Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая

weg


 

Jackson Soloist

Автор: Александр Авдуевский
Журнал: MusicBox №34

Многие поворотные моменты в истории электрогитары обусловлены случайностями и стечением обстоятельств, иногда отходом от всех правил. Нарушение правил эксплуатации усилителей породило овердрайв и дисторшн. Наплевав на все традиции изготовления гитар, Лео Фендер поставил производство на конвейер, и результат оказался превосходным. Невинный розыгрыш Рэндалла Смита дал рождение Mesa/Boogie… Рождение торговой марки Jackson тоже было незапланированным событием.

Историческая встреча

В конце 1970-х – начале 1980-х годов, эпоха случайных открытий в производстве гитар завершилась. В индустрии наступило время переосмысления. Новое поколение мастеров и инженеров, придирчиво анализировало легендарные модели гитар, выясняя, что в них действительно результат гениального озарения, а что все-таки случайный атавизм. Стали возникать небольшие компании, специализирующиеся на выпуске «переосмысленной классики». На их пользу работала и смена музыкальных поколений и то, что гиганты индустрии переживали тогда не лучшие времена.

В плеяду «новых» компаний входило детище Wayne Charvel, носившее его фамилию и специализировавшиеся на выпуске гитар, условно категоризируемых как «Hot-Roded Stratocaster». То есть «тюнинговый» Stratocaster, в целом повторяющий оригинальную модель, но имеющий «модную» комплектацию, например такую, как на гитаре большого любителя поэкспериментировать с инструментами Eddie Van Halen.

В число ключевых фигур Charvel входил Grover Jackson. Был он человеком уважаемым, и как говорится, «круто затусованным», прекрасно знакомым со всеми представителями кипевшей в начале 80-х, калифорнийской сцены.

Среди его друзей-музыкантов был и Randy Rhoads, который как раз получил работу у Великого и Ужасного Ozzy Osbourne. Взлет карьеры, стал для Rhoads и началом творческого взлета. Работа с такими монстрами как сам Ozzy, Bob Daisley, Lee Kerslake, необходимость подтверждать статус лидеров бурно возрождавшегося heavy-metal – все это стимулировало творческий поиск музыканта. И, конечно же, в этом поиске он хотел раз и навсегда решить вопрос с инструментом.

Вкусы Randy были весьма конкретны. Он бы большим фэном двух гитар – Gibson Flying V и Gibson Les Paul Custom и просто мечтал найти гитару, которая сочетала бы в себе достоинства этих двух инструментов, но отличалась от них. Поскольку ни в одном магазине ничего подобного не было, он обратился к Grover Jackson, с просьбой сделать ему такой инструмент. Grover Jackson постарался максимально выполнить требования музыканта и через некоторое время уже любовался на результат своих трудов. Но он испытывал какое-то чувство дискомфорта, не хватало какого-то решающего штриха. Не было логотипа на голове грифа. Корпоративная этика диктовала необходимость написать на грифе Charvel, но инструмент настолько не вписывался во всю производимую компанией линейку и был настолько личным произведением мастера… Пришлось, не долго думая, поставить собственный «автограф». Стандартным рукописным шрифтом. Скромно и со вкусом – Jackson.

Инструмент был сделан, и Randy был счастлив, пока не заметил, что все считают, что он играет на Flying V. При всей своей скромности, как и всякий гитарист он не был лишен определенного тщеславия, и хотел, чтобы было видно, что он играет на гитаре, сделанной специально для него. Чтобы она отличалась от стандартной V. В присутствии Randy (свидетельства очевидцев расходятся только в том, был ли музыкант непосредственно у станка или все же ждал за дверью мастерской) Grover Jackson безжалостно сделал на заготовке корпуса асимметричный вырез. Результат был одобрен музыкантом, и на свет появилась вторая гитара с надписью Jackson.

Вперед к Soloist

Ставя свою фамилию на гриф гитары, Grover Jackson вовсе не собирался превращать ее в торговую марку. Но тогда он еще не осознавал до конца, какое огромное влияние Randy Rhoads имеет на умы и сердца нового поколения металлистов. Насколько дизайн гитары отвечает эстетике жанра. И конечно, он не мог предвидеть, что блистательная карьера музыканта вскоре трагически оборвется, и как результат, все связанное с Randy Rhoads, станет предметом культа. И что спрос на гитару-«стрелу» с надписью Jackson будет огромным.

Одновременно бизнес, построенный на тюнингованных стратах стал переживать не лучшие времена. Сам Wayne Charvel (который был в первую очередь мастером, а менеджером – уже по необходимости) устал от деловой суеты. Да и сам по себе «тюнинг» был уже не столь актуален.

В итоге Grover Jackson выкупил у основателя компании бизнес, права на торговую марку и завершил процесс организации помимо Custom Shop, серийного производства. После чего со спокойным сердцем продолжал выпускать как гитары идеологии Charvel, так и воплощать идеи Custom Shop в серию под логотипом Jackson.

На рынке гитар «для металлистов» Grover Jackson был не одинок, братья-конкуренты (почти в буквальном смысле родственники, все хорошо знали друг-друга, переходили из компании в компанию, такая была «Санта-Барбара») тоже не дремали. Надо было как-то выделяться, и совершенно очевидно возникла идея выпуска модели, которая сочетала бы в себе все лучшее, что породила «вторая волна» начала 80-х, и одновременно воплощала идеологию компании с двумя продуктовыми линейками.

Таким инструментом стала модель Soloist, которая с одной стороны сохраняла «стратокастерные» традиции в дизайне, а с другой стороны имела все характеристики, которые в начале 80-х были в основном преррогативой инструментов класса Custom Shop. Название модели, конечно, дань времени, когда на подъеме был «шред», разумеется, Soloist отменно проявляет себя и в задачах ритм-гитариста. Сегодня его смысл заключается в том, что на английском языке называется емким словом “playability”.

Сквозной гриф это и более певучий звук и одновременно повышенный комфорт доступа к последним ладам. Сегодня сквозной гриф уже не исключительно Custom Shop характеристика, как в начале 80-х, но тем не менее, он остается серьезной проб. Форма в духе Stratocaster – конечно не так стильно по имиджу, RR, Kelly или King V, но зато наиболее сбалансированного - как с точки зрения дизайна, так и эргономики - решения пока что не придумано. Впрочем, дань агрессии в дизайне тоже отдается - в виде инкрустации на грифе в форме «акульих плавников». Не обошлось без исторически сложившегося влияния Gibson – накладка из черного дерева, окантовка на грифе. Дополняет общую картину Original Floyd Rose – «автомат Калашникова» среди тремоло систем.

Наличие Soloist очень существенно укрепило репутацию Jackson среди «серьезных металлистов». Простой и понятный дизайн, превосходные характеристики, комфорт, звук – действительно всеобъемлющий символ качества, убеждающий в том, что даже гитары самого радикального дизайна от Jackson будут не просто имиджевой игрушкой, но серьезным профессиональным инструментом. На Jackson «подсаживались» целые группы такие как Megadeth и Anthrax, андегранудные «экстремальщики» ни на секунду не задумывались на чем играть, да и достаточно консервативные группы, такие как Iron Maiden присовокупляли гитары Jackson к своему арсеналу.

Хэви-метал был на гребне, у музыкантов водились серьезные деньги (не супер-доходы поп - звезд, но достаточные чтобы не экономить на инструменте), которые они вкладывали в гитары. Немногие это знают, но у Jackson никогда не было большого количества эндорзеров. Были артисты, которые рекламировали конкретные модели, но большинство фотографий из каталогов Jackson всегда были и остаются просто портретами музыкантов, потративших свои кровные на инструмент. В России давними и весьма искушенными коллекционерами Jackson являются Владимир Холстинин и Дмитрий Четвергов.

Вариации на тему

Как и многие производители, Jackson на протяжении лет всячески варьировали характеристики гитар Soloist. Менялась комплектация звукоснимателями, менялось количество ладов у моделей c двумя хамбакерами (22 или 24). Неизменным атрибутом серии оставался только сквозной гриф. В последние годы компания явно предпочитает меньше экспериментировать с отдельно взятыми моделями, просто увеличив их количество. Кроме того, периодически в ограниченном количестве (обычно к выставке NAMM) выпускаются так называемые “spot models”, с нетипичными характеристиками.

