Последнее письмо или «Гудбай, Америка» - двенадцатая песня альбома «Невидимка» группы «Наутилус Помпилиус». Также песня вошла в студийный альбом «Князь Тишины» (девятая и последняя песня). Песня стала одной из визитных карточек группы «Наутилус Помпилиус» и гимном неформальных прозападных движений эпохи Перестройки.
Из интервью В. Бутусова, журнал "Медведь", 2005:
- А вот это: "Good bye America, о-о, где я не буду никогда…" На мой простой взгляд, это самое пронзительное из всего, что у вас было.
- С этой песней интересная была история. Я сейчас могу говорить не кокетничая, потому что много времени прошло: мы ее сделали просто как добивку. Мы тогда записывали альбом, и он получался какой-то ну очень короткий, какой-то недобитый, и мы его добили… Знаешь, тогда же было сложно альбомы записывать. Ни у кого ничего не было. Да и негде. В таких условиях приходилось работать… Но раньше же все друг другу помогали. Нам знакомые уступили квартиру на неделю, они поехали на горных лыжах кататься, на Домбай, и мы у них неделю хозяйничали в однокомнатной квартире. Кто-то принес японский магнитофон Sony, который имел возможность переписывать с трека на трек.
Помогали звукооператоры группы "Урфин Джюс". У другой группы берешь гитару, у третьей еще что-нибудь… С миру по нитке. Ближе к песне мы это все собрали в одной квартире… И надо было сделать добивку. У меня был набросок, который я хотел сделать в стиле raggae - это было модно тогда. Хотел, но не смог: времени не было. А тут взял ПС-55-ю - была у нас такая клавишная, в ней были заложены уже ритмические эффекты, звуки всякие. Врубаешь, а там сразу все играет, и ты ничего поправить не можешь, ниче. Врубили мы эту румбу, и думаем, во как круто - все играет как в шарманке. И я под эту румбу записал вокал. Про Америку.
- А ты тогда действительно так волновался насчет Америки? Вот я - да, мне, пока я в ней не был, казалось, что я не знаю чего-то самого главного в этом мире.
- Нет, у меня иначе было: я даже не понимал, о чем я пишу. Я писал интуитивно. У меня было ощущение такого рода: по тем временам я воспринимал Америку как легенду, как миф какой-то. Миф, который мы сами себе и придумали, пgотому что реально мы не представляли себе, что там. У меня ассоциации с Америкой были такие: Гойко Митич как индеец, Фенимор Купер и так далее…
А писал я от лица человека, который прощался с детством, он уходил в самостоятельное плавание. Я сам тогда уехал от родителей. Мне было 20 лет…
Газета «Молодой коммунар», 23 мая 2001 г..
- А почему вы столько лет заканчиваете свой концерт "Прощальной песней"?
- Это неизбежно. Я начинаю играть концерт, мне уже кричат: "Гуд бай, Америку" давай!" В принципе можно было бы выйти и полтора часа испонять одну эту песню.
- Не раздражает?
- Я смирился. А что делать? Кричать со сцены о том, как они мне надоели вместе с этой песней? Лучше повернуться лицом к народу и получать от этого такое же удовольствие, как они.
Последнее письмо (Гудбай, Америка)
Am C F
Когда умолкнут все песни,
G E7
которых я не знаю
Am Dm
в терпком воздухе крикнет
C E7 Am E7
последний мой бумажный пароход Am CF
Гуд-бай Америка - о
G E7
где я не был никогда
Am Dm
прощай навсегда
C E7 A
возьми банджо сыграй мне на прощанье
Мне стали слишком малы
твои тертые джинсы
нас так долго учили
любить твои запретные плоды
Гуд-бай Америка - о
где я не буду никогда
услышу ли песню которую запомню навсегда?