Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая

weg


 

Игривая Жарптица (Gibson Firebird)

По материалам: Guitarsmagazine.ru
Автор: Игорь Мальцев

Маленькая шлюшка Твигги Рамирес оказался большим музыкантом. На сцене берлинского Вулхайде он менял уже четвертый Gibson Thunderbird, который ему подавал рабочий сцены с потрясающей ловкостью Он же этот рабочий сцены умудрялся время т времени за сценой причесывать запутавшие косички басиста группы Marilyn Manson. Более того – было видно что Твигги в общем дирижирует оркестром пока сам Мэнсон выпендривается на краю.

После такой мощи напора, который Твигги извлекал из своих Thunderbird’ов было понятно, что надо купить и послушать Thunderbird в принципе и ознакомиться с целой концепцией этих странных "гибсоновских" гитар сделанных по мотивам автодизайна.

Так как до покупки баса я еще не дошел, то в Хельсинки в магазине "винтажных" гитар Kitarapaja у смешного человека по имени Илка я присмотрел обычный шестиструнный Firebird V в огромном прямоугольном кейсе. С тех пор с этой гитарой у меня довольно странные отношения. Как впрочем, у любого кто завел себе дома эту странную птичку. Ее роднит с бас гитарой принцип построения грифа и общие контуры корпуса. И то, что их в свое время назвали модернистскими моделями от "Гибсона". На самом деле, конечно, это были модели от Теда Маккарти (тогдашний президент Gibson) и его команды, которая к концу пятидесятых уже имела за плечами бешеный успех модели Les Paul. Конечно? только люди глубоко увлеченные знают кто такой Макаарти, и его роль в истории "гибсоновских" гитар. Но для меня, например, важно одно – человек, который умудрился просмотреть рождение настоящей электрогитары, (когда Лео Фендер выпустил свой Esquire/Broadcaster/No Caster/Telecaster) Тед Маккарти продолжал почивать на лаврах выпуска отличных джазовых гитар с выпуклой декой и прочих ES еще года два-три, тем не менее наверстал упущенное.

Конечно, такая ошибка могла стать фатальной на развивающемся рынке электрогитар, но Тед Маккарти вовремя понял, что ветер дует в сторону рокеров и джазовые гитаристы это уже "уходящая натура" и скоро их будет все меньше и меньше. Он, конечно же, не знал что еще несколько десятков лет и вместо гитаристов будут стоять на сцене люди проигрывающие пластинник записанные другими людьми и называющие это творчеством. Он был талантлив, но не был безумен. Он только что сделал гитару Trini Lopez (она же сделана на базе ES 335) в рамках тогдашнего предвестника Сustom Shop, где использовал головку пера очень близкую по дизайну к "фендеровской" Stratocaster. Чем естественно вызвал неудовольствие конкурирующей компании.

Что мог Тед Маккарти предложить рокерам? Something New. Кстати с этим чем-то новеньким у него уже были проблемы. Ведь в 1958м году он сделал две совершенно потрясающие гитары, которые были настолько впереди своего времени, что с треском провалились на рынке. Я имею виду Flying V и Explorer. Он их сделал в ответ на разговоры о том, что Gibson уже совсем загнил и не разрабатывает ничего нового. Вел эти разговоры Лео Фендер.

В 1993 Тед вспоминал, что в те годы в гитарной индустрии все дружили "И я и Фред Гретч и Фред Мартин и парни из Harmony - все были друзьями, и только Лео Фендер никому не был другом и держался обособленно. Более того – он везде ходил и говорил, что у Гибсона уже сто лет нет ни одной свеженькой идеи. И конечно моя первая мысль была дать ему отпор в виде совершенно новых гитар" Gibson предложил к производству три новых модели, которые были очень оценены исполнительным директором Fender – Форрестом Уайтом: "Он же просто издевается над тем что Лео уже сделал" Gibson сделала в серии две из предложенных моделей – Flying V и Explorer. И когда их предложили дилерам, то они больше воспринимали эти гитары как украшение витрин, нежели серьезные музыкальные инструменты. Они так их и заказывали – как декорации. Но зато при первой же волне моды на винтажный гитары именно эти странные гитары от Gibson стали самыми желанными в коллекциях. И они начали стоить тысячи долларов, а потом и десятки тысяч.

Но неприятности начались для Flying V с самого начала – в 58м году их отгрузили 80 штук, а 40 экземпляров отправили на склад. В 59м году отправили дилерам еще 17 штук остальные 98 штук также на склад. Там они пролежали до 62-63 годов. Сейчас они считаются самыми первыми Flying V хотя в нумерации этих приборов существует дикая путаница. Продажи не задались и для второй гитары. Они были впервые представлены в прайс листе 1 июля 1958 года под общим названием Modernistic Guitars. Каждая стоила 247.5 долларов.

Так что воспоминания по поводу новых гитар у Маккарти были самые неприятные. Но в 1963 он переступил через себя. На волне увлечения новым американским автомобильным дизайном, центр которого находился в Детройте (все таки Detroit – Rock City) он задумал какой то ответ модной теме. Недолго думая, он нанял человека по имени Рей Дитрих сделать новый дизайн для гитары. Дитрих вообще то не был гитарным дизайнером – с 1932 по 1938 годы он был директором отдела стиля Chrysler Corporation. После войны он был человеком, который сделал концепты для таких компаний как Packard и Ford. В 1960м он ушел из бизнеса и поселился в Мексике. Там его и выцепил Тед Маккарти.

Рэй Дитрих сделал несколько эскизов гитары, которая могла по его замыслу отражать "автомотивы". Из всех рисунков был выбран только один. Эта гитара выглядела немного в русле полу-покойного Explorer’а – рог гитары был на стороне тонких струн. Этакий перевертыш некоторых моделей фендера. Головка грифа также выглядела, как фендеровская но уже в отличие от модели Trini Lopez она была перевернута чтобы избежать инсинуаций со стороны недружелюбного Лео Фендера. Колки пришлось сделать хитро – как бы сквозные, вертикальные.

Скажу сразу – эта чудовищная конструкция колков сделала их на сегодня чуть ли не самой дорогой запасной частью для гитары типа Firebird. Попробуйте купите и посмотрим во что это вам обойдется. Гриф был сквозным и проходил как единая конструкция через все тело гитары. Как тут не вспомнить знаменитое "бревно" Лес Пола, которое он обкладывал имитацией гитарного корпуса. Это бревно и было допотопным сквозным грифом. Датчики были просто уникальные – мини-хамбакеры, выглядящие как просто небольшие прямоугольники без отверстий под винты. Новую гитару обозвали Firebird, и набор из четырех моделей данной модели был запущен в производство в 1963м году. Тогда же был запущен бас Thunderbird IV. Его возвращение состоялось в 1987 потому что он оказался самым уважаемым "гибсоновским" басом.

Машина 1958 GM Firebird III, как явствует из названия, была сделана в 58 м году и вообще то являлась концептом и в серию она не пошла. Для гитары были придуманы новые краски больше похожие на автомобильные. И гитара, которая сегодня принадлежит Linxy (Москва) одна из таких – выкрашенных в автомобильную краску.

Когда "птицы" полетели Gibson решил кое что подправить: сквозной гриф поменяли на вклеенный, а на более дешевых моделях поставили "синглы-обмылки". Поставили колки на басовую сторону и перевернули головку грифа. Она опять стала похожа на "фендеровскую" и поменяли направление еще раз. ОК. Четрые модели производили между 1963м и 65м – Firebird I имела один датчик (бридж) и дурацкие доты на грифе. Как бы то ни было у нее был все таки сквозной гриф на 22 лада. Корпус без обводки. Трехслойная пластиковая защита от царапин в виде накладки.

Золотая надпись Gibson , мензура 24 3/4, гнездо для штекера вынесено на лицевую поверхность гитары. В качестве опции могла появиться Vibrola - довольно таки сложная конструкция вибрато.

Первые экземпляры имели гриф склеенный из двух частей. В конце 1963 года фабрика стала делать грифы из 9 частей. Тогда же появилась красная эмблема Firebird (реально – жар птица) на пластиковой накладке. С октября 1963 года новые гитары имели серийные номера где то в районе 130 000. Кроме обычного – мебельного цвета гитары могли быть выкрашены в 10 дополнительных цветов – Kerry Green, Inverness Green (металлик), Frost Blue, Pelham Blue (металлик), Silver Mist (металлик),, Golden Mist (металлик), Heather (металлик), Cardinal Red , Ember Red и Polaris White.

Несколько инструментов было сделано черными. Firebird Ш была бюджетной моделью, хотя на некоторые из них прямо на фабрике ставили Vibrola.

Firebird III (1963-1965) имела уже более богатый гриф все с теми же точками, стоял трехпозиционный переключатель для двух датчиков, Из за этой Vibrola на инструментах стоял специфический бридж, который, оказалось, невозможно поменять на настоящий нормальный бридж типа Tune-O-Matic. FBV (63-65) была эквивалентом SG (бывший Les Paul) Standard по модельной иерархии. Гриф из rosewood с трапециевидными инкрустациями вместо дурацких точек (ну не люблю я их со времен 12 рублевых гитар из Ленинграда), два датчкиа.

Для каждого из датчиков свя регулировка тона и громкости. Бридж Tune-O-Matic наконец-то. Vibrola с металлической крышкой на которой была выгравирована лира. И надпись Gibson. У нашего Сергея Воронова мастеровой британский Firebird но на его крышке также выгравировано Gibson как полагается. FB VII (63-65) Это был эквивалент современному SG /LP Custom. Перламутровые прямоугольные маркеры грифа, три датчика, металлические части золотого цвета.

В 1965 м году Gibson решил прекратить выпуск этих гитар и предложил новый тип Firebird – так называемый "неперевернутый". При этом они начали делать переходные модели – с перевернутой головкой грифа и с неперевернутой. Последний вариант часто сочетался с черными P-90 вместо мини–хамбакеров.

Итак – FB I выпустили 1000 штук; FB III – 2000 штук; FB V – 700; FB VII - 250

При этом 1964 год был лучшим по продажам доля всех моделей. А потом, наверное, приехали The Beatles и все дети в Америке захотели Rickenbacker и Gretsch.

Тем не менее – приличные блюзовые гитаристы очень даже не чураются FB, и первый кто приходит на ум – Джонни Винтер, который практически слепил образ блюза и Firebird воедино.

На самом деле звучание Firebird (я могу судить в основном по своему FB V с номером 90391720) задумано с намеком на "фендеровское, стратовское". В нем нет инфернальной глубины звука Les Paul – я играю на нем через Fender Ultimate Chorus, Marshall DSL – 401 и National Valco Chicago 51 – так что слушал и так и сяк. Зато короткая мензура делает даже с самыми толстыми струнами чудеса – они тянутся во все стороны и поют бесконечно. Отличный инструмент, основным недостатокм которого является очень странная балансировка. Не случайно в гитаре предусмотрено три болта держателя ремня. Но как ни крепи ремень, гриф все равно будет перевешивать. Хотя в этом есть даже что-то забавное.

Не случайно инструмент этот используют такие разные музыканты как Джонни Винтер и Дейв Грол из Foo Fighters (у него Firebird Studio черный), Сергей Воронов и Бобби Стил из The Misfits (у него 1962 Gibson Reverse Firebird V). Сегодня в Нэшвилле выпускаются FB Studio, FB V и FB VII.

PS Летом 2005 я опять пошел слушать музыку в берлинский парк Вулхайде. Группа The Cure давала гастроль. Все три часа тридцать минут басист группы Геллап играл все бессмертные хиты Роберат Смита на Gibson Thinderbird Bass. И наступило Deja vu. Идеи Теда Маккарти и Рея Дитриха живут.


guitar

 


Email
YouTube Twitter
RSS
Рейтинг@Mail.ru

© 2024 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин