weg
second_menu Главная Форум Вход О проекте second_menu
Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая
«Битлз» в деревянных тонах. В Томске снимают музыкальный фильм о ливерпульцах

obzor.westsib.ru

«Пус-тя-ки, пус-тя-ки», - поет Юлий Буркин на мотив до боли знакомой битловской «Let it be». Впрочем, звучит она своеобразно - балалаек у ливерпульской четверки явно не было, а в томском варианте она задействована весьма активно. Под аккомпанемент песни Леонтий Усов работает с кедром. У скульптуры явно знакомые черты - мастер создает портреты битлов.

The Beatles

Такой клип уже можно увидеть в интернете. Но ролик - это только начало, лишь один фрагмент полноценного фильма. Режиссер картины Роман Дваладзе обещает организовать его премьеру уже в этом году.

А пока работы еще не завершены, мы отправились на съемки и выяснили историю появления необычного проекта.

«На меня Буркин насел»

Леонтий Усов в своей мастерской ждет Романа Дваладзе. Режиссер в этот день выступает еще и в роли оператора - будет снимать рождение портрета Джорджа Харрисона. Пока Роман в пути, обсуждаем, как появилась задумка.

The Beatles

- Это все Юлий Буркин! Началось дело с него, - заявляет скульптор. И звонит писателю и музыканту, чтобы тот поведал подробности.

- Мы с моим другом Лешей Большаниным еще 25 лет назад сделали несколько переводов битловских песен, - начинает Юлий издалека. - Они получились удачными, их даже напечатали в питерском журнале «Аврора», который в то время был очень популярным. Потом забросили это дело, вскоре Алексей переехал жить в Германию. Через несколько лет мы с Константином Фадеевым написали книгу «Осколки неба или подлинная история The Beatles», в нее вошли некоторые наши переводы.

А однажды Юлий получил предложение от ТПУ - исполнить песню «Битлз» на концерте под аккомпанемент русского оркестра народных инструментов. Он спел свой перевод. После к нему подошел один из музыкантов и попросил перевести его любимую битловскую песню. Так счастливо совпало, что сразу после этого Буркину написал Большанин, хотя прежде они не общались много лет - он тоже собрался вернуться к переводам песен ливерпульской четверки. Так и возник проект, итогом которого стала книга «Наследие „Осколков“ или 100 хитов Битлз на русском», вышедшая в прошлом году.

The Beatles

Юлий Буркин. Фото: Novarock.tomsk.ru

- В процессе работы нам приходилось все время репетировать. На бумаге-то можно что угодно написать, но было важным, чтобы стихи «пелись», - объясняет Юлий. - Параллельно начал делать маленькие концерты, перемешивать в их программах свои песни и переводы битловских. А дальше дело развивалось так. В Томске обсуждали проект установки памятника «Битлз». Долго спорили, кто-то был за, другие против… Я просто подошел к Леонтию Усову и сказал: «Лучше бы вы сделали памятник. Ваш Чехов стоит, и все ему радуются!». Он стал отнекиваться, мол, кому это нужно. Через некоторое время «дозрел», впрочем, надо признать, я регулярно капал ему на мозги. Он сказал: «Только я не памятник сделаю, а скульптуры «Битлз».

- На меня Буркин насел, - подтверждает Леонтий Усов. - Он когда увидел мои работы голливудские, стал еще активнее убеждать, что надо делать битлов. И я не то что бы очень отбивался, просто изначально это не моя идея. Когда я согласился, то Юлий предложил: «Давай дадим концерт в Ливерпуле, в музее «Битлз». Я заявил: «Да, но только тогда нужен балалаечник, иначе англичане не заинтересуются». Это и оригинально, и близко к их музыке - битлы использовали в некоторых композиция индийские инструменты, созвучные балалайке.

Сказано - сделано. Вскоре Юлий уже репетировал с балалаечником Мирославом Кузляевым. Затем пришла пора концертов: выступили в Томске, съездили на гастроли в Москву, Петербург, Калугу. А потом появилась новая идея. Прошлой осенью на концерт Буркина пришел Роман Дваладзе.

Фильм-квартирник

- Мы с ним и раньше общались, более того, как-то случайно пересеклись в Лондоне, - вспоминает Роман Дваладзе, устанавливая в мастерской Усова камеру. - Я фотографировал одно мероприятие, оно проходило в церкви. Захожу - и вижу Буркина! А в Томске мы когда встретились, то я ему предложил снять клип на одну из песен. Он подумал, и у него родилась идея целого музыкального фильма. Нам удалось найти спонсоров, они предоставили кинокамеру. Это первая цифровая камера в Томске формата 4К. Фильмы, снятые на нее, можно показывать на широком экране.

The Beatles

Решили, что фильм будет в формате «квартирника». Только пройдет он не на кухне, а в творческой мастерской Леонтия Усова. Там соберутся музыканты, а скульптор будет делать портреты.

- У меня главная работа! - утверждает Усов, - Песни-то уже давно перевели. Роман и другие просто снимают, поют, играют. А я должен сделать из сибирского кедра ливерпульцев.

The Beatles

Музыка легендарной четверки для Усова не чужая:

- Когда-то, конечно, мы слушали по спидолам этих «Жуков», они были одним из самых сильных впечатлений юности, молодости, - уверен скульптор. - Я в Англии специально поехал в Ливерпуль из Лондона, хотелось побывать в их родном городе. Ливерпуль похоже на Стратфорд, только тот посвящен Шекспиру, а этот - «Битлз».

Ливерпульцы из сибирского кедра

Теперь Леонтий Андреевич снова беспрестанно слушает ливерпульскую четверку. Приходит в мастерскую, включает компьютер, заходит во ВКонтакте, набирает в поиске «Битлз» и получает бесконечный плей-лист, который играет с утра до вечера.

The Beatles

- Пока работаю, вдохновляюсь. А когда делал Моцарта, то его сочинения слушал, - отмечает скульптор. - Музыка героев моих портретов нужна, чтобы постепенно, незаметно погрузиться в тему.

Первым Леонтий Усов сделал портрет Ринго Старра. Почему начал с него, объяснять не может. В нашем присутствии работал над Джорджем Харрисоном.

The Beatles
The Beatles
The Beatles

- «На закуску» оставил двух главных битлов, не знаю еще, к кому скорее приступлю, к Джону Леннону или к Полу Маккартни, - признается Усов. - Но мне лично ближе Пол. Он самые красивые, благозвучные песни писал. Хотя Леннона я тоже обожаю.

Кадр первый, дубль первый

Роман Дваладзе уже готов к съемкам. Цифровые камеры позволяют многое снимать в одиночку. Если бы работали с пленкой, то понадобился целый штат работников. А теперь Роман одновременно и осветитель, и ассистент режиссера, и оператор, и его помощник, режиссер-постановщик, помощник оператора…

The Beatles

Девочки с хлопушкой, объявляющей очередной дубль, тоже нет, поскольку зарплатой проект не располагает. Поэтому Леонтий Усов хлопает, и Роман включает камеру.

- Зато мы нашли деньги на монтаж, это самое дорогостоящее в производстве, - объясняет Роман. - И камера, но ее спонсоры предоставили.

Еще Роман - исполнительный продюсер. Но, хотя он совмещает в себе столько профессий, в съемках задействованы и другие люди.

- Звукорежиссер Степан Пономарев, я очень доволен его работой, хороший звук - это 50% успеха любого фильма, - полагает Дваладзе. - Оператор (большинство материала снял именно он) и монтажер Дмитрий Цехановский, у него тоже все отлично получилось.

The Beatles

Сам Роман киноопыта набирался в Лондоне, где прожил больше года в Лондоне. Он поучаствовал в съемках эпизода фильма с Брэдом Питом, сыграл русского богача. В Англии Дваладзе довелось поработать с различными независимыми режиссерами на съемочных площадок. Полученные там знания он начал реализовывать в Томске.

- Фильм о «Битлз» это первая работа такого масштаба, прежде я делал несколько короткометражек (например, на youtube можно увидеть «Пушкина любишь?»), - говорит Роман. - Они снимались на зеркальные фотоаппараты. Такая техника позволяет создавать фильмы с разрешением Full HD», но по качеству видео все равно хуже.

The Beatles
The Beatles

«Думаю, получится колоритно»

Авторы рассчитывают, что продолжительность фильма будет 45 минут. В него войдут 13 песен «Битлз». Финальную собираются запечатлеть 30 сентября, во время концерта в органном зале, где будут представлены скульптуры. Премьеру картины обещают устроить до Нового года. Уже даже есть договоренность с определенным залом о показе. Фильм собираются распространять на DVD и через Интернет по всему миру.

The Beatles

- Наше кино - это первая ласточка, музыкальные фильмы в Томске снимали, но на таком уровне еще нет, - констатирует Роман Дваладзе. - Думаю, получится колоритно. Сама студия выглядит нестандартно. Ожидает зрителей и некий экшн. Сюрпризы будут несомненно. Все тайны раскрывать не собираюсь, но, например, в одной из песен Леонтий Усов подыгрывал музыкантам на топоре!

Фильм непременно отправят и в Ливерпуль, в музей «Битлз». И, возможно, у проекта появится продолжение.

Текст: Мария Симонова
Фото: Владимир Дударев


V1
Поиск на сайте
Email
Вконтакте YouTube Twitter
RSS
Mail.ru V2
© 2024 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин