weg
second_menu Главная Форум Вход О проекте second_menu
Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая
Билли Новик: «Гопники боятся джаза, как черти ладана»

rusrep.ru

Солист Billy's Band, Билли Новик - о противостоянии алкоголизму, депрессии и новом подходе к музыке

Billys Band

Для беседы Новик приглашает прийти в «Подвал-рекордс», который находится на шестом этаже, в одной из комнат квартиры Новика. Пока обмениваемся приветствиями, из одной двери показывается 17-летний сын Новика – его комната соседствует со студией. Он стойко выдерживает, как оказывается, все репетиции и звукозаписывающие сессии команды. Ближе к концу интервью он начнет играть за стеной на рояле. Пока что классику.

В центре «Подвала» стоит на подставке контрабас. На стене, помимо портретов Тома Уэйтса, Чайковского, кадра из джармушевского «Вне закона» и неизвестных картин, висит доска с названиями песен и допотопная слайд-гитара. Новик с псевдофинским акцентом прощается с аккордеонистом Антоном Матезиусом и бежит ставить только что прибывшую отмастеренную версию альбома.

Звучит роскошный трек «Поваляемся», на который Билли Новик снял клип в Нью-Йорке.

– Я в альбоме пытался приблизиться к саунду качественного джазового мейнстрима, – говорит Новик. – Берешь Kind of Blue Майлза Дэвиса, открываешь свою программу с дорожками, методично их заглушаешь, подгоняя саунд каждого инструмента под стандарт. Такой вот китайский метод. Я хотел, чтобы можно было бы включить трек Армстронга, подставить мой голос – и было ощущение, что мы поем в один микрофон. Это абсолютно хрестоматийный звук, без всяких философских эффектов. Вот, кстати, слышите, тут я позволил себе первое в жизни соло на контрабасе. После 11 лет воздержания. Писали мы все поканально. Чтобы сделать такие треки с первого дубля, нужно быть высококлассными музыкантами, так что пришлось монтировать.

Эту квартиру Новик купил в 2005, до этого жил в арендованных. А в юности обитал в Купчино, до шести лет на улице Белградской, потом на Димитрова. Словом, в единственном петербургском районе, который почитает себя отдельным городом и является русским аналогом Детройта или Манчестера – в Купчино. Знаменитый спальный дешевый район для гопников и поэтов.

– Сейчас там и инфраструктура отличная, торговые центры, обещали открыть аж девять бассейнов. Вот был культурный взрыв в Перми, в Воронеже, теперь ждем в Купчино. Я сейчас был бы уже готов снова пожить в Купчино, после покупки автомобиля. А тогда мне нужно было 10 минут идти до ближайшей остановки на Бухарестской. И бегать по перекрестку, чтобы поймать либо трамвай до Купчино, либо автобус до «Ломоносовской». Шесть лет каждый день к девяти утра в педиатрический институт на учебу. Один час сорок минут в одну сторону. А в субботу к восьми утра – на физкультуру, а я ног не мог переставлять после бурной пятницы. А теперь еду на автомобиле и думаю: «А ведь я был готов поспорить на что угодно в жизни, что у меня никогда не будет машины».

Я замечаю, что на альбоме почти нет характерных для Billy's Band грустных песен.

– Да, всего три минорные из пятнадцати, – подтверждает Новик. – Не хочу больше проповедовать грустную жизнь. Пусть меня никто не будет слушать, но надоело ныть, что жизнь обманет, меня никто не любит и так далее. Мне уже 37 лет. В заглавном треке поется, что я хочу быть счастливым дедушкой в пригороде, я счастлив, у меня все есть. Мне тут у метро дали книжку «Легкое путешествие на другие планеты». И в ней говорится, что этот мир есть страдание. Поэтому, наверное, именно минорная музыка с легкостью находит отклик у масс. Это формирует порочный круг глобальной тоски и депрессии. Стыдно зарабатывать на этом.

Звучит энергичный англоязычный трек Stay In Line, в создании которого участвовал Сид Фишер – один из совладельцев петербургского бара The Hat («Шляпа»). Открылся он в прошлом году. И Новик, по его же словам, выполняет там роль идеолога и приглашенного «свадебного генерала». В баре уже выступали Нино Катамадзе, пианист Билл Чарлэп, барабанщик Брюс Кокс, гитарист Тома Уэйтса Омар Торез – словом, отнюдь не последние люди в музыке. Причем все заявились просто так, без объявлений и афиш, лишь из любви к джазу. Кое-какие завсегдатаи бара играют на альбоме.

Билли устраивается удобнее на стуле и начинает говорить на, похоже, любимую тему:

– Сид предложил сделать джем-бар. И мы решили, что джем у нас будет не только по понедельникам-вторникам, а ежедневно. Чтобы любой свободный музыкант знал, где можно спокойно поиграть. Пианист Александр Буткеев, главный джазовый «сутенер» Петербурга, каждый вечер обеспечивает наличие базового трио из рандомально выбранных джазменов. Народ сразу к нам пошел. Секрет первый – здесь играются только джазовые стандарты, что обеспечивает высокий уровень музыки. Левый гитарист импровизировать на сцену тут не вылезет. Так что посетители ежедневно получают бесплатно высококачественный джаз. Даже если они в нем не разбираются, то хотя бы могут оценить, что звучит все круто. Второй секрет – все музыканты взаимозаменяемы, проблем с составом не возникает. Третий секрет – форма у джаза настолько непонятна для отечественного уха, что слушатели даже не различают, какие стандарты они слышали, а какие нет. И поэтому музыка не надоедает. Четвертый – каждый день похож на предыдущий. Никаких экшенов, специальных гостей.

Меня вот спрашивают порой: «Вы же против алкоголизма, зачем открыли бар?» Но мы так боремся с распитием «на дому». Наша задача – перевести процесс сюда, где алкоголизация оказывается минимальной. В баре человек среднего достатка выпивает в среднем 60–180 мл крепкого. На дому – 400–800 мл. Чувствуете разницу? Да по себе знаю. Люди ходят в бары и используют алкоголь как предлог остаться, познакомиться с кем-нибудь подходящим по уровню. В нашем случае сам джаз интеллектуально регулирует всю систему, вплоть до автофейсконтроля. Гопники боятся джаза, как черти ладана. И в итоге мы имеем по факту джазово-питейное заведение, полное нормальных людей, и при этом – ни одного пьяного. Чудеса. Самый частый вопрос в баре: «Когда здесь будет играть Billy's Band?» Никогда, ведь это место для джемов, а не для концертов групп. Иногда я все же пытаюсь петь там стандарты. Поначалу очень стеснялся. Это была задача на преодоление. Думал, что джазмены будут усмехаться.

Это не первый случай, когда Новик серьезно волновался перед выступлением. Группа несколько раз ездила в США и Канаду, и реакция тамошней искушенной публики заставила серьезно пересмотреть отношение музыкантов к своему творчеству.

– В 2008 после концерта выстроилась очередь в 30–40 человек за дисками. И каждый что-то говорил. Что мы уникальные. Но как же, я отвечаю, у вас есть Том Уэйтс... Нет, вы не понимаете, отвечают они, это совсем другое.

Кстати, Billy's Band стали первой русскоязычной группой, выступившей на Монреальском джазовом фестивале. А, по мнению американских критиков, их сет попал в список 12 лучших выступлений Рочестерского фестиваля 2010 года.

Бар расположен в 10 минутах ходьбы – наверняка, говорю я, после закрытия все идут к Новику.

– Нет. Все, конечно, поглядывают на меня искоса, но культура джаза не предполагает братания. У нас бесплатная выпивка для музыкантов. Но настоящие джазмены пьют мало. И запрещена провокация на кабак – никто не играет Hit The Road Jack или «Пусть бегут неуклюже». Никакого рока, фанка. Иначе начнется буча, танцы на столах, драки. А у нас нет охраны – это пережиток 90-х. Я думаю, что скоро люди поймут: самая качественная и доступная живая музыка на сегодня – это джаз. Надоели всем уже эти шансон-стайл-дяди, играющие на синтезаторах на фоне жуткого плейбэка 90-х, с певичкой, которая голосит с гигантским эхом песни с центральных каналов.

К тому же сейчас платежеспособным становится поколение, выросшее в 90-х на джазовых темах из «Тома и Джерри». Им уже не так чужд джаз, как моему поколению. В стране толпы выпускников джазовых институтов, но играть им почему-то негде. Почему не дать им заниматься своим делом, а не какой-то убогой попсятиной в ресторанах и халтурах? Почему не дать им работу по душе?

Billy's Band, когда-то именовавшие свою музыку «экологическим алкоджазом», теперь начинают создание канона русских джазовых песен. Правда, поет Новик все тем же голосом, что и на первых альбомах.

– Да, по голосу все равно получается, что какой-то алкаш воет. По-английски бы, конечно, звучало иначе. Я пытался с этим бороться. Но шаблоны у населения не сломать: «Если поет хриплым голосом – значит алкаш». Вот я Шыму из «Касты» отправил песню «Завтра», а он мне написал: «Это что, пьяный Розенбаум?» Если у меня когда-нибудь получится создать положительный образ крутого непьющего человека – я буду счастлив. А еще я мечтаю создать бар для классических музыкантов. Они будут приходить туда в свитерах. И так же играть всем известные мелодии. И называться он будет «Цилиндр».

Влад Коренев


V1
Поиск на сайте
Email
Вконтакте YouTube Twitter
RSS
Mail.ru V2
© 2024 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин