Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая

weg


 

Musima Pioner - гитара юных тельманавцев

Источник: sovietguitars.com

На прошлой неделе исполнился ровно год как в моем доме поселился удивительный инструмент порожденный восточно-немецким гитарпромом в далеких уже 60-х годах прошлого века. Став при этом, одновременно самым старым, и самым идеально сохранившимся экзепляром моей маленькой гитарной коллекции. Еще неделей ранее эта гитарка обрела, наконец, последнюю недостающую детальку – ручку колка. За что огромный респект и уважуха Alexstar'у. Так же хочу пренести ему публичные извинения за свою тормознутость – ну не офигел ли я столько месяцев не забирать уже отремонтированные колки!

Во исполнение морального долга перед сообществом я пишу эту статью, ибо ни описания такого инструмента, ни, вообще каких-либо упоминаний о нем, за исключением темы, где эта гитара продавалась, у нас еще нет.

Выкуп гитары происходил до того, как турист из Москвы, некто Дмитрий Анатольевич М., посетил киевский вокзал и не обнаружил там ни одного экскурсовода в форме, и последовавших за тем мер по усилению, ужесточению и упорядочиванию. Таким образом, мне ни кто не помешал взаимовыгодно договориться с проводником и требуемая сумма отправилась в славный город Львов, а еще через неделю в обратном направлении ко мне приехала героиня этой статьи.

Поскольку на улице стоял жуткий мороз, то толком разглядеть приобретение я смог только дома. Первое, что удивило в гитаре, это вес. Точнеее его отсутствие. Причем, начал я удивляться, как только взял ее в руки зачехленную и нес от вокзала до дому, т.е. еще до того как увидел инструмент воочию. Реально, не припомню, что бы когда-либо я держал в руках более легкую гитару.

В двух словах внешний вид инструмента можно описать как минималистическая эстетика, или эстетичный минимализм – как вам больше по душе. Да, это простой бюджетный, как сейчас принято говорить, инструмент, но выполненый, так сскать, на высоком художественным уровне. Причем, без балды, у создателей был вкус позволяющий простыми средствами сделать красиво, и понимание, чем можно пожертвовать ради удешевления производства, а чем поступаться не следует. И все это с учетом интересов целевой аудитории. А гитара предназначена прежде всего для обучения и игры на ней лиц младшего и среднего школьного возраста.

И так по-порядку: Гитарка кроме легкого веса имеет еще и сромные размеры – всего 93 см в длинну. Корпус с относительно широкой талией и одним вырезом для доступа к грифу украшен четырехслойным пластиковым кантом с обеих сторон. Толщина по обечайке от 46 мм в районе грифа до 49 мм со стороны струнозацепа. И дно, и верхняя дека ощутимо выпуклоты. Но, если верхняя дека оснащена двумя поперечными рипами и продольной пружиной (аккурат по середине корпуса), то никаких ребер на нижней деке, т.е. дне, не наблюдается. И, каким образом оно сохраняет свою форму, для меня загадка.

Инструмент окрашен в одноцветный берст от красно-коричневого к прозрачному. Сквозь лак хорошо видна структура дерева – характерные фанерные разводы. Интересно, что похожий прием в исполнении бобровских страдиварей ничего кроме отвращения не вызывает.

Несмотря на миниатюрные размеры, мензура близка к нормальной – 620 мм, так что бридж несколько смещен назад. Но, при такой форме корпуса, положение брижда воспринимается гармоничным и правильным.

Гриф сделан из цельного куска бука. Небольшой кусок подклеен к пятке, но место склейки задуто краской так, что даже и разглядел я его не сразу. Голова при этом имеет наклон позволяющий обходиться без ретейнера. Форма головы лопаткообразая слегка ассиметричная. Нужно отдать должное дизанерам за этот штрих – сдержано и элегантно. Обращает на себя внимание тщательность подбора дерева – радиальный распил и полное отсутсвие дефектов вроде сучков, свитлеватостей и косослоя.

Кроме повышеной прочности конструкции, радиальный распил производит и эстетический эффект: характерные буковые крапки, будучи распиленными вдоль и заполироваными, обретают вид тигровых полос и красиво играют на свету, становясь то темнее окружающей поверхности, то светлее в зависимости от угла падения света. Особенно это заметно на лицевой стороне головы.

Где-то я читал, что подобное крепление грифа к корпусу исконно германское изобретение. Оно существовало в двух вариантах: либо гриф прикручивался к клецу винтом (в таком виде оно перекочевало к нам в Россию в XIX веке и позже варваризировалось советской промышленностью), либо вклеивался. Второй вариант как раз представлен на этом инструменте. Характерный "хвост" нависающий над корпусом, образован при помощи деревянной пластинки врезаной в заготовку грифа.

Профиль исключительно удобный C-образный, довольно тонкий: 22 мм в районе нулевого лада и 25 мм в районе 11-го. Анкер отсутствует. Однако, это не мешает грифу оставаться идеально прямым. Спасибо тут нужно сказать правильно подобраной древесине, короткой, почти как на класике, мензуре 620 мм. Накладка скорее всего буковая плоская покрашеная в черный цвет, несет на себе 18 аккуратных тонких ладов плюс нулевой. Соединение с корпусом происходит в районе 12-го лада, опять же как на классиках.

Изложеные факты позволяют предположить, что гриф для данной гитары мог изготовливаться на тех же самых линиях и из тех же материалов, что и грифы для какой-то модели класических гитар. В пользу этой версии говорят врезаный "хвост" (на класике его нет, вот и пришлось вживлять дополнительно), короткая мензура, плоская накладка. А так же, соображения экономического характера – ведь используя уже налаженый тех процесс можно значительно удешевить производство, не теряя при этом в качестве.

Струнозацеп состоит из металлической петли удерживаемой на обечайке тремя шурупами, прутка изогнутого в виде трапеции и приваренной к нему коробчатой детали выгнутой из металлической пластины. Снизу эта деталь имеет шесть пропилов образующих гребенку. Очень удобная система! Для установки или замены струны нет никакой нужды продевать ее всю через труднодоступное маленькое отверстие – достаточно зацепить бобышку за нужный паз гребенки.

Бридж представляет из себя чуть-чуть уменьшенную версию ГДР'овских (musima/marma/migma) незакрепленных бриджей. На снимке для сравнения бридж мармы (снизу) и 1656 (сверху). Несколько удивляет то, пружина в этой гитаре всего одна и проходит по середине корпуса акурат между лапками основания бриджа. Т.е. получается, что колебания струн не передаются непосредственно на пружину, как это по-идее должно было бы быть. Хотя, тут бОльшую роль могли сыграть соображениями механической прочности – если вся нагрузка от натяжения струн сосредоточилась бы в небольшой области, где бридж давит на пружину, то она единственная и тонкая может просто не выдержать и оторваться. А вот так, брижд слегка продавливает тонкую деку, и уже та распределяет нагрузку на пружину и нижний рип. Правда, и это не помогло в должной мере, и рип таки оторвался.

Вот и вся нехитрая электронная начинка. Один сингл сопротивлением 7,3 кОм, один потенциометр и разъем джек тоже один. Датчик цеплялся к хвосту грифа и соединялся с регулятором громкости через эфу. Проводка выполена кабелем в металлической оплетке, которая играет роль экрана. Заземление на струны отстутствует, но и без него фон минимальный.

Опозновательных знаков, четко указывающих на год выпуска, на электронных компонентах не имеется. Если, конечно, не считать таковыми цифры "1765" на резисторе. Но версия о производстве этой гитары во времена Фридриха II-го мне предствляется сомнительной. 65-й год ближе к истине, но что тогда означают цифры "17"?

Флажок пикгарда изготовлен из белого непрозрачного пластика, который слегка изогнут, что бы крепления попали в предназначеные для них отверстия. Его форма опять же не лишена изящества. Кстати, нечто подобное я видел на фотографиях некоторых "Хернсдорфов". Дополнительную нарядность придает скругленный и покрашенный черным торец.

Крепится пикгард в трех точках: за гриф, бридж и кронштейн. Причем, в первых двух случаях металлические штыри закрепленные на флажке вставляются в специальные отверстия в грифе и бридже, а кронштейн, закрепленный на обечайке двумя шурупами, вставляется в специальный карман, образованый приклееными снизу кусочками пластика.

Эфы имеют однослойную окантовку. Кант, скорее всего, выштамповывался отдельно затем вставлялся в прорезаное в деке отверстие. Там, где форма отверстия слегка не совпадала с формой канта, образовывались щели, которые зашпаклевывались. После сверху наносились краска и лак.

Антабка под ремень всего одна, белая и пластмассовая.

Потенциометр отвечающий за громкость снабжен очень стильной ручкой.

(фото сделаны предыдущим владельцем)

Гитара попала ко мне в руки будучи лишенной крутилки колка 4-й струны. Как я уже упоминал в самом начале, Alexstar изготовил великолепную реплику, практически неотличимую от оригинала. Сами ручки колков овальные перлоидные, точь в точь такие, как стоят на другом экспонате моей коллекции, Марме 68-го года, а по форме они ни чем не отличаются от аналогичных ручек музимы 1656, правда, те просто белые.

Самым очевидным дефектом конкретно этого инструмента был отрыв пружины, точнее рипа, а еще точнее обоих рипов. Тут нужно пояснить: рипы это такие поперечные рейки приклеиваемые к деке в большей степни для придания ей формы и прочности, в то время как продольные пружины, кроме функции ребер жесткости, передают колебания от нижнего порожка (бриджа) ко всей деке, заставляя ее работать как единое целое. Как я уже упоминал выше, пружина в этой гитаре всего одна – проходит по середине от нижнего рипа, расположенного чуть ниже самой широкой части корпуса, до верхнего расположенного, соответственно, в самой узкой части. И вот, с одного края оба рипа оторвались от верхней деки, от чего та проминалась внутрь корпуса.

На сделанном предыдущем владельцем фото видно как из-за этого приходиться поднимать бридж.

Но не все так страшно как выглядит на первый взгляд: эфы обеспечивали отностительно легкий доступ к дефектным местам, а нехитрые инструменты – струбцины, лампочка, зеркальце и шприц с иглой на трубочке – после нескольких репетиций позволили произвести успешный ремонт.

Как раз лампочка позволила наблюдать удивительную картину: в темноте, гитара светилась как китайский бумажный фонарь, все внутренности просвечивались без рентгена. Я даже сделал видео и выложил его ютубе. Правда, матрица цифромыльницы не в состоянии передать это зрелище, в то время как картина видимая живым глазом впечатляет. Поначалу я даже подумал, что гитара сделана вовсе не из фанеры, а полностью из шпона! Я поразился инжинерной смелости немецких лютнеров: сделать гитару из материала, который в чистом виде применяется, разве что, для изготовления палочек для мороженого! Но когда, я снял потенциометр, стало понятно, что дека все-таки из фанеры, правда, наружные слои совсем тоненькие – такие, что толщина этого бутерброда чуть больше двух с половиной миллиметров. Обечайка при этом совершенно точно из шпона.

Все это великолепие было одето в чехол.

Тканевый, утепленный закрывающийся снизу при помощи шнурка и клапана на кнопке. Полупортативность ему придает одна ручка для переноски из кожзама.

Что можно сказать взаключении?.. В 60-х немцы еще не были сильно испорчены социализмом и даже сохраняли, например, представления о рыночных нишах. Гитара неплохо вписывается в нужды целевой аудитории: Она достаточно красива, чтобы понтонуться перед однокласниками (однокласницами ) и неплохо бы смотрелась со сцены актового зала. Очень легка, чтобы ее спокойно таскал подросток. Чистый акустический звук достаточно силен, что бы репетировать без подключки, правда, особо выдающимся его не назовешь – нечто среднее между банджо и балалайкой. Зато подрубившись к комбику школьного ансамбля можно получить вменяемый электрогитарный звук – датчик то тут такой же как и на "взрослых" инструментах. А вот подвела немцев химия, а точне клей. Врочем, именно из-за этой досадной поломки гитара дожила до нас в таком великолепном состоянии, ибо по причине неиграбельности более сорока лет пролежала в чехле на антресолях.

guitar

 


Email
YouTube Twitter
RSS
Рейтинг@Mail.ru

© 2024 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин