Одним из наиболее распространённых аксессуаров для акустических и электрогитар, наряду с камертонами и тюнерами, устройством намотки струн, увлажнителями и тому подобными, является каподастр.
Своё название каподастр - небольшое устройство, которое устанавливают на грифе гитары для сокращения длины струны и, соответственно, увеличения высоты звука, - берёт от итальянского слова, которое означает голова. Каподастр обычно закрепляется над всеми струнами гитары или какого - либо ладового инструмента, хотя изредка они используются на нескольких струнах, но не на всех сразу. Основным преимуществом использования каподастра является возможность исполнения песни в различных тональностях с сохранением открытых позиций построения аккордов, что даёт более объёмное и резонансное звучание, отличное от многих аккордов, построенных с помощью баррэ.
Для понимания принципа работы каподастра необходимо сначала разобраться с функцией верхнего порожка гитары. На голове грифа гитары располагается граница вибрирующего отрезка струны (или мензуры) в виде тонкой полоски из пластика, металла или кости. Она-то и называется порожком. Порожек помещается на место соединения накладки с головой грифа, струны проходят по нему (часто под углом), выходя за пределы накладки, и крепятся на голове грифа. На порожке нанесены прорези, которые в паре с бриджем, расположенным на корпусе гитары и тоже ограничивающем мензуру, осуществляют правильное горизонтальное расположение струн по всей длине накладки грифа.
Каподастр выполняет функцию мобильного порожка, ведь его можно установить на любом ладу и использовать как границу вибрирующей области струн. Но, в отличие от порожка, у каподастра нет прорезей для струн, ведь его предназначение заключается в изменении высоты звука, а не удержании струн в горизонтальном положении (эту функцию выполняет порожек и бридж, даже при наличии каподастра). Таким образом, каподастр дополняет порожек, но не заменяет его.
Важным также является то, что каподастр используют для изменения высоты открытых струн без регулировки колков. Поэтому высота нот, извлекаемых на ладах, не меняется; меняется только высота открытых струн. Соответственно меняется не только высота, но и тембр струн, придавая инструменту звучание другого инструмента с короткой мензурой, например, мандолины.
Различные каподастры крепятся к грифу гитары сразу после ладового порожка одним из многих способов. На многих установлена резиновая прокладка, которая и прижимает струны. Она крепится с помощью резинового, нейлонового или тканевого ремешка, пружины, винта или зажима. Недавно появились каподастры, которые охватывают не все, а две, три, четыре, пять струн.
Это позволяет добиться различных вариантов звучания без смены настройки инструмента. Каподастр используется в блюзе, фолке, фламенко и ирландской народной гитарной музыке; в джазе и классике он используется редко. Многие рок и поп звёзды используют каподастр, например, Джордж Харрисон, Кит Ричардс, Ноэль Галлахер, Брюс Спрингстин, Стив Эрл, Том Петти, Ричард Томсон, Джонни Марр, Пол Саймон, Джимми Пейдж, Джон Мейер и многие другие.
|