weg
second_menu Главная Форум Вход О проекте second_menu
Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая
Суть связности, почему она важна

creatonebook.ru

Экономия движений - ключ к развитию техники

Как мы слушаем и как играем - в чем различия

Понимание того, что лежит в основе мышления и эмоций, задействованных как в прослушивании музыки, так и в игре, помогает тоньше понять разницу между ними, и, тем самым, научиться контролировать эти два явления в процессе развития ощущения координации и связности.

Говорим ли мы о прослушивании или об игре, необходимо сделать одно важное допущение – язык исполняемого произведения понятен и слушателю и исполнителю. По крайней мере, присутствует необходимая общность, как в словаре, так и во фразах, которыми они обмениваются.

Связность потока звука

Когда мы слушаем, музыкальные отрывки задерживаются или «звучат» в нашей кратковременной памяти до тех пор, пока не складываются в законченную фразу, или мысль. К тому времени с этой мыслью будет соотнесен смысл, что вызовет определенный эмоциональный ответ.

Так, при прослушивании, связность заключается в:

1. Понимании контекста или темы играемого произведения
2. Восприятии нот в том порядке, в каком они следуют во фразе
3. Интерпретации фразы для придания ей смысла в рамках данного контекста
4. Применении смысла и эмоционального ответа к интерпретированной фразе

Знание темы, песни или стиля, или знание исполнителя позволяет нам во многих случаях точно предвидеть, что прозвучит дальше. Тем не менее, при прослушивании незнакомого материала или нового исполнителя, именно это является основой, а каждый следующий шаг отделен от предыдущего коротким, но ощутимым интервалом.

Связность игры

Играть намного сложнее, чем слушать, в основном из-за того, что здесь задействовано уже больше процессов и развитие идет по кругу, нежели по прямой. Таким образом, есть вероятность сделать гораздо больше ошибок, и необходимо контролировать гораздо больше параметров.

Игра по памяти

Игра отрепетированной песни по памяти, когда у вас уже была возможность проработать все проблемные места, заключается в умении в самом начале песни услышать ее конец, а в процессе игры – в умении услышать следующую фразу, пока играете текущую. Ваше внимание должно быть сконцентрировано на следующем такте или фразе, в то время, как текущий такт или фраза воспроизводятся автономно, на физическом уровне. Вот весь алгоритм:

1. В расслабленном, спокойном состоянии вы можете уверенно услышать целиком песню, которая была тщательно отрепетирована, увидеть и почувствовать, как ваши пальцы извлекают каждую ноту еще до того, как вы прикоснулись к струнам.

2. Вы мысленно «загружаете» первые несколько тактов первой фразы, слыша их еще до того, как сыграете

3. Пока ваше внутреннее ухо слушает, как пальцы играют ноты, долгосрочная память уже «загружает» в него следующую фразу, постоянно опережая то, что играют пальцы

4. Слушайте свою игру, не думая, как изменить то, что играете, но обращая внимание на то, как вы играете (темп, громкость, интонацию и т.д.)

5. Оценивайте реакцию аудитории, и в соответствии с ней вносите корректировки в выражение музыкальных мыслей

6. Вернитесь к третьему шагу

Импровизация

Импровизация представляет собой еще более сложный процесс, и контроль над некоторыми крупными переменными, такими, как игра в рамках знакомого контекста, поможет исполнителю сохранить контроль и над более неуловимыми переменными. Вот основные составляющие процесса:

1. В расслабленном состоянии, будучи уверенными в себе, изучив основные составляющие контекста, в котором собираетесь играть, вы готовите наброски идей того, о чем расскажете в рамках заданного контекста, или, насколько далеко вы выйдете за эти рамки.

2. Начните с идеи или эмоции, внутри контекста или темы

3. Оцените варианты выражения этой идеи или эмоции (ранее приобретенный опыт поможет сократить этот шаг)

4. Среди всех вариантов выберите ваш (обычно предпочтение отдается тому, что уже однажды сработало)

5. На своем инструменте исполните выбранный вами вариант, используя доступные вам средства выразительности

6. Слушайте, что вы говорите или играете

7. Оценивайте свою речь или игру

8. Оценивайте реакцию аудитории

9. Вернитесь к первому шагу

Вкратце

Итак, играя что-либо, по памяти или импровизируя, вам, на самом деле, необходимо контролировать следующие три параметра:

• Текущий аккорд, его тональность и лад (выполняется автономно)

• Следующий аккорд, его тональность и лад (выполняется сознанием при помощи внутреннего слуха)

• Переход от текущего аккорда к следующему, его тональности и ладу (выполняется автономно)

Можно свести это к еще более короткой формулировке – «слушайте вперед». Приоритетом для вашего внутреннего слуха постоянно должно оставаться то, что вы собираетесь играть. Если в процессе тренировки вы заметили, что остановились из-за того, что не знаете, что играть дальше, не вините свои пальцы. Начните с регулировки связности потока звука в вашем внутреннем слухе.

Если вы учитесь читать ноты, вам необходимо научить глаза читать на такт или два вперед до того, как они будут исполнены. Если глаза будут задерживаться на том такте, который вы играете в данный момент, игра перестанет быть связной.

Другие практические примеры

Занимаясь каким-либо боевым искусством, мы изучаем связность потока энергии и передачу, как во время медитации, так и на тренировках или спаррингах. В каждом случае мысленным зрением мы видим следующее движение, одновременно размышляя над тем, как передать энергию из одной точки в следующую. Если поток прерывается, или теряется равновесие или сила, то проблема заключается даже не в ударе руками или ногами, а в нарушении потока энергии из предыдущего положения.

Жонглируя тремя шарами, вы не замечаете каждый шар в отдельности, вместо этого у вас появляется ощущение пространства, в котором находятся шары, составляющие единое целое, а также ощущение передачи энергии от одного шара другому. Рука, подбрасывающая шар, самостоятельно отправляет его по ранее выученной в процессе тренировки траектории, такой, которая приведет его в другую руку. Внимание постоянно сконцентрировано на ловящей руке, ведя ее в то положение, где она поймает падающий шар, а тело ритмично, монотонно считает: 1 – 2 – 3 – 1 – 2 – 3 – 1 – 2 – 3…

И хоть это и не музыкальные примеры, они только подкрепляют идеи, о которых шла речь, давая необходимый контраст.

Как выработать связность игры

Прорабатывайте каждый отрывок, который хотите сыграть, тренируясь правильно, вы разовьете связность игры. Начните с общей обрисовки идеи, и затем добавляйте детали. Будьте в курсе центральных нот сменяющихся аккордов, наблюдайте за ними по мере развития песни. По ходу добавляйте детали, такие как мелодия или постановка пальцев. Больше внимания уделяйте сложным местам, нежели тем, которые даются вам легко, после этого работайте над всем произведением полностью.

Если есть места, в которых вы не можете услышать или представить то, что будете играть дальше, отрепетируйте их мысленно, прежде чем пальцы коснутся струн.

В длинных, сложных отрывках, начинайте с отдельных тактов, затем переходите к 2, к 8, и к 16. Я также предложил бы играть эти такты с конца, как предлагал Дэвид Рассел. Так разум сможет познакомиться с произведением намного быстрее, у вас будет ясное представление о последующих тактах, что придаст вам уверенность и спокойствие.


V1
Поиск на сайте
Email
Вконтакте YouTube Twitter
RSS
Mail.ru V2
© 2024 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин