Источник: Seva.ru
Сева Новгородцев в программе Рок-посевы / 20 марта 1992: Gary Moore
Добрый вечер, друзья. Новых организаций и фирм в отечестве появилось много, а в будущем будет еще больше. Каждой из них нужно название -- название оригинальное, уникальное, запоминающееся. И уже недалеко время, когда из-за названий этих будут спорить и даже судиться. Но я - не такой: появилась у меня мысль, пусть даже глупая - я ею тут же с вами поделюсь. Чего при себе держать-то? Вот скажем, для дискуссионной передачи, особенно в конце дня, подходит название "Вечерний звон". В среду хорошо бы передавать программы по экологии, так их и называть: "Среда", а в пятницу - в помощь развивающимся странам - под названием "Пятница", только чтобы ведущего звали Р. Крузо. Для передач нестандартных или странноватых подойдет название "Сапоги с рук" - типа того, как на барахолке человек купил подержанную обувь - а если вы грубостей не боитесь, вот пожалуйста броская вывеска: "Комбинат бытовых услуг "Говна-пирога". Уверяю вас - успех обеспечен! На прошлой неделе, обозревая новые пластинки, мы говорили об альбоме "After Hours" ("После закрытия"), который записал ирландский гитарист Гари Мур. Пластинка его на этой неделе возглавляет список тяжелых альбомов журнала "Kerrang", о Гари Муре говорят и пишут и я подумал - когда еще представится случай рассказать о нем?
Но прежде, чем затеять небольшой рассказ - заглянем в рок-хронику.
22 марта. В 1948 году в Лондоне родился Эндрю Ллойд-Уэббер, автор мюзиклов "Jesus Christ Superstar", "Evita" и многих других. Эндрю Ллойд-Уэббер на сегодня - самый успешный коммерческий английский композитор, владелец заводов-газет-пароходов, если серьёзно - владелец огромного театра в центре Лондона, мультимиллионер.
25 марта. В 1947 году родился Элтон Джон, урожденный Реджинальд Кеннет Дуайт
25 марта 1985 года умер Дэвид Байрон, вокалист из "Uriah Heep".
26 марта. В 1944 году родилась Дайана Росс, участница трио "Supremes", известнейшая американская певица,
в 1948 году в этот день в американском городе Бостон родился Стивен Тайлер, урожденный Виктор Талларико, вокалист из "Aerosmith".
Из последних новостей. "Melody Maker" пишет, что группа "Red Hot Chili Peppers" на прошлой неделе была снята с телевизионной передачи "Top Of The Pops". Произошло это после того, как продюсеры узнали, что участники ее собираются появиться в эфире в викторианских костюмах прошлого века и устроить на сцене паясничанье и гримасничанье. "Ну и что? - скажете вы, - что тут такого?" Дело в том, что телепередача "Top Of The Pops" для лучшего звучания обычно использует студийные, пластиночные записи, группы при этом не играют, а только изображают игру - другими словами, выступают "под фанеру". И вот, "Red Hot Chili Peppers" собирались своей клоунадой этот факт вскрыть и подчеркнуть, что, естественно, не понравилось продюсерам передачи.
"New Musical Express" пишет, что поп-певец Джейсон Донован получил приглашение сняться в кинокартине о "Led Zeppelin" в роли молодого Роберта Планта. Джейсон Донован - австралийский актер 23-х лет, исполнитель поп-песенок, выступавший в несложных мюзиклах. Газета сдержанно пишет, что самого Роберта Планта, живого и здравствующего поныне, эти сообщения изрядно позабавили.
"New Musical Express" пишет также что американская группа "2 Live Crew", которая использует на своих пластинках нецензурную брань, попала теперь под тяжелый каток штатного законодательства. Сенат штата Вашингтон, прослушав пластинку, запретил ее продажу несовершеннолетним, наряду со спиртным, эротическими фотографиями, журналами и фильмами. Вот так вашингтонский Сенат подрезал матерщинников под корень.
На этом мы рок-хронику закончив, перейдем к рассказу про Гари Мура. Напоминаю, что слушаете вы:
Gary Moore: "Story Of The Blues"
Гари Мур и "Story Of The Blues - История Блюза". Композицию эту мы играли на прошлой неделе, только тогда мы её играли с конца, а сейчас - с начала.
"Тайны творческого процесса озадачивали умы человечества с незапамятных времен. За исключением, конечно, налогового управления Ее Величества". Конец цитаты. Такой едкой фразой начинает свое повествование об ирландском гитаристе толстый иллюстрированный рок-журнал "Q". Я умышленно подчеркнул что это - цитата, а не мое собственно изречение, потому что с налоговым управлением шутки плохи, так же как в Отечестве в своё время не рекомендовалось шутить с КГБ. Но английская госбезопасность крошечна по размерам, а поскольку сохранность госструктур при капитализме обеспечивается казной, а казна пополняется налогами, то сборщики налогов и есть наша настоящая госбезопасность. Вот они и свирепствуют. Взять хотя бы того же Гари Мура, два года назад, в 1990-м, выпустил он пластинку "Still Got The Blues", мы ее тогда, кстати, обозревали. Пластинка стала успешной и высокие гонорары за нее обложили налогом по максимальной 40-процентной планке. Сами понимаете, жалко. В Англии неуплата налогов противозаконна, однако можно, не нарушая уголовного кодекса, этих налогов избегать, покинув на время границы Великобритании. Финансовые советники Гари Мура договорились с налоговым управлением о том, что их клиент покинет страну на год. "Хорошо, - ответили им, - это значит, что ваш клиент может находиться на британской территории только 63 дня в году и в течение этого времени - не работать. Даже творчески." Установка налогового управления означает, что он может придти в студию, послушать записи, сделанные им самим за границей, или даже пригласить музыкантов наиграть кое-какие партии - но при этом активно вмешиваться в процесс, или, не дай Бог, трогать ручки громкости - ни-ни: фининспектор тут же сделает соответствующие выводы. Точно так же он может думать, сочинять в голове - но упаси Господь записать что-нибудь на бумагу или на ленту. Зато все - официально, честно и прямо: не хочешь платить английских налогов, пожалуйста - правительство даёт тебе годичный отпуск за границу, но уж и ты условия игры соблюдай. В памяти рок-звезд свежи еще времена лейборизма, когда у власти были наши социалисты, исповедывавшие социальную справедливость, по которой получалось, что у богатых надо денег забирать побольше, так что прогрессивный налог на очень крупные суммы одно время достигал чуть ли не 95-ти процентов. Тогда-то многие знаменитости и покидали берега Англии, только не на год, а навсегда, оставляя казну вообще ни с чем. Поэтому Гари Мур, музыкант до мозга костей, быть может, от политики и далек, но безразличным к ней оставаться не может - на носу 9 апреля, выборы, и приди к власти лейбористы - прежнее ущемление богатеньких может начаться снова. И что же тогда остается Гари Муру - так и прозябать на чужбине? Тут уж поневоле запоешь-заиграешь блюз, что в переводе, как известно - кручина.
Gary Moore: "The Hurt Inside"
На прошлой неделе мы уже говорили, что две последние блюзовые пластинки Гари Мура - это в сущности, его возвращение к тому, с чего он когда-то начинал - к блюз-року, который некогда играли Эрик Клаптон, Питер Грин или Джэфф Бек. Возвращение, однако, не простое, но обогащенное знанием всех гитарных наук, которые выработало рок-н-ролльное человечество. "Я слушал всех гитаристов подряд, и неважно - хороши они или нет технически, у каждого из них я чему-нибудь да научился, - сказал Гари Мур, - вот этим я и занимался все годы: искал и учился". На последнем альбоме "After Hours" Гари довелось поучиться, причем в первом приближении, у ветеранов и классиков жанра. На запись были приглашены гиганты и титаны блюза: Альберт Кинг, Альберт Коллинс и Мистер Блюз собственной персоной - гитарист Би Би Кинг. Все трое - известнейшие музыканты с опытом десятилетий, но начинали они, как говорится, простыми людьми и во многих отношениях простыми людьми и остались. Гари Мур рассказывает, что на записи в студи Альберт Кинг набил табаком трубку, а потом стал спрашивать огонька. "Дырка у меня в кармане, - объяснял он всем, - вот зажигалка, видать, и выпала". Но когда он встал прикурить, раздался железный грохот и из дырявого кармана на пол выпала не зажигалка, а целая куча револьверных патронов. Каким-то образом в аэропорту он прошел с этим боеприпасом. Увидев удивленные лица, Альберт Кинг вытащил удостоверение помощника шерифа, которое он с гордостью и показал. "Меня можно найти круглые сутки, - сказал он, - если меня дома нет, звоните мне в полицейскую машину". Что касается легендарного Би Би Кинга, то, условно говоря, не ему в полицейскую машину звонили, а он сам связался с Гари Муром, после того как купил и послушал его первый блюзовый альбом "Still Got The Blues". Позвонил и предложил свои услуги. Гари пригласил его на запись, Би Би Кинг прилетел из Америки самолетом 'Конкорд', пришел наутро в студию, за час записал все свои гитарные партии, еще за полтора напел весь свой вокал, вечером снялся в видеоклипе и наутро вернулся в Соединенные Штаты. "Если б надо было, - сказал он на прощанье Гари Муру, - то я бы это все сделал бесплатно". "Высочайший профессионал, - сказал про него Гари, - он живет ради своей музыки".
Gary Moore: "Since I Met You Baby"
"Since I Met You Baby" ("С тех пор, как встретил я тебя, бэйби"), Гари Мур и Би Би Кинг, пластинка "After Hours" ("После закрытия").
Гари Муру сейчас 39 лет, он с 1953-го, вырос он в потомственной рок-н-ролльной семье. Отец его заведовал танцевальным залом в курортном местечке Холливуд (т.е. Голливуд) в 15 верстах от Белфаста. Так это, для справки: ирландский Голливуд, конечно, существовал задолго до американского и, наверное, это ирландские переселенцы, тоскуя по родным местам, назвали так пустынный кусок калифорнийщины. Но в том самом ирландском Голливуде пятилетний Гари Мур каждую субботу слушал танцевальный джаз-банд. "Был в этом оркестре басист, - вспоминает Гари Мур, - который хоть и дергал струны, но никто ни единого басового звука в общем грохоте никогда не слышал. Однажды он куда-то вышел, да и не вернулся, я залез на сцену и дергал струны вместо него. Мне понравилось. Потом еще, в шесть лет, помню, отец попросил меня спеть. К микрофону подставили стул, я влез на него и исполнил песню "Sugar Time" ("Сладкое время"). Мне похлопали и с этого момента пути назад для меня уж не было: сценическая зараза въелась в меня навсегда." Конец цитаты. Когда Гари малость подрос, его отдали учиться на фортепиано, но учитель больно лупил линейкой по пальцам и на некоторое время пыл к музыке охладился, но зато когда отец купил ему по случаю за 5 фунтов акустическую гитару "Фрамус", страсть эта запылала с новой силой. "Гитара эта, - вспоминает Гари Мур, - была с меня ростом, но я был в восторге: можно было сидеть и подбирать мелодии "Shadows". Отец показал мне как брать на гитаре аккорд ля-мажор и на этом, собственно, мое музыкальное образование и закончилось. До всего остального я доходил сам, имитируя разных гитаристов." С большим теплом Гари отзывается о "Beatles". "До их появления, - вспоминает он, - гитарные партии в песнях были основаны на аккордах и тут появился Джорж Харрисон со своими мелодичными соло. Они заложили мне крепкую основу, я понял - как надо играть проигрыши: лучше, как у Харрисона, восемь тактов гениальности, чем как у других - три часа бессмысленного бряканья."
Gary Moore: "Jumping At Shadows"
В 11 лет Гари уже играл в первой своей группе "The Beat Boys". "Мы работали под "Beatles", - вспоминает он, - носили прически под горшок, красные рубашечки и пели песни "Beatles" на конкурсах самодеятельности, правда, каждый раз выходили победителями". К 14 годам Гари уже увлекся блюзом, отчасти потому что местная команда играла весь репертуар известного тогда Пола Баттерфильда, то есть музыку, от которой девушки млели, а отчасти оттого, что для юного Гари невероятным откровением стала пластинка 1966 года группы "Bluesbreakers" в которой тогда играл Эрик Клэптон. К 16-ти годам Гари Мур работал с разными группами, часто приходил на замену заболевшему или уехавшему гитаристу. На одной из таких игр познакомился с человеком из группы "Skid Row", который был под впечатлением от молодого гитариста и пригласил его к себе. "Skid Row" исполняли в основном музыку американского Западного Побережья, которая Гари Муру была не очень то по душе, но его привлекал странный тип - вокалист группы Фил Лайнотт, кроме того ему посулили 15 фунтов в неделю и собственную квартиру в Дублине - как уж тут было устоять. Фила Лайнотта, правда, через несколько месяцев уволили, он собрал потом группу "Orphanage" ("Сиротский приют"), а потом - "Thin Lizzy", где Гари Мур с ним впоследствии и встретился. Но до этого была другая важная встреча, другое важное гитарное знакомство, не рассказать о котором нельзя. В 1969 году на дублинском национальном стадионе был концерт известной группы "Fleetwood Mac", "Skid Row" играли в первом отделении. Гитарист "Fleetwood Mac", знаменитый Питер Грин, заприметил тогда 16-летнего Гари Мура, он пригласил его к себе в гостиницу, где они сидели и играли на гитарах до утра. "О гитаристах у меня было самое романтическое представление, - вспоминает Гари Мур, - я считал их чудаковатыми, неземными созданиями и именно таким Питер Грин и оказался. Ему было 23 года, он носил густую библейскую бороду, но вовсе не был расслабленным хиппарем: это был собранный, амбициозный человек, руководитель успешной группы. Позже, когда я переехал в Англию, - говорит Гари Мур, - у него в доме вечно болтались какие то халявщики из Америки, какая-то публика, курившая коноплю, а потом, как-то наедине, - мы сидели с ним в его маленьком спортивном "Ягуаре", - он сказал мне: "Я ухожу из "Fleetwood Mac", они лентяи и делают не то, что я хочу". Известно, что говорили о Питере Грине, - говорит Гари Мур, - что он стал жертвой ЛСД. Мне так тогда не казалось. Однако, уйдя из группы, Питер Грин совсем пропал и слухи о нем ходили разные: то он на кладбище могилы рыл, то работал санитаром в сумасшедшем доме, то говорили будто он пришел с охотничьим ружьем к менеджеру "Fleetwood Mac": "Зачем ты, - говорит, - мне деньги все время посылаешь?" Он ведь все свое имущество раздавал. А мне отдал свою гитару. Помню, было это в 1972 году. Позвонил ни с того ни с сего и говорит: "Не хочешь мою гитару взять на время, забери ее у родителей". Я поиграл на ней неделю и влюбился в инструмент. Он на этой гитаре играл в "Bluesbreakers". "Знаешь что, - сказал мне потом Питер Грин, - ты мою гитару возьми себе, свою продай, а эти деньги отдашь мне, мы как бы с тобой поменяемся". "Я продал свою гитару за 160 фунтов, - вспоминает Гари Мур, - отдал ему эти деньги, но он мне часть вернул. "Мне, - говорит, - это много". Потом я встретился с ним во время гастролей в 1978 году, пригласил его за кулисы. Там стояла гитара, его гитара, он подошел к ней, погладил ее нежно, но в руки так и не взял. Грустная история".
Вот на этой грустной истории наш рассказ мы нынче и прервем, возвратимся к нему на следующей неделе, в будущую пятницу-субботу. А вы пока не кручиньтесь, не блюзуйте. Всего вам самого-самого лучшего, счастливо вам, ребята.
Gary Moore : "The Blues Is Alright"
Продолжение
Gary Moore: 27 марта 1992
|