Скалопирование - это, если говорить простым языком, ряд действий после которых гриф становится скалопированным. Не думаю что это объяснение покажется вам весьма понятным и потому поясню чем отличается скалопированный гриф от нескалопированного.
Если Вы внимательно посмотрите на гриф вашей электрогитары то увидите на нем металлические фрагменты похожие на обрубки проволоки. В народе эти металлические хрени принято называть ладами и обычно при игре на гитаре к ним прижимаются струны.
Лады на гитаре крепятся к накладке грифа. У каждого грифа есть накладка и этот факт радует душу.
Так вот скалопированный гриф, как бы это попроще объяснить, - это гриф у которого между ладами в накладке на гриф проточены ложбинки (воронки) округлого характера. Не знаю понял ли кто-нибудь это мое объяснение, но лучше я объяснить не могу, поскольку зовут меня не Лев Толстой и русским языком я владею весьма ограниченно. Поэтому чтобы Вам было понятно, ниже я воткнул фотографию фрагмента скалопированного грифа.
На фото изображен гриф от моего Tom Delonge Stratocaster, который великолепно скалопировал Виктор Жук, за что ему громадное спасибо.
Надеюсь после взгляда на эту картинку в Вашей голове сразу все стало ясно и понятно слово в народном суде и Вы готовы внимать моему повествованию слово слесарь чекушке.
Итак, для начала заглянем вглубь истории. Не скажу что это очень приятно и возможно заглянуть кому-нибудь за лифчик можно было бы сделать с большей охотой. Но такова наша суровая доля - мы должны говорить только о гитаризме.
Кто первым сделал на своей гитаре скалопирование неизвестно никому. Мне кажется это был Гомер или Диоген, но боюсь никто со мной не согласится. А вот кто первым заявил о скалопировании во всеуслышание - это известно. В свое время у компании Fender возникла идея делать именные гитары. И тут им повстречался Yngwie Malmsteen.
Ну и ясен пень, фирма Fender решила скопировать его личную гитару для того чтобы широкая общественность хоть на секунду смогла бы почувствовать себя кудрявым стокилограммовым шведом.
А гитары у Yngwie как раз были со скалопированными грифами. Fender стал их выпускать. И вот тогда то стали появляться всякие статьи, слухи, домыслы и ваще фишка со скалопированием стала известна почти всем людям на земле, за исключением может футболистов питерского "Зенита".
Почему Yngwie так делал? Он говорит, что прочел книгу про какие-то старые струнные инструменты, там было скалопирование. И потом от нефиг делать Yngwie сделал скалопирование на бракованном грифе и его эта штука вставила как онанизм вставляет школьника.
Мне кажется что все дело иначе. Некто Blackmore был кумиром для Malmsteen. И Malmsteen типа никогда не скрывал что пер все фишки у Blackmore и ваще всячески учился у него. И вот думается Malmsteen в один прекрасный день (было зимнее утро) прочухал, что ентот Blackmore играет со скалопированным грифом. Ну и решил Yngwie попробовать типа тоже. А дальше его торкнуло и он подсел на эти грифы как Майкл Джексон на педофилию.
Вот такая история - типа отклик прошлого и тень минувшего как говорят иногда внутри телевизора.
А что касается дня минувшего, то расскажу историю про себя. Как то раз ужрался я дугарину с парой друзей и пошли мы цеплять герлов. Ой. Это не та история. Сейчас другую расскажу. Как-то раз лет семь назад у какого-то гитарного мастера попробовал я гитару со скалопированным грифом и подумал, что мерзость редкостная.
А тут прошло много лет и этим августом приперся ко мне в гости Антон Цыганков. Чего приперся не понятно. Без пива приперся. Стал на гитаре играть в мой усилитель. Непонятно зачем. Мог бы и у себя дома на гитаре поиграть. Он вообще маньяк гитары какой-то.
А играл он на свое стратокастере зеленого цвета фирмы Schecter. Мне скучно было пока Антон играл. Я решил ему как-то отомстить и сделать чего-нибудь плохое. И решил я на его гитаре поиграть. Думаю, пусть послушает и пострадает. Ибо слушать то мою игру невозможно.
Отобрал я Антона гитару и стал играть. А лады то там скалопированные.
И все. Я попал. Через полчаса отдаю гитару обратно, и уезжает Антон домой с ней. А я свою гитару беру в руки и пробую играть. А что-то не то в пальцах. Какое-то странное ощущение дискомфорта.
ХОТЕЛОСЬ СКАЛОПИРОВАННОГО ГРИФА - понял я.
Вот такая история. Грустная история попадалова на бабки. Спустя три месяца я купил у Сержа Иванова Stratocaster Blackmore со скалопированными ладами.
А потому взял свой родной Tom Delonge Strat и отдал его мастеру на скалопирование. А сейчас у меня большое желание скалопировать и еще пару своих гитар - Godin и Gibson.
Многие спросят меня зачем и почему?
А ларчик открывается просто. Все дело в ощущениях на кончиках пальцев. К этому ощущению привыкаешь и хочешь его также страстно как хочешь секса.
Поначалу скалопированный гриф неудобен, (пиво тоже в первый раз горьким кажется), а потом все. Тебе становится очень хорошо.
Ты ощущаешь чувство необычайного контроля над струнами в своих пальцах. Струны становятся частью тела. Такие ощущения испытывал не только я но и Цыганков, который сказал, что теперь ему скалопированные грифы нравятся больше обычных (нескалопированных).
Кстати я проводил эксперименты на людях. Например, Виктор Жук сказал, что поначалу он не мог играть на моей гитаре и ему скалопирование казалось редкостным идиотизмом. Но после 30 минут игры он привык к такому грифу как будто играл на нем всю жизнь. Другой человек, некто Дима Фролов - он в общем сразу воткнулся в скалопирование и играл без проблем.
Итак, подытожив нечсто сказанное, родим ключевое слово и это будет в скалопировании - физическое удовольствие.
Но есть и другой важный аспект о котором можно было бы сказать вслух - это влияние скалопирования на звук гитары. Об этом большинству людей известно понаслышке. Мало кто берет и скалопирует свой гриф чтобы иметь возможность сравнить звучание "до и после".
Мне повезло. Я сделал именно так. Взял и отдал свой гриф скалопировать. Потому могу сказать как оно изменилось после процесса. Во-первых изменилось не кардинально. Заметно конечно ноне кардинально (прочувствуйте смысловые оттенки употребленных слов).
В звуке прибавилось силы атаки, высоких частот, читаемости, прозрачности, яркости и т.д. В общем звук стал более "стратокастерным", более блюзовым, в нем стало больше SRV
Другая небольшая краска - это то, что звук приобрел некий металлический характер. Но металлический не в смысле heavy-metal, а в смысле железно и т.д.
То есть когда Вы играете металлическим слайдом, то вот у Вас звук тоже имеет слегка железистый призвук. Мне кажется это от того что накладка на гриф влияет как-то по своему на звук. А при игре слайдом или без слайда но на скалопированном грифе, накладка не влияет на звук. И появляется немного металлического звона. Мне он нравится кстати.
Вообще при игре на скалопированном грифе ваши пальцы не касаются накладки грифа и это немного необычно. Кстати, нажав на струну посильнее вы можете сделать нечто похожее на бенд или вибрато.
Вот такая штука про скалопирование случилась в моей жизни. Не знаю пропрет ли вас лично скалопирование, но мне кажется попробовать стоит. Надыбать где-нибудь у знакомых гитару с проточенными ладами и испытать на себе радость либо горечь скалопизма.
Вдруг - окажется, что это ваша фишка и Вы не можете без не ежить. Тогда у вас начнется период страданий.
В магазинах продается мало гитар со скалопированными грифами. Я видел только Malmsteen страт, а он нужен не каждому. А отдавать скалопировать гриф мастеру стремно. Во-первых мастер может оказаться мерзавцем и испортить гриф. Во-вторых гриф может оказаться непрочным и типа есть такой термин "жесткость грифа" - в общем сколбасит гриф твой. Риск есть всегда.
Мне было страшно. Но я утешал себя такими вещами как - во-первых, гитара DeLonge не дорогая гитара и если что - ее не жалко, во-вторых на стратокастерах многие люди по всему миру скалопируют лады и вроде как нормально все, в-третьих, к fender продаются грифы отдельно фирменные и если что, то придется купить новый.
У меня с гитарой все получилось замечательно. Но я все равно веду себя осторожно и на двух своих стратах со скалопированными ладами использую струны только 0.009-0.046 и не толще.
Единственная проблема - очень трудно играть на остальных своих гитарах. Большой соблазн - скалопировать их. Например, Gibson Les Paul с вклеенным грифом. Мне кажется будет очень клева.
- Сергей Тынку
|