Журнал: MusicBox №36
Автор: Иван Казаков
Идея написать про великих инженеров прошлого, создавших оборудование, неотделимое от золотого фонда рок-музыки, напрашивалась давно. Проблема заключается в трудности нахождения действительной истории, а не рекламных сказок, десятилетиями оседающих в умах музыкантов со страниц журналов.
|
Дейв Ривез (Dave Reeves) |
Лео Фендер (Leo Fender), Кэн Брэн (Ken Bran), Дейв Ривез (Dave Reeves). По хронологии эти фамилии стоят правильно, но я начну с удивительных усилителей Hiwatt, продукта инженерного гения Дэйва Ривеза. Эти усилители являются моим безусловным фаворитом, и я лично знаком с некоторыми участниками истории Hiwatt, что облегчило сбор информации. Начнём с первой половины шестидесятых. В это время Дэйв работал в фирме Sound City, подразделении компании Dallas Arbiter. Он разработал серию гитарных усилителей и кабинетов, которые должны были стать альтернативой американской продукции на современном рынке. Оригинальный бизнес-план, разработанный компанией, ставил целью сделать продукцию Dallas Arbiter (позднее DMI) единым ресурсом для экипировки рок-группы. Компания выпускала большую часть из необходимого музыкального оборудования: Sound City – гитарные и бас-гитарные усилители с колонками, звукоусилительные системы с микрофонами; Hayman Drums (подразделение Dallas) – барабаны. Система казалась стройной и была рассчитана на агрессивное завоевание рынка. В соответствии с ней, вся продукция Sound City должна была продаваться по привлекательным для небогатых английских групп ценам. Как результат, себестоимость продукции имела жёсткую черту, за которую не должна была переступать. В то время стодвадцативаттная «голова» Sound City L100 и два кабинета (4х12) стоили значительно меньше тысячи долларов, ибо были, в противоположность маршалловскому стеку, неизвестны, но вступали с ним в конкуренцию.
Дэйв Ривез как ведущий инженер-разработчик понимал, что качество продукции страдает из-за не самых лучших материалов и особенно из-за персонала, её собирающего. Если бы бизнес-модель была менее агрессивной и с более гибким бюджетом, то результат мог бы быть иным. Ривез разработал свой собственный план, основанный на желании делать насколько возможно безупречные усилители, не взирая на себестоимость. Такого в рамках Sound City он сделать не мог. Осознавая невозможность кардинального улучшения качества, он принимает непростое решение и уходит из компании. Действительно выдающихся достижений добиваются люди, думающие о деньгах не в первую очередь и готовые ради своих на первый взгляд сумасшедших идей бросить солидное положение и успешную карьеру. Так в 1966 году началась история фирмы Hylight Electronics и её бренда Hiwatt. Вместе со своей женой Дафной и друзьями Дагом Фентиманом (Doug Fentiman) и Яном Отсом (Ian Oates), он начал выпускать гитарные и бас-гитарные усилители в гостиной комнате своего фамильного дома в Нью-Малдене, графство Саррей, примерно в 18 милях южнее Лондона. Кроме Sound City, за плечами у Ривеза были Marconi Electronics и знаменитая GCE/Mullard, и он знал, что нужно делать.
Усилители продавались напрямую музыкантам, минуя розничную торговлю и связанные с этим потери. Сэкономленная разница шла на развитие качества и фирмы. Одним из первых супергитаристов, начавших использовать Hiwatt был Пит Тауншенд (Pete Townshend). Дэйв Ривез ещё ранее модифицировал для Тауншенда «головы» Sound City. Успех рос очень быстро и складывался из популярности известнейших групп, использующих Hiwatt в своих турне, огромного звука и спартанской надёжности усилителей. Для дополнительного субсидирования проекта HyLight Electronics начала производство под брендом Sola Sound, для компании Macari Ltd, одного из крупнейших музыкальных дистрибьюторов на рынке Соединённого Королевства. Это сотрудничество – непродолжительный период (пока ошеломляющий успех Hiwatt у профессионалов не внушил уверенности Ривезу).
Основатели Hiwatt осознавали, что им нужны помощники не только для роста производства, но и для улучшения качества внутреннего монтажа и разводки. Дэйв Ривез понимал: чтобы сделать усилители более надежными в эксплуатации, чем все другие из присутствующих на рынке, он должен подключить к делу технических экспертов стандарта Military Spec, аналога нашей военной «приёмки», и это выведет Hiwatt на новый уровень. Значительную часть доверия, которую именитые британские группы оказывали продукции Hiwatt, используя её в своих турне и студиях, стоит отнести на счёт Питера Веббера (Peter Webber), менеджера по продажам компании. Питер для команды Hiwatt и избранных друзей являлся соединительным звеном между инженерной командой HyLight и самыми высокопрофессиональными музыкантами Британии.
Питер проводил бесконечные часы в дороге, пересекая вдоль и поперек Альбион и давая группам попробовать усилители в действии. Не было случая, чтобы кто-нибудь устоял перед безупречным звуком и надёжностью продукции. Группы доверяли Питеру за его репутацию и профессионализм, и усилиями Вебера Hiwatt продавался настолько быстро, насколько его успевали делать. Компания достигла потолка своих возможностей, и Ривез начал искать помощников. Наиболее важной и продолжительной частью в производстве были монтаж и разводка.
