Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая

weg


 

Как выбрать инструмент

Автор: Иван Казаков
Источник: guitarwork.net

Общение с гитаристами любого уровня обнаруживает, в лучшем случае, отрывочные знания о принципах построения гитарного звука и самих гитарах. В наше сознание настолько въелись рекламные клише, что мы уже стали принимать их за правду и, как следствие, делаем неправильные выводы и совершаем ошибки при покупках музыкальной продукции. Мы постараемся хотя бы частично восполнить этот пробел, затронуть различные аспекты работы гитариста в студии и на сцене а также периодически будем обращать свой взгляд в историю создания гитар и их последующего развития.

Итак, в далеком 1930 году некто Виктор Смит, сидя дома и размышляя о сущности бытия, возил по листу бумаги металлические опилки. Случайно попав в электромагнитное поле, они приняли вполне определенную форму.

Немало удивившись этому, Виктор погрузился в изучение электромагнитной теории. Плодом данного изучения стало понимание того,что при движении магнитопроводящего предмета в магнитном поле в электрическом контуре возникает Э.Д.С. Результатом кипучей деятельности Виктора Смита пользуется ныне каждый музыкант, играющий на электрогитаре : хвала Смиту, он изобрел первый звукосниматель. Непоседливой натуре Виктора этого показалось мало и, будучи одним из основателей фирмы Valco, выпускавшей музыкальные инструменты, он оборудовал испанские гитары типа “dobro” своими звукоснимателями и выставил их на рынок еще до 1933 года. Усилить звук гитары пытались и ранее, но использовали для этого обычные микрофоны, пристраивая их снаружи или помещая внутрь. Однако эта конструкция имела среди прочих один существенный недостаток: достигнув определенного, довольно-таки низкого порога громкости, микрофон самовозбуждался и начинал свистеть. Кстати, и большинство современных, как зарубежных, так и отечественных звукоснимателей обладают этой незавидной особенностью.

Но об этом позже, а пока мы остановились на 1932 году, когда легендарная фирма Rickenbacker выбросила на рынок США инструменты типа Lap Steel под лирическим названием Frying Pan (сковорода). Первая же цельнокорпусная гитара появилась на рынке лишь шесть лет спустя. Под названием “Songster” ее выпустила фирма Slingerland, специализировавшаяся на производстве обычных гитар,банджо и позднее барабанов. Как же выглядела прародительница? Это была цельнокорпусная модель испанской гитары со “сквозным” грифом, мензурой 25” и клееными “ушами”. Корпус был покрыт шпоном. Заметим, что подобные инструменты появились на Rickenbacker лишь в 1956 году , а Gibson дозрела к 1963-му, назвав свою модель Firebird. Звукосниматель для уменьшения наводок был сделан по принципу “humbucker”, которым мы пользуемся и поныне. Гитара была полностью “играбельна” и держала строй.Промышленно ее выпустили раньше, чем Les Paul собрал дома свою первую цельнокорпусную гитару, назвав ее “Log” - “бревно”.

Резюме: первая цельнокорпусная электрогитара была выпущена фирмой Slingerland, а Rickenbacker, National или Gibson были вторыми. Однако фотографию гитары даже не напечатали в каталоге. Кому это было нужно в 1938 году? Такие гитары были слишком большим шагом вперед и не укладывались в сознании музыкантов того времени. Кусок дерева со звукоснимателем для них не был гитарой. Лишь в 1950 году, разработав технологию по производству подобных инструментов, К.Лео Фендер перевернул музыкальный мир.

Из далекой истории вернемся в настоящее с его многочисленными проблемами типа: вам надоел старый или просто нужен инструмент. Поставьте себе задачу: для чего он вам нужен; определитесь, сколько у вас денег. Если хотите купить оптимальную для Вас гитару,запаситесь терпением, тягой к знаниям и аксиомой: чудес не бывает. Очень условно разделим электрогитары (из более-менее доступных отечественному потребителю) на 2 категории:

1. Для начинающих, с ценами до 500$. Описывать эти дрова бессмысленно, ибо они не могут ни звучать, ни строить, ни работать какое-то продолжительное время. Советовать хоть что-то очень трудно, т.к.за эту цену фирмы ставят самое дешевое железо, электронику со смутным происхождением и таинственные сорта дерева. Выход скорее всего один: искать уже готовый инструмент у мастера, но не дешевле 400$. По крайней мере у вас будет гарантия на постоянство того, что вы купили.

2. Инструменты ценой до 2000$. В эту категорию укладывается подавляющее число музыкантов, а посему на ней остановимся. Следует четко понимать из чего складывается цена на гитару, к сожалению она не всегда строго соответствует качеству. Во всем мире , но не у нас, на стоимость инструмента влияет отнюдь не только качество исходных компонентов и работы. К этому мы вынуждены добавить такие моменты как: финансовое положение фирмы на данный момент, раскрученность фирмы и конкретного инструмента. Чем больше было затрачено на рекламу, тем выше цена. Делая покупку пытайтесь просчитать какую часть суммы вы тратите на этикетку, стоит ли реальный результат запрашиваемых денег. Не стоит забывать, что гитары данного ценового диапазона являются продуктом массового производства, и ожидать от них необычайно богатого звука не стоит, это просто рабочие инструменты. Постулат первый: на звук влияет все, неважен только цвет. От способа крепления грифа зависит будет у вас атака или сустейн.

Звук гитары состоит из: атаки - это примерно первые 0,3 сек. после касания медиатора о струну, и затухания - все остальное время звучания. Закон неумолим: чем ярче атака, тем меньше сустейн, т.е. чем быстрее дерево раскачивается в ответ на колебания струны, тем меньше общая продолжительность звучания и наоборот. Нельзя сказать какой способ крепления грифа лучше, ибо результат звука от этого разный. С прикрученным грифом перкуссийность инструмента повышается, что необходимо при скоростной игре, иначе вместо хорошего арпеджио или “полива” вы услышите сплошную “кашу”. Для игры тягучего блюза лучше сквозной гриф. Вас в данном случае мало волнует атака, важно, чтобы звук был сочным, долго и ровно тянулся. Где-то в середине этого стоят вклееные грифы: как бы разборчиво, если быстро бегать пальчиками, но и “Still got the Вlues” звучит прилично. Вклейки грифов несколько отличаются друг от друга, но я кардинальных различий вследствие этого не вижу. Коль мы заговорили о грифе, обратим внимание на накладку. Чем она жестче, тем легче будут читаться легатные ноты, больше будет обертонов, и тем дольше она вам прослужит; чем мягче, тем глуше звук. Клен мягче палисандра, а палисандр в свою очередь мягче черного дерева. Это, как правило, хотя бывают и исключения, но в массовом производстве они вряд ли встретятся. Из этих трех пород дерева и делаются накладки для большинства гитар. Порожки лучше приставные, т.е. приклеивающиеся непосредственно на тело грифа. Врезные порожки ( в накладке выбирается паз и в нем устанавливают порожек) несколько хуже, т.к. колебаниям с открытых струн приходится преодолевать сопротивление накладки и лишь затем проникать в тело грифа. Исключением будет лишь тот случай , когда гриф сделан из одного куска дерева, а анкер заводится с обратной стороны. В этом случае лонжерон, закрывающий паз, делают из любой породы дерева, только темного цвета (так легче скрыть дефекты подгонки). Характерным примером является Fender. Такие грифы наиболее технологичны и дешевы. Серьезным недостатком является быстрый износ игровой поверхности. Подробно останавливаться на порожках в инструментах этого класса мы не будем, до таких тонкостей эти гитары еще не доросли, лишь бы не стояла обычная пластмасса, не путайте с порожками, сделанными по технологии GraphTech. Порожка вообще может не быть, если на инструменте стоит Floud Rose. Радиус накладки грифа колеблется обычно от 16” до 12”. В некоторых случаях гриф склеивается из нескольких кусков, иногда одной, иногда разных пород (с симметричным расположением относительно центральной оси). Вопреки расхожему мнению это не является признаком “крутизны” инструмента. Великолепный звук можно получить и с цельносделанного грифа. Таким образом производитель компенсирует напряжения в дереве и тем самым страхует себя от несанкционированного прогиба или винта. Также в виде страховки на анкер под накладку некоторые укладывают стальной профиль, что звука, мягко говоря, не улучшает. В авангарде такого рационализаторства шли японские фирмы Ibanez и Charvel/Jackson , в соучастии были замечены и другие.

Покупая инструмент, попросите продавца покрутить гайку анкера и убедитесь что прогиб грифа от этого меняется. Корпуса гитар в зависимости от поставленной цели делают из различных пород дерева, частенько из эстетических соображений закрашивая или покрывая шпоном другой породы. Совсем необязательно, что под краской скрывается бракованная древесина, ни разу не видел симпатичный тополь или ольху. Обычная липа внешне тоже не презентабельна, но для соответствующих целей обладает хорошими звуковыми характеристиками. Таких примеров много, так что ввести в заблуждение внешним видом корпуса практически любого музыканта не составляет большого труда, если только он не полностью открыт (без краски). Хотя есть ряд профессиональных приемов, которые даже в таких случаях помогают скрыть изъяны древесины. Принцип формирования звука тот же, что и на грифах. Чем мягче дерево, тем звук глуше. Форма гитарной деки влияет на звук незначительно, а так как составляющих общей картинки много и выделить долю каждой из них очень трудно, то доверяйте своим личным эстетическим вкусам.

В дальнейшем мы более подробно остановимся на материале корпуса и некоторых нюансах их изготовления, но это уже явно относится не к этому ценовому диапазону инструмента. Теперь немного о механике. Колки: чем больше передаточное число,тем легче вам будет настроить инструмент, и тем лучше они должны держать строй. Передаточное число на гитарах бывает от 10 до 16, т.е. вам нужно сделать 10-16 оборотов червяка, чтобы колесо сделало один оборот. Естественно лучше, если на инструменте стоят колки Schaller или Sperzel. Также хорошими считаются Grover и Gotoh. Фирмы, выпускающие гитары, сами механику не производят, и, если на колках вы видите логотип Carvin, не верьте глазам своим, перед вами Schaller, изготавливавший колки для Carvin. Там же комплектуется Jackson, японская Gotoh упаковывает, среди прочих, Ibanez; Gibson одевают либо Schaller, либо Grover и т.д. Хром и черный хром приличен у всех фирм, а вот колки, покрытые золотом лучше у Schaller. Gotoh, например, быстро облезает. Мое недавнее знакомство с колками корейской фирмы Kimberly оставило приятное впечатление, все изготавливается по лицензии и на оборудовании Gotoh. Естественно, это не идеал, но качество явно превалирует над ценой.

Струнодержатели:

1. Класс простейших, неподвижные;

2. Класс дрожащих, т.е. тремоло. Участники почти те же - Kahler и Wilkinson, Schaller, Gotoh. Чем сложнее механика, тем больше изменений в звук она добавляет. Чем жестче крепление, тем ярче атака и чище звук. Существует миф о бесподобном звуке колокольной бронзы, ну и, на худой случай, латуни. В далекие 50-е струнодержатели делали в основном из стали, но бизнес есть бизнес. Литье из стали, как и обработка, намного дороже аналогичных операций с бронзой или латунью. В своих воспоминаниях Лео Фендер отмечал, что у инструментов с латунными струнодержателями пропадал чистый тон, но вопрос сокращения затрат перевесил. Пошла реклама, новые лозунги и объяснения придуманных преимуществ. Не забывайте, мы говорим о массовом производстве. Если вы ищете инструмент с вибратором, то наиболее удобный , на мой взгляд, из семейства Floyd Rose - низкопрофильный. На стандартных моделях неудобно играть пиццикато - “подстройка” мешает. И последнее: правильно установленный Floyd Rose работает бесшумно.

Подробное обсуждение гитарной электроники мы вынесем в отдельную статью, ибо тема настолько обширна, что не рискну утомлять вас в первом же эссе. Замечу лишь, что американские звукосниматели несколько дороже японских и объективно лучше. Основными лидерами массового производства являются DiMarzio, Seymour Duncan, Bill Lawrence, EMG и Bartolini. Многие производители гитар предпочитают изготавливать звукосниматели самостоятельно, не доверяя звук своего дерева чужой электронике.

Прийдя в магазин, терпеливо сравнивайте инструменты, не хватайте первый подходящий по цене. Все инструменты этого класса имеют недостатки и нахождение наименьшего, замечаемого вами их числа, должно стать при покупке главной задачей. Есть еще один момент, характерный только для нашей страны. Вследствие ненормальной экономической ситуации музыканты с количеством денег обсуждаемого диапазона, могут купить штучный мастеровой инструмент явно из следующего класса. Не хочу сказать, что каждый российский мастер делает гитары высокого уровня, но такие люди есть, нужно только приложить усилие по их нахождению. Немаловажным обстоятельством являются обязательные гарантии и сервисная поддержка. Упаковываются инструменты практически любой фурнитурой и электроникой.

©2001, И. Казаков Использование материалов без разрешения автора не допускается

guitar

 


Email
YouTube Twitter
RSS
Рейтинг@Mail.ru

© 2024 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин