Источник: Журнал Guitars Magazine Выпуск: #2[06]2007
Сегодня каждый продукт, выпускаемый брендом EVH, является именной моделью самого Ван Халена. Первым инструментом EVH стала издаваемая ограниченной серией реплика знаменитого Франкенштейна (Frankenstein) – гитары, которую сам Эдди ласково называет «Моя крошка».
Разговор с Эдди Ван Халеном и Чипом Эллилсом
Эдди: У меня не было денег. Тем более что такой гитары, на которой бы я хотел играть, просто не существовало. Я как-то попал на Charvel и увидел, у них там валялись такие недоделанные заготовки: корпусы и грифы. Я спросил: «Это что?» А они: «Это “вторые”». Я сначала подумал, они «вторыми» пойдут на конвейер. Но оказалось, что это были второсортные недосушенные деревяшки. Я говорю: «Ну, тогда я их и возьму». Корпус мне обошелся в $50, гриф – в $80.
Тебе, наверно, приходилось играть раньше на инструментах с хамбакерами. Как ты дошел до того, чтобы соединить стратовский корпус и хамбакеры, ведь по тем временам это было совсем в новинку?
Эдди: Да ничего особенного. Просто пропарафинил хамбакер в банке из-под кофе и присобачил его на нужное место. Мне нужен был определенный звук, которого я и добился, используя звукосниматель у бриджа. Потому что в другом положении нет драйва, правда? Я был своего рода свободным художником, собирая эту гитару. Но зато я ясно осознавал, чего хочу.
Получив в свое распоряжение готовые корпус и гриф, ты тут же собрал гитару?
Эдди: Самое смешное, что черные и белые полосы, которыми была обклеена гитара во время первых записей, возникли непонятно откуда. Не знаю, что заставило меня это сделать. Я искал что-нибудь новенькое, но мне ничего не нравилось. Даже пикгард, который был вначале, я вырезал сам. Это был вовсе не Fender, а мои ножницы.
Ну а собрал я гитару дня за два. Первые ощущения были просто неописуемыми. Все мои долголетние поиски реализовались в этом инструменте. Тем более что я делал ее, в первую очередь, для своих нужд, а не для любования зрителей. Такова была моя мотивация: я хочу то, что я хочу.
И зажима для струн не было?
Эдди: Нет, никакого зажима, никакого флойд-роуза, просто голое тремоло Fender. Все удивлялись, как это мне удается вообще в ноты попадать. Вот и все. Потом немножко «обработал напильником», чтобы все было ровненько-гладенько. Я даже, когда настраивал гитару, вращал струну со стороны бриджа одновременно с колком, чтобы она не перекручивалась. Более того, я на колок струну накручивал не снизу, а сверху, чтобы она была идеально прямой. Мне приходилось придерживать струны на голове грифа, чтобы при сильном ударе медиатором они не вылетали из желобов.
То есть ты совершил этакий прорыв.
Эдди: Да, прорыв, но для самого себя. Я делал все, что было бы удобно при игре именно мне.
Помнишь, что заставило тебя раскрасить гитару в полоски?
Эдди: Понятия не имею. Это произошло само собой. В конце концов, ее же надо было как-то покрасить. Сначала залил ее черной краской. Затем зачем-то обмотал липкой лентой и распылил белую.
А после этого слегка размазал границы ластиком. Кстати говоря, что-то из тех экспериментов можно еще наблюдать на сегодняшней гитаре. Ну, вы сами понимаете, что это была не фабричная покраска, никаких расчетов. Вообще, все, что я делаю, – это одна большая ошибка.
Та твоя черно-белая гитара очень известна. Но версия с красным корпусом еще более популярная.
Эдди: Да-да, я знаю. Я в от, бывает, беру в руки эту «красную» и думаю, ну почему же она не черно- белая, с пикгардом? Но факт остается фактом: «красную» любят больше.
"Красная" появилась уже после первого турне? Не помнишь, когда ты ее создал?
Эдди: После черно-желтой. Да, черно-желтая гитара была великолепна. Сейчас она похоронена вместе с Даймбегом (Дареллом), та самая. Эх, Даймбег, покойся с миром. Так что мне пришлось вернуться к этой гитаре, я подумал, а почему бы и нет. Чуть-чуть ее изменю...
Сейчас у тебя в руках та самая оригинальная гитара?
Эдди: Именно. А теперь возьмем Replica и ты просто обалдеешь! На самом деле я давно мечтал о чем-то подобном. Она великолепна. А по ощущениям и звуку даже лучше, чем оригинальная "Крошка".
Какова была твоя первая реакция?
Эдди: Не поверишь, мне впервые вот так вручают гитару. Чип Эллис дал мне мою гитару, которая по всем параметрам лучше оригинальной. Можно просто с ума сойти. Они даже следы от сигарет повторили. Просто невероятно.
Больше всего поражает, что они умудрились на каждую гитару прикрутить настоящий четвертак 1971 года!
Эдди: Да! Обрати внимание, там есть лишняя дырка, потому что я его раньше прикручивал под бриджем. Теперь-то он, правда, не нужен. Но это просто умопомрачительно, как они все повторили до единой царапины.
Позвольте теперь представить вам человека, который и возродил «гитару номер один» Эдди Ван Халена – «Крошку» (Baby). Это Чип Эллис. Чип – гитарный мастер на Fender Musical Instruments.
Он проделал действительно нечеловеческую работу, поэтому было бы интересно посмотреть на Replica с перспективы самого Чипа.
Как получилось, что ты взялся за эту гитару?
Чип Эллис: Ну, пришел проект, и я взял его первым, пока все рты разевали. Просто я стараюсь как можно ответственнее делать свою работу.
Что ты почувствовал, узнав, что именно тебе предстоит руководить проектом переиздания «реплики»?
Чип: Я был просто в восхищении. Ведь именно эта гитара побудила меня учиться играть. Так что все возвращается на круги своя.
То есть ты был поклонником творчества Эдди?
Чип: Да, я был по уши захвачен музыкой Ван Халена. Впервые услышал его альбом 1984 года. Тогда я купил кассету, когда появились компакт-диски, купил и диск с этим альбомом. Моя жизнь перевернулась. Этот человек [показывает на Ван Халена] и эта гитара просто сразили меня наповал.
Ты с детства играешь на гитаре?
Эдди: Ну если б он не играл, он бы вряд ли сделал то, что сделал.
Чип: Да, весьма полезно уметь играть, когда ты гитарный мастер.
А что было сначала: увлечение музыкой Ван Халена или интерес к созданию гитар?
Чип: Я вообще очень давно увлекаюсь «гитаростроением».
Моим первым инструментом была копия Les Paul Aria Pro II.
Я ее разобрал до винтика, всю поперекрашивал, в общем, что только ни делал с ней!
Повлиял ли Эдди на твою манеру конструирования гитар и не был ли он тем стимулом, который заставил тебя заниматься этим профессионально?
Чип: На самом деле, и то, и то. Его подход научил меня следовать принципу: если хочешь что-то сделать, делай, чего бы это ни стоило. Я чуть ли не уничтожал гитары, делал с ними все дозволенное и недозволенное. Потом, когда уже начал в этом «сечь», я стал более аккуратным что ли.
Как ты проектируешь гитары. Вот ты получил проект, сел за свой стол, а что дальше?
Эдди: Это и мне было бы интересно. Ведь посмотрите, он даже точно такие же отражатели прикрепил. Я просто любил, когда в конце концерта ярко загорался логотип VH, поднимать гитару над собой и светить отражателями в зрителей. Где? Как ты их нашел?
Чип: Ну пришлось провести большую исследовательскую работу. На самом деле, это заняло достаточно много времени, так как я должен был найти всех оригинальных производителей, причем один из них уже давно прогорел. Так что не легко было отыскать «те самые» отражатели. Я на это месяцы потратил. Просмотрел немало фотографий гитары. Каждую царапинку, каждую дырочку.
Эдди: С ума сойти!
Ты, кажется, называешь это гига-работой?
Чип: Да, пришлось действительно попахать. Но я старался изо всех сил.
Эдди: Черт, действительно, ты тут каждую дырочку повторил и даже оси колков… Ой, смотрите, а оси-то на этой гитаре другие!
Просто поражает то, как ты полностью, до точечки, повторил эту гитару, не имея ее в руках, ориентируясь только на фотографии!
Чип: У меня было много фотографий, так что, как я и сказал, пришлось проделать немало гига-работы.
Эдди: Как это можно было сделать по фотографии?!
Чип: Это было нелегко, совсем нелегко. С другой стороны, я рос, постоянно глядя на эту гитару, фотографии которой висели у меня на стене. Уже тогда я мог прочувствовать ее насквозь, она фактически стала частью меня.
Эдди: Да, теперь эта гитара – часть нас обоих.
Чип: И, как я уже сказал, после стольких лет я вновь столкнулся с ней вот в таком качестве. Огромная честь для меня!
Кажется, когда Эдди привезли гитару, тебя там не было. Но потом Эд сам позвонил, чтобы выразить восхищение. Что ты почувствовал?
Чип: Я был потрясен. Это был великолепный день! Один из тех, что никогда не забываются.
Последний вопрос, мужики. Вы ни разу не путались, где Replica, а где оригинал?
Эдди: Да, я путался. Именно поэтому я накалякал на грифе «Это дерьмо!»
Чип: У нас даже есть такая фотография, где мы сидим у машины, смотрим на три одинаковые гитары и не можем понять, где что.