Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая

worldelectricguitar в вконтакте

weg


 

Основные составляющие гитарного звука

Пожалуй, самыми популярными (и копируемыми) электрогитарами являются Fender Stratocaster и Gibson Les Paul. Тот, кто хоть немного разбирается в инструментах и гитарном звуке, на слух сможет отличить звучание одной от другой. Характер звука у Страта и Лес Пола совершенно разный. Во многом это различие объясняется конструкцией инструмента (способ крепления грифа, количество и тип звукоснимателей и т.д.), но и далеко не последнюю роль играет тип дерева, который каждый производитель использует при изготовлении инструмента. Так, например, две с виду одинаковые гитары одного производителя могут звучать по-разному из-за того, что корпус одной из них сделан из ольхи, а другой - из ясеня.

Есть люди, которым все равно, из чего сделана их гитара, главное, чтобы она звучала. А есть те, кто изначально тяготеет к какому-то определенному звуку и ищет себе инструмент, который давал бы именно ТОТ звук. Как раз таким людям и посвящена эта статья.

Я постараюсь рассмотреть основные компоненты электрогитары, с позиции влияния их на звук. Например, если вы находитесь в поисках инструмента и еще не знаете, на чем остановить свой выбор, эта статья поможет вам получить хотя бы приблизительное представление о том, какая гитара вам нужна. В любом случае, главными советниками при выборе гитары должны стать ваши собственные уши и руки.

Первое, о чем мы будем говорить, это тип дерева, которое используется при производстве гитар. Несмотря на то, что некоторые современные фирмы-производители применяют также графит и современные синтетические материалы, подавляющее большинство гитаристов и басистов всего мира по-прежнему продолжают играть на инструментах, сделанных из дерева.

Начнем с корпусов. Вот перечень наиболее популярных пород дерева, которые чаще всего используются при изготовлении корпусов гитар:

Ольха (alder) – дерево светло-коричневого цвета, с плотной структурой, имеет средние вес и плотность. Гитары с корпусом из ольхи обладают глубоким, сбалансированным звуком, с ярко выраженной нижней серединой, но также с приличным верхом и низом.

Американская липа (basswood) – дерево бежевого цвета, с плотной и равномерной структурой. Очень легкая и мягкая древесина, легко поддающаяся обработке. По структуре и по звуку немного похожа на ольху, но структура американской липы не так ярко выражена, а в звуке наблюдается явный уклон в область средних частот и ощущается нехватка низа и верха. Большинство азиатских (в т.ч. японских) производителей гитар используют американскую липу в качестве одной из основных пород дерева для изготовления корпусов гитар. Чаще всего эта порода применяется на гитарах, предназначенных для скоростной игры на перегруженном звуке, хотя бывают и исключения. Что касается бас-гитар, безладовые басы из липы имеют очень певучий звук.

Болотный ясень (swamp ash) – дерево кремового цвета, с красивой четко выраженнойструктурой темно-коричневого цвета и крупными порами. Во многом из-за этой его особенности корпуса из ясеня часто либо красят прозрачной краской, либо просто покрывают лаком. Плотность и вес могут довольно сильно варьироваться. Болотный ясень имеет хороший резонанс во всем частотном спектре, обладает звонким верхом, плотным низом, умеренной серединой и яркой атакой. Вообще, звучание гитары с корпусом из болотного ясеня сильно зависит от веса ее корпуса.

Условно говоря, чем тяжелее гитара, тем больше ее спектр будет смещен в сторону низких частот. И наоборот, чем гитара легче, тем более звучный и открытый будет верх, а низ более умеренный. К примеру, звуковые качества ольхи или липы гораздо меньше зависят от их веса. Что касается бас-гитар, инструменты из очень легкого ясеня, как правило, обладают ярким сольным звуком, но имеют при этом довольно рыхлый низ.

Так что если вы хотите, чтобы ваш бас имел хорошую отдачу на самых нижних нотах и хорошо «читался» в коллективе, советую брать инструмент среднего веса.

Помимо болотного существует также другая разновидность ясеня – северный («белый») ясень (Nothern ash). От болотного ясеня его отличает гораздо больший вес. Эта порода дает яркий, довольно агрессивный звук с мощным низом, острым, но немного зажатым верхом, а также великолепным сустейном. Далеко не все фирмы-производители гитар используют эту породу по причине ее больших веса и плотности, а также меньшей «музыкальности» по сравнению с болотным ясенем.



Красное дерево (mahogony) – дерево среднего веса и плотности, в зависимости от разновидности по цвету может быть от желтовато-коричневого до красновато-коричневого. Имеет открытую структуру и большие поры. По сравнению с ясенем, у красного дерева структура более равномерная. Гитары с корпусом из красного дерева обладают «жирным» звуком с плотной серединой.

Тополь (poplar) – легкое дерево, с низкой плотностью. Обычно желтоватого или зеленоватого цвета, имеет ровную структуру волокон. По звуковым свойствам тополь похож на ольху, этим иногда пользуются некоторые производители, желающие снизить себестоимость своих инструментов. Эти породы дерева можно считать традиционными. Например, Фендер изначально свои гитары делал из болотного ясеня, позже основным фендеровским деревом стала ольха (во многом из-за того, что она не обладает такой яркой структурой волокон, как ясень, поэтому ее легче было красить).

Помимо перечисленных выше пород дерева для изготовления корпусов применяются также и другие. Большинство из них являются экзотическими, а поэтому редкими и дорогими.

Орех (walnut) – дерево средней плотности и среднего веса, от светло-серо-коричневого до темно-шоколадного цвета. По виду немного похоже на красное дерево, только с большими порами и более тяжелое. Обладает красивой открытой структурой, теплым звуком, с плотным низом и красивым верхом. На гитары корпуса из ореха идут реже, чем на басы.

Коа – очень красивое и дорогое маслянистое дерево, растущее на Гавайских островах. Более плотное, чем красное дерево, имеет средний вес и ярко-выраженную волнистую структуру. По цвету – от золотистого и светло-коричневого до темно-шоколадного и красно-коричневого. Придает звучанию инструмента яркость, не лишая его при этом теплоты.


Lacewood (дословно «кружевное дерево») – еще одна экзотическая порода дерева, родом из Австралии. Иногда lacewood называют «шелковистым дубом».

Это дерево обладает высокой плотностью и средним весом, его цвет: коричневый, иногда с красноватым оттенком. Имеет прямую зернистую структуру волокон с большими лучами, которая при определенном разрезе очень красиво смотрится, представляя собой узор из множества мелких или крупных ромбовидных ячеек. По характеру звука похоже на ольху.

Корина (африканская лимба) – африканское дерево оливкового цвета, по структуре и звуку похожее на красное, но менее плотное. В зависимости от разновидности может быть от среднего до тяжелого веса. По звуковым характеристикам напоминает красное дерево, с чуть более ярко выраженными средними частотами.


Zebrawood

Wenge

Bubinga

Zebrawood – очень тяжелое дерево с открытыми порами, растет в Африке. Его рисунок представляет собой параллельные чередующиеся белые и темно-коричневые полосы, что делает внешний вид гитары с корпусом из zebrawood по истине уникальным. По весу и звуку напоминает твердый клен.

Wenge – еще одна африканская порода дерева. Обладает большим весом и плотностью и открытыми порами. Его часто сравнивают с описанным выше Zebrawood. Рисунок Wenge тоже состоит из чередующихся полос, только цветовая гамма более темная: полосы имеют шоколадный и черный цвет. Wenge дает сбалансированный звук, с хорошо «читаемой» серединой и отличным сустейном. Эта порода дерева чаще применяется для производства корпусов бас-гитар, чем электрогитар.

Bubinga – другое название: «африканский» палисандр. Очень тяжелое и плотное дерево, имеет красно-коричневый цвет. Структура волокон, как правило, умеренно выраженная и состоит из прямых лучей, хотя иногда можно встретить очень красивые образцы с «кружевной» структурой. Из-за большого веса эта порода дерева чаще применяется для изготовления корпусов бас-гитар, чем электрогитар.

Клен (maple) – тяжелая и плотная порода дерева белого цвета, с плотными порами и структурой в виде тонких лучей. Различают мягкий (Western soft maple) и твердый (Eastern hard rock maple) клен. Твердый клен обладает открытым верхом, сочной верхней серединой и плотным, но немного тихим низом, а также превосходным сустейном. Из-за своей высокой плотности твердый клен тяжело поддается фрезеровке. Мягкий клен – не такое тяжелое и плотное дерево, как твердый клен. По звучанию они похожи, но у мягкого клена нет такого яркого, «стреляющим» верха, присущего твердому клену.Структура волокон клена может быть достаточно разнообразной и порой очень красивой. Такие разновидности клена, как «волнистый клен», «птичий глаз» и некоторые другие носят соответствующие названия именно из -за своего неповторимого рисунка волокон. Как материал для изготовления целого корпуса они используются редко по причине неоднородности рисунка. Обычно эти разновидности клена используются лишь для изготовления верхней части корпуса гитары, так называемого «топа».

Довольно часто, по звуковым и эстетическим соображениям, корпус гитары не делают из однородного дерева, а используют комбинацию из двух, реже трех и более пород. Самое распространенное решение – это склеивание корпуса из двух пород дерева по принципу бутерброда. Так, например, в конструкции корпуса Gibson Les Paul снизу применяется красное дерево, а сверху ставится «крышка» из клена.

Для изготовления «топа» производители стараются тщательно отбирать дерево, чтобы оно было без сучков, и имело красивый рисунок волокон. Так гитара смотрится дороже.

Следует отличать «топ» от обычного шпона, который применяется на недорогих гитарах. «Топ» обычно бывает довольно толстым и состоит, как правило, из двух кусков дерева со склейкой посередине, параллельно струнам.

В звуковом отношении «топ» призван привнести новые краски в звучание инструмента. Так, например, в популярной комбинации «клен/красное дерево» кленовая «крышка» добавляет верха и артикуляции корпусу из красного дерева.

Кленовый «топ» хорошо сочетается с большинством «традиционных» пород, таких как ольха, болотный ясень или американская липа. Распространены также «топы» из индийского палисандра, коа, ореха, lacewood, zebrawood и некоторых других экзотических пород. Более того, многие породы дерева, обладающие большим весом (например, твердый клен или zebrawood), используются в гитаростроении только в качестве «топа», иначе инструменты получались бы слишком тяжелыми.

Различные породы дерева могут склеиваться не только вертикально, но и горизонтально. Типичный пример: гитара со сквозным грифом. Чаще всего гриф и корпус делаются из разных пород дерева, а в данном случае гриф проходит сквозь весь корпус и, по сути, является его частью.

guitar

Настала пора перейти к грифам. Для начала поговорим о способах крепления грифа к корпусу. Сразу хочу заметить, ни один из способов крепления грифа не является самым лучшим. Просто каждый вносит свой оттенок в звучание гитары. Прежде всего это касается атаки и сустейна.

На болтах (bolt-on)

Вклеенный (glued/set-in)

Сквозной (neck-through)

Полусквозной (half - through body)

На болтах (bolt-on) – этот способ крепления придумал Лео Фендер в конце 40-х годов и стал использовать его на своих инструментах. Это позволяло значительно снижать издержки при массовом производстве. Например, если на собранном инструменте вдруг обнаруживался брак, гриф (или корпус) просто отвинчивался и заменялся новым. Как говорится, «дешево и сердито». Для такого способа крепления характерна яркая атака и хорошая «читаемость» нот. Очень важно, чтобы гриф максимально плотно прилегал к корпусу, если есть зазоры, лучше отнести гитару мастеру, чтобы он немного подровнял площадку под пятку грифа на корпусе. Эта очень простая и недорогая операция улучшит звучание вашего инструмента. Для обеспечения наилучшего контакта грифа с корпусом многие фирмы крепят грифы пятью -шестью, а порой и большим количеством шурупов.

Вклеенный (glued/set-in) – такой способ крепления используется такими фирмами, как Gibson, PRS и многими другими. Атака не такая яркая, как у грифа на болтах, зато лучше сустейн.

Сквозной (neck-through) – самый дорогой способ крепления грифа. Появился позже первых двух. Этот способ крепления на электрогитарах применяется довольно редко, а вот басы со сквозным грифом отнюдь не редкость. Обычно инструменты со сквозным грифом звучат очень ровно, без провалов во всем диапазоне и обладают отличным сустейном. Так как гриф в данном случае занимает почти третью часть корпуса, к тому же центральную, материал, из которого он изготовлен, оказывает большее влияние на звук, чем при других способах крепления. Также для этой конструкции характерно незначительное снижение резонанса на низких частотах. Используется на большинстве моделей басов Fodera, некоторых моделях гитар Jackson.

Вариацией на тему сквозного грифа является так называемый «полусквозной» гриф (half - through body). Этот способ крепления грифа стал применяться некоторыми фирмами - производителями на рубеже 80-х-90-х, но так и не получил широкого распространения. При этом типе крепления поверхность соприкосновения грифа с корпусом больше, чем у обычного грифа на болтах, но в то же время корпус являет собой единое целое, а не рассекается на две отдельные части, как у инструментов со сквозным грифом. Также как и предыдущий, такой способ крепления грифа на бас-гитарах встречается чаще, чем на гитарах. Используется такими фирмами, как Ibanez, Tung и некоторыми другими.

Фирмы-производители гитар очень тщательно подходят к выбору дерева для производства грифа, ведь он должен выдерживать нагрузку в не один и не в два десятка килограмм и быть максимально стабильным. Для этого в конструкции большинства электро- и бас-гитарных грифов используется анкер, который представляет из себя металлический стержень. Он препятствует излишнему прогибу грифа в ту или другую сторону и может регулироваться при помощи ключа (обычно шестигранного).

Чаще всего гриф делается из твердого клена, в силу его физических (очень прочное дерево) и звуковых качеств. Первые «Фендера» имели гриф из цельного куска клена. Поскольку в таком грифе нет накладки, анкер заводится через специальный паз с обратной стороны, который потом закрывается деревом темного цвета, обычно палисандром или орехом. Гриф из цельного куска клена придает инструменту открытый верх и хорошую артикуляцию, при этом немного «съедая» низ. Иногда на кленовый гриф ставится кленовая накладка. В этом случае паз под анкер делается не сзади, а спереди, так, чтобы накладка грифа его закрывала. Теоретически, такой гриф жестче и стабильнее, т.к. имеется продольная склейка, хотя здесь все зависит от того, насколько качественно было отобрано дерево. Кленовую накладку всегда покрывают лаком, что редко делают с накладками из других пород дерева. Во-первых, это способствует сохранению хорошего внешнего вида (не позволяет грязи с пальцев впитываться в дерево), ведь клен гораздо светлее большинства других пород дерева и любая грязь на нем портит внешний облик гитары. А во-вторых, в случае, когда гриф сделан из цельного куска клена, лакировка лицевой стороны грифа продлевает его долголетие.

Необходимо также отметить, что кленовый гриф оказывает меньше влияния на тембр инструмента, чем гриф из любой другой породы дерева.

Нередко грифы изготавливаются из красного дерева. Как правило, в этом случае гитара имеет вклеенный гриф. Такое сочетание дает более «теплый», но в то же время плотный звук, с хорошей серединой и отличным сустейном, но с немного прибранным верхом и атакой.

Как и в случае с корпусами, наряду с «традиционными» породами дерева некоторые фирмы - производители используют и экзотические. Чаще других применяется wenge. Эта порода обладает открытыми порами, но в то же время имеет высокую прочность и дает звук с плотной серединой и мягким низом и верхом.

Иногда, особенно если гитара имеет сквозной гриф, гриф изготавливается из нескольких планок, склеенных продольно, обычно из трех или пяти, хотя бывает и больше. Очень распространена комбинация клен/красное дерево. Красное дерево немного «съедает» атаку и приглушает верх, присущие клену.

Помимо клена для изготовления накладки грифа часто используются:

Индийский палисандр (rosewood) – очень популярная древесина, накладку из этой породы дерева можно встретить на гитарах чаще, чем из любой другой. В особенности это касается не очень дорогих инструментов. По цвету индийский палисандр может быть коричневым или темно-коричневым. Это маслянистое дерево, с большими открытыми порами. Оно дает богатый мягкий звук, с хорошими нижней серединой и сустейном и немного приглушенными верхом и атакой. Не всегда хорошо звучит с корпусом из ясеня.

Черное дерево (ebony) – эта порода дерева ставится только на дорогие инструменты. Это очень плотное и крепкое дерево с очень мелкой структурой волокон. Имеет насыщенный черный цвет, в зависимости от разновидности может иметь небольшие коричневато-золотистые вкрапления. В его звуке есть и глубокий низ, и плотная середина, и яркий верх. Одним из немногих недостатков этой породы дерева является некоторая «сухость» звучания. Черное дерево – довольно колкое по своей природе, бывают случаи, когда во время замены ладов от накладки откалываются небольшие кусочки, поэтому доверять эту операцию можно только очень хорошему гитарному мастеру.

Pao Ferro (с португальского переводится как «железное дерево») – порода дерева коричнего или светло-коричневого цвета, с очень плотными, маленькими порами. Дает полный звук, с яркой верхней серединой.

Некоторые фирмы, специализирующиеся на производстве дорогих инструментов, для изготовления накладок грифа используют также бразильский палисандр (кстати, именно эту породу дерева применяла фирма Фендер в начале 60-х годов, позже переключившись на более дешевый индийский палисандр), morado (боливийский палисандр), purpleheart.

Помимо характерного звучания, которое вносит накладка из определенной породы дерева, важен еще такой момент, как «ощущение» грифа. Это вещь сугубо индивидуальная, которую словами описать трудно, нужно самому поиграть на различных инструментах.

Переходя к беседе о звукоснимателях, необходимо сказать, что характер звука инструмента определяется в первую очередь деревом, из которого он изготовлен, и технологией производства, звукосниматели лишь ловят колебания и доводят их до усилителя. Наивно полагать, что гитара «Урал», оснащенная дорогими датчиками, сможет составить конкуренцию даже дешевым китайским инструментам. К тому же, замена датчиков не представляет особой сложности, в отличие, скажем, от замены накладки грифа.

Собственно, все магнитные датчики (а за очень редким исключением именно они ставятся на электрические гитары и басы) можно разделить на две категории: с одной катушкой (single - coil) и с несколькими катушками (humbucking). Хамбаккеры, в свою очередь, также имеют несколько разновидностей. Но обо всем по порядку.

Когда в разговоре о гитарах кто-то произносит слово «сингл», обычно сразу всплывает образ Fender Stratocaster или Telecaster. Ставший классическим звук «Страта» и «Телека» не в последнюю очередь обязан конструкции звукоснимателей, которые на них применялись. Синглы ассоциируются с прозрачным, хорошо читаемым чистым или слегка перегруженным звуком. При использовании сильного перегруза наводки, которые улавливаются синглом, многократно усиливаются, что, разумеется, не всем по вкусу. Частично снизить уровень наводок можно посредством экранировки самих датчиков и темброблока гитары. Но и тогда проблема фона решится лишь при включенных одновременно двух датчиках, т.к. на большинстве современных гитар оснащенных синглами, звукосниматели стоят в противофазе (у пары соседних звукоснимателей магниты расположены таким образом, что ток в их катушках течет в противоположном направлении, это частично гасит уровень наводок, т.к. они взаимовычитаются). Если вы будете играть на одном сингле, он всегда будет немного фонить, такова уж его конструкция. Еще одним недостатком сингла является невысокий уровень его сигнала. Повысить уровень сигнала сингла можно, увеличив количество витков в катушке. Но это неизбежно приведет к потере высокочастотной составляющей сигнала. Также сингловый датчик более чувствителен к динамике игры, нежели хамбаккер, который немного ее выравнивает. Это с одной стороны хорошо, т.к. позволяет играть более выразительно, но, с другой стороны, синглы не прощают погрешностей в звукоизвлечении.

Сингл (single-coil)

Хамбаккер (humbucking)

Хамбаккер (humbucking)

Хамбаккеры – звукосниматели, состоящие из двух катушек. Этот тип звукоснимателя был разработан в 1955 году Сетом Лавером, инженером компании Gibson, а с 1956 года хамбаккеры начали серийно устанавливать на гитары этой фирмы. В стандартном хамбаккере колебание каждой струны снимается обеими катушками, а сами катушки имеют одинаковый размер. Как правило, каждая из катушек хамбаккера сопоставима по размеру с синглом, иногда чуть меньше. Соответственно, сам звукосниматель получается в два раза шире своего однокатушечного собрата. Хамбаккерам не свойственны присущие синглам проблемы, такие как фон и слабый сигнал, поскольку их катушки соединены в противофазе, а магниты имеют обратную полярность. Во многом по этим причинам хамбаккеры хорошо себя зарекомендовали в «тяжелой» музыке. По сравнению с синглами, их звук более «серединистый» и плотный, они хуже передают верха.

Как уже отмечалось выше, хамбаккеры имеют несколько разновидностей. Одной из них является так называемый разделенный хамбаккер. Типичным примером является датчик, который стали устанавливать на Fender Precision, начиная с 1957 года (изначально на нем стоял один сингл). Он состоит из двух, соединенных в противофазе катушек, каждая из которых снимает лишь свою половину струн. Таким образом, звук, по сути, остается сингловым, т.к. каждая струна снимается лишь в одной точке, но он лишен неприятных наводок. Это тоже довольно распространенный тип датчиков.

Похожим вариантом является разделенный сингл. В его конструкции используется одна катушка, а обмоток две, каждая из которых намотана вокруг своей половины магнитов, обе обмотки соединены в противофазе. Датчики подобной конструкции можно встретить на гитарах не часто.

В ассортименте некоторых производителей звукоснимателей есть модели хамбаккеров, которые по размеру не отличаются от обычных синглов. Их так и называют: «хамбаккеры в корпусе сингла». Такие датчики могут быть установлены на гитару взамен синглов без дополнительной фрезеровки корпуса инструмента. При этом датчик может быть как разделенным, так и полноценным хамбаккером (по понятным причинам в этом случае его катушки будут намного уже по размеру, чем катушки стандартного хамбаккера). Довольно распространен и такой вариант: две катушки располагаются одна под другой. Такой тип звукоснимателя называется hum canceling. Принцип его работы состоит в том, что сигнал снимается верхней катушкой, в то время как нижняя катушка служит лишь для шумоподавления, отсюда и название этого датчика.

Можно еще очень долго дискутировать о гитарных звукоснимателях и электронике, описывать достоинства и недостатки керамических магнитов и сплавов Alnico, пассивной и активной электроники и т.д. Вообще, если углубляться в эту тем/у, можно написать отдельную статью. К тому же по этой теме, к счастью, уже существует соответствующая литература. Звучание гитары зависит от очень многих параметров, наиболее существенные из которых я, как мне кажется, рассмотрел.


guitar

 


Email
Вконтакте YouTube Twitter
RSS
Рейтинг@Mail.ru

© 2016 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин