только треки с данными, скрыть заглушенные треки и т. д. Можно создавать собственные команды при помощи логического редактора.

Steinberg Cubase 7.5

Рис. 2

Кнопкой Configurations открывается меню управления конфигурациями настроек, связанных с показом треков. С помощью команд этого меню можно создавать, обновлять, переименовывать и удалять конфигурации, переключаться между имеющимися конфигурациями, а также перемещать активную конфигурацию на другую позицию в списке, что может быть полезно, так как первые восемь конфигураций можно переключать посредством клавиатурных сокращений. Кроме того, при выборе какой-либо конфигурации название кнопки Configurations заменяется названием этой конфигурации.

У этой функции есть пара недоработок. Во-первых, текущий выбор конфигурации не сохраняется вместе с проектом, то есть проект открывается без выбранной конфигурации. Но после того как какая-либо конфигурация выбрана, нет никакого способа вернуться к состоянию без выбора (ну, кроме закрытия и повторного открытия проекта). Так что необходимо создать изначальную конфигурацию, например, с показом всех треков.

Как уже было сказано, средства управления показом треков, в основном, аналогичны средствам управления показом каналов в микшере. И в Cubase 7.5 можно синхронизовать эти две функции, так что изменения, сделанные для треков, будут сразу отражаться на каналах (и наоборот). Для синхронизации служат команды специального меню, вызываемого нажатием точки справа от названия закладки Visibility (также эти команды есть в контекстном меню этой закладки, открываемом правым кликом по ее названию). Синхронизировать изменения в окне проекта можно только с одним из микшеров одновременно. Отдельной командой синхронизируется фильтрация по типам.

Instrument (T)rack 2.0

В предыдущей версии Cubase было два несколько отличавшихся способа использования виртуальных инструментов: инструментальные треки и инструментальные каналы (те, что создавались в окне VST Instruments, открываемом из меню Devices или нажатием клавиши F11). Теперь эти способы во многом объединены, так что при создании инструментального трека автоматически создается соответствующий инструментальный канал, и наоборот. Более того, инструментальные треки теперь поддерживают функции, прежде доступные только инструментальным каналам: более двух аудиовыходов и более одного MIDI-трека, что позволяет использовать на инструментальных треках мультитембральные инструменты.

При включении у инструмента дополнительных выходов (это делается специальной кнопкой в окне VST Instruments или на панели инспектора инструментального трека) автоматически создаются соответствующие треки в окне проекта и каналы в микшере, вот только их названия (Track 1 Out, Track 2 Out и т. д.) никак не отражают принадлежность к определенному инструменту. Названия, конечно, можно и отредактировать, но было бы удобнее, если бы связь с инструментом указывалась изначально.

Само окно VST Instruments тоже было изменено (рис. 3), помимо прочего, в нем теперь представлены выбранные органы управления (Quick Controls) инструментов. Кроме того, названия загруженных инструментов (точнее, инструментальных каналов) можно изменять, что иногда бывает удобно.

Steinberg Cubase 7.5

Рис. 3

Кстати, настройки выбранных органов управления теперь можно сохранять и загружать. Для этого надо на панели инспектора трека раскрыть секцию Quick Controls, кликнуть значок Preset Management (справа от заголовка секции) и в появившемся меню выбрать соответствующую команду.

Новые инструменты и эффекты

Новый барабанный семплер Groove Agent SE 4, плагин формата VST3, является более развитым вариантом модели Groove Agent ONE, известной по предыдущим версиям (впрочем, она есть и в Cubase 7.5), и так же представляет собой аналог семплерной ритм-машины "типа MPC" (он даже может импортировать файлы Akai MPC500 и MPC1000). Кроме того, Groove Agent SE 4 можно рассматривать как часть готовящейся к выпуску программы Groove Agent 4 (продолжения знаменитого "виртуального барабанщика" Groove Agent 3 - см. МО, сентябрь 2007, "Новости"), которая будет иметь специальные возможности для имитации использования не только семплерной ритм-машины, но и акустической ударной установки.

Groove Agent SE 4 сделан на основе аудиоядра HALion и отличается от программы Groove Agent ONE новым редактором семплов, развитым микшером с четырьмя шинами посылов и 27 эффектами, плеером паттернов (поддерживаются импорт и экспорт MIDI-файлов), огибающими высоты тона, фильтра и уровня, новыми фильтрами, наличием функций сжатия/расширения AudioWarp и деления лупа на слайсы, специальными режимами для имитации 12-разрядного звука.

Виртуальный семпл-плеер и синтезатор HALion Sonic SE 2 является облегченным вариантом инструмента HALion Sonic. От предыдущей версии HALion Sonic SE, появившейся еще в Cubase 6, он отличается, прежде всего, наличием имитатора аналогового синтеза под названием Trip, имеющего три осциллятора, субосциллятор, кольцевой модулятор, генератор шума, фильтры, два генератора огибающей, LFO и арпеджиатор. Также добавлены восемь алгоритмов эффектов.

Исполнительский эффект диджейского типа LoopMash FX (рис. 4) производит любимые диджеями "заикания", реверсирования и т. п. Основную часть окна эффекта занимает дисплей уровнеграммы. В его нижней части есть четыре знака нотных длительностей, определяющие ритмическую сетку эффекта. Под дисплеем расположены кнопки управления эффектами. В руководстве пользователя написано, что эффект применяется, пока нажата кнопка, но на практике звучание эффекта начинается на следующей после нажатия доле выбранной ритмической сетки. Поддерживаются автоматизация и MIDI-управление.

Steinberg Cubase 7.5

Рис. 4

Алгоритмический ревербератор REVelation дополняет знакомый по предыдущим версиям конволюционный ревербератор REVerence, использующий импульсный отклики. По задумке, REVelation должен имитировать характер "знаменитых аппаратных эффектов" (видимо, Lexicon). Он имеет удобный интерфейс и неплохой звук, так что вполне полезен, хотя лучшие аппаратные ревербераторы и не заменит.

Имитатор магнитной ленты Magneto 2 представляет собой возрождение плагина Magneto, впервые появившегося в конце 90-х. По идее, имитатор магнитной ленты должен давать два основных эффекта: компрессию и добавление искажений при высоких значениях. В интерфейсе Magneto 2 несколько неудобно то, что есть только один индикатор уровня, переключаемый между входным и выходным сигналом. А переключаться приходится постоянно, чтобы компенсировать изменение уровня, вносимого обработкой. Иначе можно принять за результат эффекта простое увеличение уровня. Так вот, при выровненных уровнях никакого значимого результата ленточной компрессии я не услышал (и не увидел по индикаторам), только добавление искажений при максимальных значениях.

Другие изменения

По умолчанию функция определения транзиентов (Hitpoint Detection) теперь автоматически срабатывает в фоновом режиме при записи или импортировании аудио. Впрочем, это можно отключить через меню File - Preferences - Editing - Audio, сняв отметку с опции Enable Automatic Hitpoint Detection. Кроме того, в редакторе семплов для точной настройки функции помимо слайдера Threshold и меню Beats еще можно использовать поле Minimum Length, устанавливающее минимальное расстояние между транзиентами.

Добавлен режим оперативного перезапуска записи, который включается выбором опции Re-Record Mode в меню Transport или на транспортной панели (рис. 5). Если во время записи в этом режиме снова нажать кнопку записи, то процесс начнется с самого начала, а записанные до этого данные будут удалены из проекта (но сохранятся в пуле).

Steinberg Cubase 7.5

Рис. 5

При использовании виртуальных инструментов формата VST3 (например, прилагаемого барабанного семплера Groove Agent SE 4) можно получить карту ударных (названия звуков и их соответствие нотам) непосредственно из инструмента. Для этого надо на панели инспектора трека, на который назначен подобный инструмент, кликнуть в поле карты ударных (изначально там написано No Drum Map) и в появившемся меню выбрать команду Create Drum Map From Instrument. Вроде бы, мелочь, но удобно.

Панель инспектора партитурного редактора, раньше называвшаяся Symbols Inspector, теперь содержит две отдельные закладки: Symbols и Inspector. На первой находятся функции, имеющие отношение к партитуре, а на второй - MIDI-функции, такие же, как в клавишном редакторе.

Логический редактор получил новые параметры, в том числе связанные с произошедшими изменениями. В раздел типов данных добавлены параметры Video, Group и Effect, в раздел свойств - Is Hidden и Has Track Version, в раздел операций над треком - Hide Track.

В меню File - Preferences - Event Display появился новый раздел (Tracks), позволяющий установить некоторые параметры внешнего вида треков по умолчанию.

Версия 2 функции VST Connect SE, предназначенной для совместной дистанционной работы через интернет, теперь поддерживает и MIDI.

Заключение

Неплохое обновление. Немало полезных функций, либо добавляющих новые возможности, либо упрощающих имеющиеся. Мне наиболее интересными представляются варианты треков, режим оперативного перезапуска записи и возможность получить карту ударных из инструмента. Барабанный семплер Groove Agent SE 4, скорее всего, не заставит отказаться от Native Instruments Battery, но уже вполне близок к нему. Неплох ревербератор REVelation.

Хотя модернизация с версии 7 и не бесплатна, тем не менее, можно рекомендовать ее практически всем пользователям.

Автор: Борис Никитин


V1
Поиск на сайте
Email
Вконтакте YouTube Twitter
RSS
Mail.ru V2
© 2024 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин