MuzTorg.ru
Если говорить теоретически, то в наше время сделать хорошую электрогитару совсем не сложно. Были бы средства и желание (“воля к победе”, как говорят в футболе). Причина такого положения дел заключается в том, что по большому счету за последние шестьдесят с лишним лет электрогитарные конструкция и технологии особо не менялись. Возьмите в руки Fender или Gibson пятидесятых/шестидесятых и вы увидите, что принципиально ничего нового в электрогитарах не придумали (в отличие от тех же автомобилей или компьютеров). Более того, инструменты копирующие древние модели ничуть не менее популярны, нежели современные образцы. Поэтому в каталогах даже самых продвинутых компаний, ориентирующихся на модерн, находятся олдскульные модели.
Разумеется, когда какие-то вещи, и в данном случае электрогитары, так долго производят, то про них становится известно абсолютно все. Это как приготовление вкусной еды. Рецепты всех основных блюд придуманы в далеком прошлом и к нынешнему времени хорошо изучены. С гитарами тоже самое. Правильное “дерево”, надежное “железо”, качественная “электроника”, проверенные конструкторские решения, нормальные лаки и краски, подходящее оборудование и инструменты, грамотный персонал. Это, пожалуй, все, что нужно для создания хороших гитар. И в наше время существует море компаний, который поставляют все это для гитарных брендов. Вплоть до соответствующего персонала. Хотя без проблем можно и “с нуля” получить образование. Все технологии производства гитар описаны во множестве книг и показаны в куче специальных видеофильмов. Никакого волшебства. Просто труд и инвестиции.
Другое дело если вы захотите не только делать хорошие гитары, но и продавать их людям. Тогда придется озаботить себя еще несколькими вещами. Во-первых, привлекательный для людей дизайн. Во-вторых, маркетинг как комплекс действий направленных на то, чтобы ваши (красивые и качественные) гитары дошли до магазинов и вызвали восторг гитаристов. Плюс если вы хотите быть на рынке постоянно, то вам придется озаботится тем, чтобы качество не хромало, а всегда было на одном стабильном уровне. В общем, если начинать углубляться в детали, то выяснится, что быть производителем хороших гитар совсем не так уж и просто.
Но если рассматривать все аспекты производства гитар в применении к Японии и ее гражданам с соответствующим менталитетом, то вряд ли кто-то усомнится, что для представителей страны восходящего солнца будет что-то сложное в производстве инструментов самого высокого уровня. Люди, которые умеют делать такие невероятно разные, но при этом потрясающе крутые вещи как, например, самурайские мечи и автомобили Lexus, разумеется, без проблем справятся с электрогитарами.
Путь Ibanez в мире электрогитар очень показателен. Примерно его можно обозначить вот так:
1970-ые - копирование знаменитых моделей известных бредов.
1980-ые - поиск своих собственных модельных рядов.
1990-ые - вход в число лидеров рынка со своими моделями.
2000-ые - расширение модельного ряда за счет гитар всех типов.
2100-ые - выход на уровень хай-енд инструментов.
В этих этапах биографии бренда все очень логично и последовательно. Настоящий трудовой японский путь “со ступени на ступень”. Это чем-то похоже на то, как строится здание “этаж за этажом”.
Ibanez не сразу пришли к тому, чтобы делать хорошие гитары, и уж тем более самого высокого класса. На заре было мало денег, мало опыта и знаний. Потом не было уверенности в том, что, вложившись в производство дорогих гитар, получится потом их продать. Все-таки, бренд не сразу не обрел славу мирового всемирно популярного.
А сейчас звезды сложились так, что время пришло. Ibanez научились делать абсолютно любые инструменты (“сквозняки”, “девятиструннки” и т.д.), не стесняются закупать самые качественные материалы и комплектующие, и, наконец, что немало важно, в мире выросла аудитория, которая привыкла видеть Ibanez в руках самых известных музыкантов последних уж двадцати лет.
Один из самых удивительных принципов, который касается трудовой деятельности в Японии, заключается в том, что там не принято увольнять сотрудников, и вообще люди, как правило, не меняют место работы на протяжении жизни. И в применении к Ibanez это означает, что накоплен невероятный опыт. Как в производстве, так и в организации процессов.
По факту на сегодняшний день, фабрика, где производят японские гитары Ibanez, из всех электрогитарных является самой старой, и обладающей самым опытным персоналом. Они начали производство электрогитар в 60-ых годах. С тех пор в мире не выжило ни одной крупной гитарной фабрики. Те же Gibson и Fender переезжали в разные города, меняли персонал и оборудование. А легендарное японское производство близ городка Матцумото было чем-то незыблемым, подобным горе Фуджи, которая существовала столько же, сколько сама Япония.
Еще один интересный факт в пользу этой фабрики - это то, что в отличие от большинства гитарных фабрик мира, японцам приходилось и приходится делать самые разные инструменты. Если на Fender делают гитары “в стиле Fender”, на Gibson - “в стиле Gibson”, то на японской производят любые инструменты. Дело в том, что фабрика не принадлежит Ibanez. Это независимое производство, и поэтому кроме Ibanez, которыми занято процентов 80% мощностей, там еще и выпускают инструменты для разных других брендов (Fender, Epiphone, Yamaha, Gretsch, Line6, Vox и т.д.). То есть опыт накоплен колоссальный. Особенно если учитывать традиционные азиатские педантичность, любовь к мелким деталям и невероятное трудолюбие.
Качество работ на японских гитарах Ibanez было самого высокого уровня уже лет 10 назад. То, как они аккуратно подгоняли грифы к корпусам, как устанавливали и настраивали бриджи, как закатывали лады, как делали окантовку и инкрустацию, как шлифовали рабочие поверхности грифов - все это и многое другое было близко к идеалу и ничем не уступало американским Custom Shop. Достаточно было взять в руки любую японскую гитару Ibanez чтобы убедиться в этом. Вряд ли вы найдете хотя бы еще один бренд, который делает гитары с так низко относительно грифа лежащими струнами, и при этом, чтобы ничего не дребезжало.
Во многом качество японских Ibanez определяется системой контроля. В отличие от всех остальных брендов, что заказывают гитары на фабрике в Японии, Ibanez отрядил свой передовой отряд контролеров. Они прямо на фабрике проверяют каждый (!!!) готовый инструмент. Потом после фабрики гитары попадают на склад близ города Нагойя, где еще один отряд ревизоров, распаковывает каждый инструмент, отстраивает и тщательно проверяет. И только после этого, если в гитаре все идеально, она отправляется за пределы Японии. Такого контроля нет ни у одного бренда.
Но при этом, будем честны, что касается материалов и комплектующих, Ibanez в прежние годы не выходили на топовый уровень, предпочитая средних поставщиков. Бренд опасался вступать на рынок инструментов самой высшей категории, видя свою аудиторию в рассудительных профессионалах определенного толка. В свое время вообще мало кто мог поверить, что гитары для тяжелых стилей или инструменты для виртуозов, могут относится к хай-енду, нишу которого казалось бы навсегда забронировали кастомшоповские мастерские Fender и Gibson.
Однако, все начало меняться с тех пор как фендеровский концерн приобрел бренд Jackson, чьи гитары стали производить на фабрике Fender. Причем в Custom Shop. Это был определенный риск. Но Fender с их колоссальными финансовыми возможностями имели возможность рисковать. И не прогадали - оказалось, что в мире очень много людей, которым нужны именно хай-енд гитары для “тяжеляка и виртуозняка”.
Осторожные японцы посмотрели на Jackson, исследовали рынок и решили, что действительно время пришло. В результате с 2010-ых годов Ibanez начинает движение вверх. Качество используемых материалов растет до максимума. Конкуренция с американскими инструментами (и не только Jackson), дошедшими до уровня Custom Shop, не оставила Ibanez другого выхода. Благодаря новым поставщикам дерева и лака, нынешние Ibanez из Японии, при всей своей похожести на инструменты из прошлого десятилетия, звучат ощутимо лучше. Более того, можно сказать, что сделать их лучше в рамках данного конструктива уже невозможно.
Ibanez подошел к своему пику. Если когда-либо и стоило покупать японские Ibanez, то лучше момента, нежели сейчас представить сложно. Качество этих инструментов дошло до самой высшей отметки. Я могу об этом судить на основании знакомства с десятками нынешних Ibanez. И в частности это прекрасно видно по-моему собственному Ibanez FR1620 двухлетнего возраста. Это гитара с корпусом из ясеня и фиксированным бриджем “струны сквозь корпус”, близкая по своей идеологии к телекастерам. Так вот суть в том, что у меня есть несколько телекастеров Fender Custom Shop, чье качество переплюнуть невозможно, а этот Ibanez им ничем не уступает. Ни по звуку, ни по каким другим параметрам. Я не могу найти в нем никаких недостатков. Это хай-енд. Из Японии. Его время пришло.
Автор: Сергей Тынку
|