MuzTorg.ru
Если честно, то я никогда ранее не ходил на мюзиклы. Жены, что бывшая, что нынешняя, склоняли меня изо всех сил, но я был неприступен, считая этот вид искусства не тем, что нужно правильному любителю рока. С меня хватило редких походов в театры, где я, несмотря на крайне неудобные кресла, засыпал еще до антракта. Однако, все хорошее на свете должно рано или поздно заканчиваться. Поэтому в конце концов незадолго до своего сороколетия, я сходил на мюзикл. Но, разумеется, это был не просто, а рок-мюзикл. Он называется “Тодд” и, надо сказать, это зрелище меня действительно поразило в хорошем смысле этого слова. Более того, возможно это было одно из самых сильных и приятных шоу, что я видел в своей глупой жизни. И у меня нет другого выхода, кроме как поделиться с вами своими впечатлениями.
Для начала немного истории. Эта постановка очень тесно связана с группой “Король и Шут”, ныне к сожалению уже несуществующей, ввиду крайне печальных обстоятельств, которые всем известны. Люди малознакомые с творчеством этого коллектива, привыкли судить о них по каким-то стереотипам вроде “панк-рок, совок, говнари и т.д.”. Между тем не смотря на достаточно трушный внешний имидж “панков с ирокезами” и некоторые музыкально-стилистические элементы, от панк-рока это команда весьма далека. Какой к черту панк-рок когда у людей в составе была скрипка и два вокалиста, а струнная группа во-первых, умеет играть, а во-вторых, рубит риффы в духе Metallica или Rammstein? Стремление парней из “Король и Шут” к все большему усложнению структуры песен и аранжировок, попытка максимально разнообразить музыку - это совсем не панковские принципы творчества. Если только не называть это панк-прогрессивом или арт-панком.
И если смотреть на группу именно под таким углом, то появление мюзикла, автором и вдохновителем которого стал Михаил Горшенёв, лидер “Короля и Шута”, - вполне логичный шаг. Никого ведь не удивляет, что Paul McCartney дошел до того, что стал писать оркестровые вещи. Что такое мюзикл “Тодд”? Это по сути то самое рок-шоу, которое было бы лучшим вариантом для идеального концерта “Короля и Шута”. Другое дело, что по финансовым и техническим моментам, делать, например, гастрольный тур из таких концертов, было невозможно. А вот забабахать рок-мюзикл запросто.
Почему я говорю об идеальном концерте и что вообще в этом мюзикле общего с концертом “Короля и Шута”? Прежде всего музыка. Стиль музыки, авторы музыки, люди, которые исполняют эту музыку в спектакле - это все музыканты сами понимаете какой группы. Поэтому для того, чтобы понять как оно звучит, можно просто зайти в youtube и посмотреть какой-нибудь концерт “Короля и Шута”. Но мы говорим об идеальном концерте этой группы, и это значит, что музыка вынесена на какой-то более высокий уровень, нежели были их обычные концерты. И этот уровень заключен в таких вещах, как: увеличение количества музыкантов (хор, солисты), еще более разноплановые аранжировки, монолитность музыкального полотна по части связи песен друг с другом. Ведь в мюзикле все выстроено так, что одна композиция перетекает в другую, зачастую очень естественным и незаметным путем. В результате перед нами одна большая и очень разноцветная песня, вместо некоего набора отдельных вещей.
Но музыка, какая бы она не была прекрасная, это не единственная составляющая рок-концерта. Иначе зачем бы люди вообще ходили на живые выступления? Если просто послушать музыку, то сделать это дома или где угодно в наушниках получится намного более качественнее, нежели на любом рок-концерте. Мы ходим на концерты еще и для того чтобы посмотреть, получить приятное для глаз, души и мозга - вот наша цель. И вот по части зрелищ живые мероприятия пока выигрывают у телевизоров. Особенно когда вы находитесь в толпе правильных зрителей, создающих невероятную атмосферу, приятно заряженную магической химией. Так вот, по части зрелища “Тодд” в разы круче любого концерта “Короля и Шута” и, вообще, рок-концерта в принципе как явления. И это опять-таки весьма закономерно, если учесть сколько человек принимает участие в сценическом действе и его подготовке (актеры, режисеры, постановщики, тех.персонал). Любезно пригласивший меня на этот мюзикл Яков Цвиркунов, гитарист “Короля и Шута” и “Тодда” сказал, что на сцену выходит 60 человек и это, разумеется, удивительно.
Помню, когда я перед началом спектакля зашел за кулисы, перекинуться парой слов с Яковом, меня все поразило и удивило. Я ничего не знал о постановке. Вообще. Это потом оказалось, что “Тодд” построен на основе древней английской легенды, про цирюльника (Sweeney Todd), который вместо того чтобы просто приводить в порядок растительность на головах людей, убивал их своей острой бритвой, а потом из них делал фарш чтобы пустить на пирожки для ничего не подозревавшего народа. Для “Короля и Шута” с их “Ели мясо мужики” вполне традиционная тема. Так вот представьте, заходите вы за кулисы, ничего не подозревая, а там толпы весьма странного народа, эдакие творческие личности. Все размалеванные как полу-клоуны, полу-панки, сидят на шпагатах, делают странные акробатические позы и вообще ведут себя крайне необычно. Мне, конечно, человеку привыкшему к обычным гримеркам рок-музыкантов, было несколько удивительно видеть все это буйство креативности.
Но это были еще цветочки. Совсем я обалдел, когда увидел рабочее место музыкантов. Представьте себе на сцене громадную стеклянную коробку из трех этажей. На первом этаже клавишник и ритм-секция, на втором и третьем по гитаристу. И у каждого свое отдельное помещение типа будка “два на два”, где стоит стул, процессор и штуки штуки гитары. И вот эти ребята за стеклом каждый в своей конуре играет, ориентируясь на мониторинг, и по ходу действа меняет инструменты. Иногда между этажей носится гитарный техник по лестницам. Это конечно существенно отличается от традиционного группового концертного танца.
А на сцене между тем должно было твориться все, что только можно представить. Вообразите себе несколько групп артистов - певцы, балет, паркур. И все это так перемешано, что просто не поймешь, что где происходит. Люди невероятно двигаются в самых разных стилях, поют поодиночке, дуэтом, хорами, изображают стриптиз, прыгают по стенам, бьются друг с другом. И в этом всем какая-то дикая смесь времен - средневековые священники и монашки, панки восьмидесятых, полицейские нашего времени, восставшие из могил зомби, клеящиеся к клиенту проститутки, гламурные идиоты, ангелоподобные девушки, безумцы в смирительных рубашках - кого там только не было. Когда смотришь это вживую, то невероятно впечатляет - те же молодые полуголые девчонки невероятно сексуальны. Танцы и вообще все движение (с элементами акробатики) выглядят очень круто и просто заряжают энергией. Все действо очень плотное по части событий - этакое рубилово. Вот обычный рок-концерт или театральная постановка выглядят они если говорить метафорически просто картошка с мясом или салатик. А мюзикл “Тодд” - это безбашенное застолье в кавказском стиле. На столе есть все и в неограниченных количествах. Я вот честное слово теперь не очень понимаю как мне ходить на обычные рок-концерты. Смотреть просто на играющих на сцене музыкантов? Но ведь это же будет казаться невероятно скучно, даже если они вдруг будут трясти головами и прыгать.
Я не знаю, сколько стоит подобное шоу. Но думаю не мало. Декорации, персонал и все прочее. Возить это по городам мне кажется нереально. Иначе бы все артисты давно бы превратили свои концерты в мюзиклы на ту или иную тему. Хотя топовые артисты типа Madonna или Michael Jackson подобные концепции вполне смело реализовывали. Другое дело, когда речь идет о таких проектах, то для артистов, наверное, было бы очень важно не потерять себя в таком количестве выступающих, подчеркнуть свою великую роль и миссию. Потому что в том же “Тодде” главный персонаж, которого должен был играть Михаил Горшенёв, по мне не был какой-то совсем уж выделяющейся фигурой, он не перетягивал одеяло на себя и был очень гармоничен в общей картине. Это как мясо в борще, элемент очень важный, но мы любим борщ целиком и полностью, а не каким-то отдельным компонентом. К слову говоря, Роберт Остролуцкий из группы “Собаки табака”, который сыграл роль Тодда вместо Горшенёва, был очень хорош и органичен. Внешний вид, движения, манера пения - иногда мне казалось, что на сцене именно он, тот самый парень Михаил, которому весь этот спектакль и был посвящен.
Очень, мне конечно, грустно, что не сходил на эту постановку раньше (а ведь была возможность), но все таки лучше поздно, чем никогда. Очень рекомендую вам сходить на это действо, независимо от ваших музыкальных вкусов. В конце концов это постановка на вечные человеческие темы - любовь, ненависть, предательство, месть, власть. Звук мне показалось намного лучше нежели на концертах - все-таки озвучить небольшой театральный зал - это более простая задача нежели клубный ангар на 5000 человек. Свет был тоже намного осмысленнее, как оно и должно быть в театральной постановке. Публика была понятно какая, но ее поведение было достаточно интеллигентным, никаких пьяных и орущих не было заметно. Даже непривычно было наблюдать весь этот около-роковый народ в интерьерах театрального фойе. По завершении мы с Яковом шутили на тему культурного обмена - я просвещаю его по части того, в чем разница в моделях леспола, а он открыл мне глаза на мюзиклы. Хотя что-то мне подсказывает, что мюзиклы бывают разными. Но мне повезло, первый случился с “Тоддом”. Желаю чтобы и вам повезло.
Сергей Тынку
|