С присущей ему педантичностью Дэйв проштудировал телефонную книгу и обнаружил в ней сертифицированного специалиста по монтажу при правительстве Великобритании. Так идея создания танкоподобного усилителя пересеклась с именем Гарри Джойса (Harry Joyce). Изначально Гарри овладел искусством Military Spec монтажа во время второй мировой войны, когда обслуживал американские военные заказы. Он усовершенствовал своё мастерство и имел репутацию одного из лучших монтажников Королевства, занимавшегося контрактными работами по военным проектам. Первый визит Ривеза в начале 1970-го года в мастерскую Гарри в Волтон на Темзе успехом не увенчался. Джойс был настроен скептически, ибо в то время Harry Joyce Electronics имела контракт с Gravesby Instruments ltd, занимаясь монтажом для британского ВМФ, которым требовалось бескомпромиссное качество и контроль. Гарри создал свою элитную команду монтажников из выпускников технической школы и обучил их дотошному формату Military Spec. После неоднократных предложений со стороны Ривеза Гарри согласился взять на себя разводку для Hiwatt при одном условии: они не будут выпускать более сорока единиц в месяц, дабы поддерживать высокие стандарты качества. По моим подсчётам один монтажник из команды Джойса должен был собирать за пять дней по одному усилителю. Дэйв согласился, и легендарная женитьба между HyLight Electronics и Harry Joyce Electronics состоялась. После контракта с Гарри следующим шагом для Hiwatt было найти подобающее место для разработок, сборки и продажи продукции. Недалеко от Нью-Малдена, вверх по Темзе находится городок Кингстон. Дэйв Ривез нашёл превосходное место для нового дома своей компании – перестроенную кондитерскую фабрику в небольшом индустриальном районе, известном как Park Works.
В январе 1972 года Ривез, Фентиман и вновь назначенный начальник производства Ян Оатс расположились по легендарному адресу 16 Park Road. Следующим шагом, соответствующим перемещению Hiwatt из гостиной Ривезовского дома в Park Work, был поиск лучшей команды для производства кабинетов, способных защитить великолепный звук, разработанный Дейвом. Для улучшения существующих кабинетов с целью добиться безусловно лучшего результата на британском рынке были призваны Майк Ален и Денни Эдвардсон. Первым шагом стало использование более акустичных и крепких материалов для производства кабинетов. Таким материалом стала четырнадцатислойная фанера из балтийской берёзы. Производимые из неё кабинеты были наиболее прочными и «звучащими», по сравнению с другими производителями. Коробка собиралась в шип и скреплялась не менее чем в девяти местах. Кабинеты были обтянуты наиболее эластичным в классическом стиле винилом, сделанном компанией Браймор Лтд.
Динамики закрывались чёрным, белым или серым материалом. Для изготовления кабинетов была привлечена компания Henry Glass & Co., известная как BeeSkit и имевшая репутацию одной из лучших контор в Англии. Производственные навыки Генри стали прекрасным добавлением к Hiwatt и фанатичному упорству Ривеза в создании безупречного гитарного усиления. Использование лучших компонентов стало основой легендарного качества Hiwatt. По заказу и спецификации Дэйва вручную наматывали трансформаторы на самом дорогом предприятии – Partridge Transformers PLC. Mullard поставлял лучшие лампы, завод Fane производил специальную серию динамиков с литыми рамами. Сумма всего этого стала синонимом выражения Hiwatt Sound.
Действительно, исключительно богатое звучание делало возможным использование этих усилителей такими разными группами, как PINK FLOYD и SLADE, THE WHO и MANFRED MANN, LED ZEPPELIN и SWEET… Кроме гитарных усилителей и двухсотваттных усилителей для бас-гитар, HyLight начала разработку усилителей мощности. В конце 1979 года Ривез начал выпуск образцов HiGain усилителей с переключаемыми каналами. Они выпускались под заказ и постоянно дорабатывались. Последней составляющей фирмы стал Phil Duggeridge, специализирующийся на производстве систем PA. Фил работал со всеми основными площадками Европы и представлял им безупречного качества системы Hiwatt. Вскоре Hiwatt стал не менее известным в среде Power Amplification, чем в гитарном усилении.
Дэйв Ривез внезапно умер в начале 1981 года, когда его компания была на вершине успеха. С этого момента начались изменения, сходные с теми, которые происходили после ухода Лео Фендера из своей фирмы. HyLight Electronics выпустила ограниченный объём продукции. Приблизительно с 1967 по 1981 год это 15 тысяч гитарных и бас-гитарных усилителей. Рекламы было очень мало, и кроме профессиональных кругов Hiwatt не слишком известен. Значительное количество усилителей было впоследствии разобрано любителями с целью воссоздания оригинала, но безрезультатно. Особенно страдали трансформаторы Partridge, которые после разборки, естественно, никто не собирал заново. Для современного среднестатистического гитариста пользоваться Hiwatt неудобно – один канал с делением на Normal и Bright, никаких «гейнов» и «футсвичей». Конечно, это не мешает, например, Дэвиду Гилмору (David Gilmour) и по сей день использовать Hiwatt, а бутиковым фирмам выпускать точно таким же образом современные усилители, беря за эталон Hiwatt, но это к популярности отношения не имеет. Лишь недавно имя Hiwatt получило своё достойное продолжение. Возможно, в дальнейшем мы вернёмся к этой теме.
А сейчас почти каждый день я включаю свой Hiwatt Custom 100 1972 года выпуска и искренне радуюсь огромному, богатому звуку усилителя, созданного инженерным талантом Дэйва Ривеза и его команды. |
|