distortion.ru
Считается, что принцессы - это такой особый вид женщин. Улучшенный и апгрейженный до высшей планки. Можно сказать, что принцесса - это кастом шоп по сравнению с обычной девчонкой. Красивее, образованнее, воспитаннее, юморнее, добрее и т.д.
Причем, принцесса - это настолько круто, что если, допустим, о принце на белом коне мечтает каждая школьница (даже если ей лет 40), то о принцессах (даже без коней и прочих зверей) вообще никто не мечтает, поскольку людям это кажется абсолютно недоступным удовольствием для практически любого человека на планете.
Другое дело, гитары. Какими бы они не были крутыми, они на фоне всего остального всегда остаются какими-то близкими. Ты скорее всего никогда не познакомишься с принцессой и никогда не купишь себе Rolls Royce, но зато ты практически гарантированно сумеешь накопить (занять или заработать) несколько тысяч долларов для того, чтобы купить гитару своей мечты, которая среди гитар будет не менее крута нежели принцесса среди женщин или Rolls Royce среди тачек. Хорошие гитары - это наш способ почувствовать себя королями и принцами.
Поэтому хорошими гитарами никогда не устаешь наслаждаться. Они радуют глаза, руки и уши. Они тот способ убежать от реального мира со всеми его проблемами и несовершенствами. Та сказочная страна о которой Жанна Агузарова спела “там плещутся рифы в янтарной волне, в тенистых садах там застыли века, и цвета фламинго плывут облака”.
Раньше в юности ты думал, что хорошие гитары можно пересчитать по двум пальцам одной руки - Fender, Gibson и все. Раньше ты вообще был глуповат и думал, что нет больше классных девчонок кроме одной из соседнего класса, и нет других прикольных мест на свете нежели кусок морского берега в городе Сочи. А потом ты вырос и понял, что и мест отличных в мире много и девчонок зашибенных навалом просто. И гитары помимо Fender с Gibson тоже есть еще на свете всякие.
Сегодня у меня в гостях ERG Princess. Я уже писал о стратовских и телековских работах этого бренда, а теперь как поют в хорошей детской песне “и вот она нарядная на праздник к нам пришла”. Гитара, выполненная совсем в иной эстетике, нефендеровской, это топовая модель компании, ее флагман и лучшее на что вообще способен этот производитель сегодня.
Если честно, то я даже испытываю некоторый трепет, беря в руки такой инструмент, и, разумеется, горд за то, что являюсь первым гитарным журналистом, который знакомит гитарно озабоченную публику с этими замечательными инструментами, которые, как мне кажутся, со временем станут весьма знаменитыми и востребованными. И, не смотря на то, что эти гитары делают в Израиле, я ощущаю с ними некую общность, поскольку это вышло из рук людей, родившихся в той же стране, что и я, то есть СССР. Все таки не все было так плохо, если там рождались такие талантливые люди, что могут делать гитары вроде ERG Princess.
Даже одного мимолетного взгляда достаточно для того чтобы понять, что это весьма серьезный топовый инструмент для больших музыкальных дел. Все, что в нынешнем гитарном мире считается дорогим и красивым воплощено во внешнем оформлении гитары. Традиционный торжественный санберст, полозолоченное “железо”, перламутровая инкрустация головы и волнистый клен, использующийся не только для топа, но и для окантовки корпуса с грифом.
Производители гитар как правило окантовывают гитары пластиком. Мы к этому давно привыкли. Однако, красивый полосатый клен, разумеется, выглядит намного приятнее. А когда моя жена увидела эту гитару и ее взгляд остановился на голове грифа, то она заметила, что это напоминает ей ее любимый набор украшений Gustav Klimt “Emilie Floge” от бренда Frey Wille.
Контуры выпуклого однорогого корпуса Princess есть нечто среднее между классическими обводами телекастера и леспола, и мне лично, как ни странно, показались родственными EVH Wolfgang.
Хотя по самой идее и сути этот инструмент из всех существующих ныне моделей скорее всего наиболее близок к PRS Hollow Body. Роскошное оформление, вклееный гриф, две эфы, фиксированный бридж, пара хамбов - стиль некогда бывший исключительно “гибсоновским” теперь можно отнести и к очень большому количеству гитар PRS. Хотя мензура у Princess все таки гибсоновская.
Продолжая говорить о корпусе нельзя не отметить, что он заметно толще лесполовского или 335-го. Там почти 5 см на боках, а в центре (учитывая выпуклый топ) будет еще больше. Это по идее должно давать акустической глубины в звучании. Мне лично этот инструмент напомнил мой заказной телекастер, где также были две эфы, хамбы, вклееный гриф с черным деревом и санберстовый кленовый топ. Хотя звучат эти гитары совсем в разных стилях.
Гриф Princess выполнен максимально профессионально, если так можно выразиться. Во-первых, он состоит из пяти продольных кусков древесины, что добавляет ему стабильности. Во-вторых, на месте сочленения с головой сделан укрепляющий нарост - “волюта” (volute) в стиле Gibson 70-ых годов. То есть этот гриф должен справиться с любыми напастями гастрольной жизни, не говоря о существовании в студии.
Разумеется, рабочая поверхность грифа мультирадиусная. Более того, она сделана из черного дерева, что по нашим временам достаточно большая редкость. Не смотря на вполне гибсоновскую внешность (в духе LP Custom) в обхвате этот гриф совсем не гибсоновский. Он находится где-то посередине между шредерскими грифами Ibanez RG и леспольными. То есть он более плоский нежели леспольный, более широкий и при этом по толщине ближе к slim taper. Лады установлены достаточно высокие и широкие - играть на таких одно удовольствие.
Вырез “под рог” на корпусе находится ниже нежели у лесполов, поэтому пилить на 20-ых ладах намного удобнее - просто максимальный комфорт. Особенно хорошо это ощущается, в связи с очень низким расположением струн относительно поверхности грифа. Как и на всех предыдущих гитарах ERG, что мне попадались, отстроено все просто великолепно. Лучше, наверное, уже и представить невозможно. Струны буквально лежат на грифе, но при этом ничего не дребезжит.
Электроника и железо Princess достаточно традиционны - это всем привычный и знакомый “гибсон стайл”. Правда ERG пошли на двоекратное сокращение ручек в сравнении с Les Paul. Но тут уж нет единого рецепта. Кому как нравится. Но стоит обратить внимание на близость громкости к бриджевому датчику. Достаточно удобная для профессионального применения черта, когда надо моментом убрать громкость, находясь на сцене.
Попробуем поиграть на этом инструменте и поговорим о звуке. Его чистый звук очень близок к Gibson, а еще ближе, как мне показалось к Gretsch. Знаете, я никогда не понимал людей, которые используют лесполы без перегруза. Эти люди кажутся мне слегка странноватыми. По мне Les Paul это гитара созданная для дисторшен и ничто иное ей не подходит. Конечно, можно на концерте что-то изобразить на лесполе и в режиме чистого звука. И даже все будет слышано. Но вы когда-нибудь видели нормальную профессиональную западную звезды гитары чтобы она играла на лесполе на чистом? Я вот тоже затрудняюсь вспомнить. А все потому что у леспола чистый звук - ну так себе.
Princess для меня в первую очередь ассоциируется именно с лесполом, поэтому чистый звук был очень интересен. Каким он будет? Так вот это не леспольный звук. Он другой. В нем больше атаки, звона и чистоты. В нем меньше низов. Это особенно заметно когда начинаешь играть пальцами без медиатора - на лесполе или любом ES ощущение что вместо шестой струны у тебя бас-гитара, а вот на Princess такого нет. Я не очень люблю когда про звук гитары употребляют слово “рояль”, но вот эта модель на чистом подходит под это определение больше всех остальных инструментов, что были в моих руках.
Спектр звука на чистом так хорошо выровнен по частотам, что у тебя нет ощущения, что не хватает или наооборот через чур много каких нибудь низов, верхов или середины - все ровно и все переходит друг в друга очень красиво и равномерно. На тех же ES-335/339 я не могу играть пальцами на нековом датчике из-за того что толстые струны, повторюсь, выдавали бас-гитару. По мне Gibson, включая джазовые толстые, все таки больше для медиаторной игры, и все таки не для идеально чистой игры. В отличие от тех же Gretsch, которые звучат более акустичны. Но это мое личное мнение, разумеется, поскольку людей играющих пальцами на Gibson просто миллионы.
Сладкий, балладный чистый звук в духе Nothing Else Matters или Chris Isaak, вот с чем у меня ассоциируется саунд Princess без перегруза. Мне кажется если на эту гитару еще и Bigsby поставить то можно будет сходить с ума просто от одного аккорда. Выучить "Bang Bang (My Baby Shot Me Down)" от Nancy Sinatra и погружаться в нечто медитативно-плывущее.
Я думаю такой чистый звук в этой гитаре связан с двумя вещами. Во-первых, корпус ощутимо толще чем у каких-либо других “тонких полу-акустик”. А во-вторых топ из клена. Судя по внешнему виду - это реально кленовый топ, а не как обычно из специальной многослойной фанеры. И этот клен весьма толст и массивен. Думаю секрет звук кроется в соотношении глубины корпуса, толщины клена и массы махогони. Но, повторюсь, это всего лишь мои догадки. А я не специалист по изготовлению гитар, а просто любопытствующий пользователь, волею случая имеющий возможность потрогать всякое хорошее типа этой гитары.
С перегруженным звуком Princess все намного понятнее. Этот звук узнается с первых нот. Конечно, этот леспольный поющий саунд очень сложно перепутать. Инструмент звучит как и положено вклеенному грифу, мензуре 24.75, хамбам, фиксированному бриджу, краснухе с кленом и всему остальному, что мы имеем в виду когда говорим Les Paul. Однако, тут надо сделать небольшое пояснение. В наше время леспол это очень глубокое понятие. Metallica и Led Zeppelin звучат с импользованием лесполов, но при этом звук их весьма разный.
Тысячи разных лесполов звучат по разному. Есть настоящий метал-машины. А есть и что-то ближе к классическому року. В этом плане Princess ближе к не очень злобному лесполу, заточенному скорее под классику. Хотя во-многом это, я думаю, связано с датчиками - они явно не из преисподней. А вот если поставить в бридж какой-нибудь Seymour JB, то уверен, картина изменится.
А пока что хочется опять вспомнить Gretsch. Но на этот раз близкие к Les Paul модели Jet. Типа тех на которых рубил Malcolm Young. Вроде бы не злобная гитара, но в AC/DC она звучит наравне с Gibson братца Ангуса и сложно сказать, что более агрессивнее. И, кстати, Gretsch Jet - они ведь тоже все внутри с пустотами, что роднит их с Princess.
Поэтому как бы это не было неожиданно для меня самого, но в результате моего общения с Princess я прихожу к выводу, что эта гитара ближе всего именно к Gretsch Jet нежели к PRS или Les Paul, хотя элементы звучания последних также присутствуют в ERG.
Мне часто ставят в упрек то, что описывая одни гитары, я использую сравнения с другими. А куда деваться если у тебя такая система координат. Мне кажется все гитарные звуки и форматы инструменты уже придуманы до нас. Также как и все ноты и аккорды. Поэтому сейчас нам только и остается, что перемешивать их в тех или иных пропорциях и сочетаниях. Поэтому мне всегда кажется, что любая гитара похожа на какие-то другие. А вот если гитара ни на что не похожа, то тут стоит задуматься - гитара ли перед нами или барабан? Хотя если вдуматься, то огненный клен некоторых барабанов тоже что-то мне напоминает…
Итак, что мы имеем в итоге? ERG попытались сделать универсальную гитару, одинаково подходящую как для чистого, так и для перегруженного звуков. Задача универсальности решена. Инструмент действительно подходит для очень большого числа стилей игры и жанров музыки. И при этом все это не просто звучит, но звучит в максимально пригодном для профессиональной музыки качестве. Другое дело, что задача универсальности разумеется имеет свои рамки. Телекастер эта модель вам не заменит. И для порубить Slayer вы скорее всего также выберете что-то иное. Но для большинства стилей Gretsch и Gibson этот инструмент будет весьма подходящим. И плюс невероятно красивым.
После знакомства с фендероподобными ERG было очень интересно, что они смогут сделать в ином стиле. Ведь есть производители, у которых удачно получаются только фендероподобные инструменты, есть те, кто хорошо делает гибсонообразные гитары, а вот чтобы уметь делать гитары всех стилей - таких совсем немного. Оказалось ERG входят в их число. И в этом по большому счету нет ничего удивительного когда мы имеем дело с Custom Shop за несколько тысяч долларов (что-то в районе $4000).
С одной стороны это недешево. Но для профессиональной Custom Shop гитары стиля Gibson/Gretsch совсем немного. И уж тем более это совсем не то, что никогда не сможешь купить. Поэтому нет смысла думать, что абсолютно все принцессы являются недоступными и чужими как пришельцы из других миров. Шанс то все таки есть. Что там у тебя дома? Не пора ли задуматься про апгрейд на девушку во всех отношениях покруче?
Текст и фото гитары: Сергей Тынку
|