|
Отстройка Fender Stratocaster |
jimi.ru
Нет сомнений, что Fender Stratocaster является величайшей гитарой на Земле, и нет ничего зазорного если вы вдруг решите посвятить свою жизнь игре на этом инструменте, вкупе с изучением его возможностей.
Одной из самых интересных вещей в этой гитаре, мне всегда казалась ее отстройка, которая таит в себе невероятное количество вариантов звука и ощущений в руках. Многие люди не занимаются отстройкой своих гитар, они либо играют на инструменте "как есть, типа каким достался", либо доверяют этот процесс каким-то посторонним людям. Стоит ли потом удивляться тому, что с тем или иным стратом кому-то подружится не удалось и гитара выставлена на продажу?
Самостоятельная отстройка своей гитары - это как дрессировка любимой собаки, воспитание свежеприобретенной жены, укрощение нового начальника, чистка личной винтовки, тюнинг родного мотоцикла, поливка домашнего цветка, укладка своего парашюта, ковыряние в носу - никто не сделает этого лучше вас самих.
На мой взгляд отстройка именно стратокастера является наиболее сложным и многоплановым явлением среди гитар типа Fender и Gibson, поэтому именно о стратокастере я и буду писать ниже. Расскажу как этот процесс обычно происходит у меня. Не думаю, что в моем рассказе будет нечто новаторское и оригинальное, но все равно надеюсь для кого-то оно будет полезным.
Для меня отстройка страта чем-то сродни катанию на коньках по кругу на катке. Сначала ты едешь робко и медленно, твои движения далеки от идеальных. Но потом с каждым кругом ты движешься все увереннее и быстрее, страх падения все меньше и меньше, а эйфория все сильнее.
Тоже самое бывало когда на первом свидании вы начинаете пить текилу. Сначала ваши отношения далеки молчаливы холодны и бескасательны, но потом после каждой новой стопки, вы все ближе друг к другу, базары все задушевнее, а ощупывания все более откровенны до тех пор пока вы не становитесь окончательно близки и знакомы.
Итак, настройка страта это набор однотипных операций, которые вы обязательно повторяете по кругу, с каждым разом становясь все ближе и ближе к идеалу. На страте столько всего можно крутить, что скучно вам точно не будет.
Этап 1. Я люблю тремоло-бридж типа American Deluxe. В нем можно отрегулировать то насколько плотно ваш рычаг будет сидеть в киле, избежав ненужного люфта. Снимаете тремоло с гитары, вставляете в него рычаг и самым тонким из идущих в наборе шестигранником в соответствующем отверстии киля настраиваете плотность залегания. Потом устанавливаете тремоло на гитару.
Мои принципы заключаются в как можно более плотном помещении рычага в киль. Даже чтобы его потом обратно достать нельзя было. Я обычно всегда переношу гитары в мягчих чехлах и там рычаги никак не мешают. Стив Вай никогда не снимает рычаги с флойдов своих EVO и FLO, когда переносит их в мягких чехлах - я подсмотрел эту фишку у него и подумал, что если уж он так делает, то почему бы и мне.
Этап 2. Натягиваете новые струны, крутите колки пока примерно не настроите, потом снимаете крышку на задней поверхности корпуса и начинаете колдовать с пружинами. Ваша цель подобрать такое количество и вариант крепления, которое вас устроит по части того насколько удобно (сильно или слабо) будет качать рычаг. Универсальных рецептов нет, часто разные пружины разных производителей по разному тянутся. Не забываем после каждого варианта пружин подкручивать колки на предмет строя. Ибо в рэ натяжение одно, а в ми другое.
Этап 3. С пружинами покончено, пришел черед угла под которым основание вашего тремоло бриджа будет располагаться относительно корпуса. Оно может быть задрано жопой вверх как у Джефа Бека, может быть параллельно корпусу как у Владимира Холстинина, может просто лежать на корпусе как у Эрика Клэптона. В последнем случае звук будет явно лучше, потому что резонировать будет лучше, но возможностей для работы рычагом в обе стороны ощутимо меньше. Для регулировки угла основания тремоло я обычно кручу винты пластины, за которую цепляются пружины.
Этап 4. Высота тремоло относительно корпуса. Итак, если вы не положили тремоло на корпус, то у вас есть два торчащих из корпуса винта (на современных бриджах), на которые ваш бридж опирается. Таким образом вы отстраиваете высоту тремоло относительно корпуса для того чтобы выстроить то, насколько высоко или низко относительно грифа будут ваши струны. Тут у всех разные пожелания, разная атака и разные вкусы по части составляющей дребезга в звуке. В группах типа RHCP или Iron Maiden подходы к стратам могут быть кардинально разными (как и звук).
Надо еще иметь в виду, что на некоторых стратах на пятке грифа есть регулятор угла под которым гриф сочленяется с корпусом. Мне эта штука кажется вредной и ненужной. Обычно я изначально выкручиваю ее в такое положение как будто ее вообще нет. Чтобы гриф по площади максимально соприкасался с карманом в корпусе.
Этап 5. Отстройка высоты каждой струны по отношению к грифу. Разные грифы Fender имеют разный радиус закругления рабочей поверхности грифа. Соответственно отстраивая высоту струн шестигранником на седлах вы не столько регулируете расстояние от струн до грифа сколько стремитесть чтобы это расстояние было одинаковых для разных струн. Либо в зависимости от вашей манеры какие-то струны задираете, какие-то кладете. Я, например, часто вижу как у некоторых толстых струны (4, 5, 6) стоят выше тонких (1, 2, 3).
Этап 6. Отстройка мензуры каждой струны. Это очень легкая и понятная операция, но почему то у многих она вызывает затруднение. Берете ноту на открытой струне. Потом на ней же на 12 ладу. Они должны идеально совпадать (по тюнеру). Позади каждого седла есть винт, вращая который в одну или в другую сторону, вы добиваетесь нужного результата.
Этап 7. Отстройка анкера. Еще одна простая процедура, пугающая очень многих. Ваш гриф имеет обыкновение не быть прямым - он выгибается в ту или иную сторону. Если сравнить это с землей, то бывает ровная поляна, бывает с холмом, бывает с ямой. От того как выгнут ваш гриф зависит не только удобство игры и содержание дребезга в звуке. Но и сам звук, его характер может быть весьма разным. Разные калибры струн, разные климатические условия - на состояние вашего грифа может столько всего влиять.
Чтобы увидеть как выгнут или не выгнут мой гриф, я обычно указательным пальцем правой руки зажимаю шестую струну на самом последнем ладу (ну как теппинг) и бросаю взгляд в район 12 лада - лежит там струна на ладу или висит. У каждого свои предпочтения по прогибу грифа - ваша задача их отыскать и потом поддерживать. У меня, например, на двух почти одинаковых телекастерах грифы сознательно в разном состоянии и поэтому один звенит как у Джона Фрусчанте, а второй глубок и сочен как у Альберта Ли.
Винт анкерного стержня крутится всего в две стороны. Сложно не выкрутить его требуемым образом если у вас есть хотя бы одна извилина внутри головы. В интернете очень много слов по поводу правильно отстроенного анкера. По мне это ерунда. Единых правил нет и каждый сам себе решает как ему удобно. У того же Хендрикса между струнами и грифом чуть ли не сантиметр был и ему это очень нравилось.
Теперь когда вы покрутили практически все, что можно было, время возвращаться к этапу 2 или 3 и начинать все заново, в процессе отстройка одного у вас обязательно что-то уплыло другое. То есть вы заходите на второй круг. Можно сказать первый был грубый и пристрелочный. А теперь когда вы размялись пришло время быть более точным.
Я обычно делаю три круга и оно занимает 40-60 минут если никуда не торопиться. С одной стороны это немало. С другой по любому меньше чем ехать с гитарой к мастеру и обратно. Плюс когда ты делаешь все это сам, то гитара становится тебе намного роднее и ближе. Ты узнаешь ее очень хорошо.
Однако, не стоит думать будто бы после возни с бриджем гитару можно считать полностью отстроенной. На очереди звукосниматели.
Тысячи человек по всему миру каждый день меняют датчики на своих гитарах только потому что они позабыли взять в руки отвертки и отстроить имеющиеся.
Крайне легко отстраивать хамбы - там есть простое правило - поднял их повыше и они стали громче злее мясистее.
Со стратами все намного хитрее. Разные датчики, разные магниты, разные задачи по части звука. Иногда утапливая синглы пониже вы получаете намного больше стекла нежели при задранных вверх. Есть варианты когда датчик стоит не параллельно струнам, а только один из его боков утоплен относительно другого бока. Есть варианты когда все три сингла стоят на разной высоте и комбинации из двух датчиков звучат как то особенно. В общем, если вам повезло заполучить страт, то не поленитесь покрутить его датчики - море разных вариантов для разных моделей датчиков.
Но и это еще не все, что вы сможете сотворить со своим стратом. Если у вас современные колки, то на ребре бутона должен быть винт, с помощью настройки которого ваш колок будет вращаться туже или наоборот плавнее. Это вы тоже сумеете подстроить под свои вкусы и соответствующий калибр струн. Было время и желание.
Отстроенный под себя страт это невероятно кайфовая штука. По началу после фабрики все страты похожи друг на друга как новенькие автомобили Лада. Но поезжайте на Кавказ и вы увидите какими разными могут быть эти произведения инженерной мысли в попытке превратить их в нечто типа “красаучег”. Где-то красные колеса, где-то желтые бампера, всех цветов радуги тонировка стекол, роскошные корзины для перевозки вещей на крышах, затейливые рычаги коробок передач, подушки, занавески, наклейки, висюльки, спойлеры, дворники, кресла, рули, фары, оленьи рога - безгранична фантазия человека, стремящегося к совершенству.
Авто: Сергей Тынку
|