Вот и еще один редкий усилитель прошел через руки Tube Tone – Matamp GT2 – прототипный ламповый аппарат британского происхождения. Насколько нам известно, в мире существует только два Matamp GT2. Первый безнадежно потерян, последний раз был замечен у коллекционера из Уэльса. А второй принадлежал гитаристу английской группы Year Of The Man.
Уникальность данного усилителя заключается не только в том, что это, собственно, Matamp, а прежде всего в двух полноценных каналах. Любители английского бутика знают, что конек подобных агрегатов - одноканальность.
Оба аппарата по сути являются прототипами грядущей двухканальной модели (возможно, больше и не будет внесено изменений). Однако, вряд ли стоит ожидать новую модель в ближайшие годы при известных темпах работы фабрики.
Функционал/сборка
В аппарате два канала с индивидуальными темброблоками, регулировками гейна, громкости и презенса. Два инструментальных входа. Кстати, как и в большинство «правильных» усилителей, в Matamp GT2 можно подключать бас. Привычный фильтр Voice на данном аппарате показался еще более глубоким. Сзади расположен переключатель на половину мощности. В оконечнике – четыре EL34 от JJ (стандарт от Matamp).
Сборка как всегда выполнена довольно качественно с легким налетом типичной британской небрежности. А мрачноватый олдскульный вид усиливают трансформаторы привычных размеров – с пол усилителя! Внутренности Matamp`ов производят впечатление даже на самых дотошных паяльщиков. И этот аппарат – не исключение.
Ощущения
Первое, что хочется рассказать об этом усилителе – громкость. Это без сомнений самый громкий, самый безумный усилитель, который нам приходилось тестировать до сих пор! Американцы подобные явления называют «stupid loud». Точнее и не скажешь!
Нулевое положение громкости – 6 часов. На 6:30 можно поиграть дома. 7:30-8 – репетиционный уровень. Ближе к 9 часам ты автоматически отходишь от кабинета, ищешь более «безопасное» место в помещении, неподзвученной бочки нет, начинают «пропадать» тарелки барабанщика. 10 часов – барабанов нет (а в хорошо заглушенном помещении теряются даже самые верхние частоты), басист в недоумении косится на свой аппарат – он себя уже не слышит. Подходить к кабинету можно только выключив громкость на гитаре. К 11 часам темнеет в глазах.
В голове постоянно вертится один вопрос: «зачем?» Но ответ на него приходит лишь со временем, когда окунаешься полностью в звук. А он, конечно же, шикарный. Усиленная отдача по низким частотам, мощная и пробивная середина – это то, чем славятся подобные усилители.
Джефф, нынешний владелец Matamp, сказал, что «по замерам чистый канал выдает около 90Вт, а сколько дает перегруз, неизвестно.. может быть 170-180Вт..» Интересно, как после этого Джоэль из Electric Amps аргументирует свою позицию в конфликте Matamp vs. Electric? Ведь частично она базировалась на том, что британская фабрика перестала делать «те самые большие и громкие усилки».
Каналы по чистому звуку отличаются не сильно, но в перегрузе первого больше песочка в верхах, тогда как второй более сглажен и напорист по нижним частотам.
Ручка Voice позволяет делать звук более тонким по мере кручения вправо. При этом убирается доля гейна. В итоге гитару с хамбакерами можно заставить звучать почти так же, как и с синглами (что продемонстрировано на обоих видео). Опять же, как и подобает бутиковому усилителю, он звучит на ВСЕХ настройках. Когда мы впервые начали на нем играть, к эквалайзеру даже и не притрагивались. Только потом уже начали менять звук под себя.
Кстати, искренне ваш все-таки крутанул ручку громкости дальше вправо ради эксперимента. Предварительно надел изолирующие наушники, которые, впрочем, не очень помогали. То ли в силу особенности нашего слухового аппарата, то ли конструкции усилителя, но после 11 часов при дальнейшем кручение вольюма вправо наступает некое плато по громкости – она возрастает не так радикально. Но в любом случае, после 2 часов уже крутить было нереально. Болевой порог.
Пару слов о боли. Пока еще не до конца изучен этот феномен, но после прослушки многих аппаратов, я определенно уверен, что он существует. Дело в том, что после репетиций на хороших британских усилителях, даже если все было очень громко, голова почти не болит, уши не звенят. С американскими немного по-другому.. после третьего часа игры, скажем, в Bogner Uberschall наступает слуховой дискомфорт, а остаток ночи присутствует свист в ушах. С Матампами и Хайваттами этого не происходит. Возможно, дело в том, что у них более богатый и одновременно сглаженный спектр частот, менее губительный для наших перепонок.
Отдельное слово надо сказать про динамику. В Matamp GT2 она просто феноменальна! Характеристики звука очень чутко меняются в зависимости от звукоизвлечения. Поэтому для тех, кто привык играть на процессорах и привычных хай-гейн усилителях, игра на подобном агрегате представляют собой ощутимую сложность. Все огрехи вылезают наружу, а быстрые пассажи, требующие хорошую атаку, играть еще сложнее!
В целом аппарат произвел серьезное впечатление. Громкость даже «на нуле» не убивает звук, усилитель в пачке погребает абсолютно все и имеет свою особенную и неповторимую харизму. В нем есть воздух, душа, характер и свои капризы. Воистину живой усилитель!
Из недостатков можно отметить следующие. Если в группе есть второй гитарист, играющий на более слабом (как по мощности, так и по уровню) аппарате, то скорее всего ты его не услышишь. То же самое относится к басу. Также, из-за стального корпуса и огромных трансформаторов усилитель очень тяжелый.
Сэмплы
Первое видео нам записал одаренный молодой музыкант Сергей Головин, многим известный по довольно… забавному видео на youtube с Зинчуком.
Сергей прошелся по некоторым настройкам и использовал разные звуки. Обратите внимание на 6:30, когда меняется уровень гейна в зависимости от того, с какой силой Сергей берет аккорд.
Понимаем, что после шикарной игры Сергея, возможно, нам не следовало вывешивать второе видео, но очень хотелось более явно продемонстрировать динамику Matamp GT2 с большим уровнем гейна. На втором видео ручка гейна выкручена вправо, ровно как и громкость на гитаре. Естественная заводка при игре на чистом звуке происходит из-за большой громкости и от того, что гитара расположена почти напротив кабинета. С 44 секунды начинается игра на полную. Во второй части видео Огром переключается Voice в самое крайнее положение (соответствующее наиболее «тонкому» звуку). Здесь мы уже слышим игру с обоими включенными хамбакерами. Во второй части мы также добавили чуть больше «комнаты», чтобы подчеркнуть наличие «воздуха» в чистом звуке.
Напоследок приводим кустарную запись с репетиции Year Of The Man для любителей сладж/стоунер музыки.