Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая

weg


 

Обзор гитарных педалей Pro Co

Музыкальное Оборудование
Автор: Михаил Семенов
Серия: Rat и педаль Solo

Американская компания Pro Co производит профессиональные кабели (аудио, видео и MIDI), директ - боксы, коммутационные панели, разъемы, переключатели, усилители для наушников и другую подобную продукцию. Но, пожалуй, самое известное изделие фирмы - это гитарные педали Rat, история которых началась в 1978 году. Один из инженеров Pro Co, Scott Burnham, занимавшийся ремонтом, восстановлением и модификацией эффектов перегрузки сторонних производителей, понял, что может сделать дисторшн не хуже, и в 1978 году создал педаль Rat. Первые экземпляры (рис. 1) собирались вручную, но быстро обрели популярность, и уже в 1979 году Pro Co наладила их серийное производство.

В начале 80-х "Крысы" (именно так переводится слово Rat) были уже очень популярны. Достаточно сказать, что их использовали такие легендарные исполнители, как Jeff Beck, David Gilmour, John Scofield, Bill Frisell, Joe Perry, Craig Chaquico (Jefferson Starship), Joe Walsh, Andy Summers (The Police), Elliot Easton (The Cars), Mike Campbell (Tom Petty and the Heartbreakers), Steve Stevens (Billy Idol), James Hetfield (Metallica), Kurt Cobain (Nirvana), Krist Novoselic (Nirvana), Peter Buck (R.E.M.), Frank Black (Pixies) и продолжают использовать сейчас Thom Yorke (Radiohead), Graham Coxon (Blur), Thurston Moore (Sonic Youth), Kim Gordon (Sonic Youth), Dave Grohl (Foo Fighters), Jon Buckland (Coldplay), Justin Chancellor (Tool), Derek Whibley (Sum 41), и это еще далеко не полный список. История педалей Rat продолжается.

Со времени своего создания они пережили несколько модификаций, и на сегодняшний день фирма производит пять моделей: Rat 2, Turbo Rat, You Dirty Rat, Deucetone Rat и педаль для бас-гитары Juggernaut Rat. Кроме того, недавно в ассортименте компании появилась педаль Solo, не входящая в серию Rat.

Мне на тестирование достались все выпускаемые на сегодняшний день гитарные педали компании Pro Co: Rat 2, Turbo Rat, You Dirty Rat, Deucetone Rat и Solo.

Педали производятся в США и поставляются в коробочках из плотного картона, в которые, помимо самой педали, вложен буклет, призывающий пользователя зарегистрироваться на сайте компании и скачать оттуда руководство пользователя. Все педали имеют входы и выходы на джеках (обход холодный) и разъем для опционального источника питания (миниджек) на задней панели (рис. 2), а также светодиодные индикаторы питания (на лицевой панели), которое автоматически отключается при отсутствии в гнездах хотя бы одного из джеков.

Возможно питание от девятивольтной батарейки, для чего снизу корпуса имеется специальный отсек, причем крепление для батарейки находится прямо на крышке (рис. 3). Педали потребляют энергию очень экономно, производитель заявляет, что одной батарейки хватает на 100 часов. На днище корпуса есть круглые резиновые ножки черного цвета.

Все педали серии Rat, за исключением Deucetone Rat, выполнены в одинаковых черных корпусах из гнутой трехмиллиметровой стали и имеют одинаковый набор органов управления: ручки Distortion, Filter и Volume на лицевой панели (см. рис. 4).

Педаль Deucetone Rat представляет собой практически две педали, объединенные в одном корпусе, соответственно, и размер ее в два раза больше. Кроме того, помимо входных - выходных разъемов и органов управления каждая из двух секций имеет трехпозиционный переключатель режима работы.

Для записи звуковых примеров использовались гитара Fender Stratocaster, инструмент ручной работы Michael Custom Special (имеющий корпус из красного дерева с акустическими полостями и укомплектованный хамбакерами) и гитарный комбик Gibson GA75 Recording. Сигнал с комбика снимался микрофоном Audio-Technica AT4060, после чего поступал на микрофонный предусилитель устройства Joemeek VC8 (все остальные секции были отключены, никакой обработки не производилось) и оцифровывался с помощью преобразователей компьютерной платы Korg Oasys.

Rat 2

Педаль Rat 2 является современной реинкарнацией классической педали Rat, наиболее близкой к ней по звучанию. Собственно, об этом говорит и внешний вид Rat 2 (рис. 4), почти полностью повторяющий классическую модель Small Box Rat (также известную как Whiteface Rat), выпускавшуюся с 1984 по 1988 год (вплоть до надписи "Rat" без цифры 2). Являясь дисторшном, Rat 2, тем не менее, позволяет добиться широкого спектра звучаний. Секрет кроется в ручках управления, а, точнее, в том, что настройки параметров Distortion и Filter находятся в нелинейном и, я бы даже сказал, интерактивном взаимодействии.

Во-первых, Filter, являющийся регулятором тембра, работает "в другую сторону". То есть добавляет высоких при повороте не по часовой стрелке, а против. Во-вторых, делает он это не как привычный регулятор тембра, а, скорее, действительно как ВЧ-фильтр. В результате в крайнем левом положении ручки высокочастотных гармоник становится даже слишком много и педаль начинает ощутимо "песочить", что хорошо для гаражно-альтернативных стилей, но не очень - для классического рока. Так что у меня не возникало желания поворачивать эту ручку левее 11 часов, хотя я и люблю яркие звуки.

При положении ручки Distortion в районе 7-8 часов получаются естественно-чистые, блюзовые звуки (звуковой пример CleanBlues). Педаль еще позволяет оставлять довольно много высоких, но при небольшом повороте ручки Distortion влево их количество приходится уменьшать. Если прибрать высокие, то в диапазоне дисторшна на 8-9 часов можно получить еще чистые, но уже насыщенные гармониками звуки. Таким, примерно, образом педаль применял один из ее знаменитых пользователей Джон Скофилд - не для искажения, а для "ужирнения" звучания. Чтобы продемонстрировать этот прием, я сделал звуковой пример JazzFatD8. Кстати, о названиях файлов звуковых примеров - получилось несколько шахматное обозначение, но на самом деле везде, где в названии файла присутствуют буквы и цифры, они отображают настройки соответствующих органов управления. Как, например, в файле RhythmD9F3. Он демонстрирует дальнейшее движения регулятора дисторшна по часовой стрелке и иллюстрирует тот факт, что на 9 часах звук становится насыщенным почти до искажения и появляется такая цепкая шершавинка, которая очень хорошо подходит для исполнения ритмических партий. Как видно, фильтр в положении 3 часов - прибран очень сильно. А если включить датчики в противофазе и добавить высоких, то получим почти "стеклянный" фанковый "чес" (файл RhythmD7.5F9).

Дальше, после 9 часов, начинается зона дисторшна. Если в промежутке 9-10 часов искажения еще легкие, такие, что вполне можно играть рок-н-ролльные ритмы, не делая их "металльными" (файл RockinD10), то в зоне 10-12 часов это уже настоящий роковый дисторшн. Для его демонстрации я сделал файл MarshallishD12, который, кроме того, содержит характерный роковый риф, что дает каждому возможность самостоятельно оценить, насколько характер звучания педали соответствует звучанию усилителей Marshall - ведь первоначально педаль Rat разрабатывалась для того, чтобы пользователь усилителя Fender мог получить звучание перегруженного Маршалла, причем при любом уровне громкости. Только надо учесть, что звучание современной педали все-таки несколько отличается от оригинала за счет некоторых изменений в схемах. Да и задача такая на сегодняшний день потеряла былую остроту.

Но даже в этой самой "зоне дисторшна" его характер имеет разные оттенки. В области 10-12 часов он носит несколько фузовый оттенок (файлы DirtyArpegioComping и DirtyFuzz), на 12 часах, как можно услышать в примере с имитацией Маршалла, это уже полноценный дисторшн, а в районе 2-3 часов количество гейна для ритма уже предельное (WestCoastRock). И в случае исполнения ритмических партий я бы не стал поворачивать ручку дисторшна дальше. В случае солирования, естественно, можно добавлять гейна смелее. Используя гитару с хамбакерами и прибрав фильтр в положение 2 часов, можно получить роковое звучание (файл RockSoloD4F2), а используя Стратокастер (или подобный инструмент с синглами) и добавив высоких, получаем яркое и агрессивное блюзовое звучание (файл SharpBluesSoloD2F10). Приятно отметить, что на нековом датчике стратокастера с прибранным примерно на 3-4 часа фильтром звучание получает приятную округлость и певучесть (файл SmoothSoloD3F3).

Звучание педали имеет вполне традиционный, а вовсе не такой уж андеграундный характер. Тому есть объективные причины. Во-первых, как я уже говорил, создатели изначально ставили задачу имитировать звучание Маршалла - классики именно рокового звука, а не альтернативных звучаний. А рекламный слоган Sound Of The Underground не указывает на музыкальный стиль, а предположительно обыгрывает тот факт, что первоначально педали производились в маленьком подвальном помещении фабрики Pro Co (у меня есть подозрение, что и название Rat родилось из-за этого). Также не стоит забывать, что характерный гаражный саунд 90-х получался не только от самих педалей, но и от их сочетания с недорогими комбиками Peavey, которыми массово пользовались молодежные группы того периода.

Общие выводы получились такими. Чем больше высоких частот в сигнале, тем андеграунднее характер звучания. Меньше высоких (фильтр правее 12) - характер более традиционный. С ламповым комбиком характер звучания традиционный, с транзисторным - более грязный, андеграундный, шершавый. То есть стратоподобные инструменты с датчиками, включенными в противофазе, и транзисторный комбик позволяют двигаться в направлении андеграунда, а ламповый комбик и инструменты с традиционно соединенными звукоснимателями дадут классическое звучание. И еще: чем больше мы увеличиваем количество гейна, тем больше стоит уменьшать количество высокочастотных составляющих в спектре сигнала - то есть крутить ручки Distortion и Filter синхронно и в одном направлении.

Turbo Rat

Эта разновидность педали Rat ориентирована на более тяжелые стили музыки (рис. 5). Тем не менее, она имеет точно такие же органы управления, как и Rat 2, да и действуют они очень похоже. Существенное отличие состоит в том, что ручка Filter действует похоже на Rat 2 только в половине своего диапазона - до 12 часов. Правее она начинает заваливать верха вполне традиционно, подобно ручке тембра на гитаре.

Turbo Rat имеет большую степень перегруза, более компрессированный и мощный выходной сигнал. Тем не менее, эта педаль совсем не для "металла", как можно было бы подумать. "Металлические" рифы как раз выходят на ней слишком рыхлыми (файл HeavyMetalRhythm). Ничего удивительного в этом нет - педаль производится аж с 1989 года, когда еще не было столь экстремального хай-гейна, как сейчас. Зато для рока, рок-н-ролла и поп-панка она подходит отлично. Хорошо читаются ритмы, исполняемые на приглушенных басовых струнах (RockRhythmWithDrums), да и те, что играются с непредельным количеством гейна, звучат очень неплохо (файлы PopPunk, Rocknroll, EasyRockRhythm). А вот чистый звук уже не такой теплый. Если с помощью Rat 2 можно было "ужирнять" партии, исполняемые на чистом звуке, то с Turbo Rat они становятся просто холодными, хотя и чистыми (файл Jazz), так что не стоит играть на ней джаз. Но для колючих фанковых ритмов эта холодность вполне подходит (файл CleanGlassFunkyRhythm). И все же, в первую очередь Turbo Rat предназначена для рока (файл RockSolo). Она выдает полноценное роковое звучание с хорошим запасом сустейна (файл SustainedSolo). При этом несомненным достоинством является сохранение атак на сольных партиях при увеличении степени искажения (файл FusionSolo), а также отличная отзывчивость на динамику звукоизвлечения. Звуковой пример CleanToDist демонстрирует, как, не трогая ручку громкости, а только меняя звукоизвлечение, можно с легкостью переходить от чистых звуков к перегруженным.

Турбо сохраняет общую философию звучания педалей Rat, да собственно разработчики и не скрывают, что она создана на базе основной схемы, но имеет более прямолинейный и жесткий характер. Это типичная педаль дисторшн, в которой нет фузоподобных звуков, которая не так хороша для игры на чистом звуке, как Rat 2, но которая может найти применение в стилях типа традиционного рока, пост-панка или альтернативы, где не требуются ни чистый звук, ни хай-гейн.

You Dirty Rat

Это - самая современная педаль серии Rat, ее производство начато совсем недавно, в 2004 году (рис. 6). По сравнению с предшественниками она более хулиганская и андеграундная - гаражный дух нового тысячелетия. На практике это означает, что педаль сильнее компрессирует сигнал, имеет более насыщенное высокочастотными гармониками и более современное звучание. Это позволяет, с одной стороны, убрав уровень искажения до минимума, использовать педаль в качестве компрессора, с другой - совершенно спокойно держать продолжительные одиночные нотки без дополнительных ухищрений (файл SustainSolo).

Органы управления реагируют примерно так же, как и у Rat 2, но, сохраняя глубинную суть, Dirty Rat имеет несколько другой оттенок звучания - как будто к дисторшну подмешали немного фуза. Поэтому, несмотря на способность поддерживать отличный сустейн, лично мне больше хотелось играть на этой педали рифоподобные структуры (например, как в файлах FastRiffs и RockRhythm). Правда, как мне кажется, это все-таки в большей степени дело вкуса. Просто у меня ее звучание вызвало ассоциацию со стилями, которые не подразумевают развернутых сольных партий. При желании исполнить нечто сольное никаких проблем не возникает (файл RockSolo), тем более что педаль, как и ее собратья, очень отзывчива к динамике звукоизвлечения и, что особенно ценно, не теряет читаемости даже при исполнении мелизмов на фоне ритмических структур, которые играются при изрядном количестве искажения (PopRockRhythm). Но при использовании больших уровней дисторшна надо иметь в виду, что звучание You Dirty Rat еще более насыщено высокочастотными гармониками, чем у Rat 2, поэтому с ручкой Tone стоит обращаться еще более аккуратно. Но это опять-таки на мой вкус, потому что мне ближе классическое звучание, а увеличение уровня высоких во всех педалях серии добавляет альтернативности звучанию устройства. Поэтому в контексте стилистики, возможно, все сделано и правильно. Тем не менее, лично я, особенно на сольных партиях, все-таки не ставил бы ручку тона левее 1 часа. Но эта насыщенность гармониками, чуть загрязняющая звук и вносящая в него легкую фузовость, отлично проявляет себя, когда нужно придать цепкость ритмической партии (файл Funky). Что лишний раз доказывает ориентацию You Dirty Rat на современную музыку, в которой взаимопроникновение стилей и наличие разного рода ритмо - пульсирующих структур намного выше, чем во времена первых "Крыс". Элементы фанка в роке встречаются буквально на каждом шагу, и готовность педали качественно отработать в любой ситуации - очень существенный плюс в ее пользу. К сожалению, педаль шумит чуть больше, чем другие, но не настолько, чтобы это было заметно в миксе. Таким образом, You Dirty Rat - это отличная модификация Rat, хорошо вписывающаяся в звучание современной гитарной музыки и при этом, как мне кажется, ориентированная на тех музыкантов, которые хотят искать собственное звучание, а не использовать классические образцы.

Deucetone Rat

Собственно говоря, Deucetone Rat (рис. 7) - это переиздание рэкового прибора Pro Co R2DU в напольном исполнении. Характерной особенностью этого устройства являются, во-первых, комбинирование в одном корпусе двух педалей (и шести звучаний), во-вторых, двухканальность, в-третьих, возможность каскадирования этих самых каналов, и, наконец, наличие эффекта Clean Rat, который не выпускается в виде отдельного изделия. С него, пожалуй, и начнем. Вообще-то, Clean Rat является бустером, по заявлениям разработчиков - почти копией бустера Hornby Skews, который использовал, например, Richards Blackmore. Вот тут я пожалел, что у меня нет Маршалла, чтобы проверить Clean Rat на "Блэкморность", но сам по себе он очень хорошо "разогревает" усилитель, позволяя добиться естественного и приятного лампового перегруза.

Остальные звуки повторяют отдельные педали. На канале A можно выбрать Turbo Rat, Vintage Rat и Dirty Rat, на канале B - Turbo Rat, Vintage Rat и Clean Rat. Выбор осуществляется с помощью трехпозиционных переключателей, расположенных на задней панели (рис. 8). Поодиночке каждый из каналов повторяет выбранную переключателем педаль, и описывать их по второму разу особого смысла нет. А вот объединение двух каналов в одном корпусе открывает перед пользователем самые разнообразные возможности.

Можно получать естественный стереосигнал, можно включать в разные каналы разные гитары (то есть играть вдвоем через одну педаль) и, наконец, можно каскадировать каналы. Но комбинирование каналов имеет неприятный момент - существенно возрастает уровень шума. Вообще-то педали тихие настолько, что об их собственном шуме даже не задумываешься, но вот при каскадировании появляется очень заметное шипение. Разумеется, в миксе оно маскируется, но в сольном варианте заметно.

Естественно, что появляется огромное количество возможных комбинаций, некоторые из которых продемонстрированы в звуковых примерах. При этом хотелось бы отметить, что чувствительность к динамике звукоизвлечения не пропадает - например, в файле Deu - VintageRock переход от искаженного звука к чистому на втором аккорде осуществляется исключительно за счет силы удара по струнам. Но вот при каскадировании двух каналов с большими уровнями дисторшна начинают смазываться атаки, и звук становится несколько рыхлым. Для создания звучаний в духе альтернативного рока 90-х, например, в стиле группы Creed, это, в общем-то, подходит (файлы 90RockPick - медиаторное звукоизвлечение, 90RockFinger - пальцевое звукоизвлечение). Получается такое густое, слегка мутное звучание. Но при игре рифов через одну струну происходит ухудшение читаемости ритма и, кроме того, перестают читаться сложные интервалы: в примере Riffs риф играется с квартами и они воспроизводятся без проблем, а в примере Riffs2 используются уменьшенные квинты, которые уже почти не читаются. Но так происходит только в случаях, когда на обоих каскадированных каналах дисторшна непомерно много. Если же слушаться классиков и не увлекаться чрезмерным гейном, то все становится на места, что и подтверждают примеры LightFunkRhythm и HeavyRhythm. Зато при каскадировании и без того отличный сустейн, характерный для педалей Rat, становится просто бесконечным (файл EasySustainSolo). По крайней мере, трудно вообразить ситуацию, в которой сустейна педали не хватило бы. За исключением, пожалуй, знаменитого места из Parisenne Walkways Гэри Мура.

Таким образом, Deucetone Rat является своеобразным каталогом звучаний Rat, который за счет объединения двух устройств в одном корпусе и возможности их каскадирования имеет намного более широкую звуковую палитру. Соответственно, имеет и большую стоимость, но это вполне оправдано, тем более что в совсем уж крайних случаях два гитариста могут играть через разные каналы одной педали. Из недостатков - один существенный и один несущественный. Несущественный - это большие вес и размеры, что при концертировании может доставлять неудобства. А существенный - это размещение переключателя моделей на задней панели, рядом с входными и выходными разъемами. Все-таки, как ни крути, а напольное исполнение предполагает концертное использование устройства. Ну и каково во время концерта искать на ощупь переключатель на задней панели, да еще и ухитриться поставить его в нужное положение, не задев какой-нибудь из джеков? Забегая вперед, скажу, что инженеры Pro Co, видимо, поняли свой просчет, и на последней разработке фирмы, педали Solo, аналогичные переключатели перенесены на лицевую панель.

Solo

Это - самая новая разработка компании Pro Co, при этом не входящая в серию Rat (рис. 9 и 10). Как гордо заявляет производитель, это первая педаль, созданная специально для солирования, и совершенно революционная модель.

Solo

Конструкционно педаль выполнена совершенно в традициях Rat - корпус практически такой же, только не черный, а желто-оранжевого цвета в серую полоску. Добавлена ручка Scoop, предназначенная для регулировки средних частот. И главное: появился трехпозиционный переключатель, позволяющий получать три разных характера звучания. Hot - это звучание в духе маломощного лампового комбика, Melt - звучание в духе современного мощного аппарата, а Burn - звучание в духе модернового хай-гейнового усилителя. То есть, при переключении слева направо количество гейна и "злости" увеличивается. Надпись Asymmetrical Clipping (асимметричное ограничение) вполне недвусмысленно намекает на свойство ламповой схемотехники несимметрично искажать четные и нечетные полупериоды сигнала и, таким образом, на то, что разработчики постарались придать звучанию педали ламповую окраску.

Solo

Педаль Solo не потеряла качества "Крыс", но, по сравнению с ними, звучит более модерново и, в то же время, мягче и немного более "липуче" - как будто при сольной игре нотки лучше "прилипают" друг к другу. Понятно, что это обусловлено свойствами педали поддерживать сустейн, но по субъективным ощущениям хочется выразиться именно таким образом. Далее звучание педали складывается из двух составляющих: типа ограничителя и взаимодействия органов управления тембром. В этой педали они работают как обычно, увеличивая значение параметра при движении по часовой стрелке, и состоят из двух вращаемых ручек: высокие частоты регулируется ручкой Tone, средние - Scoop. При этом, в связи с ориентацией на солирующие партии, Scoop служит для усиления средних частот, а не для их ослабления, как можно было бы предположить. Собственно говоря, этот факт в сочетании с "сустейнистостью" педали и обуславливает ее предназначение для солирования. Во всем остальном это полноценная педаль дисторшна, позволяющая с тем же успехом исполнять какие угодно партии, в том числе и ритмические. А вот их стилистика сильно зависит от выбранного режима ограничения. Несмотря на то, что при переключении слева направо степень искажения увеличивается, это не означает, что режимы Hot, Melt и Burn однозначно предназначены для чистого, средне перегруженного и сильно перегруженного звуков. Да, Burn при прибранной регулировке Scoop позволяет получать вполне "металльное" звучание (файл HeavyRhythmD1S9T1-Burn, в звуковых примерах для педали Solo после "шахматной" маркировки, отражающей настройки органов управления, добавлено название режима работы педали), но, тем не менее, нельзя сказать, что этот режим предназначен для более тяжелых стилей, а остальные - для более легких. Дело в том, что, как и в других педалях Pro Co, все не так линейно. Самый, на первый взгляд, подходящий для игры чистым звуком канал Hot на деле все время придает звучанию некоторую грязноватость, как будто это наследие моделирования Маршаллов. Сравните примеры CleanArpCompD7S3T10-Hot и CleanArpCompD7S3T11-Melt - при том же положении ручек звучание в режиме Melt заметно чище и прозрачнее, но и чуть жестче. Казалось бы, это плохо, но нет. Легкая грязноватость, нежелательная на "открытых" партиях аккомпанемента, очень хорошо подходит для исполнения фанковых и прочих отрывистых ритмов, придавая аккомпанементу так необходимую в этом случае цепкость (файл FunkyD7S3T10-Hot). Звучание же рифовых структур получается на установке Hot более рассыпчатым, чем на остальных двух (HeavyRhythmD1S9T1-Hot). С одной стороны, это делает именно его наиболее близким к звучанию Маршаллов (файл MarshallishD1S7T10-Hot), с другой - пригодным для создания альтернативных звучаний. Обратите только внимание на то, что в упомянутых примерах ручка Tone установлена в разные положения: в Marshallish - на 10 часов, в HeavyRhythm - на 1 час. Так вот, в этой педали все положения правее 12 часов очень серьезно "упесочивают" звучание и делают его более жестким. Поэтому достаточно поставить ручку Tone в положение 2 часов, и в комбинации с каналом Hot можно получить уже вполне альтернативно-панковое звучание (файл PunkD12S12T11-Hot). Но вообще-то, ориентируясь на свой вкус, я бы вообще не крутил эту ручку правее 2, а то и 10-11 часов.

Возвращаясь к примеру CleanArpCompD7S3T11-Melt, хочу заметить, что уже в положении ручки Tone на 11 часов звук становится ощутимо жестким, на 9 все звучало значительно мягче. Но записан звуковой пример таким образом сознательно, как раз для демонстрации данного факта. Продолжая эту тему, я записал пример DirtyArpCompD10S9T1-Melt, демонстрирующий аккомпанемент перебором на перегрузе, в духе Гэри Мура, а ручку Tone поставил на 1 час. В результате хорошо слышно, что перегруз вполне позволяет исполнять подобные партии, но, конечно, не при такой установке Tone - звук становится слишком жестким. Так что, как говорят в рекламе, не пытайтесь повторить это самостоятельно: крутите тон на 9-10 часов, и все будет в порядке. Вообще, правило "больше дисторшна - меньше высоких" совершенно справедливо и в случае педали Solo, особенно при исполнении сольных партий. Если на чистом звуке установка примерно на 12 часов еще более-менее возможна, то при добавлении искажения желания поворачивать эту ручку дальше 10 не возникает вовсе. Тем более, что и при 10 высоких достаточно, чтобы получить острый и жалящий блюзовый звук (файл BluesSoloD10S2T10-Burn). Да и в примере JazzD10T10-Melt слышно, что количество высоких уже предельное, для джазовой партии можно и поменьше. А вот в комбинации с каналом Hot, его характерной грязноватостью, та же установка на 10 оказывается вполне уместна и позволяет получить цепкость, о которой я говорил раньше (файл OctavesD9S3T10-Hot). Уже упомянутые примеры с сольными фрагментами отлично демонстрируют тот факт, что не стоит однозначно воспринимать маркировку каналов педали. Как слышно, вполне блюзовое звучание получается на канале Burn, вроде бы хай - гейновом. С другой стороны, при увеличении уровня дисторшна с 10, как на блюзе, на 11 и на 1 час, каналы Hot и Melt позволяют получить уже совершенно роковое звучание (файлы RockinD11S2T10-Hot и RoughSoloD1S1T9.5-Melt). При увеличении дисторшна до 3 часов начинается зона сустейна. С такими значениями уже можно играть длинные певучие соло, даже без дополнительного компрессора (файл SustainSoloD3S4T10-Melt).

Таким образом, это отлично звучащая, но несколько норовистая педаль, которая позволяет получать широкий спектр звучаний. Как мне кажется, самым правильным будет не применять ее в соответствии с названиями каналов, а пытаться искать в каждом случае наилучшее звучание. Как было сказано ранее, и на Burn можно играть блюз, на Hot - рок, а на Melt - джаз. С этой педалью можно получить множество отличных звуков, но легко получить и неудачное звучание, если использовать ее бездумно, в лоб. Режим Hot обладает самым слабым перегрузом, но при этом имеет характерную грязноватость, которая очень хороша на некоторых ритмических партиях и утепляет сольные партии при небольших значениях. Канал Melt - теплый и серединистый, отлично звучит на большинстве сольных партий и позволяет создавать качественные ритмические партии в тех случаях, когда не требуется откровенно "металлическое" звучание (файл HardRockD10S3T10-Melt), для которого отлично подходит канал Burn. Но при этом тот же самый Burn, хотя и обладает наибольшим запасом гейна, при убранном уровне дисторшна становится самым "стеклянным" и позволяет играть блюз и т. п. Кроме того, он имеет заметно больший уровень выходного сигнала по сравнению с Hot и Melt. Проблем со штрихом при использовании педали не возникает, а вот сигнал она компрессирует больше, чем "Крысы", зато и выдает отличный сустейн. Ручка Scoop работает обыденно, управляя уровнем середины, а вот Tone в диапазоне после 12 часов начинает сильно ужесточать звук и добавлять изрядное количество песка, так что поворачивать ее правее я бы не советовал, разве что в исключительных случаях. Это, естественно, только отправные точки для поиска своих звучаний, которых с этой педалью можно нарулить множество.

Итоги

На мой взгляд, гитарные педали подтвердили свою отличную репутацию. Я бы разделил их на три группы: Rat, Deucetone и Solo. В первую группу входят педали Rat 2, Turbo Rat и You Dirty Rat, которые, по существу, являются модификациями основной педали для разных применений. К сожалению, с 2005 года перестали выпускать модель Vintage Rat, полностью повторявшую первоначальную схему, так что сейчас основным носителем классического звука Rat является педаль Rat 2. Да и эту модель на сегодняшний день можно считать заслуженным ветераном, так как производится она с 1988 года (Turbo Rat - с 1989, а самая молодая, You Dirty Rat, - с 2004). Могу сказать, что Rat 2 и You Dirty Rat мне понравились, а вот Turbo Rat как-то на душу не легла. Не обратил бы я на нее внимание в ряду других дисторшнов. Видимо, дело в том, что разрабатывалась она в далеком 1989 для нужд тех лет, с тех пор тяжелая музыка изменилась, и звучание Turbo Rat потеряло актуальность. Зато классический звук Rat 2 своей актуальности не потерял, а модификация You Dirty Rat прекрасно адаптирует его к реалиям сегодняшнего дня.

Ко второй группе относится педаль Deucetone Rat. Вообще-то, сравнивать ее с остальными как-то даже нечестно, потому что это не просто педаль, а какой-то комбайн. Естественно, она имеет огромную звуковую палитру, превосходящую одиночные устройства, да плюс к этому есть режим Clean Rat, не доступный в виде отдельного устройства. Другая сторона медали - большие размеры, вес и цена.

Ну и, наконец, Solo - стоящая особняком педаль, имеющая собственное отличное звучание, не пересекающееся со звучанием устройств Rat. Эта педаль выходит за рамки диапазона "Крыс", позволяя получать звуки с большими степенями искажения без дополнительных внешних устройств и незаезженное звучание. При всем при этом у Solo - чистый искаженный звук, если можно выразиться так противоречиво. А наиболее грязный искаженный звук имеет You Dirty Rat. Так что тут уже надо выбирать, исходя из собственного вкуса. Благо, выбрать есть из чего.

Из этих трех групп практически каждый может выбрать себе что-либо по вкусу, только надо помнить, что все педали Pro Co - это транзисторные дисторшны. И с пониманием этого факта их надо оценивать и применять. Если вы любите ламповый овердрайв, не стоит осуждать педаль Rat за то, что она звучит как дисторшн - это просто напросто он самый и есть. В этом случае, видимо, стоит использовать педаль в качестве бустера, или поискать какое-то другое устройство. В тех местах в тексте, где я использовал слово "фуз", оно описывало окраску звучания, а не его структуру - в основе там всегда дисторшн. Так что к вещам, затрудняющим жизнь пользователю, можно отнести только норовистость и нелинейность ручек настройки (хорошее звучание приходится искать), а также неудобное расположение переключателей режимов у педали Deucetone Rat.

А как транзисторные дисторшны педали отлично выполняют свои задачи и обладают мягким звучанием, отзывчивостью на динамику звукоизвлечения, певучестью и особой способностью придавать цепкость ритмическим партиям при определенных настройках с небольшим уровнем искажения.

Звуковые примеры (приложение mp3)

Rat 2

CleanBlues (129 Кб)
DirtyArpegioComping (225 Кб)
DirtyFuzz (176 Кб)
JazzFatD8 (68,7 Кб)
MarshallishD12 (102 Кб)
RhythmD7.5F9 (59,3 Кб)
RhythmD9F3 (145 Кб)
RockinD10 (316 Кб)
RockSoloD4F2 (104 Кб)
SharpBluesSoloD2F10 (92,3 Кб)
SmoothSoloD3F3 (111 Кб)
WestCoastRock (69,1 Кб)

Turbo Rat

CleanGlassFunkyRhythm (59,3 Кб)
CleanToDist (205 Кб)
EasyRockRhythm (62,5 Кб)
FusionSolo (82,9 Кб)
HeavyMetalRhythm (98,5 Кб)
Jazz (84,2 Кб)
PopPunk (68,7 Кб)
Rocknroll (315 Кб)
RockRhythmWithDrums (125 Кб)
RockSolo (158 Кб)
SustainedSolo (94 Кб)

You Dirty Rat

FastRiffs (106 Кб)
Funky (114 Кб)
PopRockRhythm (97,6 Кб)
RockRhythm (126 Кб)
RockSolo (111 Кб)
SustainSolo (351 Кб)

Deucetone Rat

90RockFinger (123 Кб)
90RockPick (200 Кб)
EasySustainSolo (296 Кб)
HeavyRhythm (101 Кб)
LightFunkRhythm (133 Кб)
Riffs2 (137 Кб)
Riffs (131 Кб)
VintageRock (298 Кб)

Solo

BluesSoloD10S2T10-Burn (115 Кб)
CleanArpCompD7S3T10-Hot (229 Кб)
CleanArpCompD7S3T11-Melt (134 Кб)
DirtyArpCompD10S9T1-Melt (189 Кб)
FunkyD7S3T10-Hot (216 Кб)

HardRockD10S3T10-Melt (78 Кб)
HeavyRhythmD1S9T1-Burn (99,7 Кб)
HeavyRhythmD1S9T1-Hot (68,7 Кб)
JazzD10T10-Melt (145 Кб)
MarshallishD1S7T10-Hot (204 Кб)

OctavesD9S3T10-Hot (111 Кб)
PunkD12S12T11-Hot (86,2 Кб)

RockinD11S2T10-Hot (71,9 Кб)
RoughSoloD1S1T9.5-Melt (101 Кб)
SustainSoloD3S4T10-Melt (172 Кб)


guitar

 


Email
YouTube Twitter
RSS
Рейтинг@Mail.ru

© 2024 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин