|
Возвращение Les Paul Recording |
MuzTorg.ru
Как-то раз приятель попросил меня продать его гитару Gibson. Он думал у меня лучше получится это сделать. Я взялся ему помочь, но сразу сказал, что цена будет ниже, чем он ожидает. Потому что гитара хоть и красивая, но в если вглядываться, то имеет ряд непопулярных на нашем рынке черт:
- Цвет корпуса goldtop, (а не санберст, черный или оттенки красно-оранжевого);
- Звукосниматели p-90 (а не хамбакеры);
- Тип корпуса - “двурогий” леспол (а не “однорогий” традиционный);
- Пустоты внутри корпуса (люди до смерти их “боятся”).
Приятель, конечно, расстроился, но спорить ему со мной было не с руки и поэтому он, скрипя сердцем, согласился с тем, что денег он получит меньше чем затратил. Но таковы законы рынка.
Если мы говорим о гитарах Gibson Les Paul, то мое лично наблюдение состоит в то, что сколько бы фирма Gibson не пыталась отойти куда-то в сторону от своих же собственных разработок лохматых годов, для людей (если говорить о массовом покупателе) чем больше Les Paul похож на модели 58-60 годов, тем лучше. Ничего более популярного Gibson придумать не смогли, хотя, видит бог, они пытались и продолжают пытаться делать все, что может быть в их силах. И они даже создали Nighthawk.
Поэтому когда мы видим очередные новые модели Gibson Les Paul, то можно практически всегда сразу угадать насколько они будут популярны в народе. Просто возьмите эталон в виде моделей 58-60 годов и сравните его с новой моделью. Чем больше отличий вы насчитаете, тем меньше шансов у новой гитары стать каким-то лидером и вообще прорывом. Если конечно речь не идет о бюджетной модели - там уже работают другие правила.
Поэтому я был крайне удивлен, когда узнал, что Gibson переиздают модель Les Paul Recording, которая прежде выпускалась давно в семидесятых, но популярной в то время не стала. Gibson тогда это себе объяснили тем, что музыканты просто не были готовы к такой прогрессивной гитаре - якобы они в семидесятых только-только открыли для себя божественную дисторшен-связку из “Gibson + Marshall” и не хотели ничего другого. И типа инструмент просто опередил своей время. (Неужели они думают, что сейчас это время пришло?).
История появления на свет первых Recording достаточно примечательна. Как известно сам мистер Les Paul не во всем был согласен с компанией Gibson относительно того какой должна быть гитара. И это вполне естественно - ведь он был музыкант и вообще творческая личность. Можно долго перечислять, что ему не нравилось (например, те же SG), однако, проще посмотреть на модель Recording, которая стала самой любимой гитарой маэстро за всю его жизнь, чтобы понять, что ему нравилось.
Recording - это модель, которую разработал сам Les Paul (а не Gibson) и там учтены все его личные пожелания. Можно сказать, что это действительно его именная модель, а остальные Les Paul носят его имя просто в рамках рекламного соглашения. На мой взгляд, вот эта персонализация модели Recording и стала причиной ее неуспешности - стиль музыки, который играл Les был достаточно архаичным по меркам 70-ых годов. Так уже не играли. Les словно застрял в 50-ых. И эта модель, она не смотря на всю свою новаторскую суть, не имела ничего общего с рок-музыкой.
Надо сказать, что прежде чем выпустить Recording в 1971 году, Gibson делали, начиная с 1969 года, модели Les Paul Personal и Les Paul Professional, которые послужили прототипами Recording. Гитара очень сильно отличалась от обычных Les Paul того, да и этого времен. Других размеров по другому расположенные датчики, иной пикгард, большая пластиковая крышка с диковинным темброблоком на верхней поверхности корпуса… Такое ощущение, что какой-то безумный инженер решил поиздеваться над гитарой, которую любили миллионы людей по всему миру.
Главным и основным новаторством модели Recording являются звукосниматели “с низким сопротивлением”. Идея этих звукоснимателей дать гитаре возможность звучать гораздо более универсальнее и “шире” нежели обычный Les Paul. Вам нужен звук Rickenbacker, Telecaster или ES-175? Нет проблем - просто покрутите ручки и пощелкайте переключателями на своем Recording. Подключать эту гитару лучше всего напрямую в пульт. Но можно и в обычный усилитель - обратите внимание, что у гитары два выхода.
Для того чтобы завершить картину необычности инструмента, в версии 2014 года еще и установлено тремоло Bigsby как на личной гитаре Леса. Не правда ли впечатляет? Сделано все чтобы максимально отличаться от классической модели сами знаете какого года. И весь вопрос теперь только, кто это купит?
На самом деле я уверен, что эту модель Gibson сделали не ради продаж. Конечно, в мире есть коллекционеры, которым интересно собрать все модели, и есть какое-то количество музыкальных фриков (в хорошем смысле слова), для которых странная гитара будет оптимальным выбором, но не думаю, что на этом можно будет заработать каких-то денег, способных удовлетворить музыкальную корпорацию вроде Gibson.
Другое дело пиар. Выпуская такую модель, Gibson получает внимание простых покупателей и соответствующей прессы. Это как вирусное видео на youtube - людям интересно посмотреть, что за удивительное создание появилось в каталоге. Полезет ли человек смотреть на новый SG - это большой вопрос, поскольку от старого SG его отличает немного. А вот поглазеть на Recording и подивиться - это запросто. Точно также и гитарные журналы. Я думаю, что они все напишут про эту гитару.
Я наблюдал похожий трюк буквально недавно с моделью Gibson Moderne - крайне сложно представить, чтобы эту гитару кто-то купил. И совершенно фантастическим выглядит предположение о том, что производитель может заработать что-то существенное. Но зато про этот инструмент написали все до одного гитарные журналы. Выпускали эту гитару всего год или два. Обычное дело для Gibson. Думаю Recording тоже будут делать всего один год.
Если посмотреть на Gibson в разрезе не одного двух лет, а чуть дальше, то выяснится, что каждый год они выпускают по одной весьма странной гитаре, которая потом тут же снимается с производства. Можно вспомнить удивительнейшие Reverse V или Holy Explorer, которые были отличными информационными поводами в свое время. Дикие безумные гитары, но зато они заставляли народ обсуждать Gibson. Интересно, что они выдумают на следующий год?
Я же в завершении этого текста хочу сказать еще об одной вещи. Если честно, то я никогда не понимал людей, которые выбирая себе Les Paul, слушают его на чистом звуке, пытаясь понять хорошая гитара или нет. Потому что я, например, не знаю ни одного звездного гитариста (а на кого еще равняться?) кто бы играл на Les Paul на чистом звуке (а вы знаете?). На моей памяти только Les Paul играл на чистом на своих гитарах. И при этом он любил Recording. На что я намекаю, думаю, понятно.
Автор текста: Сергей Тынку
|