Источник: pink-floyd.ru
Перевод: Dina
Третий сольный альбом гитариста Pink Floyd буквально источает спокойную умиротворенность. Вышедший через 22 года после альбома "About Face", "On An Island", безусловно, пластинка совсем другой направленности. Исчезли пустяковые мотивы вроде "Blue Light", а на смену им пришли глубоко личные, "внутрисемейные" размышления.
Большинство текстов альбома "On An Island" написаны женой Дэвида Полли, а потому пластинка фактически выражает их взгляд на то, что они считают по-настоящему важными ценностями жизни – любовь, семья, умиротворенность – то есть материями, не имеющими ничего общего с финансовым благосостоянием.
К примеру, в песне "This Heaven" Гилмор отмечает "life is much more than money buys, when I see the faith in my children's eyes..." ("жизнь гораздо больше того, что можно купить за деньги, если я вижу доверие в глазах своих детей"...)
Альбом начинается с рассказа о вечеринки, на которой Дэвид был с друзьями на одном маленьком острове в Средиземном море. Двоих из этой компании уже нет в живых, но, несмотря на это печальное обстоятельство, в инструментальной композиции "Castellorizon", получившей название в честь греческого острова, и в заглавном треке альбома, который следует прямо за ней, Гилмор с нежностью оглядывается назад ("Remember that night, the warmth and the laughter..."/"Помнишь ту ночь, теплота и смех"), скорее воспевая, нежели сожалея.
"Castellorizon" начинается с того, что можно назвать "эхом грядущего" – фрагменты следующих треков то возникают, то пропадают, приправленные звуками моря, пением птиц и легкой оркестровкой, которая очень эффективно создает настроение. Характерное гилморовское соло врывается в мелодию, и задает тон следующей композиции, собственно "On An Island".
Благодаря парящей гитаре, этот трек вызывает воспоминания и уносит дальше. Он получается медленно нарастающим, как и бОльшая часть альбома, и для того, чтобы открыть все слои и особенности трека, надо прослушать его несколько раз. Как и в песне "The Blue", которая идет следующей, в записи "On An Island" принял участие коллега Гилмора по Floyd Ричард Райт (партии на органе Hammond в "On An Island", вокал в "The Blue"), и еще один участник Floyd, который пришел в группу даже раньше Райта, Радо Клоуз (Rado Klose) (он покинул группу до того, как она стала профессиональной). Клоуз сыграл на гитаре.
С бэк-вокалом Дэвида Кросби и Грэма Нэша в качестве завершающего штриха, "On An Island" похож на море с его приливами и отливами. Это настроение сохраняется и в следующей мягкой, почти усыпляющей композиции "The Blue". Пассаж, исполненный Полли на пианино, звучит постоянно повторяющимся рефреном, дополненный словно падающей вниз и взлетающей вверх гитарной мелодией, и изысканным вокалом. Следующая композиция, "Take A Breath" несколько разрушает созданную атмосферу -она единственная по - настоящему рОковая песня на альбоме, и это, несомненно, разочарует тех его фанатов, которые ценят именно этот аспект его творчества.
Песня посвящена тому, что некоторые называют "hard love" – "строгая любовь" – тому, как ребенок сам становится на ноги, вместо того, чтобы полагаться на родительские деньги или положение в обществе. "If I'm the one to throw you overboard, at least I showed you how to swim for shore"/"Если я тот, кто бросает вас за борт, То я хотя бы показал, как доплыть до берега" и "when you're down is where you'll know yourself"/"Когда ты опускаешься, то там узнаешь себя" – интересно, повлияли ли на этот текст события реальной жизни, связанные с детьми Гилмора. Хороший, взрывной трек, с гитарным глиссандо, которое добавляет песне остроты.
Далее следует короткий, но мелодичный инструментал "Red Sky At Night", и он примечателен не только тем, что Дэвид в нем исполняет партии на саксофоне (на нем Гилмор играет так, как он играл бы на гитаре). В некоторых местах есть задумчивые пассажи, отсылающие нас к "Shine On You Crazy Diamond". Судя по тому, как звучит эта вещь, складывается ощущение, что это один из треков, над которым работал Ричард Райт. Но, как ни удивительно, это не так!
Скорость немного увеличивается в джазовой "This Heaven", записанной при содействии и поддержке Джорджи Фэйма (Georgie Fame), сыгравшего на Hammond. По словам Дэвида, "это песня о том, как быть довольным своей судьбой". Текст песни подтверждает эти слова — Дэвид "считает себя счастливым" ("counting his blessings for what he has").
В следующем инструментале, "Then I Close My Eyes", Дэвид играет на кумбусе – турецкой или ближневосточной гитаре (зависит от того, кто к какой терминологии привык). Красивая песня, временами напоминающая песню группы Fleetwood Mac "Albatross"(*), только "Then I Close My Eyes" намного лучше, более проникновенная. Замечательна она и стеклянной гармоникой Алесдэра Маллоя (Alasdair Malloy), и мягким корнетом Роберта Уайатта (Robert Wyatt).
Следующая песня, наверное, самая старая на альбоме, и она знакома многим из вас. "Smile" была написана примерно 10 лет назад, и запись на пластинке практически соответствует оригинальному демо, сделанному в 2001 году. Она лишь немного "причесана". Живая премьера песни состоялась на Royal Festival Hall в 2001 году. Это красивая колыбельная, с простой инструментовкой, поддерживающей безумно нежный вокал. Мягко исполненный на акустической гитаре вальс превосходно оттеняет пение.
"A Pocketful Of Stones", получилась, пожалуй, самой оркестровой, и самой подходящей для съемки клипа песней на альбоме. На ее звучание явно повлиял Збигнев Прейшнер (Zbigniew Preisner). В ней вновь звучит стеклянная гармоника Маллоя, которая прекрасно сочетается с арфой Люси Уэйкфорд (Lucy Wakeford) и изысканным вокалом Дэвида.
Завершает альбом "Where We Start" – песня, которую Дэвид посвятил Полли, снова и снова рассказывая о своих чувствах. И вновь по этой песне ясно, в каком состоянии духа он пребывал во время записи альбома. Пасторальный трек с простыми словами переносит в идиллическую картину: "we lie in the bluebells, a woodpecker laughs, time passes slowly our hearts entwined, all of the dark times left behind..."/"Мы лежим в колокольчиках, дятел смеется, Время течет медленно, наши сердца сплелись, Все темные времена остались позади". Красивое окончание альбома – Дэвид смотрит в будущее, старея с женщиной, которой он, несомненно, поклоняется.
За исключением "Take A Breath", альбом получился мягкой, роскошной, спокойной и личностной работой человека, довольного своей жизнью.
Кто-то, возможно, ожидал более длинной пластинки ("On An Island" длится 50 минут, что достаточно мало по нынешним меркам). Кто-то, возможно, ожидал более тяжелого, рОкового альбома, не такого сентиментального. Но очевидно, не об этом думал Дэвид, создавая альбом. И без сомнения, его гитара открыла новые неизведанные области и указала новые ориентиры, так что гитаристам-мелодистам будет где развернуться!
Это красивая насыщенная и "точеная" коллекция, которая, без сомнения, пройдет испытание временем как одна из лучших работ Дэвида. И личностная насыщенность песен также имеет огромное значение. Давайте просто надеяться, что этот альбом знаменует собой новую творческую эру для Дэвида, с последующим материалом в том же ключе.
|