|
Заживо похороненная в блюзе... |
муз. газета
У легендарного негритянского блюзмена Джона Ли Хукера есть песня "Кончайнаркоту или наркота покончит с тобой. (Блюз для Джими и Дженис)" (KickHit For Hit Kix U (Blues For Jimi And Janis)".
...Расскажу вам историю о двух друзьях,
Которых я знаю и знает весь мир, -
Единственном и неповторимом
Джими Хендриксе и Дженис Джоплин.
Впрочем, не один Хукер и не он первый разглядел немалопараллелей в трагической судьбе обоих. Оба - музыканты, оба - ровесники: Хендрикс родился в конце ноября 1942–го, Джоплин - в январе 1943-го. Оба впервые блеснули на рок–фестивале в Монтерее. Хендрикс шокировал зрителей своими потрясающими методами извлечения звука из гитары, Дженис тоже поразила публику своим "инструментом" - поразительным, с яростным надрывом голосом, проникающим до самых глубин естества. Оба погибли от передозировки наркотиков в 1970 году: Хендрикс в сентябре, Джоплин - двумя неделями позже, оба стали легендой своего времени. О Хендриксе в нашей прессе пишут и вспоминают много, о Джоплин - поменьше.
Дженис Джоплин родилась в местечке Порт–Артур, штат Техас. В юности увлеклась блюзовой музыкой, слушая пластинки старых мастеров Бесси Смит и Лидбелли. Проучившись некоторое время в Техасском университете, довольно быстро покинула родные пенаты. По ее собственному заявлению, "Техас хорош для тех, кто хочет остепениться, а я всегда была скандалисткой". В середине 60-х Джоплин приехала в Мекку движения хиппи, "детей цветов"- Сан Франциско, где стала вокалисткой группы BIG BROTHER AND THE HOLDING COMPANY (Старший брат и холдинговая компания). Группа выступала в составе Sam Andrew - гитара, James Gurley - гитара, Pete Albin - бас и David Getz - ударные.
"Чересчур странная была компания! - вспоминал о своей первой встрече с музыкантами белый блюзмен Ник Грэйвнайтс (Nic Gravenites).
- У девчонки небрежно висели волосы, и она была одета в покрывало! А украшения! Куриные косточки! Мура в духе вуду! И эти духи с запахом пачули (тропическое растение с сильным запахом - здесь и далее прим. пер.) - он был невыносим! У нее был простуженный голос, и она визжала как раненая сова! Их звучание мне не очень понравилось, но впечатление на меня они произвели".
Летом 1966 г. "BIG BROTHER" прошли прослушиваниев небольшой чикагской компании "Mainstream", президент которойБоб Шад (Bob Shad) предложил группе играть в клубах Чикаго. Выступления нельзя было назвать особо удачными: по окончании месячного ангажементау музыкантов даже не оказалось денег на возвращение в Сан-Франциско. Темне менее контракт с фирмой предусматривал и запись альбома.
"Мы записали его за два вечера в Чикаго и два дняв Лос–Анджелесе, - вспоминал лидер "BIG BROTHER" Пит Олбин. - Продюсировал запись Шад. Он не подпустил нас к микшерскому пульту, не позволялделать больше 13 проб - говорил, что превышать цифру "13" - плохаяпримета".
В течение нескольких месяцев записи лежали "на полке" и были выпущены лишь в конце года. Особой популярности или денег группе они не принесли. (Хотя с течением времени альбом оказался для MAINSTREAM подлинной золотой жилой.
Но вот летом 1967 года грянул легендарный Монтерей - первый в истории рок-музыки фестиваль, на который собралось 60 тысяч зрителей (и 1100 представителей масс-медиа). Имена участников вызовут обильное слюноотделение у любого меломана - "шестидесятника" - JEFFERSON AIRPLANE, BYRDS, MAMAS AND PAPAS, SIMON AND GARFUNKEL, CANNED HEAT, Отис Реддинг (Otis Redding), ANIMALS, Джими Хендрикс, GRATEFUL DEAD. Британские гиганты BEATLES и ROLLING STONES не почтили своим вниманием мероприятие в Монтерее (хотя гитарист "роллингов" Брайен Джонс и присутствовал в качестве зрителя) - в их отсутствие на сцене безобразничали, сокрушая аппаратуру, WHO.
Именно Монтерей открыл широкой публике и вышеупомянутый британский квартет, до этого слабо известный в США, и Хендрикса, потрясшего зрителей неприкрытым насилием над гитарой. Выступление хриплоголосой и более чем раскованной Дженис тоже не прошло незамеченным. Среди присутствующих было немало влиятельных в музыкальном бизнесе персон, и в их числе известный менеджер Альберт Гроссман (Albert Grossman) (одним из артистов которого был сам Боб Дилан) и президент гиганта звукозаписывающей индустрии - концерна CBS Клайв Девис (Сlive Davis). Гроссман решил взять под свою опеку BIGBROTHER и, в свою очередь, убедил Девиса истратить 250 тысяч долларов нато, чтобы выкупить Джоплин и ее группу у компании "Mainstream".
В 1968 г. музыканты записывают диск "Cheap Thrills"(Дешевые развлечения), который расходится миллионным тиражом. Вероятно, успех диска и подсказал певице вполне логичный ход - Дженис Джоплин начала сольную карьеру. И началось покорение Америки. Ее взвинченный, доходящий порой до визга, а порой падающий до всхлипываний вокал, пожалуй, не имеланалогов в популярной музыке конца 60-х. Слушая блюзы в исполнении Дженис Джоплин, зритель забывал, что перед ним белая певица. Ее заявление "Насцене я занимаюсь любовью с 25 тысячами зрителей" дает некоторое представление о характере ее выступлений. (Еще один штрих: однажды она была оштрафована за использование нецензурных выражений на сцене).
Джоплин записывает диск "I Got Dem Ol’ Kozmic Blues Again" !1969), в том же году выступает на Вудстокском фестивале, гастролирует с новым ансамблем KOZMIC BLUES BAND, вновь объединяется с BIG BAND дляджем–сейшна в апреле 1970 г., начинает в Лос–Анджелесе работу над новой долгоиграющей пластинкой и...
4 октября 1970 года, ближе к вечеру, Дженис должна была встретить в аэропорту своего жениха, но в назначенный срок не приехала. Гастрольный менеджер певицы Джон Кук (Jon Cooke) начал поиски. На автостоянке голливудского мотеля "Лэндмарк", где она остановилась накануне, Кук обнаружил ее автомобиль. Очевидно, она никуда не выезжала... Дженис лежала в своем номере на ковре лицом вниз. Она была мертва. Заключение врача было на редкость банальным - передозировка героина.
Диск "Pearl" ("Жемчужина" - прозвище Джоплин) остался незаконченным: из 11 композиций певица записала 9, наложить вокал на записанный аккомпанемент еще двух песен она не успела. Посмертным хитом певицы стала композиция певца кантри Криса Кристофферсона (Kris Kristofferson, более известен нам как исполнитель главных ролей в фильмах "Конвой", "Вспышка", "Тысячелетие") "Me And Bobbie McGee", разумеется, исполненная Джоплин вовсе не по-кантривски. Одна из композиций диска носила название "Заживо похороненная в блюзе" (Buried AliveIn Blues)...
После смерти Дженис Джоплин она удостоилась нескольких биографий, документального фильма "Janis" (1974) и художественной киноленты "Роза", снятой режиссером Марком Райделлом (Mark Rydell) в 1979 г. "по мотивам" ее жизни. Главную роль сыграла известная американская певица Бетт Мидлер (Bette Middler).
Музыкальное наследие Дженис Джоплин сравнительно невелико и составляет лишь несколько десятков песен, однако и они дают прекрасное представление о самобытном, уникальном таланте певицы, которая могла бысделать еще так много...
Автор: Игорь Матвеев
|