|
120 Лет инноваций: основные вехи в истории Gibson |
gibsonshop.ru
В двух словах, история фирмы Gibson это один из величайших примеров из жизни американских компаний.
От скромных начинаний более, чем век назад, до “золотого века” в 50-х и 60-х годах, через возвращение, подобно воскресшему фениксу, в 80-х годах, легендарная слава компании и дух изобретательства сделали ее символом американского предпринимательства. В 2014-й год Gibson вошел с уверенным взором, устремленным в будущее, одновременно отдавая дань уважения своему блестящему будущему.
В год своего 120-летия гитарная и басовая линейка 2014-го года поражает разнообразием, красотой и набором обновлений и усовершенствований. Ниже мы проследили основные этапы эволюции Gibson от самого начала, с маленького магазинчика в Мичигане, до самой последней развернутой линейки новых моделей, способной удовлетворить музыкантов любых мастей.
1894 Работая в своей мастерской в Каламазу, штат Мичиган, Орвил Гибсон изготавливает первый из задокументированных инструментов Gibson. Талантливый мастер производит на свет целую семью акустических гитар и мандолин, взяв за основу выпуклое строение корпуса скрипки (так называемый арктоп).
1902 Спрос на инструменты Орвила Гибсона превышает возможности талантливого мастера его удовлетворить. В ответ на это он входит в соглашение с пятью финансистами Каламазу, чтобы основать производственную компанию Gibson Mandolin-Guitar. Гибсон получает несколько акций компании и крупную по тем временам сумму в $2500 за патент и право на использование его имени. Он остается в компании на должности консультанта до 1904 года и получает ежемесячные выплаты вплоть до смерти в 1918-м году.
1921 сотрудник фирмы Gibson Тед Макхью (Ted McHugh) представляет две наиболее значимые разработки, в частности, настраиваемый анкер и нижний порожек с настройкой по высоте. До нынешнего дня все инструменты Gibson оснащаются анкерным стержнем на основе изобретения Макхью. На традиционных джазовых гитарах до сих пор стоят нижние порожки его дизайна.
1922 Ллойд Лоэр (Lloyd Loar), инженер звукотехник Gibson, создает дизайн легендарной мандолины F-5. В этот период компания откликается на растущий спрос на акустические гитары выпуском нескольких новых моделей. Среди них выделяется модель L-5, также спроектированная Лоэром, которую многие считают первой “современной” акустикой. К концу 20-х годов Gibson выпускает несколько моделей флэт-топов (с плоской верхней декой) и серию эконом-класса, известную как линейка Каламазу.
1935 Gibson представляет свою первую электрогитару, инструмент типа гавайской гитары под названием EH-150. Вскоре после этого, в 1936-м году, появляется легендарная ES-150. Великий джазмен Чарли Крисчен (Charlie Christian) делает ES-150 своим основным инструментом, навсегда закрепляя за ним неофициальное название “модель Чарли Крисчена”. Многие джазовые гитаристы до сих пор считают звукосниматели с модели ES-150 лучшими в мире датчиками для джаза.
1937-45 Звезда ковбойских фильмов Рэй Уитли (Ray Whitley) заказал у фирмы Gibson акустику с гигантского размера корпусом, тем самым спровоцировав появление модели J-200, или Super Jumbo. За ней последовали модели с двумя вырезами Super 400 и L-5 Premier, а также легендарная J-45 и Southern Jumbo. В 1944 году, ближе к концу Второй мировой войны, фирма Gibson была куплена компанией-производителем музыкальных инструментов из Чикаго и приготовилась к возрастающей волне послевоенного спроса на гитары.
1946-54 Послевоенные годы Gibson отмечены крупными новинками. Под руководством Теда Маккарти (Ted McCarty), который был президентом фирмы с 1950 по 1966 годы, компания доводит до совершенства однокатушечные звукосниматели P-90 и представляет такие классические модели арктопов, как ES-5 (первая гитара с тремя датчиками) и ES-175. В 1952 году в ряды Gibson вливается Лес Пол (Les Paul) – на тот период самый популярный студийный музыкант, что приводит к запуску первой цельнокорпусной электрогитары Gibson. Названная, соответственно, “Les Paul Model”, эта гитара становится самой успешной в истории именной моделью гитар. Les Paul быстро вырастает в семью из четырех моделей: Junior, Special, Standard и Custom. В 1954 году Маккарти собственноручно проектирует нижний порожек типа tune-o-matic с индивидуально настраиваемыми седлами для отстройки мензуры.
1957-63 В 1957 году Сэт Лавер (Seth Lover), инженер Gibson, дорабатывает хамбакер, звукосниматель с двумя катушками, который быстро становится стандартом в гитарном мире. В следующем году компания отмечает дебют двух радикально новых концептов. Первый это ES-335, электрогитара с полупустым корпусом, отворившая дверь для одной из наиболее успешных концепций в истории электрогитар. Второй это выход в свет трех цельнокорпусных электрогитар с футуристическими формами: Flying V, Explorer и Moderne. Несмотря на коммерческий провал, который постиг эти гитары в те годы, данные модели являются теперь одними из самых дорогих и востребованных коллекционерами инструментов. В начале 60-х Gibson удивляет всех выпуском еще двух цельнокорпусных гитар, ставших теперь классикой, – SG с двумя вырезами в 1961 и Firebird с реверсивной формой корпуса в 1963-м.
1966-82 Уход Маккарти в середине 60-х знаменует период трудностей в истории Gibson. В 1969-м году компания-учредитель CMI сливается с FCL, пивоваренной компанией из Эквадора. Объединенные компании образуют фирму Norlin, музыкальное подразделение, в которое входят Gibson, выпускающая гитары, Moog, производящая синтезаторы и Lowrey, делающая органы и пианино. В 1974-м году Gibson открывает завод Нэшвилле, и производственный процесс распределяется между новой фабрикой и заводом в Каламазу. Несмотря на падение продаж, в компании Gibson продолжает гореть творческая искра. Gibson представляет свои первые переиздания: F-SL в 1978-м году, Les Paul Heritage 80 в 1980-м и Heritage Korina в 1982-м году. Из новых инструментов – первые модели B.B. King в 1980-м году и цельнокорпусная акустическая модель Chet Atkins в 1982-м году.
1983-86 В 1983-м году Rooney Pace и Piezo Electric Products выкупают Norlin и новый владелец выставляет подразделение Gibson на продажу. Одновременно с этим закрывается завод в Каламазу и фабрика в Нэшвилле становится штаб-квартирой Gibson. Гитарные энтузиасты Генри Джускевич (Henry Juszkiewicz) и Дэвид Берриман (David Berryman) покупают компанию в 1986-м году и предпринимают активные шаги по возвращению финансовой привлекательности компании и репутации производителя лучших в мире струнных инструментов. Компания вступает в период возобновления роста, делая ставку на новые технологии и покупку активов других производителей музыкального оборудования.
1993-2013 По мере движения навстречу новому тысячелетию, Gibson смешивает традиции и инновации. Растущий интерес к винтажным инструментам провоцирует выпуск точных копий моделей Les Paul 59-го и 60-го года с накладкой из волнистого клена. На свой столетний юбилей в 1994 Gibson представляет Nighthawk, модель, завоевавшую титул самой инновационной гитары на выставке NAMM. В 2002 году Gibson празднует 50-летие модели Les Paul, выпустив первую в мире цифровую гитару. В следующем году журнал Time назвал цифровую гитару Gibson одним из “самых классных изобретений” 2003 года. В этом же году Gibson открывает завод в Китае для производства инструментов Epiphone и создает фонд Gibson Foundation, официальное благотворительное подразделение Gibson. Последовавшие инновации и революционные технологии, включая первую в мире гитару с роботизированными колками, – все говорило о растущем превосходстве Gibson в мире струнных инструментов.
2014 На свой 120-летний юбилей Gibson выпускает новую линейку моделей гитар и бас гитар, внедряя блестящие инновации и вместе с тем оставаясь верной своим традициям. Из нововведений – широкое применение автоматической механизированной системы настройки Min-ETune, четыре новых типа звукоснимателей (включая хамбакер Sidewinder), ручки регуляторов Supreme Grip, лады поверх окантовки (благодаря этому пальцы буквально летают по грифу), верхний порожек TekToid, и низкотемпературная обработка ладов для большего срока службы и износостойкости. Палитра великолепных новых расцветок и типов лака, а также логотип в честь 120-летнего юбилея, инкрустированный на 12-м ладу всех новых моделей. Все это делает новую серию одной из самых впечатляющих линеек инструментов в истории Gibson.
Автор: Рассел Холл (gibson.com)
Перевод: gibsonshop.ru
|