|
О бедном триоде замолвите слово... |
На вышерасположенной фотографии изображены прямые и близкие аналоги самого популярного типа предусилительной лампы, нашедшей широкое применение в электромузыкальной, записывающей и аудио аппаратуре за последние 50 лет. Речь идёт, конечно же, о двойном триоде 12АХ7/ЕСС83 и его близких родственниках - советских 6Н2П/6Н2П-ЕВ и американских 7025/5751.
Немного истории
Цитирую (с сокращениями) из журнала "Вестник Ассоциации Россиских Аудиофилов" №4 за 1998 год "12АХ7/ЕСС83 СЕССИЯ ПРОСЛУШИВАНИЯ":
"...В Европе миниатюрные лампы появились после войны... ...Так что соперничество европейских и американских производителей представляло собой не просто формальное столкновение разных конструкций, но и дальнейшую борьбу за рынки...
...Компания Philips собрала под свою крышу в Эйндховене самую мощную команду исследователей и разработчиков и уже в 48-м году явила миру ставшую скоро знаменитой троицу - ЕСС81/82 и 83. Первое упоминание об этом я нашел в Miniwatt Pocket Book, филипсовском справочнике за 1957г. Кто действительно имеет приоритет на ЕСС83/12АХ7 не знаю, но год спустя, в 1949-м, компания RCA ответила выходом семьи 12А с более длинным списком: 12АТ7, -AV7, -AU7, -АХ7, -AY7, -AZ7. Самая долгая жизнь суждена была лампе 12АХ7. Притом, что и АТ7, и AU7, и любимая микрофонщиками AY7 применяются и доныне, АХ7 остается безоговорочным лидером по современному производству и применяемости. Только она оказалась лампой настолько универсальной, одинаково пригодной для использования в индустриальном оборудовании и в звуковом - студийном, для сцены и бытовой технике..."
Конечно, тут можно возразить - ведь 12AX7 и её клоны - далеко не самые идеальные лампы для собственно звука, далеко не самые линейные, не самые малошумящие, да и воспримчивость к микрофонному эффекту некоторых вариантов этой лампы заставляет желать лучшего. Но нем не менее... Тем не менее, в 50е эта лампа получила широкое распространение как в электромузыкальной (гитарные усилители) так и в аудиоаппаратуре и остаётся крайне популярной (по крайней мере у гитаристов) по сей день. Именно эта лампа приняла участие в создании ставшего культовым звучания многих гитарных усилителей, а так же проигрывателей и другой аппаратуры.
"...Производители ламп, почувствовав, что 12АХ7 оказалась лампой весьма удачной, принялись создавать клоны, причем каждый всяк по своему. Со временем оказалось, что нет ни одного завода, где бы не делалась своя версия 12АХ7."
Как правило, выпускавшиеся в Западной Европе версии этой лампы именовались в соответствии с унифицированной европейской системой - ECC83, а английские и американские - 12АX7. В настоящее время в мире выпускаются свыше 10 версий этой лампы, причём 5 из них выпускаются в России - на заводах "Рефлектор" ("Sovtek", "Electro-Harmonix", "Groove Tubes") в Саратове и "Светлана" в СПб. Есть также китайская, словацкая и несколько югославских версий этой лампы. Большинство американских и европейских типов в настоящее время достаточно раритетны и цены на эти коллекционные типы ламп порой весьма высоки и неуклонно растут - в продаже либо New Old Stock (новые, не б/у), либо бывшие в употреблении, но исправные лампы. Иные из них, например знаменитая ECC83 "Telefunken" или 12AX7 "Mullard", ценятся весьма высоко (NOS в особенности) аудиофилами из-за своих уникальных характеристик. Об этих лампах ходят седые легенды.
6Н2П - королева звукоусилительных трактов советских радиол
В СССР выпускалось немало "прямых аналогов" (читать - копий) популярных западных усилительных ламп под введёной в начале 50х унифицированной системной обозначений, например: 6П14П=EL84, 6П6С=6V6GT, 6SL7=6Н9С итд. Тем не менее - 6Н2П не является прямым аналогом 12AX7, как её восточногерманские или югославские клоны, а всего лишь лампой, весьма близкой по характеристикам и расположению выводов. Вот что пишет об этом журнал "Вестник АРА":
"Кто знает, может быть хрущевская "оттепель" как раз помогла нашим разработчикам взяться за внедрение этой лампы. По параметрам она несколько отличается от оригинальной... главным же отличием было то, что напряжение накала было только 6.3 V против 12.6/6.3 V, а 9-я ножка использовалась как экран между двумя триодами.
(Фотография расположения электродов 12AX7)
Впрочем, по конструкции катода (плоский против круглого), размерам анода наша лампа также ощутимо отличалась от оригинальной. Естественно, цоколевка ее совпадала с общепринятой, но тоже с оговоркой. Если импортную лампу можно было установить взамен нашей, соответственно перебросив выводы на панельке, то при питании импортной 12.6 V накала,нашу уже не установить. Существовала легенда: нити накала у наших ламп включались параллельно потому, что технологически нельзя было обеспечить равенство сопротивлений двух раздельных нитей и включить их последовательно. Вряд ли это было весомой причиной."
Похоже, про "хрущёвскую оттепель" - это правда. В книге К.И. Дроздова "Радиолампы отечественного производства" (Госэнергоиздат, 1949 г.) о 6Н2П совершенно не упоминается, в то время как первое известное мне упоминание этой лампы - в книге Б. Абрамова "Лампы для радиовещательных и телевизионных приёмников" (Госэнергоиздат, 1955). Значит - где - то в период 1949-1955 лампа 6Н2П была разработана и введена в производство. С тех пор она стала популярнешей предусилительной лампой советской ламповой аудиотехники и применялась в звукоусилительных трактах радиол, приёмников и телевизоров вплоть до 1970х годов. Несколько позже (не уверен) появилась и "военная версия" этой лампы - 6Н2П - ЕВ (приставка ЕВ означает - долговечный, повышенной надёжности) для применения в специальной аппаратуре.
На фотографии вверху можно увидеть обе эти лампы и даже "китайский копию" - 6N2 (китайцы, копируя советские лампы обычно опускали последнюю букву в названии. 6Н2П становилась 6N2, 6П3C соответственно 6P3 итд). Последняя "слизана", судя по всему, с 6Н2П-ЕВ, но с типичными "китайскими ньюансами" - квадратным геттером, заметной на глаз небрежностью сборки и общим "плавающим" от лампы к лампе качеством. Этим грешат многие из китайских ламп, особенно 80х и более ранних годов выпуска. Стоит признать, что за последние 5 лет китайские лампы претерпели немалую эволюцию качества, например - нынешняя 12АХ7 "Шугуанг" произведённая на оборудовании 9-го поколения ("9-th generation tooling") - даже очень себе неплохая лампа (осталось подождать, когда китайцы выпустят наконец хорошую 6V6, или какую угодно EL84 :-) (шучу, шучу..;)).
В начале 90х, когда уцелевшим остаткам советской электронной промышленности неожиданно открылся рынок западных аудиофилов и производителей гитарных усилителей, в России принялись выпускать "настоящие" 12AX7 (поскольку саму по себе 6Н2П невозможно было просто перемаркировать и продать на Запад, как это делали, например, с 6П6С и 6П14П). Первые версии выпускались в Саратове для "Совтека" и носили названия 12АХ7WA и 12AX7WB. Это, похоже, всего лишь модифицированные варианты 6Н2П-ЕВ с 12-вольтовым накалом (судя по внешнему виду), хотя кое-какие различия в характеристиках от базовой 6Н2П всё же есть, мне кажется. Та же форма анода, тот же плоский катод, правда. Я так понимаю - нужно было сделать 12АХ7 в кратчайшие сроки с минимальными затратами на собственно "разработку" и переоборудование конвейеров, так что где только можно, использовали уже имеющиеся технологии и конструкцию электродов.
В наше с вами время эти два типа - самые дешевые из производимых на сегодняшний день 12АХ7. Известные производители ("Фендер" с "Маршаллом") по умолчанию ставят на заводе "Совтеки" в свои усилки, потому что это дешевая, надёжная в механическом и электрическом отношениях лампа. Нельзя сказать, правда, много хорошего о звуке этих ламп, потому что звук средненький. Невыразительный - ничего ужасного но и никаких восторгов. Уверенная тройка с плюсом. Но как я говорю - лампа надёжная, не микрофонит (что особенно важно в гитарном комбике :-)) и недорогая, поэтому и "родная" в усилках - если пользователь достаточно продвинутый, он себе сам "Теслу", "Electro-Harmonix" или какую-нибудь "RCA" антикварную поставит, а нам нужно снижать расходы производства - такова логика производителя. В одних и тех же усилителях 12AX7WA даёт как правило более "тёмный" и менее "резкий" звук (чем WB), но в остальном отличий мало. Эта же самая лампа продаётся фирмой "Groove Tubes" как 12AX7R, за втрое дороже. Капитализмус лупус есть, хе-хе, хотя "Грув Тубс" уверяет, что проводит какой-то дополнительный контроль за качеством, отбор по низким шумам, подбор половинок двойного триода по току, бла-бла-бла - лишь бы содрать с вас побольше бабла.
В середине 90х тот же "Совтек" стал башлять лампу 12AX7LP - c "длинным анодом". Выпускалась на всё том же сакраментальном ПО "Рефлектор" славного города Саратова. Эта лампа являлась достаточно полноценной новой разработкой (а не наспех сделанной модификацией 6Н2П). По видимому, была попытка сделать нечто, похожее на классику - RCA или General Electric "long plate", как более "музыкальный" и малошумящий вариант. Получившаяся лампа оказалась совершенно непригодна для гитарных усилителей - при питании нитей накала переменным током лампа изрядно "фонила" (усиливала фон переменного тока) к тому же вполне заметно "микрофонила" от малейшей вибрации (в гитарном комбике микрофонный эффект нужен, как мёртвому припарки - тем же самым, кстати "больны" 12AX7 Светланы и югославская 12AX7E) Тем не менее, "музыкальность" таки была. Поэтому лампа нашла применении в hi-fi стерео усилителях для винила, где микрофонный эффект не так страшен, а накал питается как правило постоянным током. В настоящее время выпускается доработанный вариант 12AX7LPS, где удалось таки справиться с фоном, но "микрофонит" по прежнему ощутимо.
Самая лучшая из российских современных версий 12AX7, по моему - это 12AX7 "Electro - Harmonix". Делается она, как вы наверно уже догадались, на том же самом "Рефлекторе", возможно - в одном цеху с "Совтеком" и прочими "грувтубсами", только расфасовывается в разные коробочки :-) Прекрасная лампа. Сделана по типу 12AX7LPS, но не фонит, не микрофонит, надёжна и отлично сбалансированный, музыкальный звук. Можно использовать везде - от гитарного комбика до винилового предусилителя и везде будет хорошо. Виват! (а то стало модным в некоторых.. хм.. кругах продукцию Саратова хаять :-))
Предпочтения
И наконец, несколько слов о том, чему я сам стараюсь отдавать предпочтение. К сожалению, не могу похвастаться что у меня много "Amperex'a" антикварного какого-нибудь, "Mullard'a" или "Телефункена". У меня есть некоторое количество б/у антикварных RCA, Tung-Sol, Телефункен одна есть - всё б/у, в хорошем состоянии. Может быть надо NOS покупать за бешенные деньги, чтобы "услышать разницу", но я их пробовал и могу сказать что легенды о фантастическом, непередаваемом звуке этих "легендарных типов" несколько преувеличены. У меня ещё есть несколько 12AX7A "Realistic Lifetime" - эти вообще звучат отвратно, микрофонят, а конструкция накала такова, что при подача напряжения на непрогретые нити они ярко вспыхивают, как лампочка, а через несколько секунд свечение накала нормализуется до обычного оранжевого ("cold flashing" называется).
Из современных 12AX7 я, как уже сказал, отдаю предпочтение 12AX7 "Electro-Harmonix", потому что это удачная во всех отношениях лампа.
Ещё, я люблю звук советских 6Н2П и 6Н2П-ЕВ (и не люблю звук сделанных на основе последней 12АХ7 "Совтека"). У 6Н2П - более тёмный и мягкий звук, поэтому в гитарном усилителе исходя из той музыки, которую играю, я предпочитаю именно оригигальную 6Н2П, хотя -ЕВ более долговечна и надёжна, разумеется. Мой гитарный усилитель я построил именно на основе 6Н2П в предусилителе и ничуть не жалею об этом (хотя если бы рассчитал на 12АX7 была бы возможность попробовать очень много типов ламп там). Мне кажется вообще, что 6Н2П звучит ближе к октальной 6Н9С, чем 12АХ7.
Из европейских ламп мне почему-то очень нравится ECC83 гэдээровской RFT. Сейчас они дорожают, потому что лет 15-20 как не производятся, так что делаю потихоньку запасы их - покупаю на ебее (у дистрибьюторов всё как правило дороже). Ярко выраженная музыкальность у этой лампы, певучесть. Хороша ещё тем, что практически не микрофонит.
Ещё нравится югославская 12AX7E - весьма неплохая копия легендарного Телефункена за вполне символическую цену! Правда, она рекомендуется для хай-энд аппаратуры - в гитарных усилителях может микрофонить.
Из американских NOS по прежнему доступны за нормальные деньги 12АX7 "General Electric" - хорошая лампа. При желании можно найти на ебее где-нибудь "Tung-Sol" или ещё "изделья милой старины" - цена зависит от состояния лампы (б/у, не б/у, показания лампового тестера). Ещё есть хорошая лампа 5751 - это военный двойной триод, не совсем 12АХ7 (коэфициент усиления ниже на 30%), но расположение выводов то же самое. Малошумящий. Не микрофонит. Хорош для того чтобы уменьшить усиление в каскаде и тем самым снизить уровень шумов, "прочистить" звук гитарного усилителя... итд. Вот, собственно и всё...
Автор: Александр Альпер, (2004).
|