|
Seymour Dunkan. «Тайны гитарного звука» |
Источник: MusicBox №24
Автор: Гарри Колядин
Как все начиналось Любовь к электрогитаре, и особенно к пронзительному звуку телекастеровско - го бриджевого датчика, вдохновила Сеймора Дункана (S.D.) разобраться во всех тонкостях звукоснимателей. И через 20 лет это привело созданную им фирму к лидерству в изобретении звукоснимателей. Начинал Сеймор с того, что сделал собственный станок для намотки катушек и начал экспериментировать с перемоткой известных в то время моделей звукоснимателей. Далее он работал в представительстве Fender в Лондоне в отделе обслуживания профессиональных музыкантов, где ему посчастливилось контактировать с такими звездами, как Jimi Hendrix, Jeff Beck и другими. Годы работы научили Дункана переводить то, что хочет слышать музыкант, на язык звуков, извлекаемых из его инструмента. В течение 20 лет Сеймор Дункан старался отыскать и изучить каждую деталь популярных тогда звукоснимателей (Vintage).
Раритеты в моде и сейчас, но далеко не все компании достигли такого совершенства, как Дункан, в умении передавать самые тонкие нюансы звука. Раритетные модели звукоснимателей стали не просто направлением работы, а способом становления самой компании. Практически он сохранил все исторические типы моделей звукоснимателей, определявшие десятилетия лицо электрогитары. Невозможно понять, куда мы идем, если не знать, из какой точки прошлого начато движение. Даже все внешние детали соответствуют оригиналам. Но самое главное - он создал принципиально новые типы звукоснимателей, отвечающие самым высоким требованиям современных музыкантов. Вот на них я и хочу остановиться подробнее. Некоторые типы звукоснимателей фирмы Seymour Dunkan Начну с отступления: какие факторы влияют на звук датчика? Их три: размер катушки, тип магнита и провод (точнее, его толщина и количество витков). Об этом я писал уже ранее, но остановлюсь более подробно на деталях. Магнитов из металлического сплава «Альнико» (сокр. от алюминий, никель, кобальт) Сеймор использует 4 типа (П, Ш, У и УП) соответственно, чем больше номер, тем сильнее магниты. Эти магниты слабее керамических, поэтому притягивают струну слабее и снимают более естественную, натуральную вибрацию, не искаженную сильным магнитным полем. Сеймор использует их в моделях типа Vintage для получения «сладкого» пения струн и мелодичного сустейна. Керамические магниты во много раз мощнее альниковых (Сеймор использует в производстве, в зависимости от размеров и состава, до 40) и применяются в моделях, дающих большую атаку и акцентирование высоких частот. Чтобы не загружать вас специальной терминологией, о катушках и проволоках скажу очень коротко. Более высокая и узкая катушка дает прозрачный и чистый звук. Широкая и низкая - более «жирный», насыщенный басами.
Перейдем конкретно к моделям: Vintage Rail for Strats Совершенно ошеломляющая своим звучанием модель звукоснимателя. По сути - это минихамбакер с габаритами классического «фендеровского» сингла. Катушки узкие и высокие (ширина 9 мм, высота 12 мм). Магнитопроводами являются узкие рельсы, параллельные друг другу. Но главное в этой модели то, что это хамбакер с сингловым звуком. Достигается это весьма оригинальным способом. У верхней катушки рельса перекрывает только первые 3 струны, а дальше идет пластмасса. У нижней катушки, наоборот, сначала идет пластмасса, а последние 3 струны - металлическая рельса. За счет этого и получается сингловый звук, а шумоподавление, как у классического хамбакера. Катушки намотаны толстым проводом с небольшим количеством витков (обе катушки приблизительно 3 ком). Магнит керамический.
Выходит сигнал небольшой, но с огромным динамическим диапазоном. Есть и басы, и середина, и верха. Звук очень отчетливый, чистый, хрустальный. Подарок любителям классического Strаt?а. Без каких-либо переделок ставится на любой старый Strаtocaster, и о досадных шумах можно не вспоминать, а его тембровые достоинства выше всяких похвал.
JB JB for Strats
Новейшая двухкатушечная разработка популярной модели JB, но в сингловой геометрии. Регулируемое винтиками магнитное поле, более того, может эмулировать магнитное поле звучания отдельных струн. Сопротивление катушек: Neck - 9,6 к, Bridge - 16,09 к. Магнит керамический. Сигнал в два раза больше, чем у предыдущей модели. Тембр с подчеркнутыми и вкусно звучащими верхами. Последние из минихамбакеров сингловой геометрии - это
Hot Rail и Cool Rail
Внешне они такие же, как и Vintage Rail, только рельсы не половинчатые, а целые. Звук не сингловый, а хамбакеровский. Разработан специально для любителей тяжелой, агрессивной музыки. Магниты керамические, очень мощные. Катушки высокоомные (Neck - 10,8 к, Bridge - 16,9 к). В тембре подчеркнуты низкие и средние частоты. Выходной сигнал очень большой. Теперь о мало или почти неизвестной модели:
Trembucker
Эта модель была разработана фирмой впервые специально для музыкантов, использующих вибратор Floid Rose, чтобы обеспечить идеальную работу с ним без выпадения звука и неадекватного звучания. При работе с вибраторами Floid Rose колебания струны достаточно сложны: помимо тех, которые происходят от воздействия пальцев или медиатора поперек струны, происходят колебания струны по ее основной оси. Обычный звукосниматель выдает при этом весьма нежелательные призвуки, вплоть до полного пропадания. Сеймор изобрел и запатентовал модель из 24 магнитов (точнее, магнитопроводов), которые окружают струны таким образом, что фактически увеличивают вибрацию струн, не нарушая ее естественного колебания. На рисунке ниже показана конструкция датчика в поперечном разрезе и его общий вид. Теперь конкретные модели этой линии.
Original Trembucker
Модель имеет средний выходной сигнал. Магнит Альнико-У. Сопротивление катушек: Neck - 7,5 к, Bridge - 17,7 к. Тембр: подчеркнуты низкие, середина - средняя, мало верхов.
Distortion Trembucker
Только Bridge - 21,3 к. Мощный керамический магнит, мощный выходной сигнал. Тембр с мощной серединой и верхами.
Blues Trembucker
Только Bridge - 9,8 к. Альнико-У магнит, сигнал средний. В тембре подчеркнуты низы и верха, середина задавлена. Еще довольно оригинальная модель серии Single -
Classic Srat Stack
Известно, что богатый и очень характерный звук старого Strаtocaster'a состоялся во многом благодаря узкому и сфокусированному магнитному полю его синглов. Магниты были подобраны разными по высоте у каждой из струн (Stagged). Классический стек повторяет этот хорошо продуманный звук, но добавлялась также вторая катушка, расположенная под первой и намотанная в противоположную сторону. Таким образом, мы избавлялись от шума и помех, присущих всем синглам. Параметры его следующие: Neck - 14 к, Bridge - 20,6 к. Магниты Альнико-П, круглые. Сигнал небольшой. Тембр - классический Strat, но без шума. Эта же конструкция, но с мощным керамическим магнитом и, соответственно, более мощным сигналом выпускается под названием
Hot Stack
Из раритетов я бы отметил модель Custom Soapbar (P-90) на жаргоне «мыльница». Впервые он был применен фирмой Gibson в 1937 году и с тех пор стал самым популярным синглом этой фирмы. Fender ставит их на модели Jass master и Jaguar. Имеет характерный порывистый, «лающий» звук. Но это не копия со старого оригинала. Фирма ставит мощные керамические магниты, катушки более высокоомные (Neck - 12 к, Bridge - 14,6 к), и как результат очень мощный выходной сигнал, тембр широкодиапазонный с чуть приподнятой серединой.
В заключение о ценах звукоснимателей фирмы Seymor Duncan. Цена одного трембакера сопоставима с ценой дешевой корейской гитарки. Выбор за вами. Желаю удачи.
|