|
История изготовления струн |
Источник: MusicBox №2
В 1905 году Ладислав Каплан, добившись главной цели и став мастером по струнным инструментам, сосредотачивает свое внимание на улучшении качества струн для скрипок в США. Его талант механика и обширные знания по изготовлению инструментов послужили прекрасным средством для решения этой задачи. Прежде всего нужно было изучитьи усовершенствовать методы очистки, высушивания и подготовки овечьих жил, которые в последствии должны были стать идеальной основой для его струн.
Он создал машину для обтачивания и шлифовки жильной основы со строгими допусками. М-р Каплан стал преуспевать на пути производства качественных струн для американского рынка. В то время единственно серьезной альтернативой был импорт из Италии. В то же самое время Чарльз и Рокко Д'Аддарио решили покинуть свой дом в итальянском городке Салле. Прибыв в Соединенные Штаты, они ощутили большой спрос на качественные жильные струны и начали поставлять этот товар от своих родственников. История семьи Д'Аддарио, история пастухов и изготовителей струн ( известных по всей Европе ) восходит к XVIII веку. В 1917 году в результате разразившейся Первой Мировой войны импорт струн для Чарльза и Рокко стал чрезвычайно затруднен. Они начали производство струн в Астории, штат Нью-Йорк.
В течение десятков лет обе семьи имели скромный успех, сохраняя отношения друзей-конкурентов. Записи, датированные началом 1920-х годов, указывают на дух сотрудничества, который имел место в отношениях Капланов и Д'Аддарио, что выражалось в свободном обмене сырьем и идеями. Оба дела передавались из поколения в поколение, но в итоге каждое из них приняло свое направление. Д'Аддарио, осознав растущую популярность щипковых инструментов, сконцентрировали свое внимание на совершенствовании качества струн для основных изготовителей гитар и мандолин того времени. Позднее растущее влияние рок-н-ролла в поп-культуре привело к огромному спросу на гитарные струны. Для того, чтобы полностью сосредоточиться на увеличивающемся рынке щипковых инструментов, семья Д'Аддарио прекратила производство струн на жильной основе.
"Каплан Мьюзикл Стринг Компани" оставалась в скромном сельском домике, занимаясь только производством струн для смычковых инструментов. Сыновья Отто и Стэнли сделали большие успехи в совершенствовании производства и качества струн, что в дальнейшем принесло им всемирную славу. В 1954 году Отто, который унаследовал склонность своего отца к сложным механизмам, сконструировал и построил то, что для того времени было самой революционной из существовавших машин для обмотки и шлифовки струн, удачно названной "Капламатик". Процесс в "Капламатике" начинался с автоматической обмотки заранее натянутой жильной основы плоской аллюминиевой или серебряной канителью. Обмотанная струна устанавливалась в шлифовальный аппарат, в то же время производилась обмотка второй струны. Каждая струна проходила три степени шлифовки: грубую, тонкую и супертонкую (перед тем, как выйти из машины). Наряду с явным ростом производительности, огромными были достижения в улучшении качества струн. Ранее струны обматывались на одной машине, затем их переставляли на другую для ручной полировки. Процесс, будучи ручным, не был последовательным. Установка и переустановка хрупких жил, а также вероятность разного натяжения их в двух машинах, приводили к многочисленным дефектам и мелким различиям между струнами. "Капламатик" устранил эти недостатки, существенно улучшив качество струн. Стэнли Каплан умер в 1949 году, а Отто про должал производить свои струны Гоулден Спайрал, Ред-о-Рей и Трас-трэнд в Норволке, штате Коннектикут, до 1979 года. В преклонном возрасте он начал вести переговоры с Д'Аддарио о возможности продажи своего оборудования. К сожалению, Отто скончался, не успев заключить сделку. В 1981 году J. D'Addario & Company Inc. приобрела "Каплан Мьюзикл Стрингз". После этой покупки был начат длительный проект по раскрытию тайн конструктивных решений в производстве струн самого высокого качества для смычковых инструментов. К Джиму и Джону Д'Аддарио присоединился Норман Пикеринг (скрипач, физик, инженер и специалист в области изучения струнных инструментов), а также Джим Рикард (известный дизайнер музыкальных инструментов, инженер и музыкант).
Первоочередной была задача дать научное объяснение производственным приемам, которые были применены в оборудовании Каплана в Норволке. Очевидно, что не имея возможности расспросить Оно Каплана, порой трудно было получить ответы. С того времени они углубились в изучение каждого аспекта устройства струны и испытали, а также дали оценку тысячам образцов-прототипов, для того чтобы улучшать и далее совершенствовать существующую и новую продукцию. Многие признают талант Ладислава Каплана и его сына Оно, однако Джим Д'Аддарио возвел производство струн в ранг искусства, которое далеко превосходит любое другое. Джим Д'Аддарио глубоко интересовался "Капламатиком" Отто и в 1983 году поставил перед собой задачу разобрать и изучить этот оригинальный станок. Идеи Отто были синтезированы с копмпьютерной и механической технологиями, результатом чего явился новый "Капламатик" второго поколения, который был создан на оригинальной 25-летней, спаянной вручную раме. В настоящее время "Капламатик" существует в пятом поколении, он полностью контролируется компьютером и позволяет поднять производство на такой уровень эффективности и качества, который ранее был неизвестен. Новое оборудование может похвастать полным контролем над операциями обмотки и шлифовки. Сложные элементы загрузки измеряют натяжение наматывающейся канители, в то время как компьютеры автоматически реагируют на отклонения. Главный компьютер содержит в памяти всю текущую информацию, включая скорость обмотки, скорость подачи канители и параметры шлифовки. Системы сбора пыли накапливают серебряный и аллюминиевый порошок, образующийся в процессе шлифовки, для повторного использования и в целях очистки окружающей среды.
Некоторые из самых значительных прорывов в производстве струн были сделаны в начале 1991 г., когда были начаты эксперименты с различными материалами и закаливанием металлов. В результате эти исследования привели к дальнейшему совершенствованию ранее используемого способа обкатки обмотки и созданию закаливающего оборудования для обработки обмотки из серебра, аллюминия, меди и никеля. Улучшения в звучании и качестве струн были явными, и потребитель признал тот факт, что жильные струны Каплана, а также стальные струны и струны на синтетической основе Д'Аддарио стали вне конкуренции. Производство оркестровых струн Д'Аддарио/Каплана признается самым лучшим среди имеющихся, поскольку все больше профессионалов, серьезных любителей и начинающих музыкантов с радостью используют эту продукцию.
В традиционном производстве необходимы глубокое понимание и большие знания, поэтому завершение эволюционного процесса требует целых поколений. Наследство, оставленное семьями Д'Аддарио и Каплан приводит к убеждению, что эволюционный процесс продолжится в будущем. Эта история будет иметь продолжение, поскольку в дело скоро активно вольется девятое поколение семьи Д'Аддарио.
Перестройка генетического кода басовых струн.
"Просто я не был удовлетворен. Это и послужило толчком для создания концепции струн Slowounds". (Джим Д'Аддарио). |
"Я долгое время играл на басу. В моей голове засел особенный звук, который я хотел воплотить в жизнь, а затем воссоздать его в каждой новой струне. Slowounds представлялись мне естественной эволюцией басовых струн с жирным, чистым, ярким звуком. И последовательная передача его от струны к струне, от комплекта к комплекту. Чего я не знал, так это того, что мы завершили революцию всего процесса изготовления струн! Сначала для Slowounds мы разработали основу из высокоуглеродистой шестигранной стальной проволоки. И на этом сходство с другими басовыми струнами заканчивалось. Мы использовали предельную точность компьютера. Мы переосмыслили наш процесс обмотки от начала до конца. Мы модифицировали обмоточное оборудование. Мы снабдили каждую машину автоматическими регуляторами скорости. Мы изменили способ подачи обмоточной проволоки на основу. Мы стабилизировали натяжение основной проволоки для идеальной имитации настройки. Мы объединили все обмоточные процедуры в одной машине. Мы добавили устройства, измеряющие усилия. Мы применили электромеханическое тормозящее устройство для поддержания оптимального натяжения. Мы изменили угол подачи. Мы установили контрольные датчики. Три года спустя был завершен революционный процесс изготовления струн, который шел вопреки всем современнным представлениям о производстве: для изготовления Slowounds требуется больше времени. Но звук Slowounds ни с чем не сравним. Это именно тот звук, который был в моей голове, ясный и чистый, а теперь он живет в каждой струне Slowounds, в каждом комплекте струн. А вот моя личная,безусловная гарантия. Если вы не удовлетворены полностью суперкачеством этих струн, просто верните их вместе с вашим товарным чеком, и я лично верну вам ваши деньги".
|