|
Порядок гитарных эффектов |
Источник: hitonline.ua
Размещение эффектов имеет очень большое значение, можно даже сказать, что место решает все. Порядок эффектов в сигнальной цепи в большой степени влияет на качество звучания. Вот простой пример: если ревербератор будет размещен после хоруса, то на вход ревербератора поступит уже не исходный сигнал, а преображенный эффектом хоруса сигнал. Что касается рэковых и напольных многофункциональных модулей (гитарных процессоров), то здесь порядок подключения уже определен самим устройством, хотя в наше время появляется все больше и больше моделей процессоров эффектов, которые позволяют менять порядок включения модулей. Но вот педалей эффектов, или напольных переключателей, этот недостаток не коснулся. Это связано с тем, что они являются полностью независимыми устройствами, которые можно включать в сигнальную цепь как только заблагорассудится. Если исполнитель знает что и куда нужно подключать, это будет большим благом для слушателей, в противном же случае, когда музыкант подключает эффекты наугад, это будет практически преступлением против зрителей.
Используя многофункциональные модули без внутренней маршрутизации сигнала, в большинстве случаев эффекты нужно связывать друг с другом при помощи соединительных кабелей (patch cord). Беда большинства гитаристов в том, что они, пытаясь сэкономить на кабелях, терпят большие потери в качестве звука. Для соединения нужно всегда использовать лучшие соединительные кабеля, которые вам по карману, и подбирать их нужно таким образом, чтобы длины хватало лишь для включения эффекта в цепь, то есть она должна быть минимальной.
При размещении эффектов в сигнальной цепи нужно учитывать принципы их работы и подбирать такие варианты, чтобы реализовать эти принципы. Ниже мы представим лишь несколько советов, которые помогут вам правильно работать с эффектами, получая при этом максимум удовольствия и себе, и окружающим.
Гейновые (в том числе динамические) эффекты, а также эквалайзеры. Многие музыканты включают эти эффекты в сигнальную цепь в самом начале, так как именно они формируют основу звучания. Эти устройства были разработаны с учетом, что к ним на выход будет поступать чистый гитарный сигнал, потому наилучшее место для них – между инструментом и входом усилителя.
Модулирующие и эмулирующие эффекты. Такие эффекты, как задержка и ревербератор можно спокойно ставить и перед входом в усилитель, но лучшим решением будет размещение их на петле эффектов, с помощью которой эффекты включаются в сигнальную цепь на участке после каскадов предусилителя и формирования тона, перед каскадом усилителя мощности. Такое размещение позволяет максимально сохранить тоновую окраску сигнала.
Напольные переключатели (педали эффектов). Разрабатывая напольные переключатели, конструкторы исходят из того, что эти устройства будут включены одно за другим на участке между гитарой и усилителем. Некоторым музыкантам кажется, что педаль ревербератора приобретает лучшее звучание, когда она включена в петлю эффектов. Если вы тоже так считаете, можете использовать эту конфигурацию, хотя это не является обязательным требованием.
Рэковые эффекты. Как правило, эти эффекты используются для формирования более громкого, насыщенного звучания, чем напольные переключатели. Включение рэковых эффектов перед входом в усилитель может привести к перегрузке цепей последнего и появлению не желаемых искажений, потере тона и другим неприятным последствиям. Исходя из этого, рэковые эффекты настоятельно рекомендуется включать только в петлю эффектов. Рэковые эффекты, разработанные специально для гитары, можно включать как перед усилителем, так и в петлю эффектов, но при этом звучание может изменяться. Приобретая такие эффекты, да и вообще любое звуковое оборудование, нужно протестировать их прежде, чем покупать, на своем усилителе или хотя бы на модели со схожими параметрами.
Почти все гитарные эффекты имеют свойство повышать уровень сигнала в сигнальной цепи, потому будьте осторожны и следите за тем, чтобы входы чувствительных к уровню сигнала устройств, таких как цифровая задержка, не были перегруженными чрезмерно усиленным сигналом предыдущего эффекта. Хоть сам эффект и не постарадает от такого перегруза, но звучание будет похожим на звук царапающего стекло железа. Если вдруг в сигнальной цепи после включения достаточно большого количества напольных переключателей появляется слишком большой уровень шума, нужно разместить поближе к концу цепи гейт шумов.
Педалборд
Приборный щит (pedalboard) является простым способом упорядочивания работы с эффектами. Простую концепцию приборного щита можно обрисовать примерно так: берутся все нужные педали и напольные переключатели, а также их блоки питания и монтируете их на прочном листе фанеры или пластика. Такое решение не только обеспечит надежное подключение эффектов – таким образом можно защитить их от случайного повреждения. Еще одним положительным моментом является то, что один раз уделив время сборке всех эффектов, в дальнейшем вы будете тратить считанные секунды на развертывание сигнальной цепи и сможете избежать ситуаций, когда перед самим концертов вы вдруг неожиданно вспоминаете, что забыли захватить с собой ваш любимый девайс.
|
Pedalbord (Педалборд) |
В руках знатока педалборд может стать произведением искусства, так, например, некоторые профессионалы создают потрясающие цифровые коммутаторы, позволяющие активизиро - вать эффекты, размещенные за сценой, переключаться между усилителями и тому подобное. Вам же для начала нужно вооружиться подходящим куском фанеры, хорошим клеем и липкой лентой. Нет никаких особых требований к конструкции, но вам нужно будет удостовериться, что размер вашего щита не больше, чем нужно, ведь в противном случае неизбежны проблемы с транспортировкой, и не меньше, чтобы поместились все нужные устройства. Помните, самое важное – правильно разместить эффекты на щите. Здесь нужно учесть два момента: во-первых, расположение эффектов должно быть как можно более компактное, чтобы вы без проблем могли достать крайние эффектф, во-вторых, между ними должно быть достаточно свободного пространства, чтобы включая/выключая один эффект, вы не задевали другой.
Еще одним важным моментом, который стоит учесть, является свободный доступ к батарейкам. В большинстве случаев гнездо для батарейки находится с тыльной стороны эффекта, потому вам нужно будет продумать метод, с помощью оторого вы будете производить заемну батареек уже после прикрепления эффектов на щите. В этом случае лучше использовать липкую ленту для прикрепления эффектов к щиту, нежели клей. Но самым лучшим выходом станет приобретение блоков питания для всех эффектов, которое не только избавит вас от проблемы смены разрядившихся батареек, но и позволит закрепить эффекты на щите более надежно. Найти нужный блок питания не проблема: во-первых, производители эффектов выпускают специальные блоки питания для своих устройств, а во-вторых, можно можете найти универсальные блоки питания, которые подходят к разным эффектам. Главное, чтобы выбранный вами блок питания давал необходимый уровень напряжения, полярность и силу тока, как того требует конкретная модель эффекта. Случаются эффекты с особыми требованиями к блоку питания, и такими требованиями нельзя пренебрегать. Это может привести к нарушению работы сигнальной цепи, что отразится на звучании.
Для тех, кто не является любителем домашних поделок, есть хорошая новость – можно приобрести готовый педалборд. При выборе модели обязательно обращайте внимание на то, достаточно ли там места для размещения всех необходимых вам приборов (некоторые модели не позволяют устанавливать устройства с нестандартными корпусами), а также на наличие встроенного блока питания. Еще один совет: если ваши эффекты созданы разными производителями, не стоит приобретать приборный щит, созданный под конкретную модель эффектов.
На педалборде могут быть использованы не только напольные переключатели, но и напольные многофункциональные модули эффектов, которые специально спроектированы таким образом, чтобы работать в качестве приборного щита - исполнителю остается лишь включать и выключать эффекты, касаясь соответствующих органов управления ногой.
И последнее, если вы относитесь к поклонникам рэковых эффектов, вы можете использовать выносной напольный контроллер, который будет работать так же, как и приборный щит. Некоторые устройства имеют специальные напольные переключатели, в то время как другие используют коммуникационный протокол MIDI (Musical Instrument Digital Interface), которым можно управлять с помощью напольного переключателя. Использование такого протокола MIDI позволит вам активизировать отдельные эффекты, выбирать заранее подготовленные их комбинации, а также управлять отдельными параметрами в режиме реального времени. Вначале работа с MIDI вызывает некоторые трудности, но разобравшиьс в преимуществах этого протокола, вы сможете полностью оценить все его возможности.
|