weg
second_menu Главная Форум Вход О проекте second_menu
Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая
Apache и Walk Don't Run

ytime

Если названия групп SHADOWS и VENTURES покажутся вам незнакомыми, не спешите утверждать, что вы никогда не слышали их... скажем так, композиций. Дело в том, что прославились эти группы отнюдь не песнями, а гитарными инструменталами.

Apache

Сам я впервые услышал инструменталы группы SHADOWS не в оригинальном исполнении, поэтому долгое время считал их произведениями ВИА ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ. Именно ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ были одними из активнейших каверщиков-популяризаторов западной рок-музыки на территории СССР. Достаточно вспомнить, как они сделали из хита CHRISTIE "Yellow River" песенку с несколько дурацким текстом про толстого Карлсона. Впрочем композиции SHADOWS они переиграли вполне достойно (порою, лучше оригинала), хотя и здесь не могли обойтись без переименований. Своё название сохранил лишь инструментал "Апачи", зато "The Savage" стала "Торреро", "Peace Pipe" - "Синей Птицей", а "Man of mistery" даже "Цыганочкой" (хотя и вправду похоже).

Что до группы VENTURES, то её в советское время можно было слышать каждую неделю. Причиной тому - телепередача о внешней политике "Международная паннорама", заставкой которой стал пульсирующий инструментал "Vibrations", кусочек из которого позже "перекочует" в песню группы СМЫСЛОВЫЕ ГАЛЛЮЦИНАЦИИ "Розовые очки".

Ну а такие мелодии из репертуара VENTURES, как "Wheels" и "Caravan" можно было услышать и в знаменитом мультсериале "Ну, погоди!".

Более молодое поколение могло в обилии слышать наигрыши VENTURES в различных фильмах и сериалах - будь-то культовые "Криминальное чтиво" (композиция "Surf Rider") и "Шестиструнный самурай" (там композицию "Rap city" переиграла группа RED ELVIS, состоящая из российских эмигранты из России) или заставка из сериала "Полиция Гавайев". На этом ознакомительный курс заканчиваем, и переходим собственно к героям этой статьи.

***

В 1958 году восходящая "звезда" британского рок-н-ролла - Клифф Ричард - решил собрать себе сопровождающую инструментальную группу. Собранную группу назвали DRIFTERS, ребята сыгрались, им понравилось и они подумали: "А чего бы нам параллельно с основной работой чего-нибудь самим не записать?". В результате в начале 1959 года они одновременно записали одну композицию для Клиффа и одну для себя. Их собственный сингл (тогда ещё с вокалом) успеха не имел, но группа казалась перспективной, и компания EMI заключила с ней контракт.

Apache

Спустя ещё один сингл, группа решила полностью переквалифицироваться на инструментальную музыку. При этом они продолжали выступать с Ричардом, даже переименовались в SHADOWS ("Тени") - мол, "Клифф впереди, а мы чуть позади него, немного в тени". В результате и вместе, и по отдельности - все обрели заслуженную славу.

Слава SHADOWS началась с уже упомянутой композиции "Apache". Этот инструментал был написан композитором Дерри Лорденом после просмотра одноименного вестерна "Апачи" ещё в 1954 г. Поначалу Лорден отдал композицию гитаристу Берту Уидону, но его версия композитору чем-то не понравилась и выпуск сингла подзатянулся. За это время Лорден на гастролях познакомился с ребятами из SHADOWS и изобразил им "Апачей" на гавайской гитарке укулеле. Слово за слово - и вот уже ТЕНИ записывают свою версию.

Apache

Клифф Ричард: "...прекрасно помню вечер, когда мы делали эту запись. Во время записи я играл на африканских барабанах в самом начале! Гитарные "удары", великолепный саунд, потрясающая мелодия, немного агрессивная, так что"Apache", на мой взгляд, лучшая наша работа".

Мнение Клиффа Ричарда вскоре разделили и слушатели. Правда поначалу представитель EMI хотел поместить на 1-ю сторону сингла другую композицию, но его дочка убедила его, что гораздо лучге та - "индейская" - мелодия.

В августе 1960 года сингл "Apache" не только занимает 1-е место Британского хит-парада, но и по иронии судьбы сталкивает с вершины композицию Клиффа Ричарда "Please Don't Tease". Забавно, что в том же году вышло ещё две версии "Апачей" - упомянутого Берта Уидона и американского гитариста Йоргена Ингмана. Обе попали в топ, но было поздно - композиция уже устойчиво ассоциировалась с SHADOWS. Авторитетный "New Musical Express" объявляет "Апачей" синглом года.

Apache

В сентябре 1960 года ТЕНИ впервые выступили без Клиффа, и оказалось, что молчаливые сдержанные ребята, дёргающие струны гитар, могут вызывать в зале не меньший ажиотаж, чем поющие поп-звёзды. У бас-гитариста Джетта Харриса был даже собственный фэн-клуб. А когда у него сломался гриф гитары, то хитрая фирма Fender безвоздмездно подарила ему новую модель баса. Учитывая, что и гитарист группы - Хэнк Марвин - один из первых в Англии стал играть на "Фэндере Стратокастере", это послужило отличной рекламой.

Apache

Последующие синглы и альбомы SHADOWS выходили с потрясающей скоростью и раскупались, как горячие пирожки. Многие из них - "Foot Tapper", "F.B.I", "Wonderful Land", "Kon-tiki", "Genie with the brown lamp" и др. - стали классикой.

Взлёт к успеху коллег SHADOWS по другую сторону Атлантики произошёл ещё более стремительно и неожиданно. Видимо, недаром простые работяги с автозавода провинциального городка Такома - Дон Уилсон и Боб Богл - решили назвать свою группу VENTURES ("Аантюры"). Не успели они сколотить свою группу, как тут же сварганили первую запись и отослали её на фирму Dolton. Там запись отвергли, и тогда ребята, недолго думая, зарегистрировали свой лейбл и выпустили первый сингл. Самодеятельность плодов не принесла, и тогда они решили действовать по-хитрому.

Walk Don't Run

Дон и Боб заехали в Сиэтл к знакомому ди-джею крупнейшей в городе радиостанции и уломали его сделать их новую запись хотя бы заставкой к новостям. Этой записью была композиция "Walk Don't Run".

Сама композиция была довольно старой. Первой её исполнил и записал в 1954 году создатель - композитор Джон Смит. Сами же VENTURES услышали её в исполнении великого джазмена Чета Эткинса на пластинке 1957 г. Столь богатой аранжировки, как у Эткинса, ребята из Такомы позволить себе не могли, зато они сделали упор на драйв и ритмичность.

И вот результат: энергичная заставка к новостям вызвала шквал писем и звонков с требованием поставить композицию в постоянную ротацию. А тут летом 1960 года подоспел и сингл...

Walk Don't Run

Никому неизвестные ребята из VENTURES со скоростью ракеты пролетели через головы именитых коллег и заняли 2-ю строчку национального хит-парада - их остановила только композиция "Now Or Never" неподражаемого Элвиса. Несговорчивая фирма Dolton тут же подобрела и поспешила заключить с новичками контракт. Следующий сингл "Perfidia" укрепил успех, и понеслось...

Walk Don't Run

VENTURES показали себя изобретательными ребятами, они не только успешно брались за разные стили - твист, рок-н-ролл, кантри, психоделику - но и создавали новые. Многие считают, что именно "Walk Don't Run" стала первой композицией в специфическом стиле Западного побережья под названием "сёрф-рок", на котором позже сделают карьеру BEACH BOYS. Даже классический "Венгерский танец № 5" Брамса в руках VENTURES прератился в зажигательный поп-хит под названием "Rap city".

Не менее успешно переиграли они и композицию группы TORNADES под названием "Telstar". "Телстаром" назывался американский спутник, осуществивший в 1962 году передачу на Землю телесигнала, поэтому обе группы старались придать композиции космическое звучание (VENTURES одними из первых применили гитару с эффектом "флэнджер"). Сегодня это звучит несколько наивно - непросвещённому слушателю даже может показаться, что пленка на записи просто заедает... А VENTURES продолжали эксперименты - то опробуют в поп-музыке 12-струнку, то эффект обратной записи (ещё в 1964-м за три года до БИТЛЗ).

Автор: Сергей Курий, "Время Z" №2/2012


V1
Поиск на сайте
Email
Вконтакте YouTube Twitter
RSS
Mail.ru V2
© 2024 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин