Я играю на гитаре с 1988 года: именно тогда мы познакомились с Эрмано и он показал мне первые аккорды для песен "Полковник Васин" и "Аллюминиевые Огурцы". С тех пор я разучил еще несколько незамысловатых аккордов и научился брать барре. Перестроил гитару в DADGAD совсем недавно, однако выбранное направление оказалось настолько благодарным, что теперь не грех и поделиться некоторыми интересностями. Все ниженаписанное - никоим образом не учебник и не "советы дедушки", постишего кельтскую гитару во всех ее тонкостях. Скорее, это попытка автора поделиться своим первичным восторгом от удивительно звучащего инструмента, и дать пищу для размышлений всем музыкантам, играющим на гитаре и стремящимся знать, что стоит за их игрой и как сделать ее лучше и интереснее.
Я очень надеюсь, что это окажется кому-нибудь полезным, предел же моих мечтаний - дискуссия и обмен опытом. Итак, к делу.
Техническое отступление
Нам понадобится шестиструнная гитара (дальше мы будем говорить только о шестиструнках), и, возможно, набор новых струн. Я ставлю LaBella или D'Addario '12 или '13. Сам по себе DADGAD не является веской причиной играть на "кабанах", однако, на мой взгляд, лучше все же ставить струны посолиднее - при настройке три струны придется опустить на тон относительно стандартного строя (EADGBE), и, если струны будут тонкими, они просто провиснут и станут звучать тише и слабее. Потом, толстые струны всегда лучше строят. У них есть и минусы - к ним нужно долго привыкать, после них трудновато воспринимать тонкие струны, да и гитару они могут "сложить" довольно быстро. Но звук, ей-Богу, того стоит. Сейчас у меня "ленинградская" гитара-гибрид, гриф шестиструнки, а корпус от двенадцатиструнки 4с171, поэтому никакими проблемами с отрывающимся нижним порожком и прочими медленными кошмарами она не отягощена, тьфу-тьфу-тьфу. В любом случае, если у вас тонкие струны, не парьтесь и играйте на том, к чему у вас лежит душа и что нравится вашей гитаре.
Еще неплохо, конечно, иметь "проверочную" шестиструнку, настроенную в стандартном строе. Иначе вам иногда придется перестраивать из DADGAD в EADGBE и назад, а струны этого не любят и перестают строить очень быстро. У меня никогда не было такой гитары, и приходилось представлять все аппликатуры мысленно.
Очень полезным может оказаться каподастр, но об этом немного попозже.
А больше ничего и не нужно.
Слушаем созвучия
Попробуем поскорее перейти к делу, а всю теорию отложим на потом. Со времен "Полковника Васина" я считал и продолжаю считать, что вся теория и даже правильность постановки рук может подождать, и ничто не сравниться с замечательной возможностью сделать что-то сразу, пусть простое, но звучащее. Давайте для начала перестроим гитару. Предположим, у вас стандартный строй (EADGBE). "Первой", или "нижней", струной мы будем называть самую тонкую, "ми". Нужно опустить на тон вторую струну, "си" (или, что одно и то же, настроить ее в унисон с третьей, прижатой на втором ладу), а потом на тон первую струну (унисон со второй, прижатой на пятом ладу). Теперь шестая струна, самая толстая: опускаем ее на тон, зажимаем на седьмом ладу, и сверяем унисон с открытой пятой струной. По-моему, это наиболее простой способ прыгнуть в DADGAD на любой гитаре. Если гитара вдобавок хорошо строит, можно настраивать шестую струну по открытой четвертой - должен быть унисон с шестой, прижатой на 12 ладу, или с флажолетом.
Настроились ? Теперь давайте возьмем аккорд D (см. рис.1), сверху вниз по всем струнам. Первые два дня я просто сидел и перебирал аккорд D с различными интонациями. Правда, красиво ? Он завораживает - однако, может быть, вы уже заметили, что звучит он несколько ... размыто, его можно сравнить с тихим горным озером, в нем нет ни печали, ни радости. Вот так оно звучит на моей гитаре:
Все потому, что он не является ни минорным, ни мажорным. Это Dmodal - модальный аккорд. Вот тут - стоп, и начинаются пояснения. Поскольку я не слишком силен в теории музыки, они будут короткими и примитивными.
Пояснения исторические, плавно перетекающие в пояснения практического толка
DADGAD великолепно подходит для игры кельтской музыки, для игры кантри, вообще любой акустической музыки, в нем можно сыграть даже блюз, но в первую очередь - он для фолка. В фолк гитара пришла относительно недавно - если не ошибаюсь, в послевоенное время или пораньше, не суть. В 60-х случился пик гитарной революции, и она стала очень популярным и доступным инструментом. В рок-н-ролльных бэндах ей быстро нашлось место. А в кельтском фолке? Все ключевые позиции уже много веков были заняты волынкой, арфой и tin whistle. Даже скрипка, относительный новичок в ирландской музыке, уже успела занять свое место. Но что было делать гитаристу, сидящему, скажем, между волынщиком с одной стороны, и бойранистом с другой, на сейшне в пабе?
К этому моменту у гитаристов была солидная европейская школа как аккомпанемента мелодии аккордами, так и "солирования". Естественно, имели место (и имеют до сих пор) попытки пересадить европейские аккорды под кельтскую мелодию. И тут выяснилось, что не очень-то стандартный строй для этого подходит. Кельтская мелодия по своему характеру модальна, ее тональность не имеет ярко выраженной мажорной или минорной окраски. Мажорное трезвучие состоит из тона, большой ("мажорной") терции и квинты, минорное - из тона, малой терции ("минорной"), и опять же квинты. Например, Dmajor - D-F#-A, а Dmin - D-F-A. Однако в кельтской мелодии с легкостью могут промелькнуть как мажорная, так и минорная терции, и что прикажете-таки гитаристу играть в таком случае - мажорный или минорный аккорд ? Вот иллюстрация вышесказанного: фрагмент из рила "Paddy Fahy's Reel". Обратите внимание на F в первом такте, но F# - в четвертом.
Конечно, практика показывает, что можно играть и мажорный аккорд, и минорный. Я так делал много раз, не считая себя неполноценным членом общества. Мелодия склоняется соответственно к мажору или к минору. За это гитаристов не очень любят традицонные скрипачи и волынщики - за то, что гитаристы иногда "навязывают" мелодии настроение, а не следуют ему, подчеркивая отдельные фрагменты. За то, что привносят в старинную музыку понятия, изначально в ней не прописанные и ей чуждые. Короче говоря, способ играть обычными аккордами по-старому "не прокатил". Игра модальными аккордами на обычном строе была в принципе возможна... но затруднена. Для интереса, попробуйте взять вот такой аккорд на обычной шестиструнке, и сравните его с тем божественным "однопальцевым" DADGAD-ным D.
Вторая проблема заключалась в том, что гитаристы, будучи тщеславными существами, рвались солировать. А солировать, если следовать традиции, предстояло по нотам, записанным для скрипки или волынки - инструмента, приемы игры на котором, звучание и характерные украшения ну очень отличались от гитарных. Гитаристу следовало научится имитировать скрипку, волынку, арфу... хорошо, что не бойран (хотя с этой задачей справлятся любая, даже не слишком строящая, гитара). Иначе игра теряла смысл, она не была ни красивой, ни мощной, ни богатой украшениями.
Тут-то и изобрели этот строй, DADGAD. Изобрел его британский гитарист Дэвид Грэм (David Graham), а популяризировал француз Пьер Бенсусэн (Pierre Bensusan). Давайте разберемся, с учетом всего вышесказанного - почему именно DADGAD, почему не AGDAM, например.
Во-первых, буквально с первых аккордов видишь, что DADGAD прямо-таки заточен под тональности D, G и A - подавяющее большинство мелодий играются в этих тональностях. Если поставить кападастр на второй лад, можно получить все те же преимущества для E и играть Morrison Jig. Во-вторых, строй этот благоприятствует модальной музыке. Из аппликатуры "исчезла" терция, мажорная или минорная. Она есть, но до нее нужно специально тянуться. Мой первый вопрос был - "а как здесь брать F# ?" Совершенно естественный ответ чайнику был - "а зачем его тут брать?" Наш "однопальцевый" аккорд звучит раскатисто и модально, в нем только две ноты, но они повторяются в разных октавах. Теперь мелодия, не аккорд, диктует окраску и настроение. А на верхних (басовых) струнах, на зависть металлисту и волынщику, звенит "мясистая" квинта - басовый интервал DA. Если играть мелодию на нижних, а бас вести раздельно, в 90% случаев опорные ноты будут приходиться на D или A, оставляя их непрерывно звучать наподобие басовых дронов волынки. Сыграем тот же аккорд перебором, любым, который вам по душе. Немного похоже на арфу? Интервал "секунда", находящийся на второй и третьей струнах (GA), позволяет играть арпеджио и оставлять затухать находящиеся рядом ноты. На обычном строе это, опять же, затруднено.
Продолжаем творить чудеса
Вы все еще не наслушались аккордом Dmodal? Тогда вот еще одно полезное созвучие нулевой позиции - модальный аккорд Amodal, и немодальный, обычный мажорный аккорд G. Используя эти три аккорда, можно аккомпаниировать простым мелодиям в тональности D (в голову сразу приходят джига "Six Penny Money" и дартсовская "Fira Fiddler", их и ми-минорную "Morrison Jig" можно услышать на концертном альбоме группы):
Теперь, для справки, если вы все же захотите взять мажорные или минорные аккорды (по идее, такое желание у вас должно давно уже испариться), в DADGAD-е они выглядят так:
Norwegian Wood
Песня "Норвежский Лес" из битловского альбома "Rubber Soul" играется в "Ми". Я решил не гнаться за аутентичностью (когда я гнался?) и сыграть ее в "Ре" в качестве примера того, как круто может звучать простая мелодия, использующая некоторые фишки DADGAD-а, а именно открытые стуны и интервал "секунда" между второй и третьей струной. Если вы хотите сыграть ее по-битловскому, просто поставьте каподастр на второй лад.
Итак, сама мелодия играется вот так:
Вот так оно звучит:
Для аккомпанемента можно использовать все вышеупомянутые аккорды (Dmodal, G, Amodal, в припеве добавляется Dmin). Особенно, на мой взгляд, мясисто звучит основная тема, играемая вместо с аккордным "чесом" (если не ошибаюсь, этот прием носит название cross-picking). Вот звуковой файл:
Пятна на солнце
Если DADGAD такой замечательный строй, спросите вы, почему же на нем не играют все ? Нетрудно ответить. Насколько легко и звучно играется на нем в D, A и G, настолько геморройной становится игра в тональности C, например. Блюз в нем сыграть не так-то и просто. А когда он все-таки играется, то звучит весьма не "по-блюзовому". Наконец, самое коварное свойство DADGAD-а - очаровывать именно красотой звука при минимуме прилагаемых усилий - способствует лени, расслабленности и тяге к клишированным ходам. Провел пальцем по струнам - уже звучит классно. Кроме того, многие мастера DADGAD-а отмечают, что строй как бы диктует сочиняемую мелодию, в то время, как диктовать ее должен человек. А как насчет старых наработок и репертуара в стандартном строе? Его придется либо оставить в прошлой жизни, либо перекладывать. Наконец, расстроенный DADGAD звучит преотвратно - три расстроенные D "бьют", отчего создается впечатление, будто ты стоишь рядом с ульем. Оно вам надо ?
А теперь посмотрите назад
...а стандартный строй EADGBE - универсален. Одна только открытая позиция позволяет играть практически в любой тональности при умеренных аппликатурных изысках. При дополнительных затратах труда строй этот позволяет сыграть любой модальный аккорд, имитировать волыночные "дроны" и арфовые арпеджио. Нет такой вещи в DADGAD-е, которую бы умелый гитарист не смог сыграть в стандартном строе. Да и потом, почему обязательно DADGAD ? Кроме DADGAD-а существует великое множество других открытых настроек, взять хотя бы DGCGCD или "Drop D", стандартный строй с верхней струной, спущенной до D (этакая переходная ступень к DADGAD-у), "оркнейский строй" CGDGCD, или "лютневый строй" DADF#BE, и так далее.
И все же многие, очарованные звуком, играют в DADGAD-e. Я считаю, что, даже если вы не останетесь с этим строем надолго, он обязательно даст пищу для сравнений и позволит по-новому взглянуть на стандартный строй и те его возможности, которые до этого были не столь очевидны. Например, после нескольких месяцев игры в DADGAD-е я увидел модальные аккорды в стандартном строе. Многие (и я не исключение) начинали изучать новый строй хотя бы только для того, чтобы поломать инерцию мышления, возникающую при многолетней игре в "стандарте". В коце-концов, китайские мудрецы советовали человеку каждые семь лет менять род занятий и образ жизни - так почему гитаристы должны быть исключением?
И напоследок
После всего вышесказанного, создается впечатление, что на гитаре, настроенным таким образом, следует играть аккордами - ведь они такие звучные. Зажали Dmodal - и...
Белый снег,
Серый лёд
На растрескавшейся земле...
И это не так. А как - я напишу, когда сам разберусь в этом вопросе.