|
10 шагов древесины на пути от спиленного древа до... |
gibsonshop.ru
Все началось в 1894 году. Орвил Гибсон трудится в своей домашней мастерской в Каламазу, штат Мичиган, где натыкается на невиданный ранее инструмент. Орвил берет резную, выпуклую форму (арктоп) скрипки и по ее мотивам начинает делать мандолины. Он производит два новых дизайна мандолины: корпус с завитком (F style) и в форме слезы (A style).
Отсюда в 1902-м году образуется компания Gibson Mandolin-Guitar Mfg. Co., Ltd, а в 1935-м году появляется первая электрогитара Gibson.
Музыкальный мир уже никогда не будет прежним. Гитары Les Paul, Flying V, Explorer, SG и другие модели навсегда изменили музыкальный ландшафт.
Ниже приведен короткий обзор пути, который проходит гитара Gibson от дерева в лесу до инструмента на сцене.
1. Древесное сырье
В качестве древесного сырья, которое идет на производство электрогитары, используют твердые сорта, такие как клен и красное дерево (он же махагон) на корпус и гриф. Плотность древесины и ее вес сильно влияют на сустейн и тембр. Иногда для различных целей используют также ясень и орех.
2. Черновая обработка
Изготовление гитары Gibson начинается с пилорамы, после чего дерево сушится до определенного уровня содержания влаги. Работники отбирают и выпиливают бруски и плашки по размеру корпуса и грифа. На этом этапе и на фабрике специальная ирригационная система под потолком насыщает воздух капельками воды, поддерживая правильный уровень влажности внутри помещения. Это гарантирует сохранение деревом своих лучших качеств.
3. Придание дереву формы идеального инструмента
На пилораме дерево сортируют по классу рисунка (текстуры), после чего ему придают примерную форму, например, SG или Les Paul. Затем его помещают на фрезеровочный станок с компьютерным управлением (CNC), где плашка обретает свою конечную форму. Чтобы получить топ из волнистого клена, плашка срезается под определенным углом к центру бруска, в результате чего получается классическая “елочка” – характерная черта модели Les Paul Standard. Затем топ приклеивается к махагоновому корпусу и снова дорабатывается на фрезеровочном станке.
4. Совершенная резка
Вытачивание грифа осуществляется высоко квалифицированными рабочими. Во время процесса деликатной резки длинные деревянные бруски, которые называют болванками, аккуратно обтачиваются по нужной форме, в зависимости от модели, после чего сверху наклеивается накладка из палисандра, а затем все это вместе шлифуется до конечной формы.
5. На фабрике
Пока рабочие вытачивают грифы, палисандровые накладки совершают свое путешествие по фабрике, в результате чего на них появляются вклеенные инкрустированные вкладки из перламутра, абалона и акрила. Опытные мастера устанавливают лады в заранее прорезанные пазы, делают окантовку и прочие модификации.
6. Практический подход
Начиная с этапа обработки корпусов и грифов, каждый производственный отдел компании Gibson USA имеет индивидуальных сотрудников по контролю за качеством для уверенности в том, что каждый пункт в производстве гитары доведен до совершенства.
7. Контроль качества в режиме 24/7
Хотя большая часть работы по изготовлению гитары укладывается в дневную рабочую смену, многие операции довольновремязатратны и нуждаются в дополнительном времени и работниках, чтобы процесс шел гладко все 24 часа в сутки. В отделе, занимающемся корпусами, рабочие вытачивают паз для окантовки по краю всего корпуса гитары, этот паз называется “шпунт”. В этот паз мы помещаем многослойную виниловую вкладку, после чего гитару перевязывают полосками ткани, чтобы окантовка “схватилась”. На этом этапе, как и на протяжении всего процесса изготовления инструмента, ключевым фактором является контроль качества, поэтому гитары постоянно инспектируются и проверяются, чтобы убедиться в их высочайшем качестве.
8. Чистовая отделка
За ночь клей твердеет и схватывает. Как только клей затвердеет, пора шлифовать гитару и удалять все ненужные следы. Сначала шкурение производится с помощью большого шлифовального ленточного станка. Опытные работники выполняют эту чистовую работу, обращая особенное внимание на то, каким по внешнему виду и ощущению получается Les Paul, Firebird, SG, Flying V или иная модель. Острые края сглаживаются, а контроль качества делает свою очередную проверку. Затем гриф вклеивается в корпус и гитара сушится в висячем положении примерно полчаса.
9. Первым делом технология
Технологичность играет значительную роль в процессе сверления в корпусе отверстий для струнодержателя и звукоснимателей, то же можно сказать и о шлифовке ладов, где задействован автоматизированный станок с компьютерным управлением под названием PLEK, позволяющий добиться самых высоких результатов. Затем наступает очередь ручной работы, и гитара полируется мелкой наждачной бумагой перед покрытием лаком. На корпуса из красного дерева наносится слой порозаполнителя (шпатлевки), поскольку текстура дерева пористая и требует сглаживания перед нанесением краски. Еще одна проверка качества и гитара идет на заключительный этап, где она приобретает обожженную (берстовую), дизайнерскую или сплошную расцветку.
10. Финальные штрихи
На следующей стадии гитара поступает в покраску, где ей вручную придается определенная расцветка. Краска распыляется поверх окантовки, после чего она освобождается при помощи циклевальной машинки. Затем гитара подвергается электростатическому воздействию, которое способствует более плотному контакту лака с корпусом, это происходит в движении по транспортеру, располагающемуся под потолком. Сотни блестящих переливающихся гитар висят в конце линии, сушка каждой из них занимает одну ночь.
После сушки гитары снимают и снова полируют вручную, чтобы снять неровности лака или краски. После нанесения финального слоя лака, гитары сушатся еще четыре-пять дней. Все следы лака, краски и стружки, случайно попавшие под лады и на фретбортд, аккуратно удаляются с помощью шкурки или шлифовального диска. Полировка войлоком придает гитаре сияние и блеск. Наконец, гитара заполучает свои электронные “внутренние органы” – все от звукоснимателей и проводов до автоматического роботизированного тюнера, – после чего и становится законченным инструментом.
Контроль качества это не простая формальность. Он является неотъемлемой частью каждого этапа и приобретает особенную значимость в самом конце. На финальном контроле качества около десятка работников проверяют инструмент, чтобы убедиться в его идеальности.
Автор: Энни Эриксон (gibson.com)
Перевод: gibsonshop.ru
|