weg
second_menu Главная Форум Вход О проекте second_menu
Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая
Цех Gibson Custom Shop

progita.ru

Цех Gibson Custom Shop

Внутри Gibson Custom Shop постоянно идёт дождь.

Ну, может быть, правильнее сказать «моросит», потому что несильное распыление воды через трубопровод на потолке как раз достаточно для того, чтобы увлажнить воздух. Это необходимо для поддержания в здании, расположенном неподалёку от нэшвилльского Elm Hill Pike, влажности в 45%, чтобы сохранить качество отборной древесины, используемой при изготовлении таких гитар, как: Les Paul, SG, L-5, Flying V, Super 400 и многих других. Это те самые инструменты, с помощью которых создавалось, и будет создаваться звучание популярной музыки.

Custom Shop - самое важное и заметное, что связывает сегодняшнюю компанию с её историческим прошлым - это своего рода возвращение в те годы, когда умелые мастера изготавливали надёжные инструменты вручную. Эти годы на фабрике Gibson никогда и не заканчивались. Если бы основатель компании Орвилль Гибсон зашёл сегодня в цех Custom Shop, он столкнулся бы со многими из тех самых технологических процедур, которые использовались в его время. Окантовка до сих пор укладывается и приклеивается вручную. Установка для резьбы по дереву, которая когда-то работала от пара, вырезает топ деки для гитар с полыми корпусами, таких как Switchmaster и L4-CES. Глянцевое покрытие доводится до совершенства вручную. Необходимый профиль грифа доводится мастерами вручную при помощи шлифовки наждачной бумагой.

КАК ДРЕВЕСИНА НАПОЛНЯЕТСЯ МАГИЕЙ

Самым важным составляющим элементом гитары Custom Shop - помимо качества изготовления и сборки, разумеется - является древесина: махагони, ель, клён и падуб из Канады, Тихоокеанского Северо-запада и Северо-востока. Древесина хранится на полках и стеллажах в самом цеху, через стену от склада готовых гитар.

В цехе черновой обработки программируемые машины вырезают на начальном этапе грифы и корпуса гитар некоторых моделей. Всё начинается с куска древесины с полки это цеха.

Вы правильно полагаете, что для выполнения работ требуется строгая специализация и опыт, как, например, у Ричарда Айкса. Он работает уже 36 лет, за это время стал начальником деревообрабатывающего цеха. В Нэшвилл он попал в 1985 году, когда компания переехала из Каламазу. Хотя он и является многопрофильным специалистом, но его основная работа - с особым пристрастием вырезать верхние деки арктопов, таких как L-5 и L-4 на том же станке, что использовался на оригинальной фабрике Gibson.

«На этих же станках работали в 30-е, да и я учился работать на них», говорит Айкс. «Сначала они работали от пара, но потом их переоборудовали для работы от электричества - это было где-то в 1973 году, тогда я как раз устроился на работу. Чтобы привыкнуть к ним, необходимо время. Учишься, как менять закреплённые на рабочем столе детали. И вся настройка выполняется вручную, чтобы добиться правильного радиуса, кривизны и толщины топа деки. То же касается и управления процессом выпиливания».

После того как топ деки полностью готов, мастеру предстоит выровнять поверхность при помощи машинной и ручной зачистки. После получения гладкой поверхности для поддержки верхней деки мастер вклеивает подпорки, вручную вырезаемые из определённой для каждой модели гитары древесины.

В деревообрабатывающем цеху также изготавливают обечайку для гитар с полыми корпусами - кленовые, махагониевые или фанерные полоски вырезаются по старым спецификациям - её помещают в тёплый раствор, а затем сгибают и сушат на специальных металлических формах. После этого обечайки, верхняя и нижняя деки склеиваются и связываются полосками ткани, а затем оставляются для высыхания и усадки.

Помимо старинных дисковых станков Айкса - их использовали ещё для изготовления гитары Вэса Монтгомери L-5 и обработки участков с окантовкой, в цеху работают полностью автоматические станки для вырезки и обработки корпусов цельнокорпусных гитар, таких как Les Paul, которые и составляют большую часть заказов предприятия.

НЕЖНАЯ ЗАБОТА О ГРИФАХ И ОКАНТОВКЕ

Рядом с деревообрабатывающим цехом располагается цех по изготовлению грифов. Процесс изготовления состоит из нескольких этапов. Сначала гриф вырезают из куска древесины, а затем его шлифуют и зачищают. На лицевой поверхности высверливают два небольших паза для крепления накладки и на всю длину грифа вырезают канал для анкерного стержня.

Цех Gibson Custom Shop

Древесина для грифовой накладки - обычно палисандр или чёрное дерево - прибывает на фабрику в виде заготовок. Их обрабатывают согласно требованиям для конкретных моделей и устанавливают лады, а затем устанавливают и приклеивают к грифам. Вся эта конструкция закрепляется при помощи тканевых полос и вешается на металлическую стойку для сушки и усадки. Но до этого в гриф устанавливают анкерный стержень, который затем накрывают тонкой полосой кленовой древесины.

Каждая процедура на этом этапе проделывается вручную. Каждый гитарист знает, какую роль играет гриф для удобства игры, поэтому тут нет места небрежности или спешке. Грифы и накладки очищаются от остатков клея и пыли, выступающие края ладов шлифуют. Эти и прочие недостатки процесса изготовления устраняют до и после того, как грифы устанавливаются и вклеиваются в корпуса.

Цех Gibson Custom Shop

Для гитар и грифов, на которых необходима окантовка, придающая классическим моделям красоту и стиль, существует дополнительная процедура. По краю грифа или корпуса вырезают канавки, в которые затем и поместят окантовку. На некоторых гитарах также необходима окантовка резонаторных отверстий-эфов.

Цех Gibson Custom Shop

Участок нанесения окантовки делает обстановку похожей на кадры из кинофильма «Мумия». Рабочие в белых одеждах устанавливают окантовку в канавки и после установки заворачивают гитару полностью в белую ткань - почти так же был завёрнут Борис Карлофф в классическом фильме ужасов 1932 года. Их окружает множество гитар на подставках: небольшие мумии высыхают и готовятся к совершенно другому виду бессмертия.

ШЛИФОВКА КОРПУСА И ТРЮКИ С ПИКГАРДАМИ

Точность, с которой Ленни Хендерсон, работающий на фабрике Gibson уже 5 лет, управляется со шлифовкой корпусов, действительно впечатляет, но его работа может заставить нервничать любого гитариста. Ведь Хендерсон сам является гитаристом, и если его рука соскользнёт с ремня, при помощи которого шлифуются корпуса гитар Les Paul, V и других ... что ж, он может потерять гораздо больше, чем просто свои мозоли.

Цех Gibson Custom Shop

Но Хендерсон выполняет свою работу профессионально. Он нажимает на ремень - тем самым делая верхнюю часть корпуса гитары Les Paul более выпуклой - изящно и уверенно.

«Для этой работы требуется хорошая координация глаз и рук», говорит Ленни. «Мне приходится постоянно проверять качество обработки поверхности и работу ремня. Если я ошибаюсь, переделать уже ничего нельзя. Поэтому мне необходимо знать всё о разных моделях гитар - как они выглядят, их формы. То, что я являюсь гитаристом, даёт мне перспективный обзор моей работы».

Напротив Даррен Хастон вырезает пикгарды. Но это совсем не так легко, как выглядит. Лезвия необходимо содержать в рабочем состоянии, так же необходимо точно вводить предварительно заданные значения параметров, иначе на кромке останутся заусенцы или трещины. И затем, здесь тоже нужны различные специалисты.

«Я только что закончил вырезать пикгарды для гитары Flying V Ленни Кравитца» - объясняет Даррен, показывая несколько экземпляров из композитного материала с позолоченной зеркальной поверхностью. «Вырезать пикгарды для Flying V тяжело не только из-за их усложнённой формы, но ещё и из-за хрупкости этого материала, он легко трескается. Для двух пикгардов может понадобиться 6-7 листов. И затем мне нужно вручную отполировать края, чтобы убрать острые и выступающие участки, но вот эти экземпляры просто великолепны».

ПРИДЕЛЫВАНИЕ И ДОВОДКА ГРИФОВ

«Все думают, что в таком цеху работа полностью автоматизирована», говорит Патрик Китер. «Но правда в том, что здесь всё делается вручную, но только так и надо работать, чтобы получить необходимый результат».

Цех Gibson Custom Shop

Обязанности Китера довольно-таки широки. Хотя работа его участка - установка грифов, он и его подчинённые также проверяют качество проделанной на предыдущих этапах работы - полностью весь гриф, накладку, окантовку и корпус. И именно тут в пазы на корпусе устанавливаются шипы грифов - очень длинные, соответствующие винтажным стандартам, являющимся неотъемлемой частью работы цеха - и после аккуратной и точной установки грифы приклеивают.

На этом же участке в небольшие пазы, просверленные в шипах грифов, устанавливаются транспондеры, таким образом, после склейки грифа и корпуса их невозможно вынуть. Это стандарт для каждой гитары, изготовленной на фабрике Gibson Custom Shop.

«В 1999 мы начали проделывать это с гитарами R-9», объясняет Китер. «А с 2000 мы устанавливаем их во все гитары, изготовленные в нашем цеху».

Марк Кейз, сотрудник отдела сбыта предприятия, которого скорее можно встретить на всевозможных гитарных выставках, говорит, что у каждого транспондера - размером в полтаблетки - есть свой уникальный номер. Это позволяет отследить любую гитару во время производства. И что очень важно для коллекционеров и музыкантов, при помощи транспондеров можно установить подделку или краденую гитару. Если кто-нибудь продаёт гитару, её можно просканировать и установить, принадлежит ли она другому владельцу, является ли оригинальной, винтажной или копией.

«Были случаи, когда наши переиздания пытались выдать за оригинальные гитары 59 года» - говорит Кейз. «Это один из способов предотвращения подобных случаев».

Пока мы разговариваем, Китер как раз помещает транспондер при помощи пинцета в ES-335. Затем он берёт зубную щётку и стирает излишки клея с накладки на гриф, а затем продувает гриф сжатым воздухом, чтобы убрать пыль с основания шипа. То же самое он проделывает с карманом под гриф на корпусе гитары после снятия стамеской почти незаметной щепки с боковой поверхности кармана. Затем он осматривает карман, немного доводит его стамеской, устанавливает гриф на место и говорит, что теперь всё - как надо.

«Мы также вычищаем вырезы на резных верхних деках и корпусах с полостями, чтобы убедиться в их совершенстве, в том числе и косметическом» - говорит Китер. «После того как мы вклеиваем грифы, мы оставляем их усаживаться в течение часа. После этого гриф уже не отклеится. У нас получается одна гитара за пять минут», - продолжает он, кладя стамеску с резной кленовой ручкой, на которой выгравировано слово «Gibson», на свой рабочий стол.

«Ещё мы изготавливаем собственные инструменты», добавляет он, улыбаясь. «Каждый гитарный мастер, который оказывается здесь, спрашивает, где можно достать такие».

ИДЕАЛЬНАЯ ОБРАБОТКА

После этого гитары отправляются на контрольный осмотр ладов и их зачистку, там накладку ещё раз тщательно осматривают, очищают и дорабатывают. На этом этапе гитара, которую покрасят в какой-нибудь бёрст или, возможно, состарят, покрывается морилкой.

Рядом с участком зачистки ладов стоят два станка Plek. Отличительной чертой каждой изготовленной здесь гитары является то, что её полностью настраивают для максимальной отдачи при игре на этих станках, которые во много раз точнее любого работника.

Директор цеха по изготовлению заказных гитар и старший вице-президент компании Gibson Рик Гембар уже давно положил глаз на станки, ещё когда немецкий изготовитель занимался их отладкой. И 3 года назад была-таки куплена эта пара.

Они полностью автономны: стеклянные коробки с помещённым внутрь двигателями и прочими устройствами для работы режущих инструментов и измерительных приборов.

«У нас в программном обеспечении есть набор параметров для каждой гитары, которую мы производим», говорит Джефф Ренфро, работник с девятилетним стажем, который представил себя как «Plek мастер». Ренфро запускает станки, для каждой гитары им требуется 10 минут работы, и после этого начинается магия.

«Сначала мы использовали станки для линейки Vintage Original Spec, но затем поняли, что для покупателей они представляют большую ценность», говорит Ренфро. «Они отлично подходят для обработки ладов. Мы изготовили собственные опоры для крепления гитары, станок имитирует натяжение струн, выравнивает и шлифует лады и прорезает пазы в верхнем порожке. Да они могут снять тысячную дюйма!»

Ренфро добавляет, что станки могут быть использованы и для исправления погнутого грифа на старых гитарах. В любом случае, обработка гитары на таком станке стоит $300 или даже больше, поэтому покупатели производимых в цехе гитар получают дополнительный бонус.

КРАСИВО ОКРАШЕННЫЕ

Следующим крупным этапом в изготовлении заказных гитар является окраска корпусов гитар и их сушка на вращающихся полках, похожих на «американские горки» в большом сухом помещении.

Цех Gibson Custom Shop

На каждую гитару наносится несколько слоёв краски. На некоторые, окрашенные в различные бёрсты или специальные оттенки, нужно больше краски.

«На санбёрстах используются 4 различных цвета - два на грифе и два на корпусе», - говорит Майк МакГвайер, красильщик с двадцатилетним стажем.

«Нужно иметь хороший глаз, чтобы следить за ровным нанесением краски, за правильным цветом и за полным покрытием всего грифа и корпуса», говорит он. «Но обычно проблемы с краской возникают позже, при возникновении трещин или сколов, или при образовании пузырей от избытка влаги в древесине. Но это случается очень редко, так как уровень влаги в древесине проверяется до того, как она попадает к мастерам».

А то, что происходит далее, является примером выдающейся ручной работы.

Цех Gibson Custom Shop

После нанесения и высыхания краски её необходимо удалить с окантовки, чтобы можно было видеть эти стильные полоски. Ванда Маршалл и Марша Карр занимаются «соскребанием» 22 и 33 года соответственно.

Без какого-либо сожаления Маршалл и Карр кладут покрашенные гитары к себе на колени, берут острые ножи и проводят ими над окантовкой, каждый раз идеально обнажая ровные полосы белого или чёрного цвета. Они делают это без остановки, без измерительных инструментов. Они даже не задумываются об этом.

«Я уже давно этим занимаюсь, это просто настолько укоренилось во мне, да и я люблю свою работу», говорит Маршалл. «Нужно вести идеальную прямую при обнажении окантовки, они же ничего не скрывают. И мне нравится видеть раскрывшуюся красоту гитар после завершения нашей работы».

Маршалл сознаётся в том, что в самом начале у неё было несколько иное отношение. «Я из глубинки, и когда я была маленькой, мой дядя иногда выстругивал что-нибудь из куска кедра. Я уговорила его дать мне попробовать. Он в конце концов научил меня, но я не могла работать без него, ведь ножи были острыми».

Карр говорит, что для гитар с окантовкой спереди и сзади, а также на эфах требуется 30 - 45 минут, а для гитар с единственной окантовкой - ровно половина. Хотя она и не играет, у неё есть акустика Gibson и Cherry Sunburst Les Paul, который она получила за первые 25 лет работы.

ФИНАЛЬНЫЕ ШТРИХИ

Как только гитара правильно окрашена, на неё наносят несколько тонких слоёв нитроцеллюлозного лака, который блестит лучше, чем покрытие на спортивных машинах.

Цех Gibson Custom Shop

Когда лак высыхает, начинается полировка. Лаковое покрытие полируется при помощи дисков с применением сначала красного воска, затем жёлтого, а затем полировки с высоким блеском. Все блестящие модели полируются до «зеркальности», но популярные модели VOS проходят специальную обработку.

Все гитары серии VOS (Винтажные оригинальные спецификации) изготавливаются при помощи фирменных процедур, что почти невероятно, учитывая использование уникальных методов окраски, мокрой шлифовки и ручной обработки. Гитара становится похожа на винтажный сорокалетний инструмент, за которым правильно ухаживали. Результатом является замечательная патина, которая обрадует даже самого избирательного заказчика.

На этапе окончательной сборки устанавливают всю электронику - провода, ручки громкости и тембра, переключатель звукоснимателей и звукосниматели, намотанные и экранированные на этой же фабрике. Но и это ещё не всё, что нужно для первоклассной гитары.

Нужен Рэнди Расселл. Этот музыкант с кудрявыми волосами добавляет последний штрих к каждой гитаре, изготовленной в цехе Custom Shop. После окончательной сборки все гитары попадают к нему на рабочий стол, и он играет на каждой из них, прежде чем их отправят на продажу.

Ветеран с 25-летним стажем играет быстрые фразы на Les Paul Axcess, пока мы разговариваем. «Так как буквально я нахожусь в конце всей линии, я проверяю на гитаре всю фурнитуру, чтобы убедиться в её рабочем состоянии», говорит Расселл. «Я проверяю звукосниматели и звук - это очень важно. Ещё важно, чтобы на корпусе не было царапин или сколов, а окантовка была на месте. И гриф был настроен идеально для игры».

Цех Gibson Custom Shop

Он замечает: «Для выполнения такой работы надо очень сильно любить играть на гитаре».

Кейз подчёркивает важность высокого уровня пригодности для игры. «Мы очень много труда вкладываем в получение необходимого цвета и веса - в идеале не тяжелее 9 фунтов - и прочих деталей, но наша цель - следующая: никто не возьмёт гитару в руки и не скажет: «Гитара звучит отлично из-за этого цвета». Покупатели хотят гитару, которая выглядит и звучит так, как будто бы ей 50 лет.

Расселл записывает в журнал код транспондера для каждой гитары, прежде чем её положат в кейс и подготовят к отправке. Если в инструменте есть небольшой дефект, его отправляют в «Pro Shop», который находится за главным офисом цеха. Там исправляют дефекты покраски или заменяют фурнитуру, чтобы не отсылать гитару обратно на линию.

На некоторые особенные шестиструнки, такие как модель Дуэйна Эдди, фурнитуру устанавливают в Pro Shop. «Я также осуществляю контроль качества подобных моделей гитар, у которых имеется декоративная инкрустация и специальный профиль грифа» - говорит Джон Слэйтер, один из техников Pro Shop.

Он добавляет: «Мы также удовлетворяем нужды музыкантов-эндорсеров Gibson».

Но цех Gibson Custom Shop занимается работой для профессионалов, любителей, коллекционеров и фанатов рок-н-ролла. Инструменты, которые здесь изготавливаются, являются воссозданием Святого Грааля - инструментов от Les Paul 59 года и Flying V Джими Хендрикса до недавно вышедшей модели 1954 Jeff Beck Les Paul Oxblood (точная копия известной гитары, которую Джефф Бэк использовал на Blow By Blow и других эпохальных записях) и подписных моделей Уоррена Хэйнса, Алекса Лайфсона, Питера Фрэмптона, Джимми Пейджа, Джо Перри, Слэша, Закка Уайлда, Джо Бонамассы и других.

«Мы как раз и работаем для того чтобы удовлетворить воображению наших покупателей», говорит Кейз. «К примеру возьмём гитару Джонни А. Джонни собирался стать эндорсером Gibson. Он уже играл на Les Paul и ES-295 с вибрато Bigsby. Он был здесь вместе с Майком МакГвайером и увидел прототип гитары с длинномензурным грифом и полым корпусом, но звуковыми характеристиками Les Paul. Эта гитара буквально заговорила с ним, и вот он и инженеры уже обмениваются идеями. Корпус и эфы были изменены. Профиль грифа тоже стал специальным, а инкрустация - изысканнее. Когда мы её закончили, это была определенно его гитара, так и получилась модель Johnny A».

«Но чтобы заполучить гитару вашей мечты, вам не обязательно необходимо быть профессионалом», продолжает Кейс. «Каждый может через местных продавцов связаться с нами и рассказать нам о своих желаниях. Если форму корпуса мы уже когда-то выполняли, то есть шансы, что мы сможем выполнить работу. Цвет, фурнитура, звукосниматели, инкрустация... Многие хотят кастомизировать свои гитары Les Paul, что мы охотно и проделываем».

«Я к этому отношусь так», говорит Кейз. «Как гитарист, работая здесь, я чувствую себя в раю. И если мы делаем гитары, которые делают других гитаристов счастливыми в такой же степени, то мы отлично справляемся со своей работой».


V1
Поиск на сайте
Email
Вконтакте YouTube Twitter
RSS
Mail.ru V2
© 2024 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин