|
Слайд-гитара в настройке Dropped D |
Автор: Kirk Lorange (kirklorange.com)
Перевод: В.Сорокин (bluesguitar.ru)
Я играю на слайд-гитаре уже более 30 лет. Этим я в основном и известен в Австралии. За эти годы я принимал участие в записи очень многих альбомов, джинглов и саундтреков к фильмам. Если вы живете здесь, то наверняка часто слышали меня по TV и радио.
Когда я начал учиться играть слайдом, то, как и большинство музыкантов, настраивал гитару в открытом строе ('open G', если мне не изменяет память). И скоро стал звучать так же, как многие другие слайд-гитаристы, которых я слушал. Я чувствовал себя отлично! Но это продолжалось недолго. Скоро мне стало скучно играть и скучно слушать. К тому же я уже начал "расшифровывать" гриф в обычной настройке, а когда я играл в 'open G', все мои привычные ориентиры пропадали. Я играл, но не знал точно, что именно я играю. Меня это совершенно не устраивало. И не только это - я понял, что теряю и все богатые возможности нормального строя. Да, я могу сыграть мажорный аккорд на всех шести струнах, ну и что с того? Я хотел иметь возможность играть любые - мажорные, минорные, уменьшенные, sus4 и увеличенные аккорды, в зависимости от ситуации. Для меня быть постоянно привязанным к мажорному аккорду - это скорее ограничение, чем преимущество.
Я вернулся к стандартному строю. Теперь, по крайней мере, все было там, где должно быть. Даже при том, что было труднее глушить нежелательные ноты (подробнее об этом позже). Но, по крайней мере, я был на знакомой территории. Как я упоминал выше, мне всегда необходимо знать, что именно я играю в данном музыкальном контексте. Другими словами - играю я 7-ю ступень, или 3-ю, или пониженную 5-ю, или что-то еще?
Затем я попробовал строй 'Drop D', но перестроил только 6-ю струну: D A D G B E. Я освоился в этом строе, и теперь всегда играю в 'Dropped D', независимо от того, играю я слайдом или нет. И неважно, в какой тональности я нахожусь. Эта настройка совмещает в себе преимущества стандартного и открытого строя:
Басовые струны (D A D) - это две тоники (D) и 5-я ступень (A). Это не минор и не мажор. Я могу взять все три ноты слайдом, и получу хороший низкий, плотный звук, как в открытом строе. Эти ноты можно сыграть и на минорный и на мажорный аккорд (см. схему ниже):
Желтая полоска показывает, где должен находиться слайд (непосредственно над ладом), R - это тоника (root), X - заглушенные струны.
Вот примеры различных аккордов:
***************************************************************************
Мажорный аккорд
***************************************************************************
Большой мажорный септаккорд (maj7)
***************************************************************************
Минорный аккорд
***************************************************************************
Минорный септаккорд (m7)
***************************************************************************
Доминант септаккорд
Я не могу сыграть слайдом все ноты септаккорда,
но могу создать доминантовую "окраску"
всего двумя нотами - это VII и V ступени.
Если вы хорошо освоили глушение струн,
попробуйте взять и тонику (R):
*************************************************************************** Уменьшенный аккорд
И снова всего 2 ноты, но можно сдвигать их на 3 лада
вверх или вниз. Сдвигая слайд, я попадаю в ноты обращения
уменьшенного аккорда, получая "уменьшенное" звучание:
***************************************************************************
Увеличенное трезвучие (aug)
Здесь та же ситуация.
Можно взять всего 2 ноты, но сдвигая их на 4 лада вверх
или вниз, мы получаем обращения увеличенного трезвучия:
***************************************************************************
Приемы сольного исполнения и импровизации
на эти и другие аккорды рассмотрены более подробно
в моей книге "PlaneTalk" ("Откровенный разговор")
|