«Сектор Газа» - советская и российская рок-группа, основанная 5 декабря 1987 года в Воронеже музыкантом, вокалистом и автором песен Юрием Клинских, более известным под псевдонимом «Хой». 9 июня 1988 года состоялось первое выступление группы в «электрическом» составе в местном рок-клубе при ТЭЦ. На нём группа получила приз зрительских симпатий. Однако традиционно датой основания группы считается 5 декабря 1987 года, когда состоялось первое сольное выступление Юрия Клинских с репертуаром («Колхозный панк», «Утопленник», «Пасха») будущего «Сектор Газа» в Воронежском рок-клубе.
История
Название группы произошло от индустриального Левобережного района Воронежа, который в народе в шутку назвали «Сектором Газа» из-за обилия дымящих заводов. В этом районе и проживал Юрий Клинских, а также находился Воронежский рок-клуб. Название «Сектор Газа» также было навеяно и популярностью одноимённого палестинского региона, ставшего «горячей точкой» и частым сюжетом советских СМИ той эпохи.
Юрий «Хой» Клинских - …ну, это чисто такое местное название в Воронеже, где был рок-клуб, к которому мы принадлежали, он находился в очень задымлённом районе, и я его так прозвал - "сектор газа", и мы в этом клубе постоянно играли, а так как я жил там неподалёку в этом районе, группу я назвал также - "Сектор Газа". Чисто местное название, я ведь не думал тогда, что мы так раскрутимся, я думал, что мы поиграемся и на этом всё закончится, как и многие коллективы тогда первые в 85-ом, 87 году, когда открылись рок-клубы, вы помните, было очень много команд довольно-таки интересных…
С первого взгляда может показаться, что это название для группы выбрано сразу, что не совсем так. Юрий Клинских выбрал его среди десятка других предложенных названий.
Псевдоним Юрий Хой (или просто «Хой») появился совершенно случайно. Выступая на сцене рок-клуба или находясь там в качестве зрителя, Юрий часто издавал известный среди панков клич. Позднее, когда городская популярность «Сектора Газа» набрала обороты, в квартиру Юрия часто стали названивать незнакомые люди, которые спрашивали Юрия Хоя.
Первое время «Сектор Газа» состоял фактически из одного Клинских, который иногда выступал с бас-гитаристом другой группы. Первый постоянный состав сформировался не 27 декабря 1989 года, как указывают многие источники, а в июне 1988 года, когда к Хою примыкают барабанщик Олег Крючков и бас-гитарист Семён Титиевский. В качестве гитариста к группе также присоединяется Сергей Тупикин. Группа выступает в местном рок-клубе и быстро становится его «звездой». В 1989 году группа записывает магнитоальбомы «Плуги-вуги» и «Колхозный панк». В разгар записи Сергея Тупикина на гитаре сменяет Игорь Кущев.
В 1990 году группа записывает в профессиональной воронежской студии «Black Box» альбомы «Зловещие Мертвецы» и «Ядрёна вошь», которые впоследствии быстро распространились по стране. Для того, чтобы арендовать студию, Юрию пришлось продать собственный мотоцикл «Ява».
Песни Юры Хоя, представляющие собой стилизованные описания жизни социальных низов и русской провинции, содержащие разговорную и ненормативную лексику, пользовались популярностью у многих. В то же время группа долго не имела возможности выступать за пределами Воронежа, участники её были малоизвестны.
В 1991 году группа получает возможность записать альбом «Ночь перед Рождеством» в Москве на студии «Мир». Под своё крыло группу берёт продюсер Фидель Симонов. Вскоре у группы начинаются активные гастроли. Незадолго до этого коллектив покинул Олег Крючков, которого сменил Александр Якушев, помогавший группе ранее, подменяя Крючкова на концертах. Сразу после записи альбома «Ночь перед Рождеством» из группы был уволен бас-гитарист Семён Титиевский, а на его место был приглашён уже известный Сергей Тупикин. Также летом из-за творческих разногласий группу покидает Игорь Кущев, на место которого в концертный состав приглашается московский гитарист Владимир Лобанов (экс-Легион. Место клавишника занимает Алексей Ушаков, который как и Александр Якушев работал с группой сессионно с 1989 года. В этом же году на группу выходит «Gala Records», первая частная звукозаписывающая компания в Советском Союзе.
На студии «Gala Records» в августе 1991 года перезаписывается альбом «Колхозный панк», который издаётся в том числе и на виниле (на фирме грамзаписи «Мелодия») тиражом 100 000 экз. (без песни «Вальпургиева ночь»). К записи данного альбома впервые был привлечён сессионный гитарист Игорь Жирнов, впоследствии участвовавший в записи всех остальных альбомов. Снятый на заглавную песню с альбома клип («Колхозный панк»), показанный по ЦТ (в программе «50х50»), делает группу известной на всю страну. В 1994 году все альбомы группы, существующие на тот момент, переиздаются «Gala Records» на CD (диски печатались в Австрии).
В 1992 году Сектор Газа выпускает шестой студийный альбом «Гуляй, мужик!». Параллельно выходу альбома идёт жёсткий гастрольный тур. Группа отыгрывает около сорока концертов в год.
В 1993 году выходит альбом «Нажми на газ». Летом этого же года концертный состав группы покидают сначала Владимир Лобанов, а затем и Сергей Тупикин. На место гитариста приходит Вадим Глухов. Место бас-гитариста в группе так никем и не было занято, а партии бас-гитары были записаны в секвенсор с помощью синтезатора. Через год концертный состав группы пополняет второй гитарист Василий Черных. С его приходом звук на концертах группы стал «плотнее».
В 1994 году группа издаёт альбом панк-оперы «Кащей Бессмертный», записанный по мотиву русской народной сказки об Иване Царевиче и Василисе Прекрасной с использованием песен, написанных на мотив музыки песен групп AC/DC, Ace of Base, Red Hot Chili Peppers, Queen и других. Съёмки видеоверсии сказки были начаты спустя два года, однако по финансовым причинам так и не были закончены. Но всё же летом 2000 года планировалось доснять сказку, однако реализовать до конца идею не удалось.
В 1995 году группа с успехом выступает на фестивале «Rock Summer» в Таллинне. В конце года группу покидает клавишник Алексей Ушаков, которого сменяет Игорь Аникеев. В дальшнейшем Ушаков иногда подменяет Аникеева на концертах.
Начиная с 1996 года Клинских несколько меняет стиль группы, многие тексты становятся более серьёзными и очищаются от мата. Результатом этих экспериментов становится альбом «Газовая атака», ставший впоследствии коммерчески успешным за всю историю группы. Песни с альбома «30 лет», «Life», «Твой звонок», «Туман» становятся хитами, а клип на последнюю песню попадает в ротацию многих российских телеканалов. Несмотря на всё это, у представителей музыкальной индустрии и публики «Сектор» продолжает ассоциироваться с похабными песнями.
В 1997 году группа выпускает альбом «Наркологический университет миллионов», в котором слегка вернулась к стёбу и бытовым темам, однако нецензурных выражений было очень мало. Главным хитом альбома стала песня, которая продолжила «военную тематику» группы - «Пора домой», ставшая впоследствии народной. С этой песней группа выступила на таких больших мероприятиях, как фестиваль «Звуковая дорожка» в «Лужниках» (1998 год) и сборный концерт на Красной площади, приуроченный ко Дню победы (1999 год).
Августовский кризис 1998 года серьёзно ударил по коллективу. Хой сокращает состав группы до гитариста и клавишника, а записанный летом 1998 года сборник ремиксов «Extasy» был выпущен только через год. Последний альбом «Восставший из ада» был записан в 2000 году и вышел уже после смерти Юрия Клинских, который скончался 4 июля 2000 года от сердечного приступа.
25 июня 2000 года Юрий Клинских в последний раз выходит на сцену. Это происходит в Москве, на малой спортивной арене в «Лужниках», в рамках концерта «Звуковая дорожка» на празднике газеты «Московский комсомолец». Он выходит один, так же как и в самом начале карьеры, начинает петь «Демобилизацию», после первого куплета фонограмма неожиданно обрывается, после второй попытки происходит то же самое, Юрий так и не смог закончить выступление. Это по сути было прощание со сценой, спустя десять дней Юрия Клинских не стало.
После распада группы
После смерти Юрия Хоя появляются группы-клоны («Ex-Сектор Газа», «Сектор Газовой Атаки» и «СГ»), в которых так или иначе были задействованы музыканты распавшейся группы всех составов. Вокалистом группы «СГ», которую на концертах и афишах иногда даже именовали «Сектором Газа», одно время являлся племянник Юрия Хоя.
В апреле 2001 года «Сектор Газа» выдвигается в номинации премии российской индустрии звукозаписи «РекордЪ-2001» как исполнитель года. Международная федерация производителей фонограмм (International Federation of the Phonographic Industry, IFPI) сообщает, что на звание «исполнитель года» претендуют Земфира, Алсу, «Би-2» и воронежская «панк-жлоб-рок-группа» «Сектор Газа».
В 2004 году выходит документальный фильм Ханны Полак - «Дети Ленинградского», в котором звучит песня «Сектора Газа» - «Гуляй, мужик!».
Стиль и влияние на популярную культуру
C.Круглов, "Хой-экспериментатор", Экстра М N24 '97 - …Вот она настоящая современная народная песня. Куда до них самоварному "Золотому кольцу", не имеющего ничего общего с подлинным фольклором. "Сектор Газа" - вот она истинная плоть от плоти народа…
Юрий Клинских вышел из среды рабочих кварталов провинциального российского города перестроечной эпохи, с присущей им социальной неразвитостью и насилием, которые в текстах «Сектора Газа» облекаются в пародийно-ироничную форму. Тексты песен содержат большое количество жаргонной и нецензурной лексики. Их персонажи нередко заняты повседневными бытовыми проблемами - где взять выпить, с кем переспать, чем заняться потом. Большой пласт творчества Клинских посвящён остросоциальным проблемам времён перестройки, «лихих 90-х», а также теме загробной жизни и мистики. Сюжеты этих песен с теми же незатейливыми героями, как правило, развиваются либо в сельской местности, либо в провинциальном городке - и похожи на карикатуру, на русский лубок.
А.Пигарев, "Русским духом пахнет", ЭкстраМ, N11 '96 - …по маленькой российской деревеньке, среди косых механизаторов и распаренных от портвейна доярок, во множестве бродят упыри, вурдалаки, бабы-яги и кощеи-бессмертные и прочая нечисть - такое вот экзотическое население обитает в песенном мире группы "Сектор Газа"…
Официально музыка «Сектора Газа» считалась панк-роком, хотя к данному направлению группа имеет лишь частичное отношение - Клинских увлекался разными музыкальными течениями, от панка и тяжёлого рока до рэпа и славянского фолка, что нашло отражение в его песнях, некоторые из которых представляют собой мелодекламацию или речитатив под искаженный звук электрогитар - овердрайв, дисторшн либо фузз. В то же время музыка «Сектора Газа» сочетает в себе русскую народную музыку - частушки, авторскую песню, русскую народную песню и стилистику музыкальной поп- рок- культуры Запада, а также каверы на композиции известных Западных поп- и рок- исполнителей - Queen, Boney M, AC/DC и других. Сам Юрий Хой определял музыкальный стиль группы как «фьюжн». (Но это самоопределение не совсем корректно, так как сам термин «фьюжн» в значительной степени относится к джазовой музыке и прогрессивному року).
Юрий «Хой» Клинских - …Многие интересуются, в каком стиле играет „Сектор Газа“? Дело в том, что в молодости (в 70-е годы) я слушал западный рок, Высоцкого и уже в конце 70-х „Машину Времени“. Так вот, „Сектор Газа“ - это смесь всего этого. А поэтому я определил стиль группы не иначе как „фьюжн“, то есть „сплав“, так как каждая песня „Сектора“ - это разный стиль: хард, панк, диско, рэп, метал, бард и многое-многое другое. Сам же я вот уже несколько лет "сижу" на метале и рэпе. А когда это всё вместе - металлический рэп, это для меня полный кайф…
В интервью авторитетному музыкальному критику Артемию Троицкому в программе «Кафе Обломов» (в выпуске от 23 июня 1997 года) Юрий Хой признался:
…Сам я люблю очень многие песни, хорошие песни во всех стилях, поэтому я и стараюсь делать по-принципу как это делала в свое время группа «ДК», чё меня и подтолкнуло, она тоже просто хохмила там в одном стиле, в другом, просто чтоб альбом был интересен, а не так как, например, включил одну песню там, например, "металл" пробубнил, вторая также, просто приедается, а альбом должен быть интересен, чтоб его слушать…
В одном из своих интервью тот же Троицкий, когда его спросили о его отношении к Егору Летову, упомянул группу «Сектор Газа»:
…А что касается отечественной музыки, то я не исключаю, что эта группа первая стала петь матом, хотя у группы "ДК", по-моему, это было и до "Гражданской обороны", а у группы "Сектор газа", которая, кстати, мне нравится гораздо больше, чем "Гражданская оборона", употребление матерных слов мне представляется несравненно более органичным. Жалко Юру Хоя, вот это был хороший парень. Лучше бы Егор Летов оправдал свои суицидальные теории и покончил бы с собой пятнадцать лет тому назад. А пьяница Юра Хой лучше бы здравствовал и по сей день…
В другом своём интервью, Троицкий указал на то, что «если говорить о русском народном роке, то эта группа лучше всего подходит к такому определению», а также назвал Юру Хоя «талантливым, душевным человеком».
Многие песни «Сектора Газа», благодаря запоминающейся мелодии и необычной образной «фольклорности» текстов, снискали народную любовь и до сих пор остаются популярными в народе. Одна из самых известных песен «Сектора» - песня «30 лет» из альбома «Газовая атака». Несомненным хитом из этого альбома группы можно также с полным правом назвать песню «Life», а видеоклип к песне «Туман» даже был продемонстрирован на телеканалах российского телевидения. «Армейская тема» была также представлена в песнях «Пора домой» и «Демобилизация» из альбомов «Наркологический университет миллионов» и «Восставший из ада», соответственно, ставшими достаточно популярными среди военнослужащих срочной службы.
Русофобия и Сектор Газа. Отношения с критикой.
Несмотря на всеобщую любовь к музыке «Сектора Газа» в народе, а также интереса к ней в определённых кругах поклонников рок-музыки, отношение большинства ведущих российских рок-музыкантов и столичной интеллигенции резко отличалось. Их мнение часто варьировалось от холодного и сдержанного до резко негативного. Интеллигентный, столичный и в массе своей «прозападный» русский рок в целом не принял «фолковый», «аутентично славянский», «народный стиль» этой провинциальной группы.
Стиль рок-музыки раннего «Сектора Газа» (приблизительный период с 1990-го по 1996-ой) - часто характеризуют как «колхозный». Такую характеристику стилю дала критика из различных социальных групп - во-первых, со стороны идеологически православных «русских рокеров», не приемлющих русский мат и жёсткий реализм бытия, во-вторых - в среде православных национал-монархистов лирика «Сектора» так часто критикуется за якобы, с их точки зрения, «пропаганду» русского мата, язычества, сатанизма, алкоголизма, наркомании и сексуального распутства русского народа. В-третьих - со стороны различных сообществ политизированных панков, считавших (и считающих) музыку «Сектора» слишком «русской-народной» и «колхозной» по звучанию и недостаточно «политической» и «идейной» для эталонов западного панк-рока. В среде городской столичной интеллигенции стиль просто получил прозвище как «колхозный рок», возможно, из-за того, что в ранней музыке группы было ярко выражено живое «фолковое» начало: народная речь (русский мат, а также своеобразная манера речи деревенских жителей и провинциальных горожан русской глубинки), русские народные, советско-эстрадные мелодии и даже целые народные стили (частушки) в рок-обработке. Сам Хой тоже бывало в шутку называл свой стиль «колхозным» панк-роком. Вариант «колхозный панк» как обозначение стиля «Сектора Газа» довольно часто можно встретить в интервью с известными российским рокерами.
В одном из своих интервью лидер группы «Алиса» Константин Кинчев на вопрос об отношении к группе «Сектор Газа» сказал, что «колхозный панк - не близкий мне жанр», однако отметил, что Хой достиг определённых вершин, жалко, что он умер рано". В другом интервью, которое было до этого, Кинчев рассказал историю о том, что встречался с Хоем в начале его музыкальной деятельности году в 88-89, он просил передать кассету с его песнями Майку Науменко, что Кинчев и сделал.
Интервью «Валерий Кипелов: «Кристина Агилера - одна из лучших певиц», 10.05.2007, NEWSmusic.ru - …У меня нет однозначного отношения. Я знаю такую группу, понимаю, что у неё есть много своих поклонников. Но я всё-таки сторонник чистого русского языка. Без элементов ненормативной лексики и всяких жаргонных слов…
Тем не менее, само панк-сообщество очень негативно относится к любым попыткам причисления музыки «Сектора» к панк-року и вообще к панк-движению, поэтому термин «колхозный рок» (а не «колхозный панк»), видимо, является более политкорректным вариантом.
Михаил «Горшок» Горшенёв, Король и Шут - ..."Сектор Газа" не был в волне панк-рока! Он вообще не понимал музыки! Он взял группу "Queen", написал сверху "хуй" - и всё!!! А у нас - конкретные истории! Как у Гоголя, как у Эдгара По! Я не колхозный панк! Я хороший придурок, в хорошем понимании, понимаешь?..
Андрей «Князь» Князев, Княzz - …Некоторые считают "Сектор Газа " голосом народа, но я сам никогда не относился к такой "категории" народа, так что я так не считаю. Сам бы никогда не слушал эту группу, если бы не замполит в армии, который любил её. Не по собственной воле слушал все альбомы и не по одному разу. Не могу сказать, что обогатился каким-то опытом. У меня "Сектор Газа" ассоциируется с деревней, колхозный панк, тусовки с магнитофоном и пацанами…
В другом интервью, последователь «колхозного» стиля, а также бывший гитарист Сектора Газа Игорь Кущев, прямо указывает на самостоятельность изобретённого звучания:
Интервью И.Кущева воронежской газете "Эфир 365" (8-14 мая) …Не стало человека, который дал целое направление в рок-музыке - „колхозный панк“. Я же решил продолжить…
Идеи «колхозного», русского уникального, не перенятого с Запада стиля в рок-музыке продолжил Игорь Кущев в своём проекте Ex-Сектор Газа.
Возможно, из-за своего народного, того самого «колхозного», русского звучания «Сектор Газа» так и не был включён в «Легенды русского рока», а их песни так и не прозвучали в эфире радиостанции «Наше радио».
Также «Сектор Газа» очень редко участвовал в различных общих проектах и концертах российского рок-движения. Его практически невозможно было услышать на радио, крайне редко на телевидении. Парадокс: «Сектор Газа» был в глубоком андеграунде - но эту группу знало всё СНГ. На музыке этой группы выросло поколение 1990-х. Тем не менее, критика из советских столиц была более снисходительна к коммерческому рокапопсу и стилевому плагиату, но не к «Сектору Газа».
Возможно, это было связано с тем, что в столицах России - Москве и Петербурге - на рубеже 1980-х и 1990-х сформировалась особая субкультура, состоящая из столичной окололитературной интеллигенции (поклонников поэзии салонных бардов) и поклонников западной, в частности, английской и американской, а позднее - скандинавской музыки, не признающих русскую культуру. «Сектор Газа» критиковали за русский мат, примитивные «деревенские» тексты: песни на тему секса, алкоголя, деревенского быта, в то время как западные рок-группы, поющие фактически о том же на английском и финском языках, такие как «AC/DC» (Австралия), «ZZ-Top» (США), «Korpiklaani» (Финляндия) - наоборот, воспринимались этой же критикой гораздо более лояльно. Стоит также отметить, что далеко не все песни Сектора Газа были пошлыми и не всегда содержали в себе ненормативную лексику. Яркий пример этого - песня «Туман» 1996 года, повествующая о печальной судьбе русского солдата на протяжении 20-го столетия. Во второй половине 90-х «Туман» и ряд других песен с отсутствием ненормативной лексики («Пора домой», «Life», «Песенка» и др.) активно ротировались в эфире радиостанции «Юность».
Вполне возможно, что одной из причин холодного отношения к группе также является её место создание, то бишь Воронеж. Для российского рок-движения характерно было то, чтобы группы были родом из Москвы, Петербурга или Екатеринбурга, пускай даже эти группы были приезжими. Но за всё своё существование группа так и не переехала в одну из рок-столиц, выезжая из своего родного Воронежа лишь на записи альбома или концертные выступления.
Сам Юра Хой особо не жаловался на то, что он не состоит в рок-тусовках и его мало узнают в лицо. В интервью программе «Звуковая дорожка» (РТР) Хой сказал, что ему «в кайф, что в лицо никто не узнают, от этого хуже и лучше не становится» и что у него «нет мечтаний, как у Киркорова, съездить в метро или прогуляться по улице, так как я могу это спокойно сделать».
По материалам: wikipedia.org
|