Муз. газета
В середине 60-х студенту медицинского факультета Нью-Йоркского университета Ною Камински (Noah Kaminski, р. 24.1.1941 г.) поступило заманчивое предложение от музыкальной компании Sunbeam Music - стать их штатным композитором.
Хотя до окончания учебы оставалось каких-то полгода, юноша принял предложение, потому что чувствовал: музыка привлекает его больше, чем профессия врача. Еще подростком он выступал с друзьями на улицах Бруклина в группе под названием MEMPHIS BACKSTREET BOYS, а в 1960-1961 годах записал в дуэте с Джеком Паркером (Jack Parker) два сингла, правда, неудачных. Где-то в это же время поменял банальное Ной Камински на звучное Neil Diamond ("diamond" по-английски "бриллиант").
Итак, молодой человек принялся за работу. Несколько его песен записали нынче напрочь забытые JAY AND THE AMERICANS, одна из композиций, "Just Another Guy", оказалась на обратной стороне хитового сингла Клиффа Ричарда "The Minute You're Gone"(1965). Неизвестно, какими были гонорары туманного Альбиона, а вот на родине Даймонда первый чек с гонораром за написанную песню, полученный им 31 марта 1966 года, равнялся - внимание! - 73 (прописью: семидесяти трем) центам. Сейчас самое время воскликнуть: и кто бы мог подумать, что через каких-то 9 месяцев очередное сочинение малоизвестного автора выйдет на 1-е место хит-парадов США и Англии, а еще через год-другой его песни запоют Элвис Пресли, Фрэнк Синатра и... DEEP PURPLE!
Коллеги Даймонда, известный композиторский тандем Ellie Greenwich - Jeff Barry, разглядев также и исполнительский потенциал молодого автора, предложили ему контракт в только что образовавшейся фирме Bang. Как оказалось, в начинающем певце вполне уживается и поп-рок-вокалист, и почти что "крунер" - исполнитель мелодичных баллад в духе Пола Анки. Первый сингл "Solitary Man", выпущенный в мае 1966 г., не то чтобы стал сенсацией сезона, но все же занял приемлемое для новичка 55-е место. Кстати, эту композицию тоже записал на одном из своих миньонов Клифф Ричард. Вторая сорокопятка "Сherry Cherry", появившаяся летом 1966 г., поднялась уже до 6-й позиции американского хит-парада. Хотя в британский хит-парад она не попала, ее обратную сторону, песню "I'll Come Running", взял для своего очередного сингла уж дважды упомянутый нами Клифф Ричард.
В октябре 1966 года вышел и дебютный альбом Даймонда "The Feel Of Neil Diamond". В американские чарты он не попал, а на Британских островах вообще не издавался. Тем не менее английские артисты потихоньку "растаскивали" сочинения молодого американского автора-исполнителя: певица Lulu, например, сделала из песни "The Boat That I Row" (обратная сторона одного из синглов Даймонда 1966 г.) самый крупный хит первых пяти лет своей карьеры (1964-1969 гг.)
Как раз в это время на благодатной для музыкальных экспериментов американской почве созревал амбициозный проект MONKEES - американский ответ на британский квартет BEATLES. Его авторами были телепродюсеры Bob Rafelson, Bert Schneider и музыкальный издатель и менеджер Don Kirchner, которые желали создать комедийное телешоу в духе битловской ленты "A Hard Day's Night". C помощью объявления в прессе нашли четверых молодых людей приятной наружности и подрядили известных композиторов написать подходящие песни. Среди последних оказался и Нил Даймонд. Второй сингл MONKEES с его композицией "I'm A Believer" (декабрь 1966 г.), равно как и их дебютный альбом, поднялся на вершину хит-парадов по обе стороны Атлантики. Несмотря на то, что впоследствии квартет исполнил еще десятки примечательных песен, "Believer" так и остался визитной карточкой группы. Следующая сорокопятка MONKEES (март 1967 г.) опять же с песней Даймонда "A Little Bit Me, A Little Bit You" почти повторила это достижение - 2-е в США, 3-е в Англии). И если Даймонд-композитор процветал, то успехи Даймонда-исполнителя были пока более чем скромными: его вторая долгоиграющая пластинка "Just For You" появилась в сентябре 1967 года и едва поднялась до 80-й позиции. В Англии она не выходила, также как и первый альбом.
Тем временем малоизвестный квинтет из Британии DEEP PURPLE дебютировал на американском рынке с кавером композиции "Hush" столь же малоизвестного автора-исполнителя Джо Саута (Joe South). После того, как этот образчик психоделического рока с "цыганскими" напевами (кто слышал эту вещь, знает, что мы имеем в виду) поднялся до 4-го места заморского хит-парада, английские музыканты выпустили второй сингл, на этот раз с песней героя нашего рассказа, Нила Даймонда, "Kentucky Woman" (ноябрь, 1968 г.). Хотя Род Эванс (первый вокалист "пурпурных"), конечно, не Гиллан, но вот лордовский орган уже выделывал типично перпловские "штучки", и вообще в данной композиции начинает худо-бедно прослушиваться фирменное звучание группы.
Еще пару лет статус Даймонда в шоу-бизнесе невозможно было определить точно. В 1968 году артист подписал контракт с фирмой Uni, вскоре вслед за этим наступил долгожданный прорыв. В 1970-1972 гг. песни Даймонда в авторском исполнении - "Cracklin' Rosie", "Sweet Caroline", "I Am...I Said" - одна за другой стали последовательно входить в международные чарты - и правда, чтобы автор, регулярно снабжающий хитами других, да не смог сочинить чего-нибудь стоящего для себя?!
"Song Sung Blue" - незамысловатая композиция с простеньким текстом - стала едва ли не самым значительным успехом Нила Даймонда и прочно вошла в репертуар многих исполнителей, начиная от Оркестра Рея Конниффа (RAY CONNIFF SINGERS), попсовиков NEW SEEKERS и кончая представителями альтернативного попа ALTERED IMAGES. Первым альбомом, удостоившимся "золотого" статуса, стал диск "Touching You, Touching Me", вышедший в конце 1969 года, а поскольку концертные выступления всегда были неплохим козырем Даймонда, то и последовавший за этим "живой" альбом "Gold" повторил успех предыдущей пластинки.
Затем артист пустился в более амбициозные музыкальные проекты: следующий альбом "Tap Root Manuscript" (ноябрь 1970 г.), помимо песен как таковых, содержал развернутую на 6 частей композицию "African Trilogy", иллюстрирующую стадии жизни человека от рождения до смерти. Несколько позже, будучи не в силах выдержать бешеного темпа гастролей, Даймонд прекращает концертную деятельность на 4 года, но продолжает сочинять.
В 1973 году он переходит в компанию CBS, заключив, по сообщениям, контракт на астрономическую по тем временам сумму в 5 миллионов долларов. В этом году он пишет музыку к фильму "Jonathan Livingston Seagal" и удостаивается за нее двух премий - "Грэмми" за лучшую музыку к телефильму и "Оскара" за лучший саундтрек. Альбом "Beautiful Noise" (1976) становится первым, удостоившимся платиновой награды, этот же успех повторили последующие его диски - концертный двойник "Love At The Greek" (1977), "I'm Glad You're Here With Me Tonight" (1977) и "You Don't Bring Me Flowers" (1978). Заглавную композицию последнего диска Даймонд исполняет в дуэте с Барброй Стрейсенд (Barbra Streisand) (1-е место в США, 5-е в Англии); альбом также содержит номер "The Dancing Bumble-Bee/Bumble Boogie" (Буги танцующего шмеля), представляющий собой не что иное, как пьесу "Полет шмеля" Римского-Корсакова, "склеенную" с оригинальной композицией Даймонда.
В 1980 году артист снимается в фильме Ричарда Флейшера (Richard Fleisher) "The Jazz Singer", где его партнером является легендарный актер Лоуренс Оливье. Звуковая дорожка "Джазового певца" побила все предыдущие рекорды популярности Нила Даймонда: хитами стали песни "Love On The Rocks", "Hello Again" и "America", занявшие в США соответственно 2-е, 6-е и 8-е места, а сам альбом пробыл 29 недель в американском Top 20 и 110(!) недель в британском списке альбомов-бестселлеров.
В 80-е годы Даймонд начинает сотрудничество с американским ветераном популярной музыки композитором Бартом Бакараком (Burt Bacharach), обладателем двух премий "Оскар", песни которого исполняли десятки, если не сотни маститых артистов (одну записали на свой дебютный альбом сами BEATLES), и певицей-композитором Кэрол Байер Сэгер (Carole Bayer Sager), которую Даймонд знал еще по проекту MONKEES. Возможно, Нилом руководило желание выйти за рамки чисто "даймондовского" музыкального мышления (ведь и битлы пригласили как-то в свою группу поиграть органиста Билли Престона). На пятачках его пластинок вместо одной привычной фамилии появилось трио авторов - N. Diamond, B. Bacharach, C. B. Sager.
Наибольшей популярностью из сочинений этого периода пользовался сингл "Heartlight", занявший 5-е место в США, и одноименный альбом (9-е место).
В это же время завсегдатаи британских чартов UB 40, которых на протяжении долгого времени упорно не желали признавать за океаном (ни одного хитового диска в США), раскопали старую вещь Даймонда "Red Red Wine", датированную еще 1967 годом, и в 1983 году выпустили ее на своем очередном сингле. Сорокапятка поднялась до 1-го места в Англии и почетного (для новичков) 34-го места в США, став их первым американского хитом. Переизданная в Америке пятью годами позже, она поднялась уже до 1-го места списка "Биллборд".
Карьера Нила Даймонда, перевалившая уже на четвертый десяток лет, далеко не окончена. Можно, конечно, завершить данную статью оптимистическим утверждением о том, что "артист полон творческих сил, и его лучшие песни - впереди". Может, это и так, но будем реалистами: пик популярности нашего героя пришелся все же на 70-е - первую половину 80-х годов. Его старые работы привлекают публику гораздо больше, чем новые. Сборник 1992 года "Greatest Hits 1966-1992", где было представлено 36 композиций Даймонда означенного периода, поднялся на вершину британского хит-парада и оставался в списках популярности 30 недель.
Что ж, вкладом в развитие популярной музыки бриллиантовый рокер оправдал свой псевдоним.
Автор: Игорь Матвеев
|