Автор: Иван Казаков
Журнал: MusicBox №20
«Жизнь трудна, но, к счастью, скоротечна», - любит поговаривать один мой знакомый, без энтузиазма заглядывая в свой бумажник. Отсутствие денежных знаков в желаемых количествах ощущает на себе практически каждый музыкант, а ведь хочется иметь хороший инструмент. Профессионалам же качественный звук и элементарное удобство в игре для успешной борьбы за хлеб насущный просто жизненно необходимы. Большинство музыкантов рано или поздно задаются исконно русским вопросом: что делать? Что делать, если денег на покупку принципиально лучшего инструмента не хватает? Ответу на этот сакраментальный вопрос посвятим настоящую статью.
Что обычно не устраивает в электрогитаре?
Инструмент плохо строит и быстро расстраивается.
Причины этого безобразия, скорее всего, кроются в некачественной установке ладов и большом трении на порожке. Колки и струнодержатель также могут принимать в расстройке самое наиживейшее участие, но все-таки в этом им принадлежит лишь вторая роль.
Если лады находятся не на своем месте, то при небольших отклонениях корректируются изменением профиля. При более значительных ошибках в установке их необходимо переставить. Порожек на серийных инструментах обычно ставится пластмассовый с большим коэффициентом трения, и струна в нем попросту залипает. Его не раздумывая следует заменить. Я бы рекомендовал графитоподобную замену фирмы GraphTech. Эти порожки очень скользкие и обеспечивают строй инструмента. Звук струны с них читаемый и без явных призвуков. Фирма-производитель заявляет о резонансном соответствии своего изделия порожку из кости. Насколько это соответствует действительности, сказать трудно, но проблем с трением не возникает.
Излишний дребезг ладов к модернизации не относится, и борьба с этим гитарным недугом была достаточно подробно описана в одном из предыдущих номеров. Негативное воздействие на строй оказывают прижимы струн на пере. Речь идет о моделях типа страто- или телекастера. Стандартные прижимы (для создания необходимого угла перегиба струны на порожке) очень сильно тормозят струну при ее продольном движении, возникающем при подтяжках и игре с тремоло. Обойтись смазкой (графитовой или WD) в данном случае нельзя, так как давление велико, и она быстро выдавливается с места контакта. В виде альтернативы можно поставить качественный роликовый прижим, либо опять-таки графитоподобный.
Колки могут негативно влиять на строй по двум причинам: из-за некачественной пары, то есть когда ось колеса имеет люфт, и из-за неграмотной укладки струны. Случай неисправного колка мы не рассматриваем, так как тут все ясно: необходимо менять. Ярко выраженные некачественные колки попадаются редко. Даже обычные дешевые корейские неплохо работают. И те неприятности, которые они доставляют на недорогих инструментах, на мой взгляд, допустимы. Естественно, для идеала нужны более дорогие колки, например, Schaller, но если следовать принципу разумной достаточности, то менять штатные в большинстве случаев не стоит. Исключение составят лишь колки с открытой механикой, которые действительно быстро выходят из строя. Претензии к струнодержателю обычно также делятся на две составляющие: звук и стабильность строя. Если влияние на качество звука оказывают любые струнодержатели, то вторая часть претензий большей частью относится к различным системам тремоло. «Съедание» части звука происходит из-за плохих узлов сопряжения струнодержателей и дешевых материалов, из которых они сделаны (например, силумин - запеченная порошковая смесь кремния и алюминия). Конструкция струнодержателя также является важнейшим фактором, влияющим на звукопередачу. Оптимальной считается та, в которой все узлы машинки жестко закреплены, а их количество сведено до разумного минимума, и, наоборот, чем больше деталей и меньше жесткой фиксации, тем хуже. Вспомните стандартный фендеровский струнодержатель, где «сухари» прижимаются струной, а без нее просто болтаются в воздухе. Естественно, периодически возникают ситуации с призвуком от непостоянного контакта. Нестабильность строя возможна из-за некачественных ножей тремоло и плохих пружин, натяжение которых не обеспечивает возврата тремоло в начальное положение. Флойд Роузы, установленные на корейских гитарах, очень часто сделаны из некачественного мягкого материала. Их ножи быстро теряют форму, и пользоваться такой машинкой становится невозможно. В некоторых случаях такие флойд роузы можно модернизировать. Для этого в станине флойда, там где и находятся упорные ножи, делается паз, в который вставляется новый качественный нож. Такая операция позволит реанимировать тремоло и значительно увеличит возможности его использования. Однако это возможно лишь в том случае, когда толщина станины не менее 3,5 мм. В противном варианте вставка ножей связана с рядом технологических трудностей , и результат работы не может быть гарантирован. Зачастую единственным разумным решением по отношению к «пластилиновому» флойду является его жесткая фиксация. На японских тремоло такие проблемы встречаются крайне редко, а если все-таки встречаются, то их с уверенностью можно отнести к случаю фатального невезения.
Пружины флойд роуза стоят недорого и легко меняются. Замена же штатного флойд роуза на более качественный - дело чрезвычайно дорогостоящее ввиду его высокой цены и посему лишенное всякого резона. Возможно, имеет некоторый смысл замена дешевого струнодержателя бас-гитары на более качественный, но лишь в том случае, когда все остальные, более важные, замены уже произведены. Если дешевую механику в большинстве случаев еще можно терпеть, то сам звук недорогой гитары просто не дает возможности играть. Электроника любого серийного инструмента, а тем более малобюджетного, приносит исключительно головную боль. Разумеется, на звук гитары влияет все (дерево, механика, струны и т.д.), но малобюджетная электроника не снимает и то немногое, что есть в инструменте. Собственное же «звучание» простеньких звукоснимателей, в виде теплового шума, электромагнитных наводок и свиста самовозбуждения, общий саунд явно не украшает. Менять шило на мыло, т. е. одну фирму на другую, смысла не имеет, нужно менять класс электроники. Ставить - так принципиально лучшее. Качественная электроника позволит значительно полнее снять звук вашего инструмента, сделает его звучание более конкретным, лишенным шумов и наводок. Даже последующие стандартные эффекты будут работать иначе.
У вас появится возможность записываться в профессиональном режиме, то есть в линию. Пропадет раздражающий факторнедостаточной нагрузки входов комбиков, предварительных усилителей, драйвов и дисторшенов.
При замене ваших звукоснимателей на серийные американские следует учитывать, что недорогие датчики корейских, мексиканских и т.п. гитар зачастую просто копируют популярные модели известных фирм и после необдуманной рокировки разницу в звуке можно не заметить. Прежде чем решиться на какие-либо изменения в своем инструменте, следует обязательно посоветоваться со специалистом. Критерий принятия решения по принципу: «У друга Васи есть и мне тоже нужно», здесь не подходит. Во-первых, двух одинаковых инструментов не существует, во-вторых, зачем кого-то копировать и, наконец, Вася может быть просто тяжело болен, а вы из искренней любви к нему этого не замечаете. Вожделенная модель звукоснимателя может не подходить под стиль вашей музыки, не говоря уже о необходимом соответствии вашему инструменту. Например, на гитары с хорошим сустейном и отсутствующей атакой нельзя ставить звукосниматели с мощным выходом и без верха. Получившуюся в результате этого скрещивания манную кашу не смогут разобрать не только слушатели, но и ваши собственные уши. В любом случае, я рекомендовал бы использовать в гитаре элементарный буфер (предварительный каскад). О положительных моментах, которые появляются при работе буфера, было написано неоднократно.
Нередко встречаются просьбы изготовить новый гриф или деку. Это кардинальное решение, несомненно, улучшит звуковые характеристики инструмента, но с экономической точки зрения лишено элементарного смысла. На фирменных гитарах не бывает, чтобы гриф был явно лучше, чем дека, и наоборот. А потому оставшаяся нетронутой половинка будет явно диссонировать с вновь изготовленной и тоже напрашиваться на замену. Изготовление качественных составляющих из дерева, как правило, превышает изначальную стоимость всего инструмента.
Подведем итог. В модернизации главное - принцип разумной достаточности. За редким исключением не стоит менять деревянные составляющие и механику. После качественной отстройки можно нехитрыми способами попытаться стабилизировать поведение имеющихся струнодержателей. Не стоит серьезно относиться к мелким сколам и царапинам на лаке недорогого инструмента. После износа или при явном неудобстве оправдана замена штатных ладов на более качественные при одновременной доводке накладки грифа. Явно положительной является замена порожка и прижимов на пере. Практически всегда кардинально улучшает звучание серьезная электроника, и я не вижу причин, по которым ей можно пренебречь. В заключение напомню: прежде, чем что-то делать со своим инструментом или покупать для него какие-либо детали посоветуйтесь со специалистом. Не стоит тратить деньги на нерациональные модернизации.
|