|
Gibson Midtown Kalamazoo - странная и очаровательная |
MuzTorg.ru
Обычное дело, когда у вас на работе есть какая-нибудь девушка и ты смотришь на нее, думаешь, вроде бы ничего особенного, такая же как все, милая симпатичная, но не больше. А потом на каком-нибудь корпоративе, вы случайно оказываетесь за одним столом. И оба вроде бы немного выпили, стали разговорчивыми, и ты узнаешь море нового. Девчонка, оказывается, держит дома аквариум с десятью жабами, состоит в движении феминисток, по выходным прыгает с парашютом, а в метро по дороге на работу читает книги об истории пыток в Древней Руси. И вот ты уже другим глазами смотришь на девушку, которая еще недавно казалась тебе такой же как все.
С гитарами тоже самое. Пока они просто висят на крюках в музыкальных магазинах, кажется, что будто бы они похожи словно мандарины в корзине. А потом берешь в руки, щупаешь и открываешь целый мир - удивительный и своеобразный. Вот, например, в прошлом году вышла такая модель Gibson Midtown Kalamazoo. На первый взгляд, просто еще одна джазовая гитара в бесконечном ряду гибсоновских полуакусти. Но не все так просто, как кажется сначала.
Два слова о гитарах Midtown в качестве стартового блюда. Это не совсем полу-акустики. Обычно полу-акустики Gibson делают на двух фабриках - в Нэшвиле на фабрике Custom Shop и в Мемфисе. А Midtown делают на третьей фабрике - Gibson USA в Нэшвиле.
Обычно корпуса полу-акустик Gibson состоят из трех частей - верхняя дека из специальной фанеры, нижняя дека из фанеры и “боковина”. Все это тщательно склеивается между собой. А корпуса Midtown имеют иную конструкцию - берется кусок махогони - “выдалбливается”, выфрезировывается и сверху приклеивается кусок клена. Это проще по части работ и по конструкции ближе к обычным гитарам типа Les Paul.
За счет иной конструкции корпуса Midtown, разумеется, по другому звучат. Гораздо ближе к цельно-корпусным гитарам, нежели к “банкам”.
Традиционно модели Midtown имели не очень большие размеры корпуса, что их еще больше сближало с лесполо-подобными как по звуку, так и ощущениям “в руках”. Но вот модель Midtown Kalamazoo у нее нетипично для Midtown большой корпус. Он него стоит ожидать резонанса и акустичности в большей мере нежели от остальных гитар серии.
Посмотрите где стоит бридж на этом инструменте. Практически на сердине корпуса на талии. Если бы Gibson поставили туда Stop Bar вместо трапеции, то у нас был бы весьма впечатляющий “пустой кусок древесного пространства”.
Но при этом обратите внимание на то, что корпус у этой модели тонкий как у Les Paul или ES-335. То есть это гитара явно ориентированная для игры чистого звука и джаза, но при этом с нетипичной для этого стиля музыки толщиной корпуса. В пользу чистого звука говорят и датчики '57 Classic - наименее агрессивные хамбы из всей линейки.
Кстати, по поводу трапеции, скажи еще одну вещь, построенную на личных наблюдений. Многие люди знают про то, что одни и те же струны могут быть в одном и том же строю быть натянутыми сильнее или слабее. Так сказать жестче или мягче. Обычно это зависит от мензуры. И поэтому “десятка” на лесполе и “десятка” - это две разных “десятки” (как могли бы говорить в Одессе). Чтобы в этом убедиться достаточно попробовать бенды.
Так вот, есть на свете люди, считающие, что помимо мензуры на силу натяжения струн влияет еще такой параметр как “длина струны” за пределами седел бриджа и верхнего порожка. Про порожек это достаточно четко видно на головах грифа с системой колков “шесть в линию”. Стоит только поиграть на “клюшке вверх”, как вы и сами ощутите разницу в натяжении струн. Тонкие будут мягче, а толстые, наоборот, “обретут мощи”. Речь, конечно, идет о нюансах, но они есть.
Я вот играя на некоторых Gibson с трапециями позади бриджей, обнаружил, что струны там намного сильнее натянуты. И мне лично для моих пальцев, играть намного тяжелее. Это было одной из причин, по которой я не смог подружится с такими замечательными гитарами как ES-175 и Chet Atkins Country Gentleman, которые мне в свое время пытался продать мой знакомый Игорь Мальцев. Я ставил туда даже “девятку” (что считается преступлением в отношении полу-акустических Gibson), но струны были все равно очень жесткими для меня.
А вот сейчас у меня уже года три как ES-339 cо Stop Bar и я спокойно играю на “одинадцать” все это время. Все прекрасно. Такие вот у меня наблюдения касаемые жесткости струн и трапеции как элемента конструкции бриджа.
Однако, с натяжением струн на Midtown Kalamazoo все намного хитрее устроено. С одной стороны у нас трапеция, а с другой стороны мензура в 23.5 дюймов. И это больше чем на дюйм меньше, чем обычная гибсоновская 24.75. Если учесть какая разница в звуке, атаке и натяжении струн между фендеровской и гибсоновской мензурами (25.5 против 24.75), то тут разница должна быть еще глобальнее.
И дело не только в натяжении струн на новой мензуре - в конце концов это всегда можно поправить, подобрав правильный калибр. А вот, что будет со звуком в принципе? Он будет мягче, басовитее, сустейнистее? Что будет с вашими пальцами левой руки? Насколько им будет комфортно? Откроются ли новые горизонты?
Я если честно, не помню ни одной Gibson гитары с такой мензурой. И уж тем более никогда не держал в руках ничего подобного. Хотя можно вспомнить Fender Jaguar c мензурой в 24 дюйма. Но у Midtown Kalamazoo она еще меньше, и плюс сама гитара вся другая.
Помню тысячу лет назад я играл на Rickenbacker “битловского” стиля, кажется это была модель 325 - там была мензура 21 дюйм и я вообще не мог на ней играть - инструмент казался игрушечным, а звуки из него подходили исключительно для аккордового чеса на чистом звуке, то есть для Beatles стиля.
В то, что на Midtown Kalamazoo будет невозможно играть я не верю. Наоборот, гитара кажется очень интересной и креативной. Она как шкатулка с секретом, и безумно интересно будет узнать как она поведет себя “в руках”. В этом году я дал себе обещание не покупать больше гитар. Впервые, наверное, с 1991 года. Прошло два месяца и я пока держу себя в руках, не смотря на множество соблазнов типа Custom Shop Les Paul Custom 68 всего за 60 тысяч рублей. Последний свой инструмент на сегодня я купил аккурат 31 декабря 2013 года. Это был Les Paul Custom Lite и о нем я как-нибудь тоже напишу попозже. Midtown Kalamazoo пока не попадался мне в магазинах, и я если честно очень боюсь, что оно заставит меня прервать мораторий на покупку гитар. Идея джазовой гитары с тонким удобным корпусом весьма и весьма соблазнительна, как не крути. Поживем увидим.
P.S. Кстати, для любителей состояния “настало время офигительных историй” - Midtown Kalamazoo появилась не на пустом месте. Еще в 50-ых годах была модель Birdland, ее версии до сих иногда переиздают в Custom Shop. Так вот там как раз именно такая мензура, и корпус тонкий. Правда конструкция корпуса иная, она как у традиционных полу-акустик. А еще слово Kalamazoo в названии новой модели Midtown - это в честь города, где до конца 70-ых делали гитары Gibson, до того как фабрики переехали в Нэшвил.
Автор текста: Сергей Тынку
|