weg
second_menu Главная Форум Вход О проекте second_menu
Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая
Геометрия грифа

Это замечательное словосочетание я услышал от одного посетителя нашего магазина ("Музыка"), когда консультировал его по какой-то акустике с проблемным грифом. В своей статье я попытаюсь коснуться самой сути этого выражения.

Многие ведущие фирмы уже давно в своих ежегодных каталогах дают информацию о размерах и профилях грифов. Но, как правило, это сухие цифры и буквы, за которыми непосвящённый обыватель ничего, кроме вопросов, не видит. Хорошо, если вам довелось пощупать два-три разных дорогих инструмента, и вы имеете хоть какое-то представление о том, в каком стиле выполнены их грифы, и в чём же их отличие. Но в моей практике таких людей было не так уж и много. Зачастую, приходят молодые гитаристы, в руках которых, в лучшем случае, было несколько (в данном случае количество значения не имеет) китайских образцов. Говорить о грифах "Custom", вообще не приходиться. Наши люди о них лишь что-либо слышали или немного читали. Мне повезло больше. Несколько капиталистических сложно профильных грифов я "доводил". Все они были абсолютно разными и в корне отличались от серийных собратьев. Собственно, именно это и даёт им право относиться к разряду "Custom". Основным критерием при их изготовлении является индивидуальная, максимально удобная для конкретного заказчика, конструкция. В среде наших гитаристов уже появились смельчаки, пытающиеся экспериментальным путём найти "свой гриф". Для меня большой удачей явилось знакомство с очень хорошим студийным гитаристом из Лиды Юрием Ивановым. Человек уже не юных лет, с пониманием звука, умеющим слышать ушами, с хорошим музыкальным вкусом, и, самое приятное, без "совковых тараканов" в голове. С ним у нас сложились замечательные рабочие отношения.

Уже в течение нескольких лет мы доводим до ума его коллекцию гитар. В трёх из них проводили именно профильные работы по грифу. Начинали с недорогих "самопалов", а теперь добрались и до его любимого "Fender Stratocaster". Конечно, брать за идеал именно такой профиль глупо (памятуя об индивидуальном подходе), но по такому же "рецепту" я уже сделал на заказ (где не было особых пожеланий) несколько грифов. Результат оказался положительным. Все заказчики остались довольны. Вот какие конструкционные особенности, которые вы никогда не встретите на серийных моделях, были на этих грифах. Профиль накладки сложный. В начале радиус крутой, в конце - пологий. Он является как бы сектором усечённого конуса, в котором диаметр основания больше, чем диаметр вершины. Это позволяет комфортно чувствовать себя при игре аккордами на первых позициях и, не менее комфортно, при сольной игре на дальних рубежах. Как классический пример сложного радиуса можно назвать размер 10" на 16". Кому-то, быть может, подходят другие соотношения, но общая тенденция конусообразности полностью себя оправдывает.

Есть ещё одна особенность верхнего профиля. Гитаристы со стажем, несомненно, сталкивались с так называемым "синдромом 14-го лада", когда при, вроде бы, правильной отстройке грифа, есть "подзвон" в позициях после 12-го лада. Приходиться либо поднимать выше струны (в связи с чем, появляется неудобство игры в позициях с 5-го лада по 15-й), либо убирать прогиб грифа (тем самым, получая неудобство с 9-го лада и до последнего), плюс - потеря амплитуды колебания струны. Чтобы избежать таких неприятностей, горизонтальная плоскость грифа не должна быть абсолютно ровной. Примерно с 15 -го лада (в зависимости от толщины грифа в этой позиции и от сорта древесины) плоскость грифа должна плавно уходить вниз.

При такой конфигурации происходит следующее. Под натяжением струн гриф начинает изгибаться, но не лукообразно (максимальный прогиб на 9-м ладу), как при обычном профиле, а лишь с небольшим изгибом в районе 5-го лада. После 5-го лада он становится ровным, как струна. Это позволяет сохранить хорошую амплитуду колебания струны, более яркую атаку и одинаковую высоту струн над ладами практически по всему грифу. Соответственно "синдром 14-го лада" автоматически исчезает. Согласитесь, штука приятная. Но здесь важно не перестараться. Мне попадались грифы с не самыми удачными попытками изменения профиля. Неточно определив точку занижения или сделав завал слишком большим, можно получить "волнистый" гриф, по сравнению с чем "синдром 14-го лада" просто мелкий дефект. После такой подгонки можно смело менять накладку.

Что касается нижнего профиля грифа, то тут тоже всё не так просто. Большинству гитаристов нравиться, когда у шейки грифа чувствуется объём, а ближе к корпусу хочется побольше "воздушности". Самое интересное, что этот эффект достигается не толщиной грифа, как считают многие, а именно профилем.

Свои грифы я делаю не тоньше, чем 20мм - на 1-м ладу и 21.5мм - на 12-м ладу, но при этом, даже заядлые приверженцы "ибанезных" 17-ти миллиметровых "визардов" способны на них играть. Особенность в том, что на первых позициях используется профиль Medium "V" (как у Клептона), а ближе к пятке грифа либо Oval "C", либо нечто близкое к Hard "V" (как на "Ovation"). К тому же на всех грифах устанавливается анкер двойного действия. С его помощью можно как компенсировать прогиб, так и создать его искусственно. Благодаря этой штуке ваши затраты на доводку грифа как моральные, так и материальные, существенно снижаются.

Вот какой приятной порой бывает геометрия.


V1
Поиск на сайте
Email
Вконтакте YouTube Twitter
RSS
Mail.ru V2
© 2024 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин