Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая

worldelectricguitar в вконтакте

weg


 

Гитары Dean

Автор: Михаил Семенов
Источник: moinf.info

История гитар Dean началась в 1976 году в Чикаго, родном городе Братьев Блюз. Молодой гитарный мастер Дин Зелински, которому стукнуло в ту пору всего 19 лет, начал производство собственных гитар так как, будучи гитаристом, не был удовлетворен дизайном существующих на тот момент инструментов. Его гитары довольно быстро завоевали популярность. Достаточно упомянуть, что на них играли Dimebag Darrell (Pantera), Randy Rhoads (Ozzy Osbourne, Quiet Riot), Billy Gibbons (ZZ Top), Dave Murray (Iron Maiden), Eric Peterson (Testament), а также Vinnie Moore (UFO), Dave Mustaine (Megadeth), Glen Drover (Megadeth), Leslie West, Michael Schenker (Scorpions, UFO), Michael Amott (Arch Enemy), Uli Jon Roth (Scorpions), Karl Sanders (Nile), Tracii Guns (L.A. Guns) и многие другие.

Таким образом, компания успешно просуществовала до конца 80-х, когда Дин Зелински решил больше времени посвящать семье и продал свою компанию Оскару Медейросу (который, кстати, организовал американский Custom Shop для Dean). Под его руководством продержались до 1994 года, после чего вышли из бизнеса. В конце 90-х марку приобрела компания Armadillo Enterprises (также владеющая брендами ddrum и Luna Guitars), после чего компания возродилась в ее современном виде. Почти сразу же Дин Зелински был возвращен в компанию на должность исполнительного директора, на которой успешно проработал почти десять лет, до 2008 года, когда он ушел, чтобы организовать новую фирму DBZ Guitars. Сейчас компанией Dean управляет Elliot Rubinson, владелец Armadillo Enterprises, который тоже является действующим музыкантом и хорошо понимает нужды и чаяния гитаристов. Видимо, они с Дином, как два медведя, в одной берлоге не ужились. Мне довелось познакомиться с некоторыми моделями гитар Dean, о которых я сейчас расскажу. Все описанные модели корейского производства.

Deciever

Серия Deciever — совсем новая, впервые появилась в 2010 году. Она является продолжением линии инструментов в стиле Les Paul, начатых сериями Soltero и Evo, но, в отличие от них, не повторяет легендарный инструмент, а является творческим переосмыслением его конструкции. Что лично мне гораздо более симпатично, чем прямое копирование. Серия включает в себя пару моделей Deciever USA, но большая часть инструментов производится в Корее. Каждый инструмент имеет мензуру 24,75 дюйма, корпус из махагони и вклеенный гриф.

Мне достался Deciever FMF, что, я считаю, очень удачно, потому что эта модель содержит максимальное количество технологических "наворотов".

Если проводить аналогии с гитарами Jackson, которые часто называют суперстратами, то по своей идеологии Deciever представляет собой техногенный суперлеспол. По дизайну это слегка видоизмененный Les Paul, но со всеми современными "фишками": 24 ладами, тремоло Floyd Rose (несмотря на корейское производство, на инструменте стоит не лицензионный, а оригинальный Floyd) и активными звукоснимателями EMG (традиционная уже комбинация EMG 81 и EMG 85). Кроме того, инструмент тоньше, чем традиционный Gibson Les Paul, да и легче, а сзади на корпусе имеет выборку под туловище гитариста.

Для управления звуком есть всего два регулятора, громкости и тембра, которые изменяют звучание текущей комбинации звукоснимателей. Выбор же комбинации производится традиционным для Les Paul трехпозиционным тумблерным переключателем — соответственно, вариантов включения звукоснимателей три: передний, комбинация переднего и заднего, задний. Стоит отметить, что с точки зрения эргономики регулятор громкости очень удобно расположен — его услужливо подсунули его прямо под мизинец, а рифленая боковая поверхность ручки делает управление громкостью намного более удобным, чем гладкие ручки леспола.

Еще одна удобная особенность — это легкий доступ к верхним ладам. Поскольку инструмент имеет 24 лада, гриф как бы выдвинут немного вперед, и за счет этого двенадцатый лад вынесен дальше вперед за корпус, чем это обычно бывает. Скажем, при игре арпеджио в растяжке за 12-тым ладом я сильно выворачиваю кисть вперед и на традиционных гитарах типа Les Paul, Stratocaster и двурогих Ibanez она при этом обычно упирается в нижний рог гитары. А на Deciever этот нижний рог находится дальше, и кисть проходит без проблем, что очень удобно. Да и сам гриф потоньше.

Гитара имеет очень высокое качество изготовления и отделки, все тщательно отшлифовано, гладенько и изящно. Выпуклый верх из волнистого клена, перламутровые маркеры на грифе и многоцветная перламутровая окантовка корпуса — все это производит впечатление элитного инструмента, да и выполнено очень аккуратно. Лаковая поверхность очень тщательно отполирована, так что в руках появляется ощущения чего-то очень добротного. Гриф также отлакирован, что, в принципе, может понравиться не всем — есть люди, предпочитающие неполированные грифы, но это уже дело вкуса. Кстати, гриф тоже имеет окантовку, но из-за ее черного цвета это не бросается в глаза, особенно с учетом того, что накладка грифа сделана из черного дерева.

Что же касается звучания, то оно уверенное и напористое, однако Deciever не звучит как Les Paul. Естественно, конструкция из махагони, вклеенного грифа и короткой мензуры однозначно определяет характер инструмента. За счет меньшего веса и большего количества ладов передний звукосниматель находится ближе к заднему, что дает ему больше яркости, но отнимает глубину. Кроме того, яркости прибавляет и накладка из черного дерева, что, надо отметить, встречается не часто. С сустейном у гитары все в порядке, но характерной "трубности", присущей Gibson Les Paul, нет. Да такая задача, видимо, и не ставилась, все-таки, это разные инструменты. Deciever — более яркий, агрессивный и подвижный, что ли. Это теплое и напористое звучание на переднем датчике, и агрессивное и яркое на заднем.

Можно отметить, что активная электроника довольно быстро сажает батарейку — это надо учитывать и на ответственных мероприятиях всегда иметь под рукой запасную. А в общем, Deciever — хороший современный инструмент, очень удобный, хорошо сделанный и достаточно универсальный для того, чтобы быть интересным не только поклонникам тяжелых стилей, хотя конструкция и активные звукосниматели позволяют с успехом применять его и там. Интересно, что разработчики, видимо, пытаясь добиться оптимального отношения цена/качество, используют корейские производственные мощности, но с очень высоким качеством отделки и оснащением по максимуму — накладкой на гриф из черного дерева и американскими комплектующими (оригинальным тремоло Floyd Rose, звукоснимателями EMG и колками Grover).

ML ATF3000

Линия инструментов ML — одна из старейших у Dean Guitars, и это первый оригинальный дизайн инструмента, созданный Дином Зелински. Буквы ML — это инициалы ближайшего друга Дина по имени Matt Lynn, который умер в возрасте 16 лет, и в память о котором мастер назвал первую созданную им гитару. Именно поэтому, как потом подчеркивал Зелински, для него большое эмоциональное значение имел успех этой линейки гитар.

За годы существования у серии было множество модификаций, и в 2010 Dean Guitars представили очередную — серию ML AT, где AT — это аббревиатура от Arch Top. В серии две модели: ML AT3000 и ML ATF3000. Буква F после AT означает наличие тремоло Floyd Rose, модель без этой буквы имеет конструкцию со струнами, проходящими сквозь корпус. В остальном гитары идентичны: корпус из махагони с выпуклым кленовым верхом, вклеенный гриф, мензура 24,75 дюйма, палисандровая накладка на гриф, колки Grover и звукосниматели американского производства от диновского подразделения DMT (Dean Magnetic Technologies) Time Capsule и Baker Act.

Модель ML ATF3000 сочетает в себе традиционный дизайн конструкции ML и элегантную отделку, как у Deciever. Очень тщательная отделка — все подогнано, залакировано и отполировано, в сочетании с нарядным выпуклым верхом из волнистого клена и многоцветной перламутровой окантовкой. Кстати говоря, и толщина грифа практически как на Deciever — гриф более тонкий, чем у традиционного леспола, но пообъемнее тонких грифов Ibanez.

Характер же звучания никуда не делся: ведь по конструкции это все тот же Dean ML с новыми, но обладающими мощным сигналом звукоснимателями. Единственное, пожалуй, отличие в том, что у этих новых звукоснимателей чуть менее агрессивный характер, чем у ставившихся на ML в 80-е датчиков Bill Laurence L500 XXL. Они также обладают мощным выходным сигналом, но характер звучания более традиционный — теплый и сбалансированный, под стать внешнему виду. Это по-прежнему агрессивный и пробивной Dean ML, но одетый в элегантный вечерний костюм. В общем, просто подарок для тех, кому нравится форма ML, но хотелось бы иметь дизайн в духе дорогих Les Paul.

ML Noir XT

Гитара ML Noir XT, в противоположность ATF3000, является, пожалуй, самым бюджетным инструментом из серии ML. Соответственно, и "упакована" она попроще. Корпус не из махагони, а из липы, крепление грифа — на четырех болтах. Лицензионное тремоло Floyd Rose, звукосниматели — хамбакеры Dean корейского производства. Но колки все-таки Grover и мензура по-прежнему 24,75 дюйма. Выполнен инструмент вполне аккуратно и выкрашен в черный цвет, но отделка чуть попроще, чем на топовых моделях.

Соответственно, и звучит гитара по-другому. Конструктивные изменения, сделанные в этой модификации, привели к тому, что гитара звучит, скорее, не в духе линейки ML, а является прямым конкурентом гитар Ibanez серий RG. Правда, за счет больших размеров корпуса и более короткой мензуры она звучит все-таки более глубоко. Вообще, похоже, что сделано это с умыслом — расширить диапазон инструментов. Подавляющее большинство инструментов Dean делается из махагони. Должны же покупатель иметь возможность выбора, стало быть, должны быть модели, отличающиеся древесиной корпуса.

Задний, бриджевый датчик имеет более мощный сигнал, чем передний, и при этом он более яркий и кусачий, чем обычно, так что искусственные флажолеты высекаются на ура и тяжелые рифы, особенно на современных усилителях, получаются хорошо. Передний звукосниматель, как обычно, теплее и вносит заметный привкус. Сустейн, вполне естественно, меньше, чем на предыдущих рассмотренных моделях, так что это инструмент не для длинных тягучих соляков, а для рифов и быстрого шреда. Что ж, существует множество поклонников такого стиля игры, поэтому фирма Dean позаботилась и о них.

Razorback Explosion

Вся гитары серии Razorback являются именными моделями гитариста Даймбега Даррелла (Dimebag Darrell) из группы Pantera. Дизайн этих гитар основан на модифицированной Даймбегом гитаре Dean ML, которой он пользовался с начала 1980 до 1994 года.

История такова. В 1980 году юный четырнадцатилетний Даймбег участвовал в конкурсе молодых гитаристов в Далласском клубе Agora, в жюри которого, по счастливой случайности, находился Дин Зелински, а призом для победителя была гитара Dean ML. Конкурс Даррелл выиграл, произведя большое впечатление на жюри и, что более важно, на самого Дина Зелински. Естественно, призовую гитару он тут же получил и начал активно использовать, что стало началом большой и хорошей дружбы музыканта и мастера. Сотрудничество продолжалось до 1990 года, когда Зелински ушел из компании, тем не менее, Даррелл стал эндорсером Dean и оставался им до 1994 года, когда компания Dean вышла из бизнеса. В этот период именная модель не создавалась, для Зелински было достаточно того, что Даррелл играет на Dean ML. В 1994 Даймбег Даррел заключил контракт с Washburn, где и была создана его первая именная модель — Washburn Dime 3, до боли напоминающая все тот же Dean ML. С наступлением XXI века возрожденные Dean Guitars и Дин Зелински в качестве исполнительного директора, естественно, желали заполучить Даймбега Даррела обратно под свои знамена. Для этого пришлось подождать, пока закончится десятилетний контракт с Washburn, и только в 2004 году Dean и Даймбег воссоединились. Спустя два дня после того, как Даймбег Даррел вернулся домой из тура, Дин Зелински получил от него факс с чертежами новой гитары. Никто не знал тогда насколько это своевременно, ведь до трагической гибели Даррелла в декабре 2004 года оставалось совсем немного времени. Таким образом, модель Razorback стала своего рода последним подарком музыканта собратьям по цеху.

К моменту создания Razorback Даймбег Даррелл был уже сложившимся музыкантом, с пониманием своих звуковых целей. Поэтому инструмент полностью отвечал его представлениям о звуке и стилистическим особенностям творчества. Даррелл тогда "пересел" с усилителя Randall Warhead на Krank Revolution, а позднее — на свою именную модель Krank Krankenstein, и в содружестве с Seymour Duncan разработал звукосниматель Dimebucker. Все эти моменты были отражены в конструкции новой гитары.

На сегодняшний день линейка Razorback содержит разнообразные модели, которые отличаются расцветкой и спецификациями, мне же на тестирование достался Razorback Explosion. Помимо характерного внешнего вида с "заточенными" краями корпуса и пламенной раскраски, гитара содержит все даймбеговские "фишки": тремоло Floyd Rose (правда, почему-то стоит не оригинальный, а лицензионный Floyd), перламутровую инкрустацию бритвы на двенадцатом ладу, звукосниматель Seymour Duncan Dimebucker в бриджевой позиции и даже два куска клейкой ленты, которыми Даррел укреплял передний звукосниматель, то есть поддерживается полнейшая аутенитичность.

По ощущениям же инструмент более брутальный, чем ML, что, в общем, и неудивительно, учитывая, чья это именная модель. Гриф потолще и по ощущениям в руке близок к леспольному, при этом накладка грифа практически плоская, струны стоят низко, так что гитара сразу пригодна к игре, и к игре скоростной, несмотря на часто встречающееся мнение, что для скоростной игры нужен тонкий гриф. Но разве Даррел играл медленно? Или его друг Zakk Wylde, который порой тоже использует Razorback? Все это дело привычки и того, чтобы инструмент пришелся по руке, зато толстый гриф добавляет звуку глубины и сустейна. А сустейн хорош, несмотря на наличие тремоло.

Звукосниматели звучат совершенно по-разному: нековый звукосниматель (как заявлено, со специальной намоткой) производства Dean производит вполне традиционный хамбакерный саунд — теплый и имеющий подчеркнутые середину и низ. Все что нужно традиционного при сочетании с любыми усилителями он дает. А вот Dimebucker очень специфический. Этот звукосниматель разрабатывался Даймбегом Даррелом и фирмой Seymour Duncan на основе рельсового хамбакера Bill Laurence L500 XXL, который ставился на ранние модели ML, но с задачей получить большой выходной сигнал и даймбеговский тип дисторшна — глубокий и плотный с "зазубренным" верхом. Как говорил сам Даррел: "такой звук, как будто вы держите в руках губку". В процессе создания прототипы тестировались на даймбеговском оборудовании и сравнивались со звучанием его рабочих инструментов в комбинации с его усилением, и именно в таких условиях он выбрал окончательный вариант. В итоге исходные алниковые магниты заменили на керамические, звукосниматель получил сопротивление 16,25 кОм и резонансный пик на 5,1 кГц. Обо всем этом не стоит забывать, потому что звукосниматель получился очень специфический, обладающий горячим, но вместе с тем шероховатым звуком. У меня все время было ощущение, что я держу в руках большой и тяжелый рашпиль с крупной насечкой. Лучшего всего этот звукосниматель сочетается с усилителями Krank и, как выяснилось, Mesa/Boogie серии Rectifier. Для музыки Даймбега Даррела это самое то, что надо — пантероподобные рифы звучат на нем просто изумительно, мощный выход в сочетании с вклеенным грифом и большой массой инструмента позволяет получить великолепный сустейн, но поставить два таких звукоснимателя на гитару было бы уже слишком экстремально даже для такого инструмента. Поэтому наличие второго, традиционно звучащего хамбакера абсолютно оправдано и очень существенно расширяет возможности применения инструмента как стилистически, так и в плане комбинирования его с гитарными усилителями.

Sky Guitar

Завершая рассказ о гитарах Dean, хотелось бы сказать о новинке, которая так же, как Deciever и ML ATF 3000, была представлена на выставке NAMM 2010 — именном инструменте легендарного гитариста групп Scorpions (1974-1978) и Electric Sun Ули Джона Рота (Uli Jon Roth) Sky Guitar. Пока подержать в руках эту гитару не удалось — в этом году инструмент выпущен ограниченной серией и войдет ли он в массовое производство покажет время. Тем не менее, гитара настолько необычная, что сказать о ней все-таки стоит. Пожалуй, это только второй известный нам случай в практике мировых суперзвезд. Подобно Red Special Брайана Мэя, эта гитара не является модификацией какой-либо известной модели, а полностью разработана самим музыкантом. Правда, построен инструмент с помощью гитарного мастера из Брайтона, имя которого не называется. Прототип, или, если угодно, оригинал Ули использует еще с начала 80-х годов.

У него было несколько таких гитар, отличавшихся количеством ладов и струн. С тех пор он искал партнера-производителя, способного полноценного воссоздать этот необычный инструмент. В 2004 небольшую партию Sky Guitars изготовила мастерская 17th Street Guitars, и только в 2010, после встречи Ули Джон Рота и главы Dean Guitars Эллиота Рабинсона, было налажено полноценное производство Sky Guitars на американском производстве Dean.

Первое, что бросается в глаза — это необычная форма гитары в виде капли без нижнего рога, в верхней части которой находится "магическое око". Форма связана с тем, что Ули хотел получить шестиоктавный диапазон на гитаре, так что гриф имеет не 24, а аж 31 лад! Такая форма корпуса гитары позволяет, во-первых, все эти лады на грифе разместить, а во-вторых, получить к ним доступ. Кроме того, на рис. видно, что после 27-го лады становятся больше — это связано с тем, что там лады поставлены уже не через полтона, а через тон, ибо, если ставить их как обычно, расстояние между ними становится такое маленькое, что палец уже не влезает. Гриф скалопирован.

И, наконец, электроника. На гитаре установлены звукосниматели MegaWing, которые создал знаменитый английский инженер John Oram (которого называют отцом британской эквализации, в частности, он проектировал микшерные пульты Trident). Эти звукосниматели состоят не из двух, как обычно, а из четырех катушек, что позволяет не только отсекать катушки хамбакера переключением на сингловое звучание, но и оперативно изменять величину выходного сигнала и эквализацию датчика. Несмотря на то, что на гитаре виден только один, бриджевый звукосниматель, нековый датчик тоже есть, но он установлен прямо под накладкой грифа. Это связано с тем, что Ули не хотел терять теплоту звучания переднего звукоснимателя, а свободного места на корпусе оставалось так немного, что если бы на нем был установлен второй звукосниматель, он оказался бы прижат к бриджевому и звучал бы практически так же. Так что для того, чтобы вынести нэковый звукосниматель вперед, пришлось применить такое необычное решение. Кроме того, на каждой гитаре установлена система автоматической настройки и поддержания строя Powertune. Гитара выпускается как в шести-, так и в семиструнной версиях.


guitar

 


Email
Вконтакте YouTube Twitter
RSS
Рейтинг@Mail.ru

© 2016 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин