|
Звучание электрогитар из разных сортов дерева и с разными датчиками |
Источник: udaloff.com
Евгений Удалов
О влиянии породы древесины на звучание электрогитары существует множество легенд, постепенно обрастающих домыслами и стереотипами. Но что на самом деле больше влияет на звучание электрогитары - датчики или сорт дерева - пусть каждый решает для себя сам. Так как я принимаю участие в тестировании электрогитар, которые изготавливает Геннадий Йотаутас, перед их вручением заказчику, я решил записать звуковые примеры и поделиться своими наблюдениями.
Несколько слов про электромагнитные датчики для электрогитар:
Если говорить о ровной частотной характеристике датчиков, то теоретически, идеальный электромагнитный датчик - это датчик с одним витком. КПД такого датчика будет мизерным и исключает возможность его использования . Практическое применение нашли датчики, которые имеют 4000-6000 витков на 1 секцию ("хамбакер") и 6000-8000 ("синглы" с "алнико"- магнитами). Частотная характеристика в этом случае далека от линейной из-за большого количества витков. "Горбы" в частотной характеристике, их величина и расположение в пределах частотного диапозона зависят от количества витков, типа магнитопровода, массы магнита и материала, из которого он изготовлен.
Так исторически сложилось, что в процессе популяризации электрогитары датчики стали инструментом для формирования определенного тембра электрогитары, и для разных типов гитар используются датчики с разной частотной характеристикой.
"Stratocaster" vs "Les Paul":
С теченнием времени появился определённый классический стандарт и требования к гитарам. К примеру, типичный "Stratocaster" звучит иначе, чем "Les Paul". Звук имеет отличия не только из-за тембра звукоснимателей, которые на "Stratocaster" звучат более ярко. На звучание "Les Paul" оказывает влияние более короткая, чем у "Stratocaster", мензура. При использовании одинаковой толщины струн ноты, взятые на гитаре с короткой мензурой, будут звучать дольше, так как натяжение струн будет меньше, чем у "Stratocaster", и их колебания будут более длительными по времени.
Stratocaster 1, датчик NECK
Les Paul 1, датчик NECK
Плотность тембру "Les Paul" придаёт корпус из махогони, а также вклеенный гриф. Расположение "бридж"- датчика у LP более близкое к подставке, чем у гитар со стандартной мензурой - а чем ближе датчик у подставке, тем больше "верхней середины" в звуке. Для конструкции гитары "Les Paul" это решение совсем не случайно. Ведь если учесть величину мензуры, звук бы был слишком "гундосый" и менее читаемый при стандартном расположении бриджевого датчика. Как дополнение к этому мы имеем более значительную разницу в звучании "нек" и "бридж"- звукоснимателей.
Активные или пассивные датчики - минусы и плюсы:
Пассивные датчики имеют большее количество витков, чтобы получить достаточно сильный сигнал для последующей передачи его по проводу без сильных потерь, поэтому они сильнее окрашивают звук электрогитары. Провод, используемый для подключения гитары к усилителю, подавляет высокие частоты с пассивного датчика электрогитары, так как между сигнальной жилой и экраном провода образуется "паразитная ёмкость". Чем длиннее шнур, тем больше "паразитная ёмкость". Между шнурами в 1метр и в 10 метров разница в звуке будет заметной.
Такого недостатка лишены активные датчики (на примере датчиков фирмы EMG). Количество витков в активных датчиках меньше в 2-3 раза, поэтому сигнал более слабый, но частотная характеристика не имеет высоких "горбов" и более линейна, чем "пассив". Чтобы компенсировать низкий уровень выходного сигнала с катушек, используется небольшой предварительный усилитель, встроенный в датчик. Происходит дополнительное усиление сигнала и гитарный шнур уже не оказывает такого влияния на звук. Недостатком таких датчиков является дополнительный шум от микросхем предварительного усилителя. Впрочем, он столь незначителен, что не каждый это заметит, даже если использовать "HI-GAIN Distortion". "EMG 81" шумит немного больше, чем "EMG 85", но зато уровень фона "актива" ниже , чем у пассивных датчиков.
Далеко не все музыканты любят использовать активные датчики - их специфическая частотная характеристика вызывает совершенно другие ощущения, нежели при игре с "пассивом". "Актив" имеет более читаемый и "стерильный" звук. Рекомендуется если Вы хотите добиться хорошей читаемости. Будут также полезны, если у Вас гитарная обработка даёт эффект "запирания" на низких частотах.
Les Paul 1, EMG 85 NECK
На гитарных форумах сейчас модно критиковать активные датчики и говорить о том, что с ними звук лишен динамики, но это не так. Достаточно открыть звуковые файлы активных и пассивных датчиков, прилагающийся к статье, в любом аудио-редакторе и сравнить размах волны и момент атаки. У пассивных датчиков один из резонансных "горбов" находится в районе 80-200гц, поэтому может возникать субъективное ощущение, что струны с оплеткой звучат громче и гуще, чем с "активом". Видимо, с этим фактором и связаны обвинения в слабой атаке, но в любом случае "актив" или "пассив" - дело вкуса, а о вкусах спорить не принято.
Породы дерева:
Утверждать, что все гитары, сделанные, скажем, из дерева "икс", будут звучать одинаково - это глупость. Разные породы дерева имеют всего лишь общие определенные тенденции в плане звука, но не более того. Даже рисунок структуры волокон в кусках одного распиленного дерева разный, равно как вес каждого из них - плотность дерева имеет отличия от основания корня к середине ствола. И несмотря на внешнее сходство, 100%-ной повторяемости со всеми ньюансами нет ни у кого - даже при конвеерной сборке гитар из одной и той же породы древесины звуковая окраска варьируется от гитары к гитаре. Возможно, именно этот факт порождает такое большое количество противоречивых слухов и утверждений, но на мой взгляд, этим гитары и интересны. Дерево для гитары должно сушиться только в естественных условиях. Скоростная сушка не лучшим образом влияет на волокна древесины.
Лаковое покрытие тоже имеет немаловажное значение. Если слой лака будет слишком толстым и структура лака жесткая, то пропадет открытость низких частот. "Сустейн" (длительность звука) гитары зависит от материала корпуса, его выдержки, типа крепления гитарного грифа, длины мензуры, конструкции подставки, материалов, из которых она сделана и покрытия гитары. Важен именно момент контакта струны с деревом для передачи энергии колебаний струн корпусу. Энергия струн не должна тонуть в корпусе гитары, словно в воде, в идеале эта энергия должна возвращаться обратно к струнам и работать как одно единое целое.
Условия записи звуковых примеров:
Перегруженный звук - "Т-324" ("GAIN" 2 часа), Усилитель - "Regent30-Mod", гитарный динамик - "Сelestion Greenback", 1 микрофон "Shure SM 57", микшер, звуковая карта компьютера.
Примеры: Датчик "Bridge" и "Distortion T-324" - необработанный звук с микрофона записан в левый канал, легкий "ревер" с "дилеем" правый канал, если это мешает адекватному восприятию звука, следует сдвинуть баланс при прослушивании влево. Таким образом, мы услышим сигнал без малейшего намёка на обработку.
Акустический звук - Усилитель - "Regent30-Mod", гитарный динамик - "Celestion Greenback", 1 микрофон "Shure SM 57", сигнал с динамика - левый канал, сигнал с предварительного усилителя "Regent30-Mod" - правый канал (линия), микшер, звуковая карта компьютера.
*****************************************************************************
|
STRATOCASTER 1
Корпус - ольха (склейка из 2 кусков)
Гриф - клён (цельный)
Датчики : bridge - Dimarzio Fast Track2, middle - udaloff alnico single-coil, neck - udaloff alnico humbucker Струны - Fender Stainless Bullets 10-46
|
|
Корпус Stratocaster 1 сделан из ольхи. Гриф из клёна. Гитара имеет яркий звук атаки, не совсем ровный и предсказуемый момент затухания струн на разных ладах. Но тембр при этом все же достаточно мягкий. С использованием "мини-хамбакера" в Stratocaster 1 довольно плотно и с хорошей читаемостью звучат ритмические рисунки и полные аккорды с эффектом distortion. Гитара имеет необычное отличие в звуке от большинства других: нота соль плавно переходит во флажолет во всех доступных октавах независимо от того, подключена она к усилителю или нет. Секрет этого явления скорее всего кроется в заказном Floyd Rose.
Он покрыт настоящим золотом, материал пружин и станины имееет отличия от стандартых Floyd Rose. Станина жесткая - закалка была произведена по специальной технологии, все детали сделаны более тщательно для обеспечения лучшей передачи энергии струн корпусу. По этой причине сустейн этой гитары не совсем характерен для гитар типа "Stratocaster".
Гитара изготовлена в 1997 г. |
*****************************************************************************
|
STRATOCASTER 2
Корпус - ясень (склейка из 3 кусков)
Гриф - клён (цельный)
Датчики : bridge - Dimarzio Fast Track2, middle - Dimarzio FS-1, neck - Dimarzio DP404
Струны - Fender Stainless Bullets 9-42
|
|
Корпус Stratocaster 2 сделан из ясеня. Фактура этого дерева более плотная и корпус гитары тяжелее ольхи. Момент атаки ещё более яркий, чем с ольхой, затухание струн имеет более уверенный характер. Ритмические русунки, сыгранные на 6-4 струнах, звучат более агресивно по атаке, чем с ольхой. В звуковом примере звук несколько тоньше, чем у гитары из ольхи из-за более тонких струн. Звук этой гитары мягким назвать нельзя, он больше подходит под классическую трактовку "Stratocaster". |
*****************************************************************************
|
STRATOCASTER 3
Корпус - ясень (склейка из 3 кусков)
Гриф - клён (цельный)
Датчики : bridge - Schaller Golden 50(alnico), middle - Dimarzio FS-1, neck - Dimarzio DP404, пьезо - fishman powerbridge
Струны - Fender Stainless Bullets 10-46
|
|
Корпус Stratocaster 3 сделан из ясеня, только более плотного, чем Stratocaster 2. Звучание гитары похоже на Stratocaster 2, но отличается моментом атаки и затухания. Подобное звучание можно сравнить с немецким языком на слух - "сказал - как отрезал". Подобные характеристики идеально подходят для игры коротких отрывистых аккордов и быстрых пассажей, арпеджио и острых блюзовых соло. Тембр инструмента яркий, не лишенный плотного низа и с хорошим сустейном, но звучание не мягкое, высокие обертона подчёркнуты. |
*****************************************************************************
|
LES PAUL 1
Корпус - махагони(склейка из 2 кусков), топ - карельская берёза
Вклеенный Гриф - клён с накладкой из черного дерева(ebony)
Датчики : bridge - EMG 81, neck - EMG 85
Струны - Fender Stainless Bullets 10-46
|
|
Корпус Les Paul 1 и сделан из махогони (Гондурас), гриф из клена."Топ" - карельская берёза. Это не стандартный для "топа" гитар LP материал. Он схож по плотности с клёном, но больше подчёркивает резонанс гитары. С активными датчиками он звучит не совсем как классический LP, но в неподключенном виде он звучит громче чем обычные гитары и имеет то, что принято называть звуком LP. Гитара имеет отличный сустейн и очень певучий звук со сглаженным моментом атаки, и без лишних биений. Датчик "EMG 85" в "нек"-позиции звучит очень чисто и широко с эффектом Distortion, читаемость отдельных нот выше, чем с любым пассивным датчиком. "EMG 81" в "бридже" - спорный вопрос, тембр получается с ним без привычной нижней середины, присущей классическими датчиками для LP. Подходит далеко не для любых музыкальных задач. |
*****************************************************************************
|
LES PAUL 2
Корпус - махагони (склейка из 2 кусков), топ - клён
Вклеенный Гриф - махагони с накладкой из черного дерева (ebony)
Датчики : bridge - seymour duncan SH-4 jb model, neck - seymour duncan SH-2 jazz model
Струны - DR 10-46
|
|
Корпус и гриф Les Paul 2 сделан из махогони (Гондурас) , "топ" из клена. Данная гитара звучит как классический LP в сочетании с комлектом пасивных звукоснимателей. Кленовый топ в отличии от карельской берёзы даёт более ровный тембр. В неподключенном виде звук похож на Les Paul 1, но звучит немого тише. |
*****************************************************************************
|
SV model
Корпус - липа (цельный кусок), топ - ясень
Гриф - клён с накладкой из палисандра (rosewood)
Датчики : bridge - seymour duncan SH-4 jb model, neck - seymour duncan SH-2 jazz model
Струны - GHS 10-46
|
|
Гитара SV по заказу Сергея Власова выполнена по мотивам гитар "Ibanez", но изготовлена по другой технологии. Это своего рода эксперемент с сочетанием разных пород дерева. Корпус сделан из липы, но имеет топ из ясеня. Данная идея по теоретическим расчётам заказчика должна была дать больше высоких с сохранением звуковых качеств липы. На практике получилась гитара , у которой больше доминируют звуковые качества липы. Топ из ясеня скорее прибавил основательность звуку и "сустейн". |
*****************************************************************************
|
x1
Корпус - махагони гондурас (2 куска по бокам и центральная часть с грифом)
Гриф - махагони с накладкой из палисандра
Датчики : bridge - Dimarzio Evolution, neck - seymour duncan SH-2 jazz model
Струны - DR 10-46
|
|
Гитара Х1 сделана по мотивам гитар "Maverick" полностью из махогони (Гондурас), накладка из палисандра. Инструмент имеет плотное и ровное по динамике звучание, момент атаки сглажен. Возникает ощущение компрессии на каждой сыгранной ноте, за счёт чего легко выигрываются сложные пассажи, которые с другими гитарами требуют определенной тренировки и работы над громкостью каждой ноты. Тембр гитары имеет резонансный, сочный преукрас на "верхней середине", это слышно даже в неподключенном виде. |
*****************************************************************************
|
TELECASTER
Корпус - ольха (склейка из 3 кусков)
Гриф - клён с накладкой из палисандра
Датчики : Fender® Vintage Noiseless Tele Pickup Set
Струны - Fender Stainless Bullets 9-42
|
|
Корпус Telecaster сделан из ольхи. Гитара звучит открыто и ярко, но "середины" в звуке меньше, чем в Stratocaster 1, корпус которого тоже сделан из ольхи, но гриф без палисандровой накладки. Датчики "Fender Vintage Noiseless Tele Pickup" имеют, на мой взляд, слишком сильные магниты, их магнитное поле влияет на характер затухания струн. Частотная характеристика датчиков имеет очень острые подъёмы на "верхней середине", поэтому звучание не столь плотное по тембру в сравнении с другими звукоснимателями. Впрочем, этим классический Telecaster и должен отличаться от других гитар. |
*****************************************************************************
|
LES PAUL 3
Корпус - африканский махогони ( цельный кусок), топ -клён
Вклеенный Гриф - махагони (гондурас) с накладкой из черного дерева(ebony)
Датчики : bridge - seymour duncan SH-4 jb model, neck - seymour duncan SH-2 jazz model
Струны - DR 10-46
|
|
Les Paul gold top одна из немногих гитар в тесте, корпус которой сделан из африканского махагони. Структура волокон этого дерева более плотная чем махагони гондурас. Вес у этой породы дерева тоже выше, и для компенсации этого недостатока внутри корпуса сделана дополнительная фрезировка по центру до склейки с топом. Звучание имеет отличия от LP из махагони гондурас- более сочная нижняя середина, а так же момент атаки несколько отличается от других LP. |
*****************************************************************************
|
LES PAUL 4
Корпус - махагони гондурас (цельный кусок), топ - карельская берёза
Вклеенный Гриф - махагони (гондурас) с накладкой из черного дерева (ebony)
Датчики :bridge - EMG 81, neck - EMG 85
Струны - DR 10-46
|
|
Les Paul 4 сделан аналогично Les Paul 1 за исключением метериала грифа. Звучание 2х гитар похоже, но LP с кленовым грифом звучит немного ярче. Расположение датчика у подставки сдвинуто ближе к грифу на 6мм от стандартной для этих гитар позиции. Сделано это для того, чтобы подчеркнуть нижнюю середину , так как в Les Paul при стандартной позиции bridge датчика звук с EMG 81 получается несколько тонким. В данном случае это элемент небольшой коррекции звучания, с учётом используемого заказчиком гитарного оборудования. |
*****************************************************************************
|
LES PAUL 5
Корпус - африканский махагони (цельный кусок), топ - карельская берёза
Вклеенный Гриф - клён с накладкой из палисандра
Датчики : bridge - seymour duncan SH 1 (classic 59), neck - seymour duncan SH-2 jazz model
Струны - DR 10-46
|
|
Les Paul 5 имеет накладку из палисандра и более яркий и насыщенный рисунок топа из карельской берёзы. В неподключенном виде гитара даёт сочный резонанс на середине, но и низ свойственный LP она тоже имеет. Гитары с накладками на грифе из палисандра как правило звучат более ярко, чем гитары с накладками на грифе из черного дерева. Бриджевый датчик не самая удачная конфигурация из теста всех гитар. Этот датчик был выбран заказчиком случайно, после ознакомления с короткими ревю на англоязычных сайтах.
На деле этот датчик имеет острый горб на 6 кгц, слабый выход и обрезанный низ, он очень похож по тембру на сингл. Такой тонкий и слабый сигнал с датчика плохо сочетается с сочным звуком дерева данного LP. С эффектом Distortion это становится особенно заметно. Если вы стремитесь получить звук как у некоторых героев 70х годов прошлого века, то возможно именно этот датчик Вам и подойдет (Vintage Tone). |
*****************************************************************************
|
LES PAUL 6
Корпус - махагони гондурас (цельный кусок), топ - карельская берёза
Вклеенный Гриф - махагони с накладкой из черного дерева (ebony)
Датчики : bridge - Dimarzio Super Distortion, neck - Dimarzio Paf Classic neck
Струны - DR 10-46
|
|
Les Paul 6 в неподключенном виде звучит похоже на Les Paul 1, не середина менее яркая. В данном случае любопытно сравнить именно этот LP с другими, так как этом LP установлены датчики Dimarzio и на семплах слышна их характерная окраска. C Dimarzio Super Distortion в бридже есть эффект компрессии(2 семпл-Датчик Bridge и distortion T324) , что даёт ощущения легкости в игре. Dimarzio Paf Classic звучит с эффектом Distorton более сочно, чем SH-2 jazz model от seymour duncan |
*****************************************************************************
|
TD model
Корпус - махагони гондурас, топ - карельская берёза
Гриф сквозной - махогони с накладкой из черного дерева (ebony)
Датчики : bridge - seymour duncan SH-4 jb model, neck - seymour duncan SH-2 jazz model
Струны - Fender Stainless Bullets 10-46
|
|
Гитара имеет хороший сустейн , плотный и ровный звук на всех ладах, чем напонимает LP. Стандартная как у всех стратоподобных гитар мензура даёт возможность высекать яркие исскуственные флажолеты, а особенности метериалов из которых изготовлена гитара, позволяют иметь при этом упругий низ. Для человека играющего долгое время на стратокастере - удобство игры на 5+ . Очень легко выигрываются быстрые арпеджио 32 нотами, а так же легато и стакато. Одна из самых легких и удобных в игре гитар, которые я держал в руках. |
*****************************************************************************
|
SG
Корпус - махагони гондурас (склейка из 2 кусков)
Вклеенный Гриф - махагони гондурас с накладкой из черного дерева (ebony)
Датчики : bridge - EMG 81, neck - EMG 85
Струны - daddario 10-46
|
|
Корпус SG заметно тоньше корпуса LP, а при одинаковом с LP расположении датчиков низ получается более плотный. Отсутствие кленовго топа и более тонкий корпус вносит в звучание свои коррективы. Даже достаточно острый по тембру датчик EMG 81 звучит с SG плотнее, чем c LP. |
|