Модели SL1 и SL2H продолжают начатые в 80-х традиции. Это классические Soloist с кленовым грифом, ольховыми «ушами» корпуса, и тремоло FR Original. Модель SL1 имеет конфигурацию H-S-S с переключателем на 5 положений, хамбакером Seymour Duncan TB-4 JB у бриджа и двумя стековыми «виртуальными синглами» SD Classic Stack. SL2H отличается тем, что у нее конфигурация H-H, и соответственно трехпозиционный переключатель хамбакер SD SH-1 ’59 у грифа. Несколько неожиданный выбор поскольку традиционно Jackson ставят в пару к JB звукосниматель SH-2 Jazz, который помощнее чем SH-1. Но отдача у самой «деревяшки» SL2H более чем достаточна для того, чтобы SH-1 выдавал в руках хорошего музыканта мощный, сочный тон. При этом достигается большая универсальность звучания в отношении чистого звука.

Остальные модели сегодняшней линейки Soloist Jackson плавно заполняют все пространство от «суперстрата» до, если можно так выразиться «супергибсона». SL1 и SL2H выпускаются в модификациях SL1T и SL2HT, c фиксированным бриджем в стиле Tune-O-Matic, но без стопбара, а со струнами, пропущенными сквозь корпус (как у культовой гитары Gibson Flying V 58 года).

При этом сам материал остается тем же – клен+ольха. Еще одним «гибридным» вариантом является SL2H MAH – SL2H, с грифом и корпусом из махагона. Но с нетипичным для гибсоновской традиции тремоло. Еще дальше по пути в сторону упомянутой традиции движутся SLS (Soloist Slim) и SLATQH. Само собой, они не копируют гитары конкурентов, и имеют несколько нехарактерный для них дизайн. SLATQH – полностью махагоновый инструмент с фиксированным бриджем (струны сквозь корпус) и звукоснимателями SH-14 у бриджа и SH-2 у грифа. SLS отличается наличием кленового верха на корпусе, двусторонним расположением колков, бриджем в духе Fender fixed и звукоснимателями SD Pearly Gates у бриджа и SH-1 у грифа.

Бюджетная категория в этой группе Soloist представлена гитарой SLSMG. Этот махагоновый инструмент имеет обтекаемый легкий корпус, накладку из черного дерева, фиксированный бридж (струны сквозь корпус). Буквы MG в названии модели обусловлены тем, что на ней установлены звукосниматели EMG HZ.

Таким образом, приверженцы серии Soloist могут собрать себе приличную и очень разнообразную коллекцию инструментов для самой разной музыки. И если есть желание, можно выбрать самые разнообразные расцветки от различных оттенков сплошного цвета, металлик и прозрачных лаков до экзотических текстур Eerie Dess Swirl и «гремучей змеи», молний, черепов и т.д. Поскольку четкой грани между серийным производством и Custom Shop у Jackson нет, для серийных моделей стандартный список расцветок составляет 30-40 пунктов.

Стоит заметить, что на протяжении всего времени существования торговой марки Jackson, не особо искушенные гитаристы регулярно путали серию Soloist с серией Dinky, которая тоже основана на принципе суперстрата, только с привинченным грифом. Периодически возникала некоторая внутренняя конкуренция в линейке, и прочие недоразумения. Поэтому Jackson с недавних пор для ясности стали выпускать американские Dinky с активными звукоснимателями EMG 81/85, а японские с Duncan Designed и EMG HZ. Таким образом, американские модели SL и DK хоть и близки по цене, но имеют свои особенности, а японские SL и DK наглядно разведены по цене и характеристиками.

Мировой стандарт

Не секрет, что современные технологии позволяют любым производителям выпускать удачные инструменты любого типа. Однако, оригинальные модели по-прежнему остаются эталоном с которым сравнивают аналоги. Все знают, что является эталоном «классической электрогитары с хамбакерами», «классической электрогитары с синглами», «модерновой высокотехнологичной электрогитары»… Точно так же Soloist остается символом суперстрата, и влияние этой модели на «сквозняки» от основных конкурентов (Ibanez и ESP) несомненно.

Jackson вошли в группу компаний Fender Musical Instruments, и судя по тому, как активно стало развиваться серия Soloist, традиции заложенные в начале 80-х Wayne Charevel и Grover Jackson (ныне независимые производители) сохранены и преумножаются.



guitar

 


Email
YouTube Twitter
RSS
Рейтинг@Mail.ru

© 2024 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин