Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая

worldelectricguitar в вконтакте

weg


 

История Hiwatt

Журнал: MusicBox №36
Автор: Иван Казаков

Идея написать про великих инженеров прошлого, создавших оборудование, неотделимое от золотого фонда рок-музыки, напрашивалась давно. Проблема заключается в трудности нахождения действительной истории, а не рекламных сказок, десятилетиями оседающих в умах музыкантов со страниц журналов.

Дейв Ривез (Dave Reeves)

Дейв Ривез (Dave Reeves)

Лео Фендер (Leo Fender), Кэн Брэн (Ken Bran), Дейв Ривез (Dave Reeves). По хронологии эти фамилии стоят правильно, но я начну с удивительных усилителей Hiwatt, продукта инженерного гения Дэйва Ривеза. Эти усилители являются моим безусловным фаворитом, и я лично знаком с некоторыми участниками истории Hiwatt, что облегчило сбор информации. Начнём с первой половины шестидесятых. В это время Дэйв работал в фирме Sound City, подразделении компании Dallas Arbiter. Он разработал серию гитарных усилителей и кабинетов, которые должны были стать альтернативой американской продукции на современном рынке. Оригинальный бизнес-план, разработанный компанией, ставил целью сделать продукцию Dallas Arbiter (позднее DMI) единым ресурсом для экипировки рок-группы. Компания выпускала большую часть из необходимого музыкального оборудования: Sound City – гитарные и бас-гитарные усилители с колонками, звукоусилительные системы с микрофонами; Hayman Drums (подразделение Dallas) – барабаны. Система казалась стройной и была рассчитана на агрессивное завоевание рынка. В соответствии с ней, вся продукция Sound City должна была продаваться по привлекательным для небогатых английских групп ценам. Как результат, себестоимость продукции имела жёсткую черту, за которую не должна была переступать. В то время стодвадцативаттная «голова» Sound City L100 и два кабинета (4х12) стоили значительно меньше тысячи долларов, ибо были, в противоположность маршалловскому стеку, неизвестны, но вступали с ним в конкуренцию.

Дэйв Ривез как ведущий инженер-разработчик понимал, что качество продукции страдает из-за не самых лучших материалов и особенно из-за персонала, её собирающего. Если бы бизнес-модель была менее агрессивной и с более гибким бюджетом, то результат мог бы быть иным. Ривез разработал свой собственный план, основанный на желании делать насколько возможно безупречные усилители, не взирая на себестоимость. Такого в рамках Sound City он сделать не мог. Осознавая невозможность кардинального улучшения качества, он принимает непростое решение и уходит из компании. Действительно выдающихся достижений добиваются люди, думающие о деньгах не в первую очередь и готовые ради своих на первый взгляд сумасшедших идей бросить солидное положение и успешную карьеру. Так в 1966 году началась история фирмы Hylight Electronics и её бренда Hiwatt. Вместе со своей женой Дафной и друзьями Дагом Фентиманом (Doug Fentiman) и Яном Отсом (Ian Oates), он начал выпускать гитарные и бас-гитарные усилители в гостиной комнате своего фамильного дома в Нью-Малдене, графство Саррей, примерно в 18 милях южнее Лондона. Кроме Sound City, за плечами у Ривеза были Marconi Electronics и знаменитая GCE/Mullard, и он знал, что нужно делать.

Усилители продавались напрямую музыкантам, минуя розничную торговлю и связанные с этим потери. Сэкономленная разница шла на развитие качества и фирмы. Одним из первых супергитаристов, начавших использовать Hiwatt был Пит Тауншенд (Pete Townshend). Дэйв Ривез ещё ранее модифицировал для Тауншенда «головы» Sound City. Успех рос очень быстро и складывался из популярности известнейших групп, использующих Hiwatt в своих турне, огромного звука и спартанской надёжности усилителей. Для дополнительного субсидирования проекта HyLight Electronics начала производство под брендом Sola Sound, для компании Macari Ltd, одного из крупнейших музыкальных дистрибьюторов на рынке Соединённого Королевства. Это сотрудничество – непродолжительный период (пока ошеломляющий успех Hiwatt у профессионалов не внушил уверенности Ривезу).

Основатели Hiwatt осознавали, что им нужны помощники не только для роста производства, но и для улучшения качества внутреннего монтажа и разводки. Дэйв Ривез понимал: чтобы сделать усилители более надежными в эксплуатации, чем все другие из присутствующих на рынке, он должен подключить к делу технических экспертов стандарта Military Spec, аналога нашей военной «приёмки», и это выведет Hiwatt на новый уровень. Значительную часть доверия, которую именитые британские группы оказывали продукции Hiwatt, используя её в своих турне и студиях, стоит отнести на счёт Питера Веббера (Peter Webber), менеджера по продажам компании. Питер для команды Hiwatt и избранных друзей являлся соединительным звеном между инженерной командой HyLight и самыми высокопрофессиональными музыкантами Британии.

Питер проводил бесконечные часы в дороге, пересекая вдоль и поперек Альбион и давая группам попробовать усилители в действии. Не было случая, чтобы кто-нибудь устоял перед безупречным звуком и надёжностью продукции. Группы доверяли Питеру за его репутацию и профессионализм, и усилиями Вебера Hiwatt продавался настолько быстро, насколько его успевали делать. Компания достигла потолка своих возможностей, и Ривез начал искать помощников. Наиболее важной и продолжительной частью в производстве были монтаж и разводка.

С присущей ему педантичностью Дэйв проштудировал телефонную книгу и обнаружил в ней сертифицированного специалиста по монтажу при правительстве Великобритании. Так идея создания танкоподобного усилителя пересеклась с именем Гарри Джойса (Harry Joyce). Изначально Гарри овладел искусством Military Spec монтажа во время второй мировой войны, когда обслуживал американские военные заказы. Он усовершенствовал своё мастерство и имел репутацию одного из лучших монтажников Королевства, занимавшегося контрактными работами по военным проектам. Первый визит Ривеза в начале 1970-го года в мастерскую Гарри в Волтон на Темзе успехом не увенчался. Джойс был настроен скептически, ибо в то время Harry Joyce Electronics имела контракт с Gravesby Instruments ltd, занимаясь монтажом для британского ВМФ, которым требовалось бескомпромиссное качество и контроль. Гарри создал свою элитную команду монтажников из выпускников технической школы и обучил их дотошному формату Military Spec. После неоднократных предложений со стороны Ривеза Гарри согласился взять на себя разводку для Hiwatt при одном условии: они не будут выпускать более сорока единиц в месяц, дабы поддерживать высокие стандарты качества. По моим подсчётам один монтажник из команды Джойса должен был собирать за пять дней по одному усилителю. Дэйв согласился, и легендарная женитьба между HyLight Electronics и Harry Joyce Electronics состоялась. После контракта с Гарри следующим шагом для Hiwatt было найти подобающее место для разработок, сборки и продажи продукции. Недалеко от Нью-Малдена, вверх по Темзе находится городок Кингстон. Дэйв Ривез нашёл превосходное место для нового дома своей компании – перестроенную кондитерскую фабрику в небольшом индустриальном районе, известном как Park Works.

В январе 1972 года Ривез, Фентиман и вновь назначенный начальник производства Ян Оатс расположились по легендарному адресу 16 Park Road. Следующим шагом, соответствующим перемещению Hiwatt из гостиной Ривезовского дома в Park Work, был поиск лучшей команды для производства кабинетов, способных защитить великолепный звук, разработанный Дейвом. Для улучшения существующих кабинетов с целью добиться безусловно лучшего результата на британском рынке были призваны Майк Ален и Денни Эдвардсон. Первым шагом стало использование более акустичных и крепких материалов для производства кабинетов. Таким материалом стала четырнадцатислойная фанера из балтийской берёзы. Производимые из неё кабинеты были наиболее прочными и «звучащими», по сравнению с другими производителями. Коробка собиралась в шип и скреплялась не менее чем в девяти местах. Кабинеты были обтянуты наиболее эластичным в классическом стиле винилом, сделанном компанией Браймор Лтд.

Динамики закрывались чёрным, белым или серым материалом. Для изготовления кабинетов была привлечена компания Henry Glass & Co., известная как BeeSkit и имевшая репутацию одной из лучших контор в Англии. Производственные навыки Генри стали прекрасным добавлением к Hiwatt и фанатичному упорству Ривеза в создании безупречного гитарного усиления. Использование лучших компонентов стало основой легендарного качества Hiwatt. По заказу и спецификации Дэйва вручную наматывали трансформаторы на самом дорогом предприятии – Partridge Transformers PLC. Mullard поставлял лучшие лампы, завод Fane производил специальную серию динамиков с литыми рамами. Сумма всего этого стала синонимом выражения Hiwatt Sound.

Действительно, исключительно богатое звучание делало возможным использование этих усилителей такими разными группами, как PINK FLOYD и SLADE, THE WHO и MANFRED MANN, LED ZEPPELIN и SWEET… Кроме гитарных усилителей и двухсотваттных усилителей для бас-гитар, HyLight начала разработку усилителей мощности. В конце 1979 года Ривез начал выпуск образцов HiGain усилителей с переключаемыми каналами. Они выпускались под заказ и постоянно дорабатывались. Последней составляющей фирмы стал Phil Duggeridge, специализирующийся на производстве систем PA. Фил работал со всеми основными площадками Европы и представлял им безупречного качества системы Hiwatt. Вскоре Hiwatt стал не менее известным в среде Power Amplification, чем в гитарном усилении.

Дэйв Ривез внезапно умер в начале 1981 года, когда его компания была на вершине успеха. С этого момента начались изменения, сходные с теми, которые происходили после ухода Лео Фендера из своей фирмы. HyLight Electronics выпустила ограниченный объём продукции. Приблизительно с 1967 по 1981 год это 15 тысяч гитарных и бас-гитарных усилителей. Рекламы было очень мало, и кроме профессиональных кругов Hiwatt не слишком известен. Значительное количество усилителей было впоследствии разобрано любителями с целью воссоздания оригинала, но безрезультатно. Особенно страдали трансформаторы Partridge, которые после разборки, естественно, никто не собирал заново. Для современного среднестатистического гитариста пользоваться Hiwatt неудобно – один канал с делением на Normal и Bright, никаких «гейнов» и «футсвичей». Конечно, это не мешает, например, Дэвиду Гилмору (David Gilmour) и по сей день использовать Hiwatt, а бутиковым фирмам выпускать точно таким же образом современные усилители, беря за эталон Hiwatt, но это к популярности отношения не имеет. Лишь недавно имя Hiwatt получило своё достойное продолжение. Возможно, в дальнейшем мы вернёмся к этой теме.

А сейчас почти каждый день я включаю свой Hiwatt Custom 100 1972 года выпуска и искренне радуюсь огромному, богатому звуку усилителя, созданного инженерным талантом Дэйва Ривеза и его команды.


guitar

 


Email
Вконтакте YouTube Twitter
RSS
Рейтинг@Mail.ru

© 2016 